Сегодня про олимпийское наследие Сочи знает, наверное, каждый. Огромная инфраструктура, масса спортивных объектов, новые дороги и развязки — все это появилось в считанные годы перед стартом Олимпийских Игр 2014 года. Затем все это наследие хорошо пригодилось на Чемпионате Мира по футболу в 2018 году и помогает в логистике, отдыхе и на различных соревнованиях и по сей день.
Все мы знаем эти объекты и инфраструктуру после введения в эксплуатацию. Но мне удалось летом 2013 года побывать в тех местах Олимпийского парка и Красной Поляны, где шли усиленные работы по строительству. Хочется рассказать о том, что было тогда, и как люди жили в эти предолимпийские годы.
Большая часть стройки заняла Адлерский район и район Красной Поляны. Для Сочи самым заметным изменением стало строительство Дублера Курортного проспекта, который позволял еще при въезде в город со стороны Лазаревского района поехать по специальной дороге, чтобы не перегружать основную артерию на пути в центр — улицу Виноградную, а также важную Донскую улицу.
В итоге по Дублеру вполне комфортно можно проехать весь Сочи, как бы минуя его и уйти на Адлер. Было создано десяток эстакад, 15 тоннелей, переделаны некоторые дороги для съездов и въездов на Дублер. Это масштабное сооружение позволяет съехать в нужном районе города и оказаться в пункте назначения намного быстрее, нежели при использовании привычных дорог.
Помню, как работая в центре Сочи, добирался до района Новый Сочи, что всего в 7 километрах за полтора часа. Нетрудно подсчитать, какова была средняя скорость движения. Просто ужас. Можно было посмотреть целый фильм на навигаторе, пока стоишь в пробке, что собственно и делал. С запуском Дублера дороги сильно разгрузились.
В Адлере же шла настоящая стройка века. Без преувеличения в районе строительства стоял гул от работы техники. В будущем Олимпийском парке было тяжело дышать. Вокруг была пылевая мгла, что скрывала солнце, а привычные яркие краски здесь тускнели.
Моя работа тогда была связана с частыми поездками в те места, а логистика в районе менялась чуть ли не каждый день. Вокруг большегрузы, что возят туда-сюда строительные материалы, бетон, строительный мусор. Во многие места можно было проехать, только по пропускам, вокруг было много охраны и ЧОПовских постов. Иногда оставлял машину буквально на 15 минут, а, возвращаясь к ней, обнаруживал внушительный слой пыли. Приходилось часто пользоваться стеклоомывателем, чтобы очистить стекло. Это было поначалу шоком. Такая стройка шла здесь.
Удавалось делать редкие фотографии уже высившихся стадионов, что были одновременно так близки и так далеки.
1 из 4
К примеру, были вот такие виды на известные сегодня футбольный «Фишт», хоккейный «Большой» и конькобежная «Адлер-арена».
1 из 2
А вот «Сириус» — парк науки и искусства.
Вдалеке сфотографировал ледовый дворец «Айсберг».
Вдоволь накатавшись и наглотавшись жаркой пыли, отправляемся в сторону Красной Поляны. Сегодня туда можно доехать двумя дорогами. Одна — давно действующая, что обходит аэропорт слева. Другая — новая дорога, которая была создана для быстрых трансферов в горный кластер. Однако ее запустили в ноябре 2013 года. Поэтому мы двигались по привычной, собираясь остановиться на стоянку на смотровой площадке Ахцу.
Виды здесь просто потрясающие. Можно передохнуть среди извилистого маршрута, подышать свежим горным воздухом с тем, чтобы прочистить легкие после Адлерской пыли.
Новый старт и следующий пункт назначения — новый городок в Красной Поляне. Он был построен за известным поселком, стоит на реке Мзымта, что бурным потоком течет с гор.
1 из 4
1
Попадая сюда в первый раз, были очень удивлены. Не врали. Будто попадаешь в другую страну. Удивительная по красоте архитектура европейского стиля поражает. Не верится, что где-то в паре километрах стоят привычные дома Красной Поляны, а здесь множество новеньких отелей, что еще даже не запустились.
В горном кластере заметно прохладнее, даже в июльскую сочинскую жару. Сказывается прохладная река и горы. Здесь читается пока еще неизвестное название «Роза Хутор».
1
Очень понравилось здание ратуши и великолепные часы.
1
На берегу высятся отели известных брендов.
За ними виднеются еще совсем «молодые» установки для фуникулеров, что скоро будут поднимать в горы тысячи и тысячи людей.
Сделал фото на мосту, который позволяет переходить с одного берега на другой. Вообще здесь в то время мало что работало. Рестораны еще не были запущены, работал фастфуд. Несмотря на это, людей здесь было очень много.
Затем состоялся подъем на единственно пока действующем направлении до Розы Пик на высоте 2320 метров.
На первом пересадочном пункте тоже велась стройка. Здесь строилась Олимпийская деревня, гремели автомобили и различная строительная техника.
2
1
Добравшись до самого верха, удалось побыть в тишине, увидеть отличные виды вокруг.
1
2
Отсюда можно было увидеть далеко внизу точку старта. Даже не верится, что можно покрыть такие расстояния буквально за час, двигаясь на быстроходной канатной дороге.
Путешествие по строящимся объектам вызывает до сих пор смешанные чувства. С одной стороны, это ужасающая стройка, клубы пыли, а с другой, возможность увидеть, как рождался современным теперь облик олимпийского города.