Одно из старинных зданий Калуги в стиле классицизма, привлекающее внимание туристов в центре города, – бывшая усадьба купцов Золотарёвых. Ещё задолго до того, как возникла идея поехать в Калугу, изучила доступную информацию о ней. Ведь старинные усадьбы, где организованы музеи, мой туристический пунктик.
Владельцем усадьбы был купец первой гильдии Иван Максимович Золотарёв, для которого в начале XIX века недалеко от Каменного моста через Березуйский овраг возвели роскошный особняк, именуемый местными жителями не иначе, как «дворец». Когда-то и улица, на которой расположен особняк, носила название Золотарёвская, но затем её переименовали в улицу Пушкина.
Личность архитектора, проектировавшего особняк, – тайна, покрытая мраком, но есть основания полагать, что им был Матвей Казаков. Доподлинно известно, что внутренняя отделка здания была поручена скульптору итальянского происхождения Сантино Кампиони, которому в Москве принадлежала мастерская, пользовавшаяся заслуженной славой.
В конце XIX века дом перешел от семьи Золотарёвых к купцам Черновым (дочь Ивана Максимовича Золотарёва в замужестве носила фамилию Черновой), а затем в конце XIX века продан нотариусу Александру Кологривову. До национализации 1919 года в усадьбе размещалась нотариальная контора Кологривова, а в 1922 году дом и усадьба переданы губернскому историческому музею (ныне Калужский областной краеведческий музей).
Я не успела зафиксировать горельефы на тему: «Суд Париса», «Спор богинь» и «Жертвоприношение», украшающие внешний фасад здания, да и сделать общее панорамное его фото было неудобно. Диву даюсь, как удалось архитектору состряпать проект таким образом, чтобы главный фасад ровненько разместился на узкой в общем-то улице. Тогда как основной усадебный массив спрятан от посторонних глаз за двумя въездными арками с кружевными металлическими узорами.
3
На территории усадьбы сохранился комплекс построек, состоящий помимо главного дома из жилого флигеля, каретного сарая и крытой галереи с двойной колоннадой тосканского ордера, поставленной на белокаменную террасу, соединяющей флигель и каретник.
1 из 2
5
Сквозь уплотненный ножками посетителей снег кое-где просматривается древняя брусчатка, выстилающая Парадный двор. И вообще, туристов на улице было чуть ли не столько же, сколько в музее. Привлекают здесь ледяные скульптуры, установленные по случаю временного столичного статуса города. А вечером, судя по всему, ещё и включается подсветка.
1 из 2
8
Хотелось поскорее оказаться в тёплом помещении и приступить к осмотру экспозиции, поэтому мы поспешили с улицы внутрь, рассматривая по пути причудливые кованые фонари, установленные на консолях по обе стороны крыльца, придающие дому торжественный вид.
1 из 2
11
Достаточно удобно, что в холле музея обустроили нехитрый гардероб в виде кронштейнов. Все же гулять по музейным залам, не таская верхнюю одежду с собой, гораздо приятнее.
Главный дом двухэтажный. На первом (бывшем хозяйственном) этаже организована выставка природы и животного мира Калужского края.
В первом же эспозиционном зале погружаешься в доисторическое прошлое нашей планеты. Гипсовые реконструкции на стенах и телевизоры-диорамы переносят в Докембрий, Палеозойскую, Мезозойскую и Кайнозойскую эры.
1 из 2
5
В стеклянных витринах древние артефакты и макеты доисторических животных, среди которых можно обнаружить тиранозавра, бивень и зуб мамонта, и череп носорога.
1 из 4
8
Все представленные здесь находки обнаружены на территории Калужской области. Похоже, в свое время мамонты имели довольно широкий ареал обитания, поскольку точно такую же наглядную реконструкцию охоты на мамонта видела не так давно в Могилёвском областном краеведческом музее.
9
Во втором зале представлены околоводные животные, птицы и рыбы, обитающие в главной реке Калужской области - Оке (бобр, речная выдра, ондатра, утка кряква и другие).
9
4
10
В третьем зале царство пернатых. На импровизированных деревьях в стеклянных витринах восседают и крупные птицы, и птички поменьше. Хорошо присмотревшись, можно идентифицировать ястреба-тетеревятника, луня болотного, сову ушастую, сизоворонку, иволгу, королька и зяблика. Не стану лукавить, что без труда определила каждую птичку (а вот Олег наверняка бы смог), подмогой послужили таблички с наименованиями.
1 из 2
4
В круговой биогруппе четвертого зала представлен смешанный лес средней полосы России и размещены животные, обитающие на территории Калужской области: волк, бурый медведь, лиса, лось, кабан, выхухоль. Отмечу, что чучела животных выполнены весьма натуралистично и находятся в отличном состоянии.
1 из 3
9
1 из 3
9
1 из 3
8
1 из 6
6
В переходе, соединяющем бывшие хозяйственные помещения с парадной лестницей, находится огромная изразцовая печь XVIII века, выполненная в стиле барокко. Можно сказать, уникальный образец печного искусства, расписанный в мифологических и библейских мотивах.
1 из 3
13
Старинная деревянная дверь когда-то распахивалась для гостей усадьбы, но сейчас она наглухо закрыта.
4
А вот и парадная лестница в том месте, где был главный вход в дом. Дубовые ступени начала XIX века знали многих почетных гостей, среди которых отмечены императорские особы.
1 из 3
4
Я сильно рисковала оступиться, но оторваться от роскошных потолков и росписи стен было выше моих сил. Потолки удивляют «объёмностью», хотя на самом деле это оптический эффект техники гризайль.
1 из 5
14
Поднявшись по лестнице, мы оказались в приемной, где встречали гостей и откуда можно попасть в парадные комнаты или жилую анфиладу. Сейчас здесь представлена экспозиция, отражающая историю образования Калужского края, охватывающая период с древних времен до начала XX века.
7
Впечатлил макет хорошо укрепленной Калужской крепости, имевшей 12 башен. Со Смоленской крепостью по масштабам не сравнить, но, тем не менее, вполне себе жизнеспособное фортификационное укрепление.
1 из 2
11
В экспозиции представлены сохранившиеся бревна, используемые при строительстве Калужской крепости, и различные виды оружия и доспехов того времени.
1 из 3
5
В следующем зале размещалась столовая. В экспозиции данного помещения портреты монарших особ, оружие, документы, лари, церковная утварь, посуда и другие предметы петровско-екатерининских эпох.
1 из 4
4
1 из 3
5
Кабинет хозяина дома, где велись светские беседы с гостями и обсуждались торговые дела, не отличается масштабностью, но обсуждались здесь великие дела.
1 из 3
5
Во внутреннем коридоре представилась возможность познакомиться с Иваном Максимовичем Золотарёвым, чей портрет висит на самом видном месте в центре комнаты.
5
Чуть ниже изображение его брата – Петра Максимовича, которого лично знал Николай I. Указом императора Петру Золотарёву было присвоен высочайший титул коммерц-советника. С 1814 года Петр Максимович был и городским бургомистром. При всех своих званиях и титулах он был угрюм, облачался в длиннополые кафтаны, носил длинную бороду и постриженные в скобку волосы.
5
Титул коммерц-советника являлся высшим званием в купеческой иерархии, дававшим право вести оптовую торговлю не только в России, но и за рубежом. Купцы первой гильдии наравне с дворянами могли владеть крупными предприятиями, чьи капиталы составляли от 10 до 50 тысяч рублей золотом. Им гарантировались крупные преференции: освобождение от государственной службы, рекрутской повинности и пошлин, предоставлялись льготы и кредиты, а выплачивали они лишь 1% налога от объявленного капитала. Словом, небывалые привилегии заслужил и Золотарёв.
Весьма интересно, что фамилия Золотарёвых ведет начало от личного прозвища, подчеркивающего индивидуальность предка. В старину золотарём называли золотых и серебряных дел мастера, а также позолотчика по дереву. Со временем один из золотарей получил по своему ремеслу фамилию Золотарёв.
Почти все сохранившиеся до сегодняшних дней серебряные изделия калужской работы последней четверти XVIII века вышли из мастерской серебряника Максима Кузьмича Золотарёва и отмечены его личным клеймом. Однако фамилия Золотарёвых встречается в калужских летописях гораздо раньше. Известно, что с начала XVII века в Калуге было пять дворов, принадлежащих Золотарёвым. В 1677 году упоминаются серебряники Золотарёвы, торговавшие собственными изделиями в лавке неизвестного купца.
Серебряных дел мастер Максим Кузьмич Золотарёв, родившийся в 1722 году, торговал уже в собственной лавке Серебряного ряда. Максим Кузьмич оставил сыновьям Петру и Ивану значительные средства, а они уже, став со временем крупными промышленниками, вели обширную и успешную торговлю в Калуге, Санкт-Петербурге и Германии.
Купцы Золотарёвы торговали различными товарами и оба преуспели в своем деле. Что-то привозили из-за границы, что-то из соседних губерний. Некоторые источники утверждают, что торговали даже императорским фарфором. Вот, кстати, и он – фарфор Российской Империи с завода Попова, с уникальной палитрой красок, которые со временем не выцветали.
1 из 2
13
В XVIII – XIX вв Калуга развивалась как крупный торговый город. В экспозиции можно увидеть предметы, связанные с торговлей и когда-то используемые в лавках торговцев: разновесы, безмен, счеты, весы, амбарные замки и т.п.
6
По коридору налево небольшая непроходная комната – ещё один кабинет И.М. Золотарёва, где сейчас установлены бюсты выдающихся людей, так или иначе связанных с Калужским краем. Это супруги-путешественники Прончищевы, адмирал Д.Н. Сенявин, В.И. Баженов, А.Н. Радищев, Е.Р. Дашкова и другие.
6
В Гербовой комнате отражающие её наименование артефакты – гербы, выданные в 1777 году двенадцати уездным городам Калужской области. Гербы разработаны под руководством историка, герольдмейстера Российской Империи М.М. Щербатова.
7
Парадную спальню отличает буйство барельефов, горельефы, изображающие сцены из жизни древнегреческого бога любви Эрота, и колонны из искусственного мрамора.
8
1 из 3
6
1 из 3
5
1 из 2
12
В этой комнате сохранился подлинный паркет XIX века из нескольких пород дерева: палисандра, березы, дуба и красного дерева и единственная в доме родная (золотарёвская) люстра. Остальные привезены в музей из других усадеб.
13
Здесь можно познакомиться с элементами женского и мужского костюма рубежа XIX-XX вв.
1 из 4
5
Слева от входа в спальню просматривается ещё одна крошечная комната. Это будуар или боскетная комната, расписанная на манер французских беседок. Стенная живопись в нише выполнена в стиле Гюбера Робера.
17
Яркостью декора отличается Голубая гостиная со стенами, обтянутыми голубым штофом, вставленным в золотые рамы.
10
Стены увешаны портретами известных людей, бывавших в Калуге, черпавших здесь вдохновение и создававших после известные литературные произведения. Среди них: А.П. Чехов, И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и другие.
1 из 3
5
В витринах, установленных в гостиной, представлены экспонаты, связанные с театральной жизнью старой Калуги.
1 из 3
5
Кстати, Калужский театр, который ещё непременно покажу, один из старейших в России. Он был открыт в 1777 году.
А ещё здесь потрясающий потолок, украшенный перспективной росписью кессонами. Потолок, кажущийся довольно высоким, создает иллюзию объёма слегка вогнутого плафона, но в действительности высота свода составляет около 50-60 см.
1 из 3
16
Мистический, потусторонний объём обеспечивают узкие зеркала, украшенные пышной резьбой, вмонтированные в плоскость обеих угловых печей. Вглядываясь в зеркальное полотно, словно подёрнутое патинированной дымкой, представляла себе хозяев дома, прохаживающихся по комнатам, слуг, сновавших по важным делам, и еле уловимые элементы усадебной жизни тех времен.
1 из 4
14
Но, как свидетельствуют источники, ни Иван Золотарёв, ни его наследники в этом доме не жили. В первую очередь здание предназначалось для остановок императора и членов императорской фамилии.
Самое большое и самое помпезное помещение золотарёвского особняка – Танцевальный зал со множеством колонн, барельефов, пилястр, обрамляющим потолок лепным карнизом, живописным панно во всю стену и хорами для музыкантов.
18
8
1 из 2
12
В этом же зале размещена восстановленная табличка, свидетельствующая о дружбе купцов Золотарёвых с именитыми особами и посещении усадьбы его Императорским величеством Великим князем Николаем Павловичем в 1816 году (с 29 июля по 1 августа), 2-3 сентября 1816 года Александром Павловичем и Михаилом Павловичем 4-8 ноября 1817 года. Табличка так и гласит, что: «Дом сей был осчастливлен посещением…» и далее по тексту указаны вышеперечисленные.
Экспозиция усадьбы пришлась по душе. В особенности верхние, парадные комнаты, где достигается органичный синтез искусств – архитектуры, скульптуры и живописи.
1 из 3
12
1 из 3
6
К тому же, Дом-усадьба настолько хорошо сохранился, что и сейчас можно увидеть почти те же интерьеры, что и 200 лет назад. Будете в Калуге, загляните сюда непременно.
Адрес музея: г. Калуга, ул. Пушкина, 14, тел. 8(4842)72-16-18
Музей работает без обеда: вторник-пятница, воскресенье с 9:30 до 18:00, суббота с 11:00 до 19:00