Арнштадт гордится званием самого старого города Тюрингии и предлагает к изучению много исторических памятников. Улицы и площади, застроенные в основном домами XVI–XVII веков, старые пивоварни, массивное здание ратуши в стиле ренессанс, готические торговые галереи, дом настоятеля вместе с сохранившейся частью францисканского монастыря, изящную Верхнюю церковь, Либфрауэнкирхе, которая наряду с Наумбургским собором являлась важнейшим культовым зданием в Центральной Германии XIII века.
Прогуливаясь по историческому центру города, можно обнаружить много следов прошлых веков. Каждый камень брусчатки в Арнштадте дышит историей и музыкой. Ни в одном другом городе Германии не сохранилось столько оригинальных декораций жизни и творчества семьи Бах. Молодой Иоганн Себастьян Бах нашёл свою первую работу органиста в Арнштадте. Это было его время «Штурма и натиска», начало его мировой карьеры.
Фахверковые дома, фасады в стиле барокко, впечатляющие церкви, большие площади, узкие улочки, многочисленные фонтаны и красные черепичные крыши придают городу особую атмосферу.
И конечно, колбаса и пиво! В Арнштадте есть много свидетельств тюрингского образа жизни. В местном музее сохранился счёт от 1404 года, выписанный на имя настоятеля монастыря за покупку партии тюрингской колбасы. А мэр Арнштадта Николас Фишер был изобретателем пшеничного пива в Германии.
Город Арнштадт идиллически расположен на северных предгорьях Тюрингского леса, недалеко от восхитительного заповедника «Драй Гляйхен». Считается входными воротами в Тюрингский лес. В 2004 году бывший королевский пфальц отметил 1300-летний юбилей. Башня руин средневекового замка Найдек встречает посетителей города издалека, как маяк. Башни романо-готической церкви Богоматери доминируют на горизонте города. Прогулка по городу открывает узкие улочки, красивые здания эпохи Возрождения и ценные священные постройки.
Арнштадт впервые упоминается в документе в 704 году. 17 декабря 954 года здесь проходило общегерманское собрание при короле Оттоне I, впоследствии ставшем императором Германии. На этом рейхстаге король заключил мир со своим мятежным сыном Людольфом фон Швабеном и назначил другого сына, Вильгельма, архиепископом Майнца. В то же время он решил основать церковь Богоматери в Арнштадте. Это говорит о важности Арнштадта в империи того времени.
В 1266 году пфальц Арнштадт получил права города. С XIII по XVIII века Арнштадт был в первую очередь городом ремесленников, торговым центром, одним из важнейших винодельческих районов Тюрингии и важным районом обработки зерна и хранения древесины.
Сначала идём в самый центр города, к церкви Святого Бонифация. Правда на многих картах она носит название имени Баха, и туристами в основном посещается по этой же причине. Бонифатускирхе (Бахкирхе) на Рыночной площади впервые упоминается в 1333 году. Интерьер церкви сгорел дотла во время большого городского пожара в 1581 году. Только в 1676 году, почти через 100 лет, началось восстановление церкви.
Изготовитель органов Иоганн Фридрих Вендер построил инструмент для новой церкви в 1703 году, 18-летний Иоганн Себастьян Бах его проверил и одобрил. Бах был назначен органистом в этой церкви в августе 1703 года и оставался в Арнштадте до 1707 года. Наверху его рабочее место.
Я согласен с тем, что лучше церковь называть Бахкирхе. Она внутри слишком бедна для нормальной церкви, и скорее напоминает концертный зал. Не люблю такой протестантский минимализм, но для любителей музыки она и есть — святое место.
Обойдём вокруг церкви Баха. Восточнее находится Хмельной фонтан. Получил своё название от небольшой Хмельной площади, на которой стоит. На этой площади торговали хмелем, который покупали домовладельцы с правом варить пиво, а было их в городе немало. С 1700 по 1852 год действовало 130 пивоварен. Фонтан был построен в 1573 году в стиле ренессанс. Внизу фонтана мы видим геральдического орла Арнштадта и монограммы двух правивших тогда мэров (Асмуса Килиана и Конрада Либе). Венчает фонтан рыцарь в доспехах с копьём и городским орлом на нём.
С юго — восточной стороны площадь ограничивает ряд домов, верхние этажи которых опираются на колонны. Местные называют эту сторону площади просто — Галерея. Первоначально, в давние времена, здесь находились киоски ткачей. В «городской аптеке под галереей» писатель, коллекционер легенд и сказок Людвиг Бехштейн, работал подмастерьем с 1818 по 1824 год.
История красного-белого дома «Zum Güldenen Greif» восходит к 1470 году. Само же название носит эта гостиница с 1551 года. На протяжении веков гостиница принимала путешественников, направлявшихся через Арнштадт. У этого дома была собственная пивоваренная лицензия, и он входил в число 126 пивоварен, внесённых в список в Арнштадте в 1650 году.
Основная часть гостиницы находится в переулке, здесь она фахверковая.
Самым красивым зданием на Рыночной площади является представительная трёхэтажная ратуша на северной стороне. Была построена с 1583 по 1585 год по плану архитектора Арнштадтского совета Кристофа Юнгханса в стиле эпохи Возрождения под влиянием голландцев.
Главный фасад гордится двумя декоративными фронтонами. Восточный фронтон украшен искусными часами с историческим циферблатом 1585 года.
Рыночная площадь достаточно просторная, у неё форма треугольника.
Застроена бюргерскими особняками от эпохи Возрождения до классицизма.
На южной стороне площади стоит нетрадиционный памятник Баху, который показывает композитора в образе непринуждённого молодого человека, присевшего отдохнуть на придорожный столбик. По мнению создателя памятника, профессора Бернда Гёбеля из Галле, именно так выглядел 18-летний Бах, когда появился в Арнштадте. Этот бронзовый памятник был создан по случаю 300-летия Иоганна Себастьяна Баха в 1985 году и с момента его открытия вызывает бурные дискуссии, консерваторы говорят о том, что создатели изобразили «неотёсанное бездельничание» вместо исключительного таланта.
Особняки арнштадских буржуа продолжаются и за пределами Рыночной площади, занимают всю западную часть Старого города.
«Haus zur Rothen Thür» — один из немногих высококлассных особняков эпохи классицизма в Арнштадте. Он был построен на месте пивоварни между 1835 и 1864 годами семейством Рост.
Неподалёку находится дом Баха. Он был построен после большого пожара в 1581 году и с 1687 года принадлежал придворному музыканту Иоганну Кристофу Баху, брату-близнецу отца Иоганна Себастьяна Баха. Когда последний приехал в Арнштадт в 1703 году, здесь жила его тётя Марта Элизабет Бах со своими детьми. До 1732 года в нём проживал с семьёй Иоганн Эрнст Бах, двоюродный брат и преемник Иоганна Себастьяна в должности церковного органиста.
Фахверковый жилой дом в центре — одна из самых красивых достопримечательностей Арнштадта. Более известен как «бумажная фабрика». Дом бумажника Иоахима Кейснера был построен в 1633 году. В примыкающем каменном заднем здании находилась мельница, впервые упомянутая в 1325 году, которая первоначально принадлежала бенедиктинскому монастырю церкви Богоматери. После ремонта здесь с 1585 по 1859 год производили бумагу.
Сразу за «бумажной фабрикой» высится громада церкви Богоматери, о которой я подробнее написал в этом отзыве.
Когда в XV веке гуситские разбойники своим грабежом напугали всю центральную Европу, жители Арнштадта решили укрепить городскую стену. Так в 1418 году возникли башенные ворота Нойтортурм. В 1448 году средневековое здание получило восьмиугольный верхний этаж. А в 1789 году надстроили барочную крышу. В XIX веке башню использовали в качестве пожарной каланчи.
Пфархоф — это небольшая площадь с окружающими домами, составлявшими до 1538 года комплекс францисканского монастыря. Впервые упомянутый в 1539 году бассейн с фонтаном был перестроен в 1719 году резчиками по камню Гансом Якобом и Гансом Кристофом Кохом. Фигура фонтана была создана в 1561 году для ныне несуществующего рыночного фонтана, а после сноса последнего в 1899 году перенесена сюда.
Один из домов на площади — Дом Настоятеля. В нём до 1538 года жили настоятели францисканского монастыря.
Растущий на площади дуб хоть и имеет табличку культурного памятника, но он моложе всего остального на этом месте. Дубу всего чуть более 150 лет. Он был высажен 19 октября 1863 года в честь 50-летия Битвы народов под Лейпцигом.
Верхняя церковь — самая важная часть бывшего францисканского монастыря, была построена в XIII веке. Готический зал церкви был размером почти 60 метров в длину и 11 метров в ширину. Башня была добавлена в 1461 году для стабилизации конструкции.
Но готическая в церкви только внешняя оболочка. При лютеранах она была полностью перестроена внутри, не осталось вообще ничего. Но в то же время, в XVII веке, в церкви появилось новое богатое убранство, потому что одно время она была главной церковью города. Заглянуть внутрь несомненно стоит.
В середине Тридцатилетней войны Верхняя церковь получила новый великолепный алтарь, кафедру, распятие и купель. Главный четырёхэтажный алтарь был освящён на Пасху 1642 года. Он изображает последнюю вечерю, распятие, воскресение и вознесение.
Хор церкви оформляют по кругу надгробные плиты знатных горожан XVI–XVII веков.
От алтаря не отстаёт по роскоши купель с куполом на четырёх колоннах.
Иногда кажется, что находишься в художественном музее. Благодаря длинным галереям, расписанным сценами из Ветхого завета.
Одно время на органе в этой церкви играл Кристоф Бах, дед Иоганна Себастьяна Баха, который был придворным и городским музыкантом Арнштадта с 1654 по 1661 год.
Возвращаемся на Рыночную площадь, откуда спускаемся к югу. Выходим на площадь Ридплац с её старинными архитектурно значимыми городскими домами. Самая большая площадь в исторической части города раньше служила рыночной площадью, окружённой многочисленными пивоварнями.
Ридплац ограничен с юга Ридтором — еще одной достопримечательностью Арнштадта. Вероятно, башня с воротами датируется XV веком, также известна как «ворота в Тюрингский лес». Риедтор, самый южный проход — одна из немногих оставшихся частей бывших средневековых городских укреплений. У этой башни также, как и у Нойтортурм, нижняя часть квадратная, верхний этаж восьмиугольный. Риедтор венчает купол в форме луковицы. Левее от ворот — Якобстурм, всё что осталось от стоявшей на этом месте церкви Святого Якова. Карильон в Якобстурме звучит каждые два часа с 11 до 19 часов.
Один из самых интересных домов на Ридплац — этот, благодаря фреске с изображением святого Христофора 1574 года.
Осталось нам посмотреть место, где когда-то стоял княжеский замок. По пути проходим мимо шестиугольного фонтана на Циммерштрассе, который впервые упоминается в документе 1562 года. На каменном шаре когда-то был деревянный орёл. После нескольких ремонтов в течение многих лет фонтан превратили скорее в кран питьевой воды посередине своеобразной клумбы.
От старого замка Шварцбургов не осталось почти ничего. Ни от средневекового XIII века, ни от ренессансного, построенного в XVI веке. В части второстепенных построек сейчас располагается городская гимназия.
Единственная память о замке — башня Найдек. Эта 65-метровая замковая башня была совсем недавно полность отреставрирована. Между 1620 и 1633 годами Каспар Бах, один из предков знаменитого музыканта, жил в качестве смотрителя замка в этой башне с женой и детьми, а было их семь. От семьи Бах в Арнштадте, точно, никуда не денешься.
Зато хорошо сохранился Новый дворец, где сейчас городской музей. Князь Гюнтер I фон Шварцбург-Зондерсхаузен построил напротив развалин старого замка для себя Княжеский дворец в 1734 году. Князь и его жена были коллекционерами произведений искусства. Они положили начало современному музею.
Напротив Нового дворца находится фонтан Нептуна, созданный в 1736 году немецким скульптором Гансом Даухером.
По Рыцарской улице возвращаемся к месту стоянки.
Осталось только упомянуть католическую приходскую церковь Вознесения Господня на Старом кладбище, построенную в 1743 году в стиле протестантского барокко в редкой форме восьмиугольника. Хотя бы потому что до XIX века это была погребальная церковь, а на старом кладбище похоронены 25 членов семьи Бах. С этой церковью всё произошло наоборот. Построенная лютеранами, после разрушений 1945 года, она оказалась им не нужна. В конце концов в 1974 году католическая община купила бывшую протестантскую церковь, отремонтировала её и в 1987 году открыла в качестве католической приходской церкви.
На этом в Арнштадте всё. Город интересный и знаменательный. И конечно музыкальный. Но находится совсем недалеко от Эрфурта, оказался в его тени. Поэтому на Арнштадт обращают внимание лишь одиночные индивидуальные туристы, а он заслуживает конечно большего.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия