Многие здания Саратова носят отпечаток стиля модерн, хотя иногда это только детали. Продолжим прогулку по Саратову.
Одно из красивых зданий Саратова — особняк Скворцова (ул. Е. Ф. Григорьева 49) Дом со сфинксом, расположенный на пересечении улиц Октябрьская и Е. Ф. Григорьева, стал еще краше после реставрации. Здание в стиле рационального модерна привораживает в первую очередь головой сфинкса, взгляд которого хранит какую-то загадочную и тревожную тайну.
Эта архитектурная деталь не единственная.
На стене со стороны улицы Октябрьская располагается птица.
Над подъездом с красивой, утопленной внутри подъезда дубовой дверью, располагается еще одно лицо, напоминающее египетского фараона.
Параллельно улице Григорьева, на расстоянии одного квартала располагается улица Первомайская, на ней я обнаружил еще одно здание со сфинксом (Первомайская, 59).
Бывший особняк принадлежал присяжному поверенному Александру Григорьевичу Дыбову, члену Саратовского общества пособия бедным. Был построен в 1910–1911 годах. После смерти владельца два раза перепродавался, пока не был национализирован. Здесь размещались коммунальные квартиры, а затем детсеий сад № 50. По крайней мере он был там, когда я особняк фотографировал.
Меньше размеры у особняка Дыбова и хуже состояние здания, но и «улыбающееся» окно
чем-то похожий на сфинкса особняка Скворцова, производят впечатление.
Сохранилась лепнина,
а внутри здания — старинный камин.
К следующему пункту нашей программы можно было дойти пешком, но мы спустились к улице Московская, где ходят автобусы и троллейбусы. Улица Вольская находится между двумя остановками.
Доходный дом Ананьина (Вольская, 97) по размерам превосходит особняк Скворцова и дом на Первомайской, 59.
Ярчайший образец саратовского модерна был построен в 1913 году. Хотя носит название владельца мыловаренного завода Арсения Александровича Ананьина, но было построено на принадлежавшем ему дворовом месте после его смерти наследниками. Квартиры в этом доме снимали обеспеченные постояльцы. На фронтоне здания висел размером более аршина термометр Реомюра, который потом перехал на фасад Крытого рынка, но уже со шкалой Цельсия.
Красивые балконы.
На углу Вольской и Челюскинцев здание имеет интересный грибообразный балкон.
Центральная ось главного фасада также отмечена балконом и женской маской.
Это не единственный маскарон — декоративный элемент, в отличие от обычного понятия «маска» означает изображение, включённое в архитектурную или иную пространственную среду. Маскароны до сих пор украшают фасад здания., причём здесь можно увидеть как женские, так и мужские лица-маски.
Еще один женский лик присутствует над входом.
Есть такие же лица в других местах фасада.
Оригинально сделаны лики усачей, из усов которых вырастает каменный узор вокруг лица.
Помимо просто усачей есть усачи-бородачи.
А вот лицо в профиль чем-то неуловимо вызывает в память лица индейцев из кинофильмов.
Различных архитектурных мелких деталей на фасаде хватает.
Ну чем не скопище бабочек под крышей… Полюбовавшись на последок интересными деталями здания,
отправились вверх по улице Вольская.
По дороге встретили еще одно лицо — остаток былого фонтана.
Правда к модерну лицо отношения не имело.
Мило выглядит особнячок на улице Дзержинского, 39.
Фасад словно разрезан на несколько частей,
на одной из которых мы находим женские лица, собственно ради которых мы сюда и пришли.
Расположено здание недалеко от Крытого рынка, между улицами Вольская и Чапаева.
А с датировкой даты постройки есть разночтения.
Дело в том, что на нём расположена мемориальная доска в честь Олега Константиновича Антонова, который проживал в этом здании с 1915 по 1925 год.
Но ряд источников утверждает, что здание построено в 1917 году.