Турист Андрей Л (altravel)
Андрей Л — был сегодня 17:26
.

Великий Устюг — город храмов и иконостасов. Часть 1

Великий Устюг — Россия Август 2019
24 37

Содержание рассказа

Рассказ про Великий Устюг завершает наше повествование о трёх городах «Северного речного пути», после уже размещённых на Туристере рассказов о Вологде (Вологда — несостоявшаяся столица Ивана Грозного) и Тотьме (Тотьма — город солеваров и мореходов). Что представляет собой этот путь (изображенный на карте 1 ниже), можно прочитать во введении к Вологде, а также на нашем сайте вот по этой ссылке: North River Route (altravelstories.org). Перейдём теперь непосредственно к рассказу о Великом Устюге.

Карта 1. Северный речной путь: Вологда-Тотьма-Великий Устюг-Архангельск. Проходит по рекам Вологда, Сухона и Северная Двина.
Карта 1. Северный речной путь: Вологда-Тотьма-Великий Устюг-Архангельск. Проходит по рекам Вологда, Сухона и Северная Двина.



Историческая справка

Название города — Устюг (с ударением на первом слоге) — связано с его географическим положением. Он находится на месте слияния двух больших рек: Сухоны и Юга, которые вместе образуют Северную Двину. Устье Юга (Усть-Юг) и стало именем возникшего здесь города. Этот географический факт отражён в его гербе (см. слева): Нептун с двумя кувшинами, из которых вытекают две струи, образующие реку. «Великим» Устюг стал только при Иване Грозном, в силу его значимости для торговли через Белое море.

1
Великий Устюг — город храмов и иконостасов. Часть 1

Поселение на месте слияния Сухоны и Юга первоначально возникло в конце 12-го — начале 13-го веков сразу в двух местах: на высоком правом берегу Сухоны (город Гледен) и на низком левом берегу (Устюг). В дальнейшем Гледен не сохранился, поскольку оказался уязвим к набегам со стороны реки (а набегали в основном новгородские ушкуйники), и от него остался только Троице-Гледенский монастырь, один из древнейших на Русском Севере. Устюг выжил, но в силу своего стратегического расположения на протяжении более 200 лет был объектом борьбы между Новгородом, Москвой и Волжской Булгарией, которая сопровождалась набегами, погромами и пожарами. В 1392 г. великий князь Московский Василий I окончательно включает Устюг в свои владения. Во второй половине 15-го века Устюг стал базой для дальнейшей экспансии Московского княжества на север и восток, в вятские, двинские и пермские земли. Тогда же взамен разрушенного Гледена в Устюге началось строительство мощной новой крепости с земляным валом, стенами и башнями, защищавшими город несколько веков (фото 1).

1
Великий Устюг — город храмов и иконостасов. Часть 1
Фото 1. План Великого Устюга в начале 17-го века
Фото 1. План Великого Устюга в начале 17-го века

При Иване Грозном, захватившим Казань и Новгород, Устюг утратил военное значение, но стал крупным торговым центром после открытия водного пути в Белое море. Благодаря этой торговле, 17-й век был периодом расцвета Великого Устюга, в котором преуспевали не только купцы, но также развивались ремёсла и искусство (устюжские иконописцы расписывали Архангельский собор Кремля и дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском). Именно тогда на купеческие деньги была построена большая часть устюжских храмов. В 17-18-ом веках устюжане принимали активное участие в освоении Сибири, а позже — и новых российских владений на Алеутских островах и Аляске (об этом подробнее будет рассказано дальше). В 19-м веке Великий Устюг теряет свой экономический и торговый статус и постепенно превращается в обыкновенный уездный город. Однако его прошлое процветание осталось запечатлённым в череде прекрасных соборов и церквей вдоль набережной Сухоны (фото 2), большая часть которых, к счастью, сохранилась до наших дней. Именно поэтому мы назвали Устюг городом храмов и иконостасов, а не «родиной Деда Мороза», как его сейчас чаще всего позиционируют.

1
Фото 2. Панорама Великого Устюга в 19-м веке (картина в местном краеведческом музее)
Фото 2. Панорама Великого Устюга в 19-м веке (картина в местном краеведческом музее)



Соборное дворище

Главной достопримечательностью Великого Устюга является расположенный на берегу Сухоны в самом центре города комплекс храмов, называемый «Соборное дворище». Его снимок с реки (фото 3) является хрестоматийным видом Великого Устюга. Оно же является и историческим ядром города, расположенным на том месте, где когда-то стоял первоначальный деревянный детинец.

6
Фото 3. Соборное дворище, вид с реки
Фото 3. Соборное дворище, вид с реки
7
Фото 4. Соборное дворище, вид с набережной на закате
Фото 4. Соборное дворище, вид с набережной на закате

Главным храмом города является кафедральный Успенский собор, который в различных деревянных ипостасях находился здесь, начиная с 13-го века. Нынешнее каменное здание собора возведено в 1639—1663 гг. в период царствования Алексея Михайловича Романова, который лично вносил средства на строительство. В 18-м веке собор был перестроен в барочном стиле и в таком виде дошёл до наших дней (фото 5–6). Колокольня строилась долго и была закончена в конце 18-го века. Большая звонница предназначалась специально для 17-тонного колокола «Варлаам», отлитого в 1754 году (не сохранился). С колокольни открывается красивый вид на город и реку (фото 8). В 19-м веке к собору была пристроена массивная зимняя церковь Благовещения, целиком закрывшая его с одной стороны (фото 7). Сейчас в этой церкви находится городская библиотека. В соборе сохранился уникальный резной иконостас 18-го века в барочном стиле, а также портретная галерея Великоустюжских архиереев, выполненная как стенопись в 70-х гг. 18-го века. К сожалению, летом 2019 г. собор был закрыт на реставрацию и увидеть всю эту красоту не довелось. На интернете фотографий этого иконостаса также не оказалось, видимо, собор закрыт уже очень давно.

2
Фото 5. Успенский собор и колокольня (17 - 18-й век), вид с запада
Фото 5. Успенский собор и колокольня (17 - 18-й век), вид с запада
3
Фото 6. Успенский собор, вид с севера на алтарную часть
Фото 6. Успенский собор, вид с севера на алтарную часть
3
Фото 7. Благовещенская церковь, 19-й век
Фото 7. Благовещенская церковь, 19-й век
4
Фото 8. Вид на Сухону с колокольни
Фото 8. Вид на Сухону с колокольни

Изящный собор Св. Прокопия Праведного, также находящийся в Соборном дворище со стороны набережной (фото 9), сейчас выполняет роль кафедрального. Прокопий Праведный считается небесным покровителем Великого Устюга, и собор был построен над его захоронением в 1668 г. на частные пожертвования устюжского купца Афанасия Гусельникова. Относительно небольшой по размерам храм увенчан пятиглавием, что служит признаком глубокого почитания Св. Прокопия в городе. В 1995 г. собор был возвращён РПЦ и сейчас в нём проводятся регулярные богослужения.

5
Фото 9. Собор Св. Прокопия Праведного, 17-й век
Фото 9. Собор Св. Прокопия Праведного, 17-й век

Св. Прокопий жил в 13-м веке и происходил из купцов немецкого города Любека. Приехав в Новгород с товарами, он был глубоко впечатлен торжественностью православной церковной службы и красотой церквей и монастырей. Он раздал все свои средства бедным, крестился в православие и остался жить на Руси. Начав странствовать, он в конце концов оказался в Устюге и, приняв обет юродства, стал жить на паперти Успенской церкви, одетый в рубище и питаясь на подаяние.
Его главным чудом считается избавление города в 1290 г. от «огненной каменной тучи» (возможно, речь идёт о метеоритном дожде). Предсказав за неделю бурю с каменным дождём, он усиленно молился об избавлении Устюга от этой напасти. Поначалу ему никто не верил, однако, когда буря всё же состоялась и в 20 верстах от города выпал каменный град, отношение к нему изменилось: Прокопия стали считать спасителем Устюга. Он прожил в юродстве 60 лет и скончался в 1303 г., после чего был похоронен на берегу Сухоны в том месте, где любил сидеть, наблюдая и благословляя проходящие суда. В 1547 г. Прокопий Устюжский был канонизирован Церковью и стал первым святым, прославленным в лике юродивых.
Над его могилой возвели часовню, которая вскоре сменилась деревянными церквями, пока в 17-м веке не построили нынешний собор. В стену трапезной храма был заложен тёмно-серый камень, принадлежавший, по преданию, к числу выпавших из «каменной тучи» и по молению Прокопия, миновавшим город. В 1883 г. над его ракой в соборе возвели белую мраморную сень с мозаичными украшениями изнутри (фото 10). Это является отражением другой легенды: он умер зимой, и его тело нашли только на 4-й день после смерти, уже присыпанное снегом.

1
Фото 10. Мраморная сень над ракой Св. Прокопия Праведного
Фото 10. Мраморная сень над ракой Св. Прокопия Праведного

Главным украшением Прокопьевского собора является его резной позолоченный 5-ти ярусный иконостас, датируемый 1-й половиной 17-го века (фото 11). Большую ценность представляет посвященная Прокопию икона из местного чина иконостаса (фото 12). Эта житийная икона местного письма с 40 клеймами является вкладом спонсора собора, купца Гусельникова. В настоящее время икона находится в экспозиции Музея древнерусского искусства в Вознесенской церкви.

5
Фото 11. Иконостас собора Прокопия Праведного, 17-й век
Фото 11. Иконостас собора Прокопия Праведного, 17-й век
4
Фото 12. Житийная икона Св. Прокопия Праведного из местного ряда иконостаса Прокопьевского собора
Фото 12. Житийная икона Св. Прокопия Праведного из местного ряда иконостаса Прокопьевского собора

Прокопий был не единственным устюжским юродивым: в конце 15-го века был ещё один популярный юродивый по имени Иоанн, который обладал даром предвидения и исцеления. Он скончался в 1494 г. и был похоронен недалеко от Прокопьевской церкви. В 1547 г. он был канонизирован, а над его могилой построили церковь в честь Животворящего Креста, которая со временем стала третьей святыней Соборного дворища. Нынешний Собор Св. Иоанна Устюжского (фото 13) построен в 1656—1663 гг. также на средства устюжских купцов, и неоднократно перестраивался и расширялся впоследствии.

6
Фото 13. Собор Св. Иоанна Устюжского (17-18-й век), вид с набережной
Фото 13. Собор Св. Иоанна Устюжского (17-18-й век), вид с набережной



Устюжские храмы на набережной

Почти все устюжские церкви расположены на набережной Сухоны (фото 2 и 14) или вблизи её, и находятся в различной степени сохранности. Красивейшим храмом Великого Устюга считается церковь Вознесения Господня «на торгу» (фото 15), построенная в стиле «московского узорочья» в 1648 г. на средства богатейшего устюжского купца того времени Никифора Ревякина. Вознесенская церковь состоит из нескольких органично сочетающихся объёмов и имеет 6 престолов. Снаружи церковь богато декорирована и поэтому смотрится очень нарядно. Это была одна из первых каменных церквей в Устюге, и изначально в ней было 11 глав, из которых сохранилось лишь 7. Внутри неё сейчас находится очень интересный Музей древнерусского искусства (о котором мы расскажем позже).

3
Фото 14. Церкви на набережной Сухоны
Фото 14. Церкви на набережной Сухоны
6
Фото 15. Церковь Вознесения Господня на торгу, 1648 г.
Фото 15. Церковь Вознесения Господня "на торгу", 1648 г.

Другая красивая церковь — Николы Гостинского (фото 16) — расположена неподалеку от Вознесенской на бывшей торговой площади (ныне площадь Ленина). Никольская церковь была основана приезжими купцами (или «гостями»), отсюда и её название. Нынешняя каменная церковь двухъярусная: нижний (тёплый) этаж был построен в 1682 г., а верхний (холодный) надстроен в 1720 г. Тогда же возвели и стоящую отдельно от храма колокольню. Сейчас в нём располагается Музей этнографии.

5
Фото 16. Церковь Николы Гостинского с колокольней (1682-1720 гг.)
Фото 16. Церковь Николы Гостинского с колокольней (1682-1720 гг.)

Ещё одна «музейная» церковь (Жён Мироносиц, фото 17) находится ниже по течению Сухоны. Она была построена в 1714—1722 гг. на купеческие деньги и её подклет раньше был хозяйственным помещением. Зато верхний этаж был декорирован в стиле «нарышкинского барокко», что почти не встречается в Устюге. Живописное крыльцо на четырёх столбах с арками и висячими гирьками сейчас, к сожалению, забито досками. А находится в этой церкви Музей новогодней и рождественской игрушки, что, конечно, очень актуально для родины Деда Мороза.

4
Фото 17. Церковь Жён Мироносиц (1714-1722 гг.)
Фото 17. Церковь Жён Мироносиц (1714-1722 гг.)

Ещё несколько храмов в Устюге достойны упоминания. Очень необычен и наряден храм Симеона Столпника, стоящий на берегу Сухоны в стороне от города (фото 18). Он не похож ни на какие другие церкви Великого Устюга и по своей композиции не имеет аналогий в русской архитектуре 18-го века. Храм построен в пышном и величественном барочном стиле и отличается наличием широкой паперти с аркадой и поднимающейся к ней лестницы, а также завершением в виде огромного купола. Стоящая рядом колокольня выстроена в том же барочном стиле. Внутри храм богато украшен лепниной, а в верхней церкви сохранился резной деревянный иконостас 18-го века. В храме проводятся богослужения, на которые нужно попасть, чтобы ознакомиться с интерьером.

6
Фото 18. Церковь Симеона Столпника с колокольней (1725-1747 гг.)
Фото 18. Церковь Симеона Столпника с колокольней (1725-1747 гг.)

Церковь Ильи Пророка (фото 19), находящаяся в двух шагах от Соборного дворища, была построена в барочном стиле в первой половине 18-го века и напоминает двухуровневые храмы Тотьмы. Летом 2019 г. церковь находилась в запущенном состоянии и не использовалась.
Церковь Леонтия Ростовского (фото 20) находится в северной части набережной и была построена в два этапа: тёплый низ закончен в 1742 г., а холодный верх — в 1770. Верхняя часть церкви, выполненная в барочном стиле, украшена картушами, с которыми мы уже сталкивались в Тотьме. По состоянию на лето 2019 г. церковь ещё восстанавливалась, но службы уже проводились.

5
Фото 19. Церковь Ильи Пророка (1695-1745 гг.)
Фото 19. Церковь Ильи Пророка (1695-1745 гг.)

6
Фото 20. Церковь Леонтия Ростовского (1742-1770 гг.), барочная верхняя часть украшена картушами
Фото 20. Церковь Леонтия Ростовского (1742-1770 гг.), барочная верхняя часть украшена картушами



Гражданские здания

В Великом Устюге сохранилось много памятников гражданской архитектуры, в основном домов богатых купцов 18-19-го веков. На самом престижном в городе месте — на набережной — находится усадьба купца Г. В. Усова (фото 21) постройки 18-го века в стиле классицизма. С 1866 г. здесь была Городская управа, а ныне — главное здание Великоустюгского музея-заповедника. Расположенный рядом дом с симметричными флигелями (фото 22) принадлежал купцу М. Т. Федосееву и был построен в 1770—1786 гг.

2
Фото 21. Дом купца Усова, конец 18-го века, сейчас - главное здание Великоустюгского музея-заповедника
Фото 21. Дом купца Усова, конец 18-го века, сейчас - главное здание Великоустюгского музея-заповедника

1
Фото 22. Усадьба купца Федосеева, конец 18-го века
Фото 22. Усадьба купца Федосеева, конец 18-го века

Недалеко от Соборного дворища находится особняк в стиле ампир постройки начала 19-го века (фото 23), принадлежавший известной в Устюге семье Алёневых. Её родоначальник, В. А. Алёнев, был протоиереем Успенского собора и живописцем — автором его иконостаса. Два крыла дома объединены круглой ротондой с куполом и балконом — очень красиво! Сейчас здесь Детский музейный центр.

3
Фото 23. Усадьба Алёневых-Чебаевских, начало 19-го века, сейчас - Детский музейный центр
Фото 23. Усадьба Алёневых-Чебаевских, начало 19-го века, сейчас - Детский музейный центр

Один из самых красивых барочных домов Устюга (фото 24) имеет очень интересную историю. Он был построен в начале 1760-х гг. Иоганном Лестоком, бывшим придворным лекарем императрицы Елизаветы Петровны. Доктор Лесток увлекся политическими интригами, за что был разжалован и сослан в Устюг. Поскольку ссылка предполагалась бессрочной, он выстроил там себе западноевропейский дом с мансардой и богато украсил его главный фасад роскошным лепным декором в барочном стиле. После смерти Елизаветы в 1762 г. опала кончилась, и Лесток вернулся в Петербург, а его дом впоследствии был продан купцу Василию Шилову, прославившемуся как мореплаватель (о нём подробнее расскажем позже). Есть, правда, мнение, что дом строил сам Шилов, но это кажется маловероятным. С 1970-х гг. в этом доме находится детский сад.

5
Фото 24. Дом Шилова (дом Лестока), 1760-1770-е гг. Сейчас - детский сад
Фото 24. Дом Шилова (дом Лестока), 1760-1770-е гг. Сейчас - детский сад

Считается, что дом Шилова/Лестока послужил прототипом другого прекрасного барочного особняка Устюга — дома купца Г. Н. Наледина, построенного в 1770-х гг. Дом Наледина (фото 25) также выделяется выразительным декором главного фасада, и когда-то это был центральный дом большой городской усадьбы. В доме купца П. В. Красильникова (1876 г., фото 26), который архитектурно напоминает усадьбу Алёневых, сейчас находится «городская резиденция» Деда Мороза. Очень красив дом купца А. А. Кузнецова (1913 г., фото 27), в том числе благодаря эффектному эркеру на 2-м этаже.

4
Фото 25. Дом Наледина, 1770-е гг.
Фото 25. Дом Наледина, 1770-е гг.

3
Фото 26. Дом купца Красильникова (1876 г.), ныне городская резиденция Деда Мороза
Фото 26. Дом купца Красильникова (1876 г.), ныне городская резиденция Деда Мороза

6
Фото 27. Дом купца Кузнецова (1913 г.)
Фото 27. Дом купца Кузнецова (1913 г.)

На Советской улице (бывшая Успенская) привлекает внимание длинное здание, объединяющее три дома, раньше принадлежавших разным хозяевам (фото 28). Угловой дом, с корпусами на улицу и на переулок, был построен в конце 19-го века купцом З. П. Жилиным, и в нем размещались гостиницы, квартиры и магазины. В начале 20-го века его перестроили под Всесословный клуб (что-то вроде дома культуры), но затем объединили в один комплекс с соседними домами. Сейчас, по иронии судьбы, здесь снова Дом культуры, а в соседнем длинном доме расположена городская администрация.

3
Фото 28. Дом купца Жилина (19-й век), затем Всесословный клуб, ныне - Дом культуры
Фото 28. Дом купца Жилина (19-й век), затем Всесословный клуб, ныне - Дом культуры

Наконец, находящийся на набережной большой 3-х этажный дом (фото 29) был когда-то главным зданием усадьбы М. М. Булдакова, первого Председателя директоров Российско-Американской компании (подробнее о нём — следующем разделе). Построенный в стиле ампир в 1806—1817 гг., дом вначале был двухэтажным. Третий этаж надстроили в 1909 г., когда в здании разместили мужскую гимназию. За домом находится большой парк, который Булдаков подарил городу в 1824 г. Сейчас в доме Булдакова располагается Педагогический институт.

1
Фото 29. Главный дом усадьбы Булдакова (1806-1817 гг.), ныне - Педагогический институт
Фото 29. Главный дом усадьбы Булдакова (1806-1817 гг.), ныне - Педагогический институт



Устюжские первопроходцы

В 17-м веке Устюг был самым близким к Сибири крупным русским городом, и именно через него проходили все водные пути в этот регион. Поэтому неудивительно, что устюжане были в первых рядах исследователей Сибири и первооткрывателей новых земель за Уралом. Вот некоторые из их достижений. Владимир Атласов, сын устюжского купца, был первым русским землепроходцем, добравшимся до Камчатки в 1697–98 гг. В 1650 г. Тимофей Булдаков вышел по Лене к Ледовитому океану, и, продвигаясь вдоль берега, достиг устья Индигирки, обогнув мыс Северный. Семён Дежнёв в 1641 г. в составе казачьего отряда был в числе первооткрывателей Колымы, попав туда через Индигирку и затем вдоль берега Ледовитого океана. Однако больше всего он прославился в 1648 году, когда, выйдя из устья Колымы, обогнул Чукотский полуостров и первым прошёл через пролив между Азией и Америкой, впоследствии «переоткрытый» Витусом Берингом (см. карту 2 внизу).

Карта 2. Маршрут экспедиции Дежнёва
Карта 2. Маршрут экспедиции Дежнёва

Оказавшись в Тихом океане, он добрался до устья реки Анадырь и выше по течению основал Анадырский острог, ставший впоследствии главной базой для освоения Дальнего Востока, Камчатки и Аляски. В этот поход Дежнёв выходил тоже в составе большого отряда, и выжил в нём лишь сам вместе с несколькими людьми из своей лодки. Еще в советские времена, в 1971 г., рядом с Успенским собором был установлен памятник Семёну Дежневу (фото 30), хотя сейчас некоторые историки оспаривают факт его рождения в Устюге (что отнюдь не умаляет его заслуг).

3
Фото 30. Памятник С.И. Дежнёву (1605-1673) на территории Соборного дворища, установлен в 1971 г.
Фото 30. Памятник С.И. Дежнёву (1605-1673) на территории Соборного дворища, установлен в 1971 г.

Примерно одновременно с экспедицией Дежнёва на Крайнем Севере проходила экспедиция Ерофея Хабарóва, исследовавшая Приамурье в 1649—1653 гг. Выйдя с большим отрядом казаков из Якутского острога вверх по Лене, а затем перейдя на её приток Олёкму, Хабаров волоком добрался до притока Амура реки Шилки, по которой уже достиг главной цели своего похода — собственно Амура (см. карту 3 снизу).

Карта 3. Маршрут экспедиции Хабарова (1649-1653 гг.)
Карта 3. Маршрут экспедиции Хабарова (1649-1653 гг.)

Хабаров был не первым русским, добравшимся и проплывшим по Амуру, за пять лет до него там уже побывал отряд Василия Пояркова. Главной заслугой Хабарова считается составление первой карты Приамурья — «Чертёж реке Амуру», а также колонизация этого края: подчинение местных племён русской власти и наложение на них натурального оброка (ясака). Оценка экспедиции Хабарова неоднозначна: его упрекают в излишней жестокости как по отношению к собственным людям, так и к местному населению. Среди его казаков вспыхнул бунт, который он жестоко подавил, а угнетение местного населения привело к вмешательству китайцев, которые потом энергично противодействовали русской колонизации Приамурья. В 1653 г. Хабаров был отозван на разбирательство в Москву и чуть было не угодил в тюрьму, а на Амур больше никогда не вернулся, хотя хотел. Всю оставшуюся жизнь он провёл в должности воеводы в Усть-Куте.
Как бы там ни было, сейчас в его честь назван город Хабаровск, железнодорожная станция (Ерофей Павлович) на Транссибе и улицы во многих российских городах, включая Москву. Великий Устюг тоже не остался в стороне, и в 2015 г. в нём установили памятник Хабарову (фото 31), хотя, строго говоря, устюжанином он не был, родившись в какой-то из окрестных деревень.

5
Фото 31. Памятник Е.П. Хабарову (1603-1671) напротив храмов Спасского монастыря, установлен в 2015 г.
Фото 31. Памятник Е.П. Хабарову (1603-1671) напротив храмов Спасского монастыря, установлен в 2015 г.

В 18-м веке многие устюжане, как и тотьмичи, приняли активное участие в освоении Алеутских островов и Аляски, занимаясь в этих местах промыслом пушнины. Наиболее известным из них оказался купец и мореплаватель Василий Шилов, который в 1760-е годы составил первую карту Алеутских островов. Именно его сибирский губернатор решил отправить в столицу для доклада о вновь открытых землях, и Шилов отчитался о них на заседании Адмиралтейской коллегии, предоставив ей сочиненную им карту с нанесенными на ней Камчаткой, Алеутскими островами и частью Аляски. В объяснении к карте Шилов написал, что «все те острова Алеутские, считая с первых от Камчатки, до острова Амля, он видел сам, чиня на многих из них промысел бобровой». Его карта оказалась одной из наиболее ранних и наиболее точных карт и была одобрена Адмиралтейской коллегией, посчитавшей её «для первых начал довольно изрядною». За свои достижения Шилов был награждён в 1767 г. золотой медалью «За полезные обществу труды» самой императрицей Екатериной II. Заработанные на пушнине деньги Шилов потратил на приобретение (и, возможно, реконструкцию) великолепного барочного дома в Великом Устюге (фото 24). В честь Шилова теперь названа и улица, на которой этот дом расположен.


В конце 18-го века произошла консолидация купеческого капитала на Дальнем Востоке вокруг компании известного купца Григория Шелехова, основателя первых русских поселений в Северной Америке. После смерти Шелехова в 1795 г. его вдова привлекла к руководству компанией двух его зятьёв — устюжского купца Михаила Булдакова и важного петербургского чиновника Николая Резанова (того самого, который фигурирует в рок-опере «Юнона и Авось»). В 1799 г. при императоре Павле I на основе компании Шелехова возникла полугосударственная акционерная «Российско-Американская компания», которая получила монопольное право на добычу и продажу дальневосточной пушнины, а также на освоение новых российских территорий на Аляске. Среди акционеров компании были члены императорского семейства. Николай Резанов стал первым руководителем этой компании, а Михаил Булдаков был избран председателем её совета директоров («первенствующим директором»). На этом посту он провёл почти 30 лет, выйдя в отставку в 1827 г. Его вряд ли можно назвать первопроходцем, поскольку все эти годы он провёл в Петербурге, где находилась штаб-квартира Русско-Американской компании, занимаясь её делами. Однако он снарядил на средства компании несколько русских кругосветных экспедиций (начиная с плавания Крузенштерна и Лисянского в 1803—1806 гг.), и в этом смысле был не чужд первооткрывательской деятельности. Проживая в Петербурге, он не забывал про Устюг, где выстроил большой особняк и провёл последние три года жизни. Перед входом в парк его имени, который Булдаков подарил городу, в 2019 г. ему был установлен памятник (фото 32).

3
Фото 32. Памятник М.М. Булдакову (1768-1830) у входа в городской парк его имени, установлен в 2019 г.
Фото 32. Памятник М.М. Булдакову (1768-1830) у входа в городской парк его имени, установлен в 2019 г.



Дымковская слобода

На правом берегу Сухоны, прямо напротив Соборного дворища, находится посёлок Дымково, а в нём — две красивые церкви, объединенные когда-то в один приход (фото 33–39). Церкви посвящены Св. Дмитрию Солунскому и Св. Сергию Радонежскому, и утверждается, что их деревянные предшественницы были поставлены на этом месте ещё в 1383 г. в ознаменование участия устюжан в Куликовской битве. Как-то не очень это убедительно, особенно если учесть, что первые упоминания этих церквей в письменных источниках относятся к 1630 г.

5
Фото 33. Вид на правый берег Сухоны и Дымковскую слободу
Фото 33. Вид на правый берег Сухоны и Дымковскую слободу

6
Фото 34. Вид на Дымковскую слободу с реки
Фото 34. Вид на Дымковскую слободу с реки

Холодная церковь Св. Дмитрия Солунского (фото 35) была построена в 1700—1708 гг. как пятикупольный храм с отдельно стоящей шатровой колокольней в стиле, больше напоминающим 17-й век. Снаружи церковь изящно декорирована, а внутри сохранился золоченый резной иконостас начала 18-го века, к которому, к сожалению, нет доступа. С восточной стороны на стене храма сохранился большой пятиметровый киот с образом Спаса Вседержителя (фото 36) и припадающими к нему святыми, включая Прокопия и Иоанна Устюжских, Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского. Раньше перед киотом горела вёдерная лампада и выполняла роль маяка для судов на Сухоне.

5
Фото 35. Церковь Дмитрия Солунского (1700-1708 гг.) Источник: mapala.net
Фото 35. Церковь Дмитрия Солунского (1700-1708 гг.) Источник: mapala.net

4
Фото 36. Киот с изображением Спаса-Вседержителя на церкви Дмитрия Солунского
Фото 36. Киот с изображением Спаса-Вседержителя на церкви Дмитрия Солунского

Вторая дымковская церковь во имя Сергия Радонежского (фото 37) была тёплой и использовалась зимой. Её построили в два этапа, начав в 1739 г. и закончив в 1769 г. Церковь построена в барочном стиле и богато украшена снаружи, но внутри ничего не сохранились, кроме четырёх больших изразцовых печей. Благодаря большой трапезной, церковь сильно вытянута в длину и напоминает корабль с мачтой. Есть много сходства между этой церковью и тотьминскими барочными храмами того же периода.

4
Фото 37. Церковь Сергия Радонежского (1739-50, 1769 гг.)
Фото 37. Церковь Сергия Радонежского (1739-50, 1769 гг.)

В середине 19-го века вокруг церквей Дымкова была построена каменная ограда, от которой сохранились только Святые ворота (фото 38). Сквозь них открывается прекрасный вид на Соборное городище на другом берегу Сухоны (фото 39).

5
Фото 38. Святые ворота Дымковской слободы (1859 г.)
Фото 38. Святые ворота Дымковской слободы (1859 г.)

9
Фото 39. Вид на Соборное дворище через Святые ворота. Источник: Yandex.ru
Фото 39. Вид на Соборное дворище через Святые ворота. Источник: Yandex.ru



Музеи Великого Устюга

В церкви Вознесения (фото 15) сейчас располагается впечатляющий Музей древнерусского искусства, в который вошли также оригинальные иконостасы разных приделов этого храма. Иконостас Вознесенской церкви (фото 40) — один из самых ранних сохранившихся резных иконостасов Устюга в барочном стиле.

3
Фото 40. Главный иконостас Вознесенской церкви (1744 г.)
Фото 40. Главный иконостас Вознесенской церкви (1744 г.)

В бывшем здании склада купца Чебаевского (фото 41), в котором в советские времена был кинотеатр, ныне расположился Депозитарий музея-заповедника Великого Устюга. В нём находятся открытые музейные фондохранилища и размещены различные коллекции, среди которых изразцы, мебель, художественная береста, самовары, и много чего ещё.

2
Фото 41. Депозитарий музея-заповедника
Фото 41. Депозитарий музея-заповедника

В музее большая коллекция печных изразцов (фото 42), поскольку Великий Устюг специализировался на их производстве с 17 по 19-й век, создав собственную школу многоцветной керамики. Очень понравились изделия из бересты (фото 43), на которых Устюг также специализировался (в частности, на резьбе по бересте). В советское время существовала даже фабрика по изготовлению различных берестяных предметов. Сейчас фабрики уже нет, но индивидуальные мастера продолжают делать берестяные сувениры.

3
Фото 42. Устюжские изразцы
Фото 42. Устюжские изразцы

4
Фото 43. Тарелка с украшениями из бересты
Фото 43. Тарелка с украшениями из бересты

Желающие более подробно ознакомиться с коллекциями этих двух музеев могут сделать это на нашем сайте: Veliky Ustyug (altravelstories.org) по соотвествующей ссылке. В Устюге есть еще два музея — этнографический и новогодней игрушки — куда мы просто не успели зайти из-за нехватки времени. Но судя по описаниям, они неплохие и достойны посещения.

Музейные экспозиции, которые непременно нужно посмотреть в Великом Устюге — это иконостасы в Михайло-Архангельском и Троице-Гледенском монастырях. Но об этом уже во второй части нашего рассказа про Устюг, который можно открыть здесь: Великий Устюг — город храмов и иконостасов. Часть 2.

 

 

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Великом Устюге
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии