Думаете, я оговорилась, употребив слово «столица» во множественном числе? А вот и нет! Если бы в комментариях к одному из материалов на сайте Юля (Juliette 17) не обмолвилась, что Калуга объявлена столицей Нового года-2021, сидела бы я дома и няньчила нежданно свалившееся перед новогодними праздниками пополнение в семье в виде мягкого комочка счастья под названием Джесси, и ни о каких путешествиях не размышляла. Но вот бывает так, что неосторожно брошенное слово подталкивает влюбленную в путешествия душу тут же паковать чемодан. Правда, на этот раз обошлась сумкой поменьше, поскольку планировала провести в Калуге два полных дня и дополнить путешествие во временную новогоднюю столицу двумя в столице постоянной.
Краткосрочный план поездки материализовался мгновенно, оставалось найти попутчиков для его реализации, чтобы веселее было по обеим столицам гулять. Среди вероятных кандидатов лишь одну верную подругу не спугнули мои туристические хотелки, и только робкое восклицание: «Ты даже по минутам расписала маршруты по Калуге?!!» пошатнуло уверенность в том, что она согласится поехать. Но чашу весов переполнило желание обеих вырваться из надоевшего коронавирусного психоза и вдохнуть полной грудью невероятный воздух путешествий.
Билеты на автобус «Смоленск-Калуга» приобрели за две недели до отправления, но до последнего не имели представления, какой автобус к отправке подадут. Перевозки до Калуги осуществляют несколько частных компаний, часто порицаемых за качество услуг. Но нам, наверное, повезло, что маршрутка была удобной, передвижения осуществлялись строго по расписанию и спустя шесть часов, как и указано в билетах, в 22.50 второго января мы оказались в столице Нового года-2021.
Немного подвела геолокация и я никак не могла понять, рассматривая карту в приложении Яндекс-GO, в какой точке Калуги ожидает такси. Но все недоразумения разрешились по звонку и весьма галантный таксист, преодолевший лишние километры до вокзала Калуга-1, не взял сверх заявленной в приложении суммы ни копейки. Респект калужским таксистам!
Для остановки в городе впервые выбрала апарт-отель. Отдавая предпочтение отелям, в первую очередь мониторила их, но специфика спонтанных поездок имеет жирный минус, заключающийся в том, что варианты размещения «под занавес» тают, словно мартовские сосульки на солнце, тогда как цены стремительно растут. Вот и пришлось, одновременно бронируя четырехзвёздочный отель в Москве, закрыть глаза на превосходящую его стоимость трехзвёздочного апарт-отеля в Калуге и оформить бронь и на него.
Не скажу, что апарт-отель «СтарГород» оставил негативные впечатления (собственно, ни из одной поездки не привозила подобные), но в данном варианте размещения нюансов было больше, нежели обычно. Подробности об отеле здесь.
А теперь о том, что реально посмотреть в Калуге за два дня. Если до обеда не спать, ножки не жалеть и мечтать объять необъятное:)
На следующий день поутру рассмотрели расположенный в двух шагах от отеля компактный деревянный особнячок с четырьмя колоннами и портиком, возведённый через два года после Отечественной войны 1812-го для купца-старообрядца Хвостова. Усадьба носит официальное название «Дом Толмачёвых» (по фамилии последующих владельцев), но калужане именуют его «Дом хозяйки Муму», связывая усадьбу с именем Ивана Тургенева.
В детали хитросплетений с наименованиями не вдавалась, а идеальное состояние особняка для его более чем почтенного возраста не отметить не могу. Хвала частной строительной калужской корпорации, взявшей на себя заботы по его восстановлению и подарившей дому вторую жизнь.
До основной пешеходной улицы Кирова от отеля довольно близко, но её мы оставили на потом. Первоначальной целью утреннего променада выступал Государственный музей истории космонавтики. Мглистая зимняя серость зарождающегося дня отнимала привлекательность у площади Мира с возвышающимся по центру монументом К. Циолковскому с ракетой. К тому же, нити подсветки, свисающие с веток закольцованных по периметру деревьев, выглядели для призванных украшать элементов нелепо. Но вечером здесь настоящая красота. Почувствуйте разницу.
Круговая развязка, опоясывающая площадь Мира, привела на улицу Гагарина, где сразу замечаешь абстрактные панно на тему космоса, вылепленные на фасадах окружающих площадь домов. Космическая тема, к слову, лейтмотивом пронзает многочисленные уголки Калуги в виде памятников Ю. И. Гагарину, К. Э. Циолковскому и С. П. Королёву, тематических банеров, растяжек и декора уличных фонарей, что совершенно естественно для города, именуемого колыбелью космонавтики.
В данном районе Калуги достаточно симпатичного новостроя. Причем, не обычных стандартных жилых высоток, а декорированных архитектурными элементами, превалирующими до той поры, пока не свернешь на улицу академика Королёва.
На тихой улочке, увековечившей имя знаменитого конструктора, проживают невысокие домишки, разгадать функциональное предназначение которых не просто, если заранее не проштудировать Googlemaps.
Кто бы догадался, что в терракотовом угловом строении обучают детишек, а под крышей деревянного особняка с резными наличниками притаился детский сад.
Школа № 6 на пересечении улиц Гагарина и Академика Королёва. В 1918-1921 годах Циолковский преподавал в ней математику, физику и астрономию
Оказывается, спор о том, приезжал ли С. П. Королёв в 1929 г. в Калугу к К. Э. Циолковскому не утихает более четырех десятилетий, будто нет в новейшей истории космонавтики более обсуждаемого вопроса, чем этот. Но, как бы на самом деле ни было, а скульптура «Встреча Королёва и Циолковского» на перекрёстке одноимённых улиц Калуги размещена.
В парке имени Циолковского, где, судя по мемориальной табличке на стеле, покоится учёный, залежался снег.
Удивительно, что, не смотря на одинаковые температурные показатели со Смоленском, снег в Калуге на новогодних каникулах не растаял. Чем не преминули воспользоваться активные горожане, проявляя азы творчества на пленэре.
Не являясь поклонницей космической темы, до сей поры довольствовалась экспозицией Музея космонавтики, посещенного на ВДНХ, но повинуясь стадному посылу: «как можно посетив Калугу, не заглянуть в Музей истории космонавтики?» направилась в одноименное культурное заведение и здесь.
Не расписывая в рассказе музейную начинку (экспонаты оформила в альбом), сразу перейду к резюме: для непосвященных в тему не фанатов одного подобного музея будет вполне достаточно. Повторяющихся экспонатов много, эксклюзива с дилетантской точки зрения не наблюдала, ну, а надо ли оно вам, решайте сами.
К дому-музею К. Э. Циолковского пришлось, без преувеличения, сползать с крутобокой улицы Циолковского. Ближе к месту её пересечения с улицей Космонавта Волкова рельефный изгиб настолько крут, что если бы не металлические поручни, установленные впритык к проезжей части, с целостностью рук и ног пришлось бы распрощаться.
В жутко неудобном состоянии «оползня» чудом успевала рассматривать деревянные дома с колонками начала прошлого века, каскадно спускающиеся вместе с улицей практически до набережной Оки. Удивительно, как в начале XXI века раритетные, местами покосившиеся строения, умудряются сохранять первозданный исторический облик.
По подземному переходу Гагаринской транспортной развязки переместились к высоченному монументу «600-летию Калуги».
Пусть виды на окрестности с обширной площадки у монумента не отличаются фактурой, но лавки-гулливеры дивно хороши:)
Дальнейший калужский тракт связала с храмами, проложив маршрут таким образом, чтобы охватить четыре близрасположенные. В возвышающейся на холме у старой Смоленской дороги церкви в честь Преображения Господня царили тишина да уединение, и лишь мерцающие свечи освещали обнаруженные в ходе реставрации древние фрески XVIII и XVIIII веков.
Забегая вперед отмечу, что калужские храмы подкупили естественностью и той благостностью, что должна априори ощущаться в культовых местах, но очень часто бывает утраченной во многих храмах.
Преодолев значительный перепад высот от улицы Смоленской до улицы Баумана, дошли до притулившейся у дороги Смоленской часовенки, единственной оставшейся от Одигитриевской церкви во имя Смоленской иконы Богоматери, перестроенной в 30-е годы прошлого века в общежитие.
Один из красивейших храмов, находящихся в старой части города, — Свято-Георгиевский собор неожиданно оказался закрыт, а внешние его габариты, зажатые малоэтажками на узкой улице, решительно отказывались помещаться в рамки фотоснимка.
Кое-как справившись с непосильной задачей, умиляясь оформленным к новогодним праздникам витринам,
старинным полуразвалившимся особнякам, соседствующим с фьючерными коробками новостроя,
по снежной массе, на глазах превращающейся в хлябь, добрели до храма Успения Пресвятой Богородицы, где полным ходом шли приготовления к наступающему Рождеству.
Проявляя любопытство ко всему, что так или иначе связано с жизнью знаменитых в прошлом для того или иного города людей, в Калуге отдала предпочтение жилищам представителей купеческого сословия, где организованы музейные экспозиции.
К величайшему сожалению, посетить Палаты Коробовых не удалось, и как бы ни хотелось пополнить копилку ещё одним этнографическим музеем, здесь случился облом-с. Сложно судить, кто сокрушался по данному поводу больше, я или тетёнька-смотрительница с половой тряпкой в руках, наблюдавшая глубочайшее моё разочарование. Жаль, что на официальном сайте объекта не посчитали нужным упомянуть о проводимых в музее ремонтных работах.
Благо, усадьба купцов Золотарёвых добросовестно принимала туристов. Отлично сохранившиеся постройки с шикарным внутренним убранством господского дома, ровно как и музейная экспозиция, заслуживают пристального внимания увлечённых. Впрочем, повторяться не буду, об усадьбе разместила отдельный отчет.
Покрутившись возле Палат Макарова (здесь никакой экспозиции нет, но купеческий особняк ещё хранит незначительные следы былой привлекательности),
устроили привал в кафе «Entree», обосновавшемся в ещё одном старинном особняке XVIII века на улице Пушкина. Впечатлений для первой половины дня было достаточно и лучшего места, чтобы утрамбовать их по полочкам, попутно предаваясь чревоугодию, было не сыскать.
Приятное, стилизованное в духе Парижа камерное заведение, где вкусно готовят. Рекомендую.
Среди многочисленных достопримечательностей Калуги выделяется каменный мост, соединяющий оба склона Березуйского оврага. Возведенный в XVIII веке, мост является старейшим в России. Завершив с поглощением вкусняшек, вышли как раз к нему.
Вероятно, летом с моста открывается более приятная картина, зимой же здесь депрессивно и уныло. Протянутая пустота оврага с торчащими снизу голыми ветвями деревьев вдохновит разве что тонко чувствующих художников. Но даже их в округе не наблюдалось.
Развилка в завершении моста пригласила к размышлению. Здесь можно повернуть налево к скверу Пушкина, либо пройтись направо над Березуйским оврагом. Активные туристы вроде нас берут абсолютно всё, что предлагает к употреблению местность:)
Сквер Пушкина примечателен памятником великому поэту и своеобразной смотровой, обозначенной возвышающейся над оврагом ротондой. И вновь невольно вернулась к мыслям о привлекательности летних картинок и зимней обыденности так называемой «смотровой».
Намного активнее заявляет о себе здание Музыкального колледжа имени Танеева, на всю округу подчеркивающее служение делу Эвтерпы мелодичными руладами, выводимыми будущими виртуозами, репетирующими в его стенах.
Обогнув здание колледжа, пересекли легендарное место, где когда-то проходил глубокий ров с валом калужского острога, укрепленный в начале XVII века воеводой царевича Дмитрия Иваном Болотниковым. Позднее ров засыпали, но о его существовании напоминает сохранившийся здесь храм Покрова Пресвятой Богородицы (Покрова на Рву).
Я не поленилась обогнуть возможный полукруг у храма, ибо внешняя, более чем впечатляющая архитектурная его отделка, схожая с московскими бесстолпными храмами XVII века, отличается настолько выразительными карнизами сложной формы, декоративными кокошниками и фронтонами, что захотелось их порассматривать. Как свидетельствуют источники, храм сохранился до наших дней практически в первозданном виде.
Для архитектурных замыслов противоположной стороны канувшего в Лету рва характерны каменные здания, возводимые в Калуге в конце XVIII столетия по «образцовым проектам». К ним относится и двухэтажный дом с полукруглыми окнами, обогащенный четырехпилястровым портиком в завершении фронтона, построенный городским головой И. И. Борисовым. Состояние здания удручающее, однако соседи по типовой проектировке неплохо подлатаны, и, кажется, не так давно, что вселяет надежду на возрождение и данного дома тоже.
Вернувшись обратно к развилке у Каменного моста, от монумента Основанию Калуги прошлись по «Золотой Аллее» мимо памятника калужанам-жертвам политических репрессий, Деревьев счастья до пионера-фотографа. Вот только где у пионера-фотографа фотоаппарат, так и не поняла:)
Получив представление о знаковых местах старой части города, хотелось уже добраться до публичных объектов, в полной мере демонстрирующих столичный новогодний статус Калуги. Где, как не в центральном парке обычно проводят массовые увеселительные мероприятия. Туда и направились.
От «Золотой Аллеи» до Центрального парка недалеко. Преодолев арки присутственных мест (Западную и Восточную) и улицу Баженова, оказались у входа в парковую зону.
Западная арка присутственных мест
Праздничная атмосфера чувствуется на подходе. Крики аниматоров и запахи шашлыка, столпотворение детей и взрослых на тематических площадках и качелях-каруселях, огромная ёлка и праздничные декорации вкупе с новогодней музыкой, доносящейся из разных уголков парка, тотчас же задают нужный вектор настроения.
Только на смотровой, протянувшейся в парке над правобережьем Оки, зимой делать нечего. Хмурые виды на Оку и спальные районы города не отличаются от тех, что у монумента «600-летию Калуги».
Наряду с увеселительными аттракциями в Центральном парке размещены скульптурные композиции святому праведному Лаврентию Калужскому, священномученику, иеромонаху Киевско-Печерского монастыря Кукше Печерскому и главный храм города — Свято-Троицкий кафедральный Собор, возведённый на рубеже XVIII–XIX веков, знаменитый крупнейшим в России безопорным куполом.
Мы немного продрогли и заглянули в храм, чтобы согреться, но после того, как увидели росписи купола, давлеющие, словно нахмурившиеся небеса, над деревянным позолоченным иконостасом, выполненным в духе древнерусских традиций, задержались в Соборе надолго.
Новогодние традиции пытались соблюсти на площади Старый Торг, но металлические конструкции сцены новогодней столицы напрочь закрыли и без того невнятное здание областной Администрации, пребывающие в спячке фонтаны не декорировали к празднику, да и для главной ёлки города не приготовили выразительный наряд. Словом, центральная площадь Калуги показалась на редкость неуютной.
Органичнее выглядит здание Городской управы, что миновали, двигаясь по направлению к пылающему яркостью Гостиному двору. Плавная округлость колоннадного фасада, подчеркнутая новогодними композициями, выигрывает в городском пространстве гораздо больше.
Огромный, строившийся почти сорок лет Гостиный двор, занимает целый квартал. В Калуге нет кремля, и потому сложилось так, что именно Гостиный двор играет роль исторического сердца города. Первоначальные строения, мало приспособленные под нужды купцов, издревле торговавших на главной площади города, неоднократно перестраивались, однако функциональное назначение объекта неизменно до сих пор.
Двигаясь за ряжеными ангелочками, дабы удовлетворить любопытство, куда они держат путь в столь поздний час, мы протянули чуть вперед по улице Ленина до церкви Рождества Пресвятой Богородицы.
Так, помимо осмотра внутреннего убранства церкви, успели побывать на детском театрализованном представлении в преддверии Рождественского Сочельника, развернутом у скульптуры Петра и Февронии Муромских во дворе храма.
Архитектурные мотивы допетровского зодчества, готики и барокко, слившиеся воедино в стилистике Гостинного двора, одним своим видом напоминают о былом величии калужского купечества. Сюда вернулись, заинтригованные новогодними песнопениями, доносящимися изнутри.
В Гостинном дворе разгулялась тематическая площадка со сверкающей новогодней ёлкой,
новогодней ярмаркой, соблазняющей товарами в лучших русских традициях,
творческими коллективами и исполнителями, развлекающими гостей зажигательными хитами.
Но самая масштабная атмосфера праздника, чуда и волшебства была сконцентрирована на Театральной улице и Театральной площади, где по программе праздничных мероприятий развернулся творческий проект «Путешествие в Новый год».
Чтобы окунуться в гущу событий, побывали в «сказочном лесу», что обосновался у Театра юного зрителя,
а затем прошлись по Театральной улице, искрящейся от света падающих сверху «снежинок», старинных фонарей и прочих ярких декораций.
Продавцы из похожих на ледяные чумы палаток наперебой предлагали вкусняшки и сувениры с логотипом города, а мы оценили симпатичные товары ручной работы и загадали желания, присев на стилизованную скамью. А можно было нашептать их на ушко главному новогоднему «исполнителю». Вот только Дед Мороз к концу дня заметно подустал и практически не проявлял активности. Посему, дедулю напрягать не стали:)
Активность народных гуляний достигла апогея на Театральной площади, заполонённой настолько, что яблоку негде было упасть.
От избытка праздничных атрибутов в суматошно-наполненном дне и причастности к атмосфере праздника уже кружилась голова, посему ограничились беглым осмотром площади и вернулись в отель в сопровождении появляющихся кое-где на асфальте новогодних поздравлений.