Дело было не так давно, в мае 2019 г., в ту до COVIDную эпоху, когда границы были открыты. Собрались мы с сыном в авто-путешествие за 4 моря: Черное, Азовское, Каспийское и Аравийское.
Дело было не так давно, в мае 2019 г., в ту до COVIDную эпоху, когда границы были открыты. Собрались мы с сыном в авто-путешествие за 4 моря: Черное, Азовское, Каспийское и Аравийское.
Была надежда найти экипаж для совместного путешествия, но увы… Вернее, экипаж нашелся, мы даже визы вместе открыли, но за неделю до старта TLC80 неожиданно встал на кап ремонт двигателя всерьез и надолго.
Пришлось ехать самим. Откатав 9500 км одной машиной (Nissan Patrol Y61) и благополучно вернувшись домой, решил, что писать надо не о всей поездке и моряx, а сосредоточить внимание на Иране. Повествование будет не слишком щедрым на повороты сюжета — перед вами типичный каток «куда еду, о том и пою». Зато, от части к части рассказ наполнится описанием этого странного мира и деталями, мимо которых нельзя было пройти.
Начну с вводной части:
Для путешествия в Иран на машине, кроме открытия визы заранее нужно оформлять карнет-де пассаж (фр. Carnet de Passages en Douane) — это международная таможенная декларация, необходимая для временного ввоза транспортного средства, а это уже не просто и не дешево. Прибавить к этому языковые трудности, малопонятный денежный оборот, другая культура, менталитет людей, живущих по исламским законам изолированно от «всего прогрессивного человечества».
Для полного счастья священный месяц Рамадан в этом году начался 5 мая, то есть совпадает со временем нашего пребывания в Иране. На время этого поста истинный мусульманин должен отказаться от многого: приём пищи до заката, половые отношения и т. д. Постом верующие проверяют силу своего духа. Соблюдать пост обязаны практически все, а значит весь общепит до 7–8 часов вечера закрыт.
Вооружившись подобными знаниями, мы поняли, что образ Ирана вырисовывался туманно, поэтому ехать нужно и обязательно через всю страну с севера на юг, от Каспийского до Аравийского моря, посетив самые красивые и знаковые места Ирана. Ну не может быть там все плохо! Ведь персы — это древнейший народ, мы же помним из школьного курса Персидскую империю — влиятельный культурный и политический центр Азии.
Визы открыли в Иранском посольстве без проблем, (одноразовая, на 30 дней, срок действия 3 месяца) карнет-де пассаж решили оформлять на месте, по старой русской традиции понадеявшись на «авось», ибо официальное оформление в «Нерезиновой» грозило банкротством всей экспедиции. А мы, напомню, ехали без спонсорской поддержки, на свои деньги, на своей машине и никак не застрахованы от неожиданностей.
Промчавшись по республикам Сев Кавказа пересекли границу в ТПП Самур и после ничем не примечательного досмотра оказались в Азербайджане, заплатив их таможне авто-страховку (минимум 30 дней) и дорожный сбор, который тоже как бы на 30 дней, но в отличии от страховки теряет силу после выезда из страны, поэтому на обратном пути пришлось еще раз заплатить дорожный сбор. Вот мы уже мчимся по прекрасному автобану, как нитка, соединяющим всю страну до самой иранской границы, общей длиной около 600 км. Проскочили AZ сквозняком, рассудив, что лучше осматривать его на обратном пути. Цена на дизель в конце апреля 2019 по всей стране одинакова =23 рублитр
Прибыли на Азербайджано-Иранскую таможню в Астаре вечером, и остались ночевать перед ней, на ТиР стоянке. Т. к. знали, что заходить в Иран нужно до обеда, ибо на оформление всех бумаг понадобится пол дня, а ночевать на Иранской таможне в планы не входило.
Нашими соседями оказались два дальнобойщика славянской наружности — один из Украины, другой из Белорусии. Накрыли общий стол, посидели, пообщались и разошлись спать по машинам. Ночью подьехал иранец на раритетном Volvo и встал рядом. Потом мы увидим еще много подобной техники, но первое впечатление об иранском международном автопарке оставило в памяти неизгладимый отпечаток.
С утра легко прошли AZ таможню с ее чистотой и порядком европейского уровня, переехали по мосту через пограничную реку Астарачай и оказались в Иране на…. какой-то огромной торговой базе, заполненной хаотично двигающимися фурами. На таможню это было никак не похоже, но это была она) Кто откуда и куда ехал, мы так и не поняли, ведь АZ таможня была пустая, а здесь движняк зашкаливал. Подьехали к обшарпанному зданию, стоявшему по пути, легковушек нет, что делать хз.
Остановились на подумать. И тут подходит к нам иранец в гражданском, знакомимся, из разговора на фарси-англо-русском диалекте узнаем, что он ждет «рюсия авто-турист» по предварительной договоренности. Узнав от нас, что мы не они, и на АZ таможне никакой другой русской машины нет, он связывается по телефону со своим шефом, после чего берется помочь в оформлении всех необходимых документов. Забрав наши доки, он много бегал по разным местам на таможне, приносил нам кофе, в итоге часа за 4 все было готово.
Выехали с ним в город, там из офиса его тур фирмы вышел специально обученный человек, который попытался прицепить к диагностическому разьему патруля датчик слежения — они ведь за нас залог внесли немалый (схему оформления корнета в Иране описывать не буду) Но ничего у них не вышло — наш любимый Nissan Patrol безмозглый, и всех этих современных электронных прибамбасов не понимает) Пришлось им отправить нас в свободное плавание без GPS слежения.
Купили местную симку с интернетом, поменяли валюту, пообедали и заодно получив сеанс шокотерапии по вождению, поехали исследовать страну, в которой деньги официально меняют не в банках (это вам не Россия и не Европа) а в специальных конторах «Money Exchange» или в городах на определенных улицах у менял. Официальная денежная единица в Иране это РЕАЛ… но один реал настолько ничтожен, что все считают в «туманах», это жаргонная единица, причем плавающая. 1000 реалов = 1 туман… Но это не всё. 10 000 реалов, это тоже 1 туман, и 1 млн реалов тоже 1 туман, ага)))
Туман он такой туманный, что меняет свое значение в зависимости от контекста покупки. Например, если в магазине или на рынке, вы увидите на ценнике или услышите цену за недорогой по виду товар =15туман, не пугайтесь, это всего лишь 1.5 млн реал (10 $) а никак не 100 $. Так что включайте логику, оценивая ту или иную вещь и калькулятор вам в помощь. По всей стране курс был 100 $ = 15 «туман» это 15 000 000 реалов и только в Астаре при первом обмене нас нагрели в Exchange-конторе, вручив за сотку вечнозеленых на 1 млн меньше. Теперь вы в курсе и вас не обманут)))
Замечу, что официально менять валюту не имеющим лицензию людям запрещено, но большинство персов забивают на эти запреты, так что в магазине, отеле или ресторанчике Вы всегда рассчитаетесь вечнозелеными, если сумма не большая. За другую валюту не скажу, у нас были только $
(продолжение ТуТ )