Финальный, четвертый день небольшого путешествия в Саксонию (с заездом в Берлин), стал настоящей «Вишенкой на торте» под названием «Саксония», который мы и распробовать не успели за столь короткий визит (правда, я не первый раз здесь), а только надкусили.
2
Название Саксонская Швейцария — скорее неофициальное, географическое название этого места звучит так: Эльбские песчаниковые горы — Elbsandsteingebirge. Но, звучит как-то не очень. Однако, и с названием Саксонская Швейцария я в корне не согласна — меньше всего это похоже на Швейцарию, скорее — на скалы Метеоры (правда, зелени многовато). Значит — просто Национальный парк. А придумали эту самую «Саксонскую Швейцарию» два преподавателя живописи Дрезденской Академии Художеств — швейцарец Адриан Цинг и Антон Графф.
1 из 3
5
Началось все плохо. Как только мы подъехали к месту парковки, позвонил из дома сын, и сообщил, что прибыл заказ — гранатовое дерево. И все, супругу срочно надо было домой, заниматься распаковкой и пересадкой! А мне — срочно к скалам. Конфликт интересов налицо, я решила отвоевывать плацдарм по чуть-чуть. Поэтому не сказала, что мы подъехали к месту более сложного и долгого маршрута. Мало этого, честно глядя мужу в глаза, сообщила, что «мне только мост посмотреть, лазать необязательно». О том, что посмотреть мост можно только поднявшись к нему, я скромно умолчала. Забегая вперед, когда вернулись, Сергей признался, что если бы я сразу сказала, «что мы полезем туда (на фото вдали), то и речи о подъеме бы не было». Так что, тактику я выбрала правильную — дозировать информацию.
1 из 5
2
Вот я дозировано и показала на навигаторе, что пешком надо пройти всего 2 км и 200 метров (а высота и уклон на навигаторе не показана). Кстати, в 10.00. утра, несмотря на воскресенье, машин было немного и мы даже сумели запарковаться на ближайшей парковке. Я решила, что это из-за пандемии (как оказалось, просто народ еще спал).
1 из 3
5
И мы двинулись вперед. Дорога проходит через красивейший лес, больше напоминающий осенний — оранжевая листва покрывает землю.
1 из 13
5
Все тропинки очень понятно промаркированы указателями, лестницы каменные или деревянные, иногда с деревянными же перилами. Подъем не крутой, идти — одно удовольствие.
1 из 11
3
Но, пройдя примерно половину пути, уже и супруг понял, что коварная жена его обманула — дорога пошла резко вверх, начала петлять между скал, и навигатор сообщил, что оставшийся километр мы пройдем примерно за час! Но, деваться уже некуда было, да он и сам видел, что красота вокруг необыкновенная.
1 из 6
4
Тем более, было понятно, что находясь в 700 км от дома, завтра мы сюда точно не выберемся! Мы вообще весь год путешествуем с ощущением, что завтра могут и это прикрыть. Примерно с полпути начали появляться смотровые площадки, откуда открывались виды не только на скалы, но и на вьющуюся внизу змейкой Эльбу.
1 из 15
3
Местные скалы, которых становится все больше по мере подъема — песчаник, который отлично подходит в качестве строительного материала. Многие памятники архитектуры — дворцы и соборы Дрездена — построены именно из него, в том числе знаменитый Цвингер (то, что мы привыкли называть Дрезденской галлереей).
1 из 3
3
В конце 18 века была признана не только практическая ценность, но и красота этого района. Пейзажист Людвиг Рихтер вдохновлялся здесь, уходя бродить по окрестностям с мольбертом и красками. Вернувшись из одной своей прогулки, он написал: «Пейзажная живопись, как и музыка, вызывает выражение не конкретных, четких мыслей, но лишь общих чувств и переживаний. Так получается потому, что ключ к пониманию языка природы мы давно утратили и сами покинули Великую Гармонию Природы. Поэтому, наверно, большая часть ощущений, возникающих у нас при наблюдении природного великолепия — меланхолического и ностальгического свойства». Не знаю, у меня никакой меланхолии не было — только полный восторг от этих красот!
1 из 3
3
Так что, люди ходили сюда не только «по делам», но и за красотой. А те, кто не умел рисовать, оставляли «Здесь был Вася»«Киса и Ося были тут» автографы на скалах.
1 из 3
1
Отвесные скалы и пологие склоны долины Эльбы создают контраст высот, форм и цвета. Ветер создают удивительные формы — пещеры, гроты и аркадные проходы в скалах. Все-таки, природа — лучший архитектор!
1 из 3
3
Вот одна скала почти рухнула, пришлось ее поддержать, немного поработать Атлантом, это очень тяжело!
4
Наверное, самое раскрученное и известное место Национального парка — знаменитый мост Бастай, растиражированный в миллионах открыток и путеводителях, про интернет и говорить нечего. Табличка на скале сообщает, что мост был построен в 1850 году при Фридрихе Августе Саксонском, на месте деревянного моста 1824 года. Он соединяет скалы Штайншлойдер и Нойратенер Фелзентор.
1 из 8
3
Длина моста 76,5 метров, он состоит из семи дуг — аркад. В 1980–82 годах альпинисты под руководством Клауса Беме провели первую крупную реконструкцию моста Бастай. Мост Бастай считается архитектурным памятником, находящимся под охраной государства. Обратите внимание — на фото, где мост пустой — утро, на последних — уже день, а люди все прибывали. Кстати, в центре моста обустроена отличная фото-площадка, строители озаботились проблемой наличия фэйсбука, инстаграмм и прочих одноклассников. Думаю, в нормальный сезон, что бы попасть на нее, надо в очереди стоять.
1 из 10
4
Живописнейшее ущелье под мостом, на глубине почти 200 метров, называется Мардертелле. Хотя это место и называют «Тропой художников», коих здесь побывало великое множество, но композиторы тоже отметились, и не лишь бы кто, а Александр Скрябин. Он так впечатлился скалами и ущельем, что написал произведение — тезку — прелюдию «Бастай».
1 из 3
6
Герман Кроне, дрезденский ученый и фотограф, сделал здесь первые пейзажные фотографии Саксонской Швейцарии летом 1853 года. Сегодня, это одно из самых фотографируемых мест Германии.
1 из 3
6
Здесь творил Каспар Давид Фридрих, один из самых известных художников немецкого романтизма конца 18 — начала 19 века. Важнейшие направления его творчества — природа и пейзажи. Он отказался от «причесанной» природы и изображал дикую, нетронутую красоту!
1 из 3
7
Помимо художников, композитора, фотографов, строителей моста, еще одна табличка на скалах упоминает Вильгельма Лебрехта Гётцингера и Карла Генриха Николае, первых Бастайских туристах, которые описали эти места на Туристере в своих путевых записях.
1 из 3
5
С трудом «уведя себя» от моста, мы переходим на многочисленные металлические мостики, что бы продолжить любоваться скалами и осмотреть то, что осталось от средневекового скального города.
1 из 9
2
В начале 13 века на вершине холма был построен город и замок, просуществовавшие до 1469 года. Скальный город Нойратен был отличным убежищем от соседей. Многочисленные балочные опоры в узком ущелье служили воротами, кровлей и выходом на открытые пространства. В 1983–85 годах город был реставрирован и открыт для посетителей. На работы ушло 36000 часов работы волонтеров и профессионалов. Макет города под стеклом был выполнен Томасом и Мартиным Виттигами из соседнего городка Пирна.
1 из 8
1
В раннем Средневековье в городе стояла метательная машина. Сегодня ее заменяет копия в оригинальном размере. В древности этот инструмент назывался «онагром». Он состоит из метательной балки и двух боковых балок рамы, служащих основанием. Нерастянутые связки сухожилий скручивали и пропускали через шкив, с обеих сторон они удерживались зубчатым колесом. Пучок сухожилий был горизонтально намотан и закреплен на крючке, когда шнур внезапно отпускали, сила сухожилия вызывала падение. Вес ядра достигал 50 кг, дальность его полета состовляла оволо 60 метров. машина была задействована для уничтожения военной техники, и деревянного моста.
Здесь же, наверху, мы замечательно перекусили в кафе (если точнее — купили еду в кафе и съели ее на камнях — внутри нельзя — локдаун). К слову о локдауне. К полудню народу стало не просто много — яблоку упасть некуда было! И люди все шли и шли, мы были просто счастливы, что приехали с утра, смогли спокойно погулять и пофотографировать.
1 из 5
2
По дороге обратно, встречая идущих навстречу людей, мы смотрели на них с некоторым превосходством — они так довольно бежали, что складывалось ощущение, что они не в курсе, сколько они будут карабкаться.
2
Кстати, для тех, кому тяжело ходить, есть более легкий вариант — вы подъезжаете с другой стороны, почти до отеля на вершине, и там совсем немного надо пройти к мосту. Но, в этом случае, часть красоты скал и леса вы пропустите.
1 из 3
4
А самый лучший вариант, это если у вас есть машина с водителем, который привезет вас с одной стороны, высадит, вы пойдете самой живописной дорогой вниз, а он подъедет с другой стороны и заберет вас внизу.
1 из 3
4
Если бы, как много если бы: если бы было лето, если бы было все открыто, если бы нас не ждал злосчастный гранат, если бы не было ковида, то можно было бы остановиться в курортной деревушке Ратен, и посетить древнее поселение славян, открытую сцену, где проходят спектакли и шоу, посидеть в кафе и просто отдохнуть. Но — не судьба.
1 из 20
2
Вдали виднеется крепость Кёнигштайн, одна из крупнейших в Саксонии, возвышаясь над Эльбой на высоте 240 метров. Некоторым из сооружений крепости (а всего их больше 50) уже более 400 лет.
5
Летом в Ратене можно взять напрокат катамаран, и полюбоваться берегами и скалами с воды.
1
Оказывается, среди побратимов Ратена, есть и наш, Баденский городок. Кстати, заезжать в Ратен на собственном автомобиле запрещено, около 2 км придется пройти пешком. Исключение для жителей и гостей отелей курорта.
Прямо рядом с парковкой есть еще одна гора — Гамриг. Название Гамриг, вероятно, произошло от старинного сербского или чешского названия Kamyr, что означает что-то вроде небольшой скалы. Высота Гамрига 253 метра над уровнем моря, это остаток некогда большой горы.
5
Подъем совсем небольшой, но гранат больше не мог ждать, он громко плакал и просил, что бы его распаковали. А жаль — на этой смотровой площадке открывается один из немногих панорамных видов Саксонской Швейцарии — 360 градусов. На западе видна долина Эльбы и скалы Бастай. На юге обзор столовых гор и гигантских скальных массивов Шрамма и Аффенштайна. На востоке виды простираются до Хонштайна.
3
С этой же точки подъема отходит тропинка, ведущая в пещеру, искусственно расширенную в конце 19 века до глубины 20 метров. Вода, просачивающаяся в породы, накапливается в глинистых промежуточных слоях и выходит со стороны стенок горных пород. Эрозионные процессы расщелины пещеры, продолжавшиеся миллионы лет, привели к образованию в этих скальных пещерах сочленений пластов.
3
На картах указаны все маршруты, а главное — все точки, которые стоит посетить, все смотровые площадки. Конечно, в идеале, пробыть в Национальном парке несколько дней, но и однодневный заезд подарит незабываемые эмоции.
1 из 2
Когда мы подъехали утром, народу почти не было, и мы спокойненько запарковались на ближайшей парковке. Когда мы подошли к машине перед отъездом домой, на дороге творилось что-то невообразимое: парковка была забита, вдоль дороги выстроилась огромная очередь из автомобилей, и все парковки на несколько километров дальше были тоже заняты. Вот первый в очереди обрадовался нашему отъезду!
1 из 3
1
Как оказалось, в обе стороны мы прошли совсем немного — 6,5 км, зато, это был эквивалент 75 этажам!
1 из 2
Национальный парк Саксонская Швейцария — одно из самых популярных мест отдыха, туризма и альпинизма в Германии. Гости Дрездена любят любоваться горными пейзажами с борта колесных пароходов, неторопливо идущих по Эльбе. Тот, кто приезжает в Саксонию, должен непременно увидеть эту красоту!