Последний день нашего пребывания в Тюрингии, которую мы в течении нескольких поездок, начиная с 2008 года изучили практически всю, мы посвятили трём оставшимся местам, для каждого из которых, возможно, и нецелесообразно открывать отдельный рассказ. Но без которых портрет этого немецкого региона не будет написан до конца.
"Vive la joie" — да здравствует радость
Замок Мольсдорф расположен всего в десяти километрах к юго-западу от Эрфурта. Этот замок из категории «недвижимость одного владельца». Не в смысле, что ей всё время владеет одна семья. А потому что никому не интересна история замка «до», вероятно она тривиальна и скучна. Не интересна и «после» — то, что в замке Мольсдорф в XX веке умерла тогдашняя владелица графиня фон Гнейзенау, особо никого не волнует. Хотя и вспоминают её гламурную ванную комнату 1910 года из мрамора с зелеными прожилками с роскошной сантехникой.
Зато один-единственный владелец, пребывавший в замке 15 лет, навсегда связал это место с собой, превратив его в тюригскую достопримечательность. Знакомьтесь — граф Густав Адольф фон Готтер
Готтер был выскочкой. Не таким, как Меньшиков, не пирожки продавал. Он родился в Готе в семье служащих среднего достатка, но всё же. Каким-то чудом поступил на службу к герцогу Фридриху II Саксен-Гота-Альтенбургскому. Тот его приметил, и Готтер вскоре стал чрезвычайным послом в Вене, потом придворным советником и, наконец, тайным государственным советником. Ну не оставлять же такого усердного без титула, и в 1724 году император Священной Римской империи возвысил его до дворянства и назначил бароном и имперским графом. Родился барон Густав Адольф фон Готтер, имперский граф, дипломат, коллекционер, масон и бонвиван. По какой-то причине пользовался особым доверием прусского короля Фридриха Великого.
В 1733 году фон Готтер увенчал свой общественный подъём покупкой замка Мольсдорф. Он превратил бывший облупленный, обнесённый рвом замок в дворец удовольствий в стиле барокко. Благодаря своим контактам он смог привлечь к реализации проекта выдающихся архитекторов и художников, в том числе придворного архитектора из Веймара Готфрида Генриха Кроне и скульптора Джованни Педроцци. Потолочные и настенные росписи создавали Антуан Песне, Питер Вейнгарт и Джейкоб Сэмюэль Бек.
На какую жизнь надеялся клиент великих архитекторов, они для него прописали в бальном зале — «Vive la joie» (да здравствует радость). Но также в бальном зале висели огромные портреты спонсоров графа, Фридриха Великого и принца Евгения Савойского.
Замок стал одним из самых посещаемых адресов в Тюрингии. Балы, охота, маскарады… фон Готтер вёл особо роскошный образ жизни. Славились столы, на которых хозяин предлагал своим гостям редкие, порой причудливые блюда. Среди прочего, передавали миски, полные колец, цепей и часов, и каждый гость мог выбрать себе сувенир.
Один из залов был обвешен портретами прекрасных дам, побед графа на личном фронте. Был и зал особой, «эротической коллекции» исторических картин.
Но расточительность графа достигла таких высот, что не спасали даже высокопоставленные спонсоры. Через 15 лет после приобретения фон Готтеру пришлось продать недвижимость. Купил замок сын первого работодателя Готтера, герцог Фридрих III фон Саксен-Гота-Альтенбургский. Спас графа от всех его кредиторов.
Замок Мольсдорф окружён ландшафтным парком площадью восемь гектаров. Первоначально сад был строго геометрически структурирован в стиле барокко и украшен многочисленными скульптурами.
Позднее территория была перепланирована придворным садовником Готы Иоганном Рудольфом Эйзербеком и дополнена элементами ландшафтного парка.
Эйзербек сохранил главную ось сада, но создал изогнутые дорожки.
Также возник пруд неправильной формы.
Граф переехал в Берлин, где по-прежнему пользовался доверием Фридриха, который осыпал его милостями. Он продолжал работать в качестве министра финансов (не парадокс ли?), военного министра и руководителя земельного управления. Когда он умер в 1762 году, король сожалел о том, что вместе с ним потерял одного из самых блестящих людей своего времени.
Три музыкальных кита в крохотном городке.
Из Мольсдорфа огибая давно пройденный Эрфурт, едем на север, в городок Зондерсхаузен. Этот город гораздо более известен музыкантам и любителям классической музыки, чем туристам. Его особая известность стоит на трёх китах. Музыкальная традиция — князья Шварцбурги заложили фундамент современного музыкального города более 400 лет назад. Они праздновали «особые музыкальные даты"при дворе, куда приглашали всех жителей города. Знаменитый оркестр Loh Orchestra, существующий до сих пор, возник как придворный оркестр. Музыкальное образование — в 1883 году была основана Княжеская консерватория, сегодня это надрегиональное учебное заведение называется Консерватория Карла Шредера, вторая по величине в Тюрингии, позднее была основана Тюрингская государственная музыкальная академия Зондерсхаузен. Музыкальные события — фестиваль замка Зондерсхаузен, мероприятия под открытым небом с оперой и мюзиклами, проходят ежегодно в июне / июле во дворе замка.
А тем, кто не приезжает в город ради обучения или участия в музыкальных событиях, город, возможно покажется тусклее, чем иные тюрингские города, без выдающихся достопримечательностей.
Немного о истории города. В 1125 году Зондерсхаузен впервые упоминается как поселение под управлением двух представителей архиепископа Майнца по имени Видего и Ремарус. XIII–XIV века были решающими для становления поселения как города. Помогли этому графы Хохнштейн, которые правили с 1263 года, выдав первую городскую печать в 1341 году.
После смерти Генриха фон Хохнштейна в 1356 году без наследника мужского пола, город стал собственностью графов и имперских князей династии Шварцбургов, которые расширили Зондерсхаузен как свою резиденцию. В городе в основном жили такие ремёсла, как гончарное дело и кожевенное производство.
До Реформации в XVI веке Зондерсхаузен был также духовным центром Северной Тюрингии с монастырем Йехабург. В 1571 году от графа Иоганна Гюнтера возникла линия князей Шварцбург-Зондерсхаузен, которая продолжалась девять поколений и расширила Зондерсхаузен до своей резиденции.
Трагедии XVII века не обошли Зондерсхаузен. В результате Тридцатилетней войны, эпидемий чумы 1598, 1611 и 1626 годов, разрушительного пожара 3 июня 1621 года его население сократилось вдвое. Во время Семилетней войны различные войска снова использовали город в качестве транзитной зоны. Прусский король Фридрих Вильгельм III остановился в местном замке 16 октября 1806 года во время бегства после поражения в битве при Йене и Ауэрштедте от Наполеона. Преследуя его, французы разграбили замок.
В последующее время ничего особо интересного в городе не происходило, разве что князья постоянно развивали и благоустраивали замок с парком на горе. Во время налёта американцев в 1945 году было разрушено 40% жилого фонда, четыре улицы были уничтожены полностью, был поврежден дворцовый комплекс (особенно западное крыло, а также здание карусели и придворный театр), оранжерея, увеселительный сад превратился в лунный пейзаж.
Пройдёмся по основным достопримечательностям. Центральной фигурой XVI века в Зондерсхаузене был граф Гюнтер фон Шварцбург. В 1534 году он построил замок в стиле ренессанс на самом высоком месте городского пейзажа. Между 1680 и 1700 годами другой известный представитель династии, граф Кристиан Вильгельм фон Шварцбург-Зондерсхаузен, перестроил замок, превратив его в резиденцию в стиле барокко, следы которой видны и сегодня.
С изменениями в моде во второй половине XVIII века князь Кристиан Гюнтер фон Шварцбург-Зондерсхаузен расширил дворец, добавив западное и новое северное крыло, и переработал его в стиле рококо.
Зондерсхаузен является одним из самых важных замковых комплексов в Тюрингии с точки зрения архитектуры и истории искусства.
Даже если за века многое изменилось, всегда оставалось одно — башня замка. Она восходит к средневековой жилой башне и была включена в более поздние постройки как символ традиций и правления.
Архитектор княжеского двора Карл Фридрих Шеппиг построил в 1851 год огромные княжеские конюшни, в которых кроме лошадей разместили казармы. Сейчас в здании располагается музыкальная академия.
Восьмиугольный дом был построен в 1709 году как помещение для турниров, позднее в нём располагалась карусель с лошадьми. Теперь является местом проведения различных концертов, в основном знаменитого симфонического оркестра Loh.
В 1839 году в связи с перестройкой дворца и рыночной площади в классическом стиле архитектором Карлом Шеппигом было построено здание с шестью дорическими колоннами, в котором вплоть до 1918 года размещалась охрана замка. Сегодня здесь туристический инфоцентр.
Городские власти занимают бывший Малый княжеский дворец, построенный при князе Гюнтере I в. 1725 году. В основном в нём Шварцбурги жили с 1835 по 1851 год, пока перестраивали большой замок на горе.
Церковь Святой Троицы в 1608 году заменила прежнюю Андреевкую церковь, сгоревшую при большом пожаре.
Барочная церковь была сдана только в 1691 году из-за суматохи Тридцатилетней войны и последовавших за ней экономических трудностей.
Церковь представляет собой трёхнефное здание с двумя рядами по четыре колонны в каждом и деревянным сводчатым сводом. Шестиэтажная башня с трёхъярусным куполом поднимается на высоту 54 метра.
Дом семьи Готтшальков с 1699 года. Один из полностью сохранившихся жилых домов в стиле барокко с элементами рококо. Семья Готтшальков, проживавшая в княжестве Шварцбург-Зондерсхаузен, поставляла ко двору высокопоставленных чиновников, юристов вплоть до революции.
Спящий император
Едем на восток, где всего в нескольких минутах езды от солевого курорта Бад-Франкенхаузен возвышается на горе Кифхойзер мощный монумент, объединивший в себе весь германский романтизм с идеей пангерманизма XIX века. В центре обширного монументального комплекса высотой 81 метр находится статуя императора Вильгельма I верхом на лошади и каменная фигура Фридриха I Барбароссы. Памятник с надписью «За императора и империю» увенчан стилизованной императорской короной.
Из реальных исторических объектов на горе можно увидеть остатки бывшего романского королевского замка Кифхойзер, построенного во времена императора Генриха IV в. XI веке. Впоследствии замок неоднократно расширялся и стал одним из самых значительных замков Европы. Но до наших дней дошли руины — части старой системы ворот и 17-метровая башня.
Остальное здесь — концентрация символики и легенд. В основе многих легенд лежит тоска по справедливости простых людей. Стремление к упорядоченной, мирной жизни и справедливому правительству ассоциируется часто с ожиданием «однажды вернувшегося доброго императора». Острые лишения и социальные недовольства в Священной Римской империи после 1250 года, когда Германия окончательно провалилась в феодальную раздробленность, стали питательной средой для возникновения многих легенд, которые напоминали о былой имперской славе при Гогенштауфенах.
«Он не умер, — утверждает легенда о Барбароссе. — Он просто спит в горах Тюрингии, сидя меж шести рыцарей за каменным столом, в ожидании того дня, когда он придет освободить Германию от рабства…»
Погибший в 1190 году во время крестового похода Фридрих I Барбаросса был любим народом. При переправе через бурную реку он был подхвачен течением и утонул из-за тяжёлых доспехов. Тело забальзамировали, чтобы доставить в Германию. Но на Родину оно не приехало. Судьба тела осталась неизвестна. И родилась легенда.
Именно здесь, под горой Кифхойзер в своём подземном замке спит Барбаросса. На троне из слоной кости в сияющем зале, за золотым столом, на голове его старая золотая корона. Иногда он посылает своих воронов наверх, узнать как там дела.
Рыжая борода императора проросла через стол и уже дважды обвилась вокруг него. Когда борода обойдёт стол в третий раз, немцы объединятся, снова потребуют империю. И Барбаросса выйдет к ним. Он повесит свой щит на сухую ветвь грушевого дерева, грянет великая битва. Дерево зазеленеет и расцветет. Как и объединённая Германия.
Впечатляющая фигура высотой 6,5 м была сделана на месте из нескольких блоков песчаника. У императорских ног можно увидеть рыцарей и мифических существ, с которыми старый император ждет своего воскрешения. Сам он изображён таким, каким его представляют из стихов и саг. Могущественный правитель в момент пробуждения.
В начале XIX века в пещеры спустились спелеологи. Им открылся таинственный мир подземных гротов, озёр с кристально чистой водой, узких коридоров и сложных лабиринтов, мир полный оптических иллюзий, идеальное место для поддержания легенды о тайнах императора. В немецком романтизме XIX века большое внимания уделялось средневековью. «Старый Барбаросса…», стихотворение Фридриха Рюкерта, опубликованное в 1817 году, быстро стало обязательным для изучения в школе. Легенда о Барбароссе превратилась в общенациональную религию.
Вверху величественно восседает на своем коне в гордой военной позе кайзер Вильгельм I. Германский народ ликует — ведь это он, кто выполнил сагу о Барбароссе и объединил немцев в империю в 1871 году, его часто называли «Белой Бородой на Троне Рыжей Бороды». Смерть Вильгельма I в. 1888 году вызвала культ памятников, каждый крупный город и регион хотели воздать ему должное, воздвигнув монумент. В Германии было построено более 300 памятников кайзеру Вильгельму. Однако сегодня их осталось всего 43.
Конная статуя императора Вильгельма I выполнена в стиле абсолютистских памятников. Вокруг императора две аллегорические фигуры. Справа — германский воин, который должен олицетворять способность сражаться и побеждать. Слева женщина с карандашём и венком из дубовых листьев в руках, символизирующая историю.
С горы можно насладиться очаровательной пейзажной панорамой, при хорошей погоде виден простор от Гарца с Броккеном до горных хребтов Тюрингского леса.
В день нашего посещения монумента здесь проходил слёт владельцев старых автомобилей.
Я не знаток этих марок, но видно, что съехались владельцы одной конкретной модели.
Хотя среди них попадались и более экзотические экземпляры.
Перед дорогой домой осталось только переночевать в последнем тюрингском городе под названием Гота, где была запланирована небольшая вечерняя прогулка. В следующем рассказе.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия