Начало https://www.tourister.ru/responses/id_33262 https://www.tourister.ru/responses/id_33284
Сегодня у нас планируется интересный день, мы едем в Чичен-Ицу. Расстояние от Канкуна — около 200 километров. Планировали выехать пораньше, чтобы успеть до наплыва пакетных туристов, и увидеть пирамиды без толп людей. Но коварный фильм «На море!» опять повлиял на нашу компанию, в результате выехали на час позже, чем хотели. Ну ничего, на машине едем, не на автобусе, по прекрасным дорогам мигом домчимся. В инете вычитала, что по платному автобану ехать быстрее, чем по сельской дороге. И что вы думаете, за разговорами мы-таки пропустили поворот на автобан и помчались по параллельной бесплатной дороге через мексиканские деревни с лежачими полицейскими, где не разгонишься. Но зато увидишь быт и жизнь без прикрас простых жителей страны. Вот в таких тарантайках они ездят.
Увидели какие у них сельские магазинчики.
Вот у дороги ателье по ремонту телевизоров.
У них очень простенькие дома, но дорога отличная без ям и колдобин, едешь спокойно, разглядывая по сторонам местную жизнь.
И вот доехали до городка Вальядолид, в котором невозможно не остановиться. Вы попадаете в колониальный город времен конкистадоров, в котором почти ничего не изменилось с тех времен. Город основан еще в 1543 году и назван в честь столицы Вальядолид тогдашней Испании, существовавшей с начала 13 по начало 17 века. Город стоял сначала у побережья, где было много малярийных комаров, и в 1545 году испанцы перенесли его на место столицы майянского племени Купуль, называвшейся Zací, что в переводе с языка майя означает «белый ястреб». Племя прогнали, а камни разрушенного города пустили на строительство своих домов. Но жили испанцы в неспокойном месте, Вальядолид несколько разрушали и строили заново. После мексиканской революции в 1915 г. Вальядолид стал тихим провинциальным городком, только туристический бум вернул сюда активную жизнь после открытия исторического комплекса в Чичен-Ице, что находится неподалеку.
В центре города раскинулся парк Francisco Canton Rosado, здесь установлен фонтан «La Mestiza», который украшает фигура женщины в юкатанской национальной одежде с кувшином, символизирующая слияние двух культур — майя и испанской.
Этот парк — любимое место отдыха жителей города и центр общественной жизни Вальядолида.
Рядом собор Iglesia de San Servacio, или церковь Святого Сервасио с двумя башнями.
Снаружи храм великолепен, внутри весьма скромен.
Вальядолид очень мне напомнил другой город на Кубе — Тринидад, такие же типичные дома того времени в испанском стиле, такие же окна, двери, старинные автомобили.
Как будто произошло перемещение во времени и пространстве.
Здесь до сих живут наследники майя, тольтеков и испанцев.
Но, как бы не очаровывал нас этот город, мы должны поторопиться в Чичен Ицу. Ограничились осмотром центра, более подробно Вальядолид показал в своем рассказе https://www.tourister.ru/responses/id_31572 https://nomad.tourister.ru/ , он там подольше был и снял вечернюю красоту города. Ну, а мы едем дальше.
Автобусы с туристами приезжают в древний город около 11 часов утра, мы успели приехать пораньше, когда туристы-одиночки рассосались по руинам, а группы еще не появились.
Город Чичен-Ица был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1988 году, а в 2007 году пирамида Кукулькан — главная достопримечательность города была признана одним из семи новых чудес света.
Название Чичен-Ица на языке майя означает «возле устья колодца Ицы». Ица — этническая группа майя, пришедшая к власти в северной части полуострова Юкатан, где расположен город. Предполагается, что город был основан в начале 400-х годов нашей эры. Город условно разделен на две группы. В первой части строения, датируемые 6–7 веками н. э. и относящиеся к периоду культуры майя, вторая группа зданий относится к периоду пришедших сюда тольтеков в 10–11 вв. н. э. Ко времени испанских завоеваний (середина 16 века) Чичен-Ица представляла собой руины. Строения Чичен-Ицы постепенно зарастали тропическими растениями. Научный интерес к Чичен-Ице возник в середине 19 века. И только в 1920 году здесь начались археологические и реставрационные работы. Самым главным сооружением в Чичен-Ица можно назвать храм Кукулькан, названный испанцами Эль Кастильо или Замок. Храм Кукулькана — 9-ступенчатая пирамида высотой 24 метра с учетом верхней платформы. Кукулькан переводится с языка индейцев «Пернатый Змей», это бог ветра, воды, огня и воздуха, это божество научило людей рыболовству, письменности, ведению календаря и различным церемониям. Пирамида каждой гранью сориентирована по сторонам света.
Удивляет, как майя, не имея сложной техники, смогли построить из тяжелых камней пирамиду, расположение которой поражает необыкновенной точностью. С северной стороны пирамиды, у самого основания лестницы, установлены две змеиные головы. В дни весеннего и осеннего равноденствия солнце освещает эту сторону храма со змеями, создавая визуальный эффект, как будто осенью огромный змей из треугольников света ползет вниз к началу лестницы, где располагаются по бокам каменные головы, а весной вверх.
Справа у основания видны головы змей.
Площадь тысячи колонн занимает довольно большую территорию с южной стороны Храма воинов.
Здесь преобладают круглые колонны, считается, что изначально над этими колоннами была тростниковая крыша, а под ней располагался рынок.
Храм Воинов — пятиступенчатая пирамида с основанием 40 на 40 метров, перед храмом — четыре ряда трехметровых колонн. Предполагается, что колонны покрывала соломенная крыша.
В храм ведут две лестницы, вход украшают колонны со змеями, на вершине пирамиды находится небольшой храм, перед храмом — статуя человека в полулежащем положении с подносом для жертвоприношений на животе, это Чак Мооль — бог дождя.
Десятиметровая пирамида Осарио или могила Верховного жреца носит название потому, что в ней были обнаружены 7 гробниц.
В центре пирамиды есть отверстие, которое ведет к естественной пещере на 12 метров ниже.
Храм Венеры (Venus Ptatform) — платформа с четырьмя лестницами, украшенными змеиными головами, названа в честь планеты Венеры, которой поклонялись тольтеки. Внутри были обнаружены множество монет. В месяц шуль, который был шестым в календаре майя, на этой площадке проходили весёлые празднества, давались театральные представления, посвящённые Кукулькану. Приглядевшись, можно увидеть Кукулькана или Венеру, выходящих из пасти оперенной змеи, с раздвоенным языком и когтями ягуара.
Вот еще одно удивительное здание в городе древних майя — Цомпантли, или Стена черепов.
Считается, что это было хранилище для нескольких десятков тысяч голов, отрубленных во время жертвоприношений. Стены украшены в несколько рядов изображениями черепов, насаженных по местному обычаю на шесты. Лестницы, ведущие на т-образную платформу, в рельефах, изображающих воинов, несущих головы побеждённых врагов.
На территории города есть площадка для игры в мяч, к ней примыкает двухъярусный храм Ягуаров, в верхнем ярусе — трибуны для знати, где высокопоставленные жители города наблюдали за игрой в мяч.
Лестница храма со стороны поля украшена головами змей, стены — ягуарами и орлами, клюющими сердца людей. Игровую площадку окружали 12-метровые каменные стены, на высоте 8 метров — кольца, куда игроки забрасывали мяч.
По правилам, каучуковый мяч весом 4 кг разрешалось бить плечами, локтями и бедрами. Игра велась жестко, капитана проигравшей команды (или всю команду) обезглавливали, стать жертвой было высокой честью. Об этом рассказывают рисунки на стенах. Изображения на рельефах Чичен-Ицы представляет собой два способа жертвенного умерщвления: извлечение сердца и обезглавливание.
С центральной площади на север идет сакбе — священная дорога к Сеноте Саградо — Свящённому сеноту. Священный сенот — природный колодец глубиной около 50 метров служил для жертвоприношений.
Археологи извлекли оттуда множество древних артефактов из золота, нефрита керамики, каучука, обсидиана, а также человеческие останки. Сейчас покой сенота охраняют невозмутимые игуаны.
Торговцы вдоль дороги предлагают товары, от которых пестрит в глазах, все необычно и ярко, но абсолютно не нужно.
Другая дорога с центральной площади ведёт на юг в майский «Старый город». Здесь можно увидеть Эль Караколь или Обсерватория — «Улитка». Прямо — громадное сооружение в 20 метров высотой с множеством комнат, которое испанцы назвали Женским монастырём (Эдифисио-де лас Монхас). Это был дворец правителей. К Монастырю примыкает Церковь (Иглесия) — небольшое здание, обильно украшенная рельефами. Народа к этому времени прибыло огромное множество, да и солнце припекает, хочется уже искупаться. Быстренько заканчиваем осмотр древнего города и едем охладиться в популярный сенот Ик-Киль.
Ик-Киль находится в 5 км. от археологического комплекса Чичен-Ица, по дороге в Вальядолид, указатели имеются, мимо не проехали. На Юкатане нет рек, индейцев майя спасали сеноты — карстовые провалы, наполненные чистейшей пресной водой откуда можно было брать питьевую воду. Высота вертикальной стенки сенота Ик-Киль от уровня воды до поверхности земли — около 25 м (8-этажный дом), до дна — 45 м. Спускаемся в сенот по каменной лестнице, проложенной вдоль стены. На лестнице есть две смотровые площадки на разной высоте, откуда удобно фотографировать.
Сверху свешиваются корни растений, дотягиваясь до самой воды.
Заход в воду оборудован лестницами, рядом вышка для прыжков, площадка для отдыха. Вода прозрачная изумрудная не выше 23 градусов, приятно освежиться после полуденной жары.
Но вот и пора в обратную дорогу.
Дело к вечеру. Надо бы не пропустить поворот на трассу, т. к. по сельским дорогам вечером опасно ездить, в инете пишут, что у деревни могут остановить машину вооруженные люди и ограбить. Причем грабят целые автобусы с туристами. Ну да, автобусы чистить выгоднее, чем автомобили, в автобусах народу побольше будет, добычи больше. Я тут мексиканские новости посмотрела, так в 2020 году грабежей не убавилось по сравнению с прошлыми годами. Едем по платной трассе практически в полном одиночестве, ни встречных, ни догоняющих машин почти нет, за полчаса 4–5 автомобилей пролетело, дорога отличная. Доезжаем до очередного шлагбаума, оплачиваем дорогу, видим, что бензин кончается, спрашиваем: а когда будет заправка? А заправки не будет до Плайи-дель-Кармен — отвечают. О как! Не доехать нам до заправки, далековато это. Что же делать? У вас тут лишнего топлива не найдется? — спрашиваем. Не найдется — отвечает кассир, — но могу послать человека в деревню, привезет канистру, чуть дороже заправочного бензина будет, будете брать? Ну как не взять, давайте посылайте, ждем. Тут какой-то парниша сел на мотоцикл и умчался вдаль. Чуть ли не час мы его ждали, посмеивались: наверное, банду грабителей хочет собрать, а они уже все на дело выехали, нету в деревне никого. Я уже и все цветочки у дороги сфотографировала и компанию нашу во всех видах.
Вот и солнце заходит. Закат был изумительный.
А вот и наша канистра приехала, ура, заправились. Если будете кататься по Мексике, заправляйтесь вовремя, чтоб не застрять где-то на дороге, как это сделали мы. Едем дальше. Стемнело, но дороги прекрасно освещены, едешь, как по городу, светло и ровно. Ближе к Канкуну машин на дороге гораздо больше стало, веселее ехать. Слава богу приключений на сегодня больше не было, доехали до отеля, можно и расслабиться, и составить на завтра очередной план путешествия. Надо бы в Кобу съездить — удивительное местечко посреди джунглей. Продолжение следует. https://www.tourister.ru/responses/id_33465
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм