В очередной свободный локдаунский день, которых у меня в последний год больше, чем хотелось бы, я решила, что очень давно не была в Трире, а это неправильно, и мы делаем подарок самим себе и отправляемся именно туда.
В очередной свободный локдаунский день, которых у меня в последний год больше, чем хотелось бы, я решила, что очень давно не была в Трире, а это неправильно, и мы делаем подарок самим себе и отправляемся именно туда.
Учитывая, что это древнейший город Германии, пропустить его историю невозможно. Мозельская долина была заселена кельтами очень давно. Треверы, разбитые Гаем Юлием Цезарем во время Галльской войны в 58 году до н. э., являлись, как и другие племена левобережья Рейна, носителями римской культуры. Поэтому, когда речь идет о римских жителях Трира, это о треверах, настоящих италиков в Трире было совсем мало.
Император Август строил дороги, мосты и поселения, давая Риму время для передыха в череде войн, таким образом появился город, на 280 гектарах, существующий уже много веков. Аугуста (от Октавиана Августа) Треверорум (на треверской земле) — город величия Рима к северу от Альп.
Датой основания Трира считается 17 год до н. э., она была определена по находке деревянной детали первого римского моста через Мозель. Известна даже дата — 23 сентября, день, когда продолжительность дня и ночи совпадает. Опять же, это день рождения императора Августа.
Удивительный факт: во времена римлян люди отлично владели измерительной техникой, они сумели сконструировать город, как некую архитектурно — календарную конструкцию. Палка, вбитая в землю 23 сентября 17 года до н. э., благодаря отбрасываемой тени, задала сетку прокладки улиц и дорог. Город состоял из параллельных и перпендикулярных улиц, расположенных по осям север — юг и запад — восток, если смотреть на Трир сверху — это почти шахматная доска. В таком городе можно было передвигаться без карты, заблудиться было невозможно (как и сегодня).
В эти времена население города, название которого сократилось до Треверис, состояло из 50 тысяч жителей, что немало даже по сегодняшним временам. Уровень римского города сегодня лежит несколько ниже современного Трира, местами они совпадают, так как римские фундаменты охотно использовались во время строительства во времена Средневековья.
Город был настолько богат, что его называли Вторым Римом — Roma Sekunda. Трир стал столицей римской провинции Галлия Белгика, затем он был резиденцией галльских вождей. В нем располагались префектура, монетный двор, а со времен тетрархии (правления четырех императоров), Трир стал резиденцией императора, в числе прочих, здесь базировались императоры Август — Максимилиан, Константин Хлорус и его сын — тезка, который после победы в борьбе за власть в 316 году, покинул Трир и построил себе новую столицу — Константинополь.
После падения Римской империи, и до начала раннего Средневековья, огромным влиянием пользовался трирский епископ. Это был один из городов зарождения христианства и в него потянулись паломники. В Ранние Средние Века население Трира уменьшилось до нескольких тысяч и он превратился в обычный средневековый городок, его площадь уменьшилась с 280 гектаров до 135, более, чем в два раза. Ко всему прочему, это был период охлаждения климата. Мало того, что «темное средневековье», еще и холодное.
К концу 9 века ситуация несколько улучшается, теплеет, увеличивается население, возобновляется строительство. Трирский архиепископ становится влиятельным Фюрстом Германской Империи (Тысячелетний Рейх). В городе одна за другой строятся церкви и монастыри, здесь были представлены все монашеские и рыцарские ордена. Благодаря остаткам римского города, Трир не испытывал недостатка в камне, и был каменным, когда все остальные города строились из дерева.
Со времен Золотой Буллы 1356 года архиепископ Трирский стал одним из семи курфюрстов, выбиравших Императора. Самый знаменитый трирский архиепископ средневековья — Балдуин Люксембургский, брат Генриха Седьмого, продвинул своего внучатого племянника и тот был выбран императором Карлом Четвертым.(фонтан — памятник Балдуину, недалеко от вокзала Трира, фото из интернета).
Следующие века в Трире, как и во всей Европе, прошли бурно. Войны, открытие университета в 1473 году, Реформация, «охота на ведьм», эпидемии чумы, развитие искусства и архитектуры — и так без конца, до 1794 года, когда французские войска положили конец Трирского Курфюрстерства, и Трир переходит к Франции. Однако после «Битвы Народов» под Лейпцигом (по-моему. это единственный раз, когда немцы и Россия воевали на одной стороне) и Ватерлоо, в 1815 году Трир переходит в подчинение Прусси в составе Рейнской провинции.
Две Мировые Войны принесли Триру разруху и голод. Большая часть центра города была уничтожена в результате бомбардировок в конце ВМВ. Трир стал первым немецким городом, освобожденным от нацистов американской армией под командованием генерала Паттона. И сегодня, город переживает самый длинный мирный период со времен Императора Августа. Надеюсь, он еще долго не прервется.
А теперь погуляем по городу, несмотря на моросящий дождь.
В Трире можно встретить свидетельства древности на каждом шагу, когда-то он входил в пятерку крупнейших мегаполисов! Нигде больше в Германии нельзя пережить римские времена так аутентично: Порта Нигра, амфитеатр, Кайзертермен и Варварские термы — являются объектами Всемирного Наследия ЮНЕСКО, и не только они — в Трире восемь (!!!) памятников мировой культуры — это огромное античное наследие.
Самый узнаваемый памятник античности, бренд, известный всем — северные ворота Порта Нигро. Каждый немецкий школьник за долю секунды узнает эти ворота, их фотография размещена на учебниках истории и латыни. Это одни из пяти ворот городской стены, построенные во 2 веке, и назывались они Майнцскими — по названию ближайшего города, куда они вели. Изначально песчанник, из которого они сооружены, был светлый, но в Средние Века он так потемнел, что ворота начали именовать Черными. Блоки весом до 6 тонн установлены без раствора, они стабилизированы за счет собственного веса, и при помощи металлических скоб. Правда, скобы, весящие по нескольку килограммов каждая, представляли ценность и пали жертвой средневековых грабителей, от них остались только многочисленные дыры на камне.
Перед воротами и по всему городу расставлены свечи, цветы и игрушки, это память о недавнем теракте. Буквально 1,5 месяца назад, 1 декабря 2020 года, в Трире произошел теракт, унесший жизни 5 человек, в том числе 9-месячного ребенка и его отца, и трех женщин — 25, 52 и 75 лет, и ранивший 30 человек, в том числе граждан Люксембурга. Средь белого дня, Лэнд Ровер на скорости 80 км/час протаранил людей в пешеходной зоне, за рулем был 51-летний пьяный уроженец Трира, арестованный через 4 минуты.
Слева от ворот расположилось здание Музея Симеона и туристического информационного центра. Монах и отшельник Симеон устроил келью в восточной башне Порта Нигра в 11 веке. Этот монах был посланником монастыря Святой Катарины, на Синае, и прибыл в Трир вместе с епископом, после паломничества того в Палестину. После смерти Симеона в 1035 году, его похоронили в Порта Нигро, что и спасло ворота от демонтажа. А позже, Симеона начали почитать и поклоняться, и с одобрения Папы здесь была устроена коллегиальная церковь Св. Симеона, которая и просуществовала в воротах почти 800 лет. Симеон был причислен к лику святых, и слева от ворот был построен приют его имени.
А прямо за музеем — памятник самому известному уроженцу Трира, известного всем русскоязычным людям — Карлу нашему, Марксу. В южной части города сохранился дом, где он родился, с барельефом на стене, а здесь, возле ворот Порта Нигро, он жил в юношеские годы. Недалеко от памятника и улица соответствующая — Еврейская. Обратите внимание — человечек на светофоре — Маркс.
От ворот Порта Нигра, движемся к центральной площади Хауптмаркт по улице Симеонштрассе. Это главная пешеходная зона Трира. Именно здесь расположены большинство красивейших городских домов с прекрасными фасадами, очень разными. Дома красующиеся здесь, относятся к 13 — 19 векам, и, соответственно, принадлежат разным архитектурным стилям.
Разглядывая архитектурные декоративные элементы, можно легко увидеть переход от романского стиля к готике, ренессанс и барокко, неоренессанс и восточный стиль. При этом, совершенно гармонично смотрятся современные здания, удачно вписанные в архитектурный ансамбль. На фото 6 — герб на аптеке, претендующей на звание старейшей в Германии, впервые она была упомянута в 1241 году.
Выходим на главную городскую площадь Хауптмаркт, основанную в 10 веке. Уже по названию понятно, что площадь рыночная, помимо этого на ней всегда проводились и проводятся городские мероприятия. В центре площади установлен Рыночный Крест (фото 2), свидетельствующий о том, что Отто Великий пожаловал архиепископу Генриху, право рыночной торговли в Трире. Крест водружен на колонну, завалявшуюся оставшуюся от римского города. На крест взирает святой Петр, венчающий фонтан, установленный в конце 16 века. Вокруг центральной колонны фонтана легко узнаются четыре скульптуры Добродетелей — Справедливость, Умеренность, Мудрость и Сила. Пороки, противопоставленные им, изображены в виде маленьких проказничающих обезьянок. Епископ, приказавший установить этот фонтан, намекал этими обезьянками на недостойное поведение горожан, построивших дом Штайпе.
Это произошло в 1459 году, местные бюргеры построили для себя собственную церковь — Святого Гангольфа, и собственный общинный дом Штайпе (на местном диалекте — «опора»). На фасаде были установлены четыре святых (подписаны под фото) и два воина (тоже подписаны). Но местному архиепископу не очень понравилось расположение скульптур — воины были установлены выше, чем святые, да и размером покрупнее были.
Кусочек надписи на красном доме, тоже стоящем на площади (на фото), гласит, что Трир был основан раньше Рима на 1300 лет. Согласно средневековой легенде, это поселение было основано ассирийским принцем Требетой. Ну, думаю — легенда, однако увековеченная в камне.
Минуя Соборную площадь (мы выйдем на нее позже), под аркой монастыря, выходим из Средневекового в Римский город.
Удивительно, но две эти части связывает современная площадь и дворец. Площадь была оформлена в 1983 году архитектором Унгерсом. Флаги на площади принадлежат городам — побратимам.
С другой стороны площадь замыкает Базилика Константина, имеющая очень внушительный вид. Ее размеры составляют 70 на 30, а высота около 30 метров — очень монументально, высота окон — более 7 метров! Представляю, как приятно было их мыть! Это строение упоминалось уже в античные времена, но за века оно многократно перестраивалось и достраивалось, от римского мало что осталось, но очертания угадываются. Базилику Константина часто называют Римским Тронным Залом, это самый большой римский зал без колонн к северу от Альп. С 1857 года однонефная базилика используется в качестве протестантской церкви Спасителя, и благодаря великолепной акустике, в ней проводятся органные концерты.
Прямо за Базиликой Константина, совершенно неожидаемо, если не знать, что он там, «притаился» образец рококо — дворец Курфюрста Иоганна Филиппа фон Вальдердорфа. Это он приказал построить дворец своему придворному архитектору Йоханнесу Зейзу (ученику легендарного Бальтазара Ноймана). На фронтоне замка на нас смотрят античные герои и боги, работы Фердинанда Титца. Прилегающий к нему сад оставался недоделанным до конца 18 века, а в начале 19 века здесь располагался платц. Только после ВМВ были перепланированы сады и украшены скульптурами в стиле барокко из мастерской того же Фердинанда Тица. С восточной стороны сад ограничен городской стеной. Как только вы отходите от дворца в парк, и поворачиваете голову назад (например, что бы сфотографировать дворец), становится заметно, что левое крыло строения усечено. Объяснение этому очень простое: базилика Константина и дворец в их нынешнем состоянии никогда одновременно не находились. В 17 веке предзальное помещение, восточная стена и участки южной стены базилики были снесены, а само здание послужило внешней стеной курфюрстского замка. Когда в 19 веке базилику начали вновь восстанавливать в качестве церкви, была разрушена в свою очередь часть дворца. Современный компромисс, к которому пришлось придти, что бы базилика стала действующей церковью, стоил части дворца.
К стене, ограничивающей сад, примыкает здание Ландесмузея, где хранятся важные археологические находки. Но, музей закрыт, и неизвестно, когда откроется — конца «пандемии» у нас не наблюдается. С обратной стороны стены протекает ручей Вебербах.
В римские времена в Трире была великолепно продумана и сконструирована система водоснабжения, которая ежедневно доставляла воду в город, из расчета на одного жителя в 8 раз больше, чем в наши дни! И, можно предположить, что часть этой воды точно уходили на Императорские термы, к которым мы выходим, но это совсем не так. Здесь, в термах, случилось «большое везение», непонятно, почему они были открыты — все музеи закрыты с 1 ноября, локдаун же. Но, мало того, что нас пустили, так еще и бесплатно. Эти термы указывали границу Императорских владений в Трире. В самую большую в империи купальню никогда не упало ни капли воды! Дело в том, что их достроили (почти достроили) тогда, когда Константин покинул Трир, и нужда в столь грандиозных банях отпала. Из руин был сооружен лагерь для германо — франкской армии Императора Валентина, благодаря которому в конце 4 века Трир вновь стал столицей. В древние времена купальни служили не только гигиене, но и были центром общения (как, впрочем, и теперь). Лучше всего описания происходящего в термах оставили Сенека и Плиний Младший — с большим чувством юмора писали.
Отзыв о Кайзеровских термах здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/trier/placeofinterest/29382/responses/8102
Мы движемся вдоль стены, по направлению к Амфитеатру. Стена построена из известняковой кладки, состоящей из двойного слоя. Опалубки наполнялись бутом и специальным раствором, так называемым «opus caementitum». До наших дней сохранились 13 дверных пролетов и подвал, из которого можно попасть на арену. Меня привел в восторг барельеф на стене — нос, точно, как у моего супруга!
Выйдя к Амфитеатру, стало понятно, что повезти дважды нам не могло — он был закрыт, так что — только через прутья посмотрели. Греческое слово «Амфитеатр» означает «Трибуны со всех сторон». Слово «арена» переводится с греческого, как «песок» — с обеих сторон сооружение было засыпано, и ограничено мощными стенами для стабилизации. Арена была снабжена поднимающейся сценой, с помощью которой реквизит и декорации могли незаметно появляться и исчезать. Каменные скамьи для зрителей были утеряны в средневековье, пошли на строительный материал, так как монахи монастыря Гиммерод добывали здесь камень с 1211 года. В Римскую эпоху Амфитеатр был центром городской жизни, как и термы. Амфитеатр Трира, построенный во 2 веке, был одним из крупнейших арен в Европе и вмещал около 18000 зрителей. Его размеры составляли 47,5 на 71 метр. В наиболее кровожадной развлекательной программе были драки между людьми или животными. Арена также использовалась для собраний и религиозных праздников. Сегодня можно осмотреть обширную территорию, бывший сценический подвал и помещения для подготовки к боевым действиям. В те времена вход для зрителей был бесплатный, богатые горожане, политики (особенно в предвыборные компании), и члены императорской семьи финансировали мероприятия, которые могли тянуться по нескольку дней.
А вот возле этого жилого дома я затормозила. Интересно, кто его строил — русские, греки или грузины? Назвала его Домом Святого Георгия.
Прямо напротив «нашего» дома — вторые термальные бани Трира — Термы Барбары, построенные во 2 веке. Купальни были роскошные, раскинувшиеся на огромной площади, размером с 6 футбольных полей, вторые по величине в Риме, уступавшие лишь термам Императора Траяна в Риме. В отличии от императорских терм, в этих действительно купались. Большие площади бассейнов тех времен объясняются просто — воду еще не хлорировали, и для притока свежей воды требовались огромные емкости. Помимо помещений с водоемами с разной температурой, в комплекс входили просторные дворы и помещения для занятий спортом, личной гигиеной и развлечений. Это был культурный центр римского Трира.
Почти на подходе к римскому мосту, нам случайно повстречалась Новая Синагога (они всегда «случайно» встречаются мне), старая была разрушена в Хрустальную Ночь. «Камни преткновения» напоминают о погибших в годы Холокоста (об этой программе Густава Демнига я уже писала в рассказе про Фрайбург, и не только).
Одно из главных сооружений римлян в Трире был мост. Первый мост был построен во 2 веке, по инициативе Императора Августа на месте, где дорога из Италии, шедшая вдоль реки Рона, по направлению к Рейну, пересекала реку Мозель. Это сооружение стало третьим римским мостом, первые два были снесены в римский период. Арочное перекрытие тоже было построено дважды — первый раз Балдуином Люксембургским, второй раз после разрушения французами в начале 18 века. Под базальтовыми опорами моста находится основание из стволов дуба, вбитых в дно реки. Рядом с мостом установлена статуя Императора Константина.
Начинаем движение обратно, только другой дорогой — не люблю идти тем же путем, люблю круговые маршруты. По Мясной улице попадаем в квартал мастеров, в Средние Века здесь жили ремесленники.
Очень интересно заглядывать во внутренние дворики, там можно обнаружить много деталей. На втором фото — небольшой дворовый кран, сгружающий товары в подвал и в окна.
Интересно здание Ратуши — современная постройка, вплотную примыкающая к бывшей церкви Св. Августинцев, впервые упомянутой в 1271 году. «В тяжелые послевоенные годы тысячи голодающих детей Трира получали здесь помощь от одной из швейцарских деревень» — так гласит табличка на стене. Поскольку мы решили воспользоваться Ратушей в качестве ГТО («Главный Туристический Объект, то бишь — туалет), то нам повезло — в фойе висит великолепный алтарь 14 века. Т. е., здание церкви перешло Ратуше, но имущество сохранили.
Соседняя постройка — Башня с бункером, издали кажущаяся средневековой, вблизи оказывается бетонной башней с бункером, построенной в годы ВМВ, по средневековым оборонно-техническим проектам. Сегодня используется как складское помещение.
Перед элегантным зданием почты установлен фонтан Георга, поставленный горожанами в честь курфюрста и архиепископа Франца Георга фон Шенборна. Проект фонтана создал Иоганн Зайц.
Чуть дальше расположена Польская католическая кирха Святого Антония и Пресвятой Девы Марии. Главный алтарь очень пострадал во время авианалета 21 декабря 1944 года, но был восстановлен.
И, мы выходим на одну из главных площадей города, на которой доминируют две великолепные церкви. Дом — главный собор города — старейшая епископская церковь Германии, ее строительство началось в 4 веке. Писать о нем не буду, так как написала подробный отчет об этом шедевре.
Отзыв о Кафедральном Соборе здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/trier/temples/29216/responses/8109
Вплотную к Собору примыкает Либфраукирхе — церковь Девы Марии. Это самая ранняя готическая церковь страны, и о ней тоже написала более подробно, чем возможно в рамках свободного рассказа.
Отзыв о Либфрауэкирхе здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/germany/city/trier/temples/21688/responses/8111
Обе церкви находятся под охраной ЮНЕСКО, будучи внесенными в список Всемирного Наследия.
Напротив соборов, украшая площадь, выстроен дворец Вальдердорф, княжеский жилой дом второй половины 18 века, сегодня используемый, как второе здание Ратуши. Дом вполне можно назвать ВИП — отель, кто только не останавливался в нем. В конце 18 — начале 19 веков это было здание префектуры Французского департамента Саар. В 1804 году, во время своего визита в Трир, здесь остановился Император Наполеон Бонапарт. В 1816 — 1945 годах — резиденция правительства прусского административного округа Трир. Все Пруссие короли, принцы, кайзер Вильгельм и их жены с детьми останавливались здесь. Зефирчик.
Мне очень понравились рисунки города в одном из арочных проходов — просто прелесть:
В одном из дворов, принадлежащих ресторану (закрытому в настоящее время, как и музеи), стены декорированы печными заслонками, которые я очень люблю разглядывать. Иногда на них бывают просто орнаментальные или цветочные узоры, иногда геральдика, а чаще — просто история города или библейские истории.
Еще немного мелочей, скульптурок и городских украшений:
Моя коллекция колодезных люков пополнилась красивым люком из Трира:
Нам пора ехать, в 20.00. начинается комендантский час (позже отмененный судом), а у нас 280 км впереди. Прогулка удалась, и меня очень радует, что наш «жесткий локдаун» не предполагает ограничений передвижения! Получился настоящий день — подарок!
За день мы изрядно проголодались, есть на улице под дождем и с зонтиками не хотелось совсем, но как только мы выехали из города, моросящий дождь обернулся белым пушистым снегом.
Мы остановились на парковке, и поев, я устроила шоу для ужинающих вокруг немцев: снежный дождь. Муж снимал неправильно — надо было снимать видео, а главное — зрителей, у них челюсти отвисли. Они не знали, что в такой снегопад можно встать под дерево и дернуть за ветку! Но, он сделал целую серию, дожь захватил.
И, мы прибыли домой минута в минуту, успев к началу комендантского часа, за что и вознаградили себя добычей из Трира — мозельским вином, купленным в Винном доме (на фото 2).
Большое спасибо за внимание, скорейшего восстановления нормальной жизни для всех истосковавшихся по путешествиям туристам!