От дома, где жил будущий авиаконструктор Яковлев Саратов — лики модерна. Часть 3. Загадки лиц сфинксов и не только сфинксов, до Крытого рынка по улице Дзержинского буквально несколько десятков шагов.
Про Крытый рынок я рассказывал Крытый рынок: драгоценности до сих пор не отыскали, но в 2013 году меня интересовало другое.
Стилистически здание относится к стилю модерн в его рациональном прочтении. Множество различной лепнины, которая украшает здание.
Если посмотреть на торец здания, где находится вход в рынок со стороны цирка, но можно подивиться его красивой отделке.
По бокам -даты строительства, в середине — голова быка в обрамлении колосьев, между рогами буками — три стерляди на гербе Саратовской области.
Неизвестны имена всех воспитанников Боголюбовского рисовального училища в Саратове, но голову быка создала Софья Резцова.
На щите ниже этой композиции два рога изобилия между которыми располагаются часы.
А еще ниже располагается фигура с крыльями, обернувшаяся к нам спиной.
Кстати, герб есть и внутри Крытого Рынка.
самое время поднять голову вверх и полюбоваться стеклянным куполом.
Но мы пришли сюда не за этим. Саратовский скульптор Павел Фёдорович Дундук (1889 — 1940) создал скульптуры атлантов, которые словно держат над собой Крытый Рынок.
Всего атлантов -8, попарно с четырёх главных входов в рынок. Причём на центральном и заднем входах атланты сосредоточены
и не смотрят по сторонам.
А с боковых входов видимо нагрузка на их плечи меньше
и они в пол-оборота смотрят на входящих покупателей.
На более мелких входах расположены конструкции, которые словно что-то не досказывают.
Помимо головы быка на центральном фасаде — над боковым входом видны головы баранов.
Целый зоопарк получается.
Входов Крытый рынок много и над двумя, где состыкуются передний фасад и боковые стены, обнаружились головы, но уже не животных, а людей.
Следующее здание, построенное в силе модерна, когда-то именовалось «домом с кариатидами», располагается на улице Советская, 10.
До него проще дойти от Крытого Рынка, чем доехать.
Когда-то шикарное здание получилось из одноэтажного здания, к которому новый владелец здания инженер-технолог Вячеслав Августович Яхимович пристроил в 1911 году ещё два этажа, внутри были применены современные на то время технологические решения, а на фасаде появились шикарные скульптуры.
Наверху сидят полу русалки, символизирующие молодость.
Внизу держат из последних сил вход над зданием кариатиды, символизирующие старость.
Правда с момента создания очередной красоты на улицах Саратова время и люди, построившие рядом со зданием огромную многоэтажку, довели дом с кариатидами до ручки.
Были здесь и пожары, и бомжи. Вроде власти в последнее время обратили внимание на бедственное состояние здания, но будет ли счастливый конец — посмотрим.
Уже в этом году обвалились в центре города стены двух зданий — региональных памятников культуры: дома Подклетновой и Дома художника.
Маловато держащих на каменных руках небо или хотя бы части здания представителей славного архитектурного племени на зданиях Саратова, так или иначе связанных с модерном. Зато есть другие, более загадочные персонажи.
Здание на углу улиц Горького и Киселёва было построено в 1870-х годах по заказу купца Фёдора Алексеевича Сатова.
В начале XX века здание было реконструировано и заметно изменило свой облик — оно приобрело стиль модерна.
Чтобы дойти до этого здания от «Дома кариатидами» необходимо вернуться на улицу Горького и отшагать шесть кварталов в сторону, хотя можно доехать на маршрутке 110 до конечной остановки.
Здание отлично и ухоженно выглядит — угловой эркер с башенкой,
которую венчает какая-то фигурка типа флюгера.
Держит балкон какое-то сказочное чудище, если напрячь фантазию, то можно принять его за голову дракона.
Окна приветствуют нас «улыбкой» модерна,
причём улыбки разноплановые.
Если на «Доме с кариатидами» присутствуют полу -русалки, то здесь на фасаде резвятся русалки.
Милые женские головки — еще одна из красивых деталей здания.
Проёдём по улице Горького до улицы Московской, свернём налево на улицу Московская. В середине квартала (улица Московская, 85) увидим солидное здание.
Доходный дом Смирнова был построен в 1914 году в стиле рациональный модерн и уходит в глубину квартала.
Мощный эркер над входом в бывший доходный дом
лежит на плечах демона-атланта.
Много рельефов на фасаде, в том числе загадочно-грустных лиц.