Утром второго дня, позавтракав в кафе отеля, я отправилась смотреть основные достопримечательности румынской столицы. Надо же понять, за что Бухарест когда-то называли «маленьким Парижем». До первой цели похода была недалеко, около полутора километров, проложила маршрут в maps.me и вперед!
После первого дня встречающиеся руины когда-то великолепных зданий уже не ужасали, хотя встречалось их на пути довольно много. Можно только представлять, как красив был город когда-то. Это не задворки, улица Berzei, которая идет через центр города от площади Победы почти до парка Извор.
По пути много зданий в традиционном румынском стиле. Сложно сказать, когда конкретно все это застраивалась, но похоже, что на рубеже XIX–XX веков, многие здания — уже в начале XX века.
По пути встретился симпатичный скверик с памятником Луиджи Каззавиллану и фонтаном, окруженный когда-то красивыми зданиями. Это ансамбль, характерный для Бухареста начала XX века. Памятник и фонтан были построены в 1905 году. Луиджи Каззавиллан — румынский журналист итальянского происхождения, воевал в армии Джузеппе Гарибальди добровольцем, затем во французской армии и итальянском легионе. Приехал в Румынию в 1877 году в качестве военного корреспондента, основал одну из первых ежедневных информационных газет Бухареста — «Universul», пользовавшуюся большой популярностью.
Именем Луиджи Каззавиллана названа и улица, по которой я пошла дальше. На пересечении с улицей генерала Анри Матиаса Бертело стоит памятник этому французскому генералу.
Здесь здания уже выглядят иначе, отреставрированные, ухоженные. Похоже, что жилье здесь недешевое.
Дворец Крецулеску в стиле французского ренессанса с элементами барокко построен в начале XX века по проекту румынского архитектора Петре Антонеску для Елены Крецулеску, наследницы двух больших аристократических семей. В 1927 году администрация Бухареста выкупила дворец, так как хозяйка, которой было 70 лет, уже не могла его содержать. Для посещения дворец, к сожалению, недоступен.
Возле дворца застройка разномастная: есть здания в приличном состоянии, есть давно ждущие ремонта и современные стекляшки.
Рядом с дворцом большой парк Чишмиджиу, оформленный в стиле английских парков. Это старейший парк Бухареста, он внесен в список исторических памятников города. Я недолго полюбовалась лебедями в пруду, отдохнула на лавочке за беседой с американской туристкой, приехавшей по делам какой-то церкви. И пошла дальше, времени мало, а список того, что хотелось бы увидеть, еще и не на середине.
Название встретившегося по пути недалеко от парка памятника Avântul Țării Гугл переводит как «Рассвет страны», в чем я не уверена. Памятник посвящен румынским героям, павшим в кампании 1913 года (Вторая балканская война). Женщина с флагом — символ Отечества.
Sala Palatului (Дворцовый зал) — конференц-центр и концертный зал, построенный в коммунистическую эпоху. Здесь проходили многие важные международные конференции и концерты многих звезд мирового масштаба.
Памятников различным политическим, общественным деятелям и артистам в Бухаресте много. Некоторые вполне традиционного исполнения. Но меня интересовали не они, а показавшаяся вдалеке церковь.
Памятник Авраму Янку (1824-1872). Это один из руководителей румынского национального движения в Трансильвании, участник революции 1848 года.
Это церковь Крецулеску (Biserica Crețulescu), одна из старейших церквей Бухареста, построенная в 1720–1722 годах по распоряжению канцлера Крецулеску. Церковь освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Построена в характерном для Румынии того периода брынковянском стиле.
Фрески можно сфотографировать только за аркадой входа, они оригинальные. А фрески внутри уже 1859–1860 годов, работа известного румынского художника Георгия Таттареску. В советский период церковь планировали снести, спасли благодаря архитекторам, обосновавшим ее ценность.
Хватает в Бухаресте и неоднозначных памятников, например, вот таких, как этот. Судя по надписи на плите, он посвящен жертвам румынский революции 1989 года. Точного названия не знает никто, мнения, что здесь изображено, тоже есть разные: связка рук и ног, стволы деревьев. Я тоже приглядывалась, присматривалась, но окончательно не решила…
Церковь находится рядом с площадью Революции. Эту площадь окружают важные здания, в том числе бывший королевский дворец, поэтому она раньше называлась Дворцовой, потом площадью Республики, а после румынской революции 1989 года получила современное название.
В центре площади — Мемориал эпохи Возрождения — Вечная слава героям и румынской революции декабря 1989 года, еще один неоднозначный памятник, получивший от местных жителей массу различных прозвищ. «Картофелина на палочке» или «зубочистка с оливкой» еще самые простые. Главный элемент памятника — «Пирамида успеха» высотой 25 метров, а на стене памяти нанесены имена 1058 жертв революции. Судя по состоянию памятника, горожане относятся к нему неуважительно.
Монументальное здание на площади раньше занимал ЦК Коммунистической партии Румынии, а теперь здесь Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство труда и семьи и другие официальные организации.
Еще один пример своеобразного взгляда румын на памятники — стоящий на площади памятник Юлиу Маниу, румынскому политическому и государственному деятелю. Это одна из ключевых фигур в истории Румынии после Первой Мировой войны, он только премьер-министром был три раза.
Самые красивые здания на площади — Королевский дворец и Университетская библиотека. Дворец был построен в 1936–1937 годах на месте старого дворца, прослужившего более ста лет, с 1948 года в нем размещается Национальная художественная галерея. В галерею я заходила и рассказала о ней отдельно.
Напротив — великолепное здание Центральной университетской библиотеки Кароля I, построенное по проекту французского архитектора Поля Готтеро. В те годы Румыния в архитектуре ориентировалась на Францию, этот же архитектор проектировал предыдущий королевский дворец. Первое здание было построено в 1891–1893 годах, спустя двадцать лет оно было им же перестроено и уже более столетия украшает румынскую столицу.
Изначально здание занимала не библиотека, а созданный королем «Фонд университета Кароля I», задача которого состояла в формировании интеллектуальной элиты государства, на реализацию было отведено 50 лет. Фонд занимался присуждением грантов, поощрительных призов, стипендий достойным студентам и исследователям, публикацией ценных работ, бакалаврскими и докторскими диссертациями. Одновременно формировался библиотечный фонд. В 1948 году библиотеке присвоили статус Центральной библиотеки Бухарестского университета.
В декабре 1989 года во время румынской революции библиотека сгорела, полностью были уничтожены огнем порядка 500 000 томов ценнейших библиотечных фондов (рукописи, старые карты, экслибрисы и др.). Восстанавливали библиотеку не один год под эгидой ЮНЕСКО. За это время ее значительно расширили, пристроив сзади новый корпус и присоединив соседнее здание банка. Кстати, библиотека участвует в «Ночи музеев».
В 2011 году перед зданием библиотеки установили конную статую короля Кароля I.
Интересная история дома, который стоит между библиотекой и министерством, на него сложно не обратить внимание. Это Дом Пэуческу. В середине XIX века этот дом в стиле французского Возрождения построил для себя министр Григоре Пэуческу, до Первой Мировой войны здесь размещалось австро-венгерское посольство. Во времена коммунистического режима здание занимало Пятое управление государственной безопасности, департамент, которого все боялись, он занимался подготовкой наемников, готовых немедленно действовать по команде Чаушеску.
Во время революции 1989 года здание, как и соседняя библиотека, сгорело и долго оставалось руинами. Современный вид оно получило после реконструкции, закончившейся в 2004 году. Его перестроил для своей штаб-квартиры Союз архитекторов. Здание вызывало споры, это был первый опыт в Румынии такой реконструкции, когда от исходного здания остается только фасад.
Слева от здания библиотеки — знаменитый Румынский атенеум, концертный зал, построенный во второй половине 1880-х по проекту французского архитектора Альберта Галлерона. Великолепное здание, сочетание неоклассицизма и эклектики, увенчанное куполом. Деньги на него собирали по подписке, значительную часть пожертвовал знатный боярский род Вакареску. К сожалению, внутрь я не попала, думаю о том, что там скрывается, еще расскажет Ирина Дементьева.
В сквере у атенеума стоит памятник поэту Михаю Эминеску. Памятники ему есть в каждом румынском и молдавском городе, в Бухаресте их три. Этот памятник установили в 1963 году, автор - скульптор Георге Ангел.
Тут же в скверике в тени деревьев безмятежно спит очень уставший товарищ.
Застройка этого района респектабельна, много интересных зданий. Вполне понятно, самый центр города, когда-то короли рядом жили. На первых этажах магазинчики, различные кафе и рестораны.
Вот товарищ охраняет вход в Художественную галерею Ротенберга-Узунова, которые продвигают современное румынское искусство.
Во время правления короля Кароля I в Бухаресте было построено множество дворцов для людей, принадлежавших к «элегантному обществу», живших по образцу венской или парижской аристократии, устраивавших обеды или балы с празднично одетыми гостями. Вот пример — Дворец Чезиану-Раковицэ, построенный в 1882–1902 годах по проекту французского архитектора Жюля Бертэ для депутата Николае Чезиану. Потом его дочь вышла замуж за А. Раковицэ, отсюда двойное название. Сейчас здесь размещается аукционный дом Artmark и ArtSociety.
Рядом Церковь Ботяну-Иени — одна из старейших в Бухаресте, первое упоминание о ней относится к 1682 году. Как я поняла, современный вид она приобрела в 1908 году, после этого четыре раза восстанавливалась от разрушений, полученных при землетрясениях. Второе имя она как раз получила в честь исторической церкви Иени (1611 г.), разрушенной землетрясением 1977 года.
Вокруг интересные здания в традиционном румынском стиле. Хороши, но чуть в сторону от центра и вид уже совсем иной!
Хватит бродить по задворкам, отправимся смотреть еще одну историческую площадь Бухареста — Университетскую площадь. На площадь выходит главное здание Бухарестского университета, одного из самых престижных учебных заведений Румынии. Он основан в 1864 году, вторым в стране после университета в Яссах.
Университетский дворец был построен в 1857–1869 годах по проекту румынского архитектора Александру Орэску. Боковые части дворца пристроили позже, в 1912–1926 годах по проекту Николае Гика-Будешти. Фасад украшают четыре музы работы Эмиля Вильгельма Беккера, скульптора Королевского дома Румынии.
На противоположной стороне площади симметрично стоят два дворца с полукруглыми фасадами. Справа — бывший дворец страховой компании «Generala», одной из первых страховых компаний Румынии. Он построен по образцу дворцов на бульваре Осман в Париже в начале XX века. В 1948 году страховая компания была национализирована, до 2019 года дворец занимал банк BСR. В 2019 году дворец продали за 28 миллионов евро инвестиционной компании из Люксембурга. Что здесь теперь будет, неизвестно, возможно роскошный отель. В эти дни во дворце была художественная выставка.
Слева — Дворец индустриального кредита, построенный в 1934–1935 годах по проекту архитектора Г-М Кантакузино. Его должны были построить одновременно со зданием страховой компании, заложили фундамент, но строительство затянулось на три десятилетия.
Бывший дворец страховой компании «Generala» (1906)
На площади есть несколько памятников. В центре — конный памятник Михаю Храброму, господарю Валахии, объединившему, пусть и на короткое время, под своей властью три дунайских княжества. Памятник установили в 1874 году, автор — французский скульптор Каррье-Беллёз. На постаменте спереди и сзади изображены гербы Валахии, а по бокам — гербы Трансильвании и Молдовы.
Есть также памятники:
- Иону Эдиаде-Радулеску — румынскому поэту XIX века, просветителю и общественному деятелю, первому президенту Румынского университета.
- Георге Лазэру (1779–1821) — румынскому общественному деятелю и педагогу, основателю в Бухаресте Школы Святого Саввы, первой школы на румынском языке.
- Спиру Харету (1851–1912) — румынскому астроному, математику и политическому деятелю.
Памятник Иону Элиаде-Радулеску
Если пройти между двумя дворцами, выйдешь к церкви Святого Николая Чудотворца, которую называют Русской или студенческой церковью, так как это храм Бухарестского университета. Церковь в псевдорусском стиле построена в 1905–1909 годах по проекту академика М. Т. Преображенского, отделкой занимались русские мастера. Но русские верующие молятся не здесь.
Пора отправиться на главную туристическую улицу Бухареста — пешеходную улицу Липскань. Начинается она с Римской площади, где стоит памятник «Капитолийской волчице», но о ней я уже рассказывала. Это ориентир.
Улица существовала еще в начале XVIII века, только называлась иначе. Многие здания в стиле необарокко и неоклассицизма возведены в XIX веке. Многие здания в стадии реконструкции, что-то снесли, что-то отчаянно нуждается в реставрации. Читала, что в 1948 году все национализировали, а в 1980-х власти, тогда коммунистические, передали их в пользование цыганам, которые быстро довели все до соответствующего состояния.
Первые этажи занимают магазины. Наряды румынских женщин, конечно, несколько специфичны.
Улица неширокая, да еще вдоль всей улицы выставлены столики кафе и ресторанов, фотографировать неудобно.
Пришло и мне время обедать, присела за столик одного из ресторанчиков. Я так понимаю, что без этого снимка рассказ о Бухаресте не будет засчитан за полноценный?
Свернула на соседнюю улицу, увидев интересное здание. Это Биржевой дворец, построенный в 1906–1912 годах. Долгое время здание занимала Национальная библиотека Румынии, когда построили новое здание библиотеки (я его показывала в предыдущем рассказе), это вернули законному владельцу — Торгово-промышленной палате Бухареста. Напротив — огромное новое здание Национального банка Румынии. Новое оно относительно, построено в 1942–1944 года. Но я его не фотографировала.
А вот этот дворец — как раз старое здание Национального банка Румынии, построенное в стиле эклектики с элементами неоклассицизма в 1884–1890 годах. Фасад украшают скульптуры Промышленности и Торговли, а также Фемиды и Цереры, богинь правосудия и земледелия.
В соседнем дворце — Центральное избирательное бюро. Рядом, на углу здания Национального банка — Памятник Евгению Караде, первому директору Национального банка Румынии. Памятник был установлен в 1924 году, бронзовые детали выполнены французским скульптором Эрнестом Анри Дюбуа, а каменное основание — румынским скульптором Димитру Мэцэоану. Памятник снесли в конце 1940-х или начале 1950-х годов. Современный памятник — реконструкция, выполненная в 2013 году скульптором Иоанном Болбореа.
Центральное избирательное бюро
Свернем теперь на Проспект Победы (Calea Victoriei). Это одна из важнейших улиц Бухареста, ее длина 2,7 километра. Даже если выбрать для знакомства с Бухарестом только эту улицу, можно увидеть десятки важных достопримечательностей, часть из них мы сегодня увидели: Королевский дворец, Университетскую библиотеку, площадь Революции, церковь Крецулеску, Атенеум. А сейчас посмотрим, что интересного в самом начале проспекта Победы.
Национальный музей истории Румынии, в собрании которого хранятся румынские исторические артефакты от исторических времен до современности. Музей занимает Почтовый дворец, построенный в 1894–1900 годах неоклассическом стиле по проекту архитектора Александру Сэвулеску для почты Румынии. Центральное почтовое отделение работало в этом здании до 1970 года, в 1972 году сюда переехал Национальный музей истории.
Напротив — красивое здание с куполами из стекла и металла. Это здание Дворца CEC, построенное в 1897–1900 годах. Сейчас его по-прежнему занимает банковская структура.
Рядом с музеем между современными зданиями стоит церковь (Biserica Zlătari), посвященная Рождеству Пресвятой Богородицы. Основана в 1705 году, перестроена (и не в последний раз) в 1850–1860 годах после землетрясения.
Видимо, свадебный день, хоть и не выходной. Или просто бегают по городу, фотографируются.
Справа от музея проходит коротенькая улочка Ставрополеос. Когда-то здесь был женский монастырь Ставрополеос, от которого осталась только церковь в бранковянском стиле, построенная в 1724 году.
Если пройти вдоль фасада музея от церкви Ставрополеос, будет еще одна церковь — Церковь Святого Думитриу (Дмитрия Солунского), построенная в 1819—1843 гг.
От церкви пройдем по Французской улице (Strada Franceza), возможно, самой старой улице Бухареста. Дело шло к вечеру, я уже устала от достопримечательностей, думаю, что и вас уморила. Последнее, что я посмотрела в этот день — Церковь Старого двора (Biserica Curtea Veche), посвященная Благовещению и Святому Антонию. Эта церковь построена в 1545–1554 годах, в течение двух столетий она служила местом коронации князей Валахии. Рядом находится Старый княжеский двор, но мне уже было не до него.
В завершение, конечно, котик. Как же без них! Эту кошку, которая укоризненно смотрела на меня через решетку ограды, я встретила этим вечером дважды, сначала на улице Липскань у Национального банка, затем у церкви Дмитрия Солунского. Но я к встрече была не готова.