Прежде всего, огромное спасибо всем, кто честно и непредвзято описал свои впечатления в инете от этой необычной, во всех смыслах, стране. Постараюсь и я изложить свои впечатления от нашей поездки. Были с 8 по 21 марта 2012 г.
Прежде всего, огромное спасибо всем, кто честно и непредвзято описал свои впечатления в инете от этой необычной, во всех смыслах, стране. Постараюсь и я изложить свои впечатления от нашей поездки. Были с 8 по 21 марта 2012 г.
Собирались в Китай втроем с дочкой,
причем как всегда внезапно. Да, до вылета оставалось еще месяца 4, но решение пришло все равно внезапно — увидели, что у Аэрофлота
акция на полеты в Пекин и Шанхай, вывод сделали один — надо лететь. Начали с билетов, оплатили на свой страх и риск, потом обращение в посольство КНР, виза в паспорте. С гостиницами было и сложно, и просто одновременно. Предполагали, кроме Пекина, посетить Сиань и Шанхай. И если с Пекином и Шанхаем было проще — все-таки выбор достаточно велик на любой кошелек, то с Сианем было сложней. Я прошерстил многие, в том числе, китайские сайты и в конце концов остановился на eLongе — здесь не надо было платить вперед или как-то подтверждать свою платежеспособность. На этом сайте мне подтвердили бронирование и предложили заплатить за гостиницу на месте. Спасибо!
Оценили обстановку, определили цели и задачи, уточнили достопримечательности, обязательно подлежащие осмотру, маршруты передвижения, пароли-явки, подготовили план проведения отпуска и предварительный бюджет. Забегая вперед скажу, что впервые по итогу бюджет затрат почти сошелся с планом.
Деньги меняли дома и везли с собой наличные юани. Это оказалось выгодно, поскольку совсем немного было мест, где можно было платить международными карточками, а снять в банкомате (которых на деле оказалось предостаточно во всех наших городах пребывания) — это комиссия банка. Был очень удивлен, что электронные платежи не очень развиты даже в Пекине и Шанхае, но это так. Кроме того, при покупке билетов во все места всегда спрашивали есть ли билеты для студентов (по ISIC), достаточно часто этот номер проходил, таким образом дочка нам дала существенную экономию.
Вопросы были решены и мы полетели. Пекин соответствовал нашим ожиданиям,
действовали согласно распечаткам из инета, в соответствии с указаниями ранее побывавших здесь «товарищей». «Запретный город»,
Храм Неба,
пекинская утка, пекинский «Арбат»,
«обжорка» и другие достопримечательности — сразу,
а Ябаолу оставили на самый последний день.
Конечно посетили чайную церемонию, распробовали чай, чтобы знать, что хотим. Купили домой чай по подсказке друзей, все-таки хороший чай и в Китае стоит хороших денег
(1 долл=6,3 юаня, рекомендую пересчитать!) и хочется купить именно то, за что платишь.
Первым делом купили билеты на поезда в Сиань, Шанхай и обратно в Пекин. Как нам подсказали, в Пекине можно купить билеты во всех направлениях из любого города в любой. Всем рекомендую поступать именно так, если есть планы передвигаться железной дорогой. Сначала мы решили сэкономить — взяли билеты «hard slipper», т. е. плацкарт, но затем переиграли на «soft slipper» (купе) и, поверьте, правильно сделали. Сложностей с покупкой билетов особых нет, надо отдать должное, кассирши говорят на английском и понимают, что вы от них хотите. Возвращение из Шанхая в Пекин планировали сразу на скоростном поезде — это 300 км/ч и 5 часов движения, 555 юней — т. е. чуть больше 90 долл.
Первые 3 дня в Пекине оставили неизгладимое впечатление. Также мы добрались и до Великой стены. Все-таки, согласен, что быть в Китае и не увидеть Стену — это просто неприлично! Мы имели информацию о том, как ехать туда самостоятельно на автобусе, но все-таки обратились к знакомым и нам сделали экскурсию с русскоговорящим гидом. Не самый дешевый вариант, но поездка стоила того.
Все интересное началось с поездки в Сиань. Прежде всего — это наш первый вокзал. Один из пекинских вокзалов — Западный. Многие, виденные мной ранее, аэропорты в разных странах мира «отдыхают» по сравнению со зданиями вокзалов, которые мы видели в Пекине и Шанхае. Это огромные терминалы, отличающиеся не только размерами, отличной организацией, удобством, но и чистотой и порядком. Порадовали и произвели большое впечатление многие вещи.
Во-первых, попасть в здание вокзала можно только при наличии билетов. Это избавляет от толкотни случайных людей, зашедших в здание просто погреется, например. Во-вторых, после входа в здание, вам на табло отправления достаточно найти номер выхода (а в случае с Западным вокзалом Пекина — зал выхода) на перрон, откуда будет отправляться ваш поезд и спокойно ждать там объявления о начале посадки. Выход на перрон открывается за 15 минут до отправления поезда. Вы, (традиционно со второго этажа — это этаж отправления), спускаетесь на перрон, садитесь в свой вагон — и в путь! На вокзалах есть еще этаж прибытия — в основном первый, в котором прибывшие пассажиры не задерживаются, а стройными колоннами, организованно проходят либо к остановкам такси (часто в подземных паркингах), либо на выход в город, к общественному транспорту. Все просто, удобно, функционально без праздношатающейся публики. И где тут тот миллиард китайцев? Впечатляет. Еще раз подчеркну — все достаточно современно, максимально информативно и чисто, чисто, чисто!
Вообще, чистота — еще один момент, который был несколько неожидан. Туалеты бесплатные, в больших количествах и повсеместно, в том числе прямо на перроне станций метро. Отсутствуют какие-либо запахи, везде идеально убрано. И если, у нас пропагандируется принцип «чисто там, где не мусорят», то в Китае это немного по-другому. Китайцы мусорят без зазрения совести, но в целом там везде чисто, потому что быстро убирают. Например, в скоростном поезде Шанхай-Пекин уборщица убиралась практически непрерывно в течение всех 5 часов движения. Огромная армия уборщиков, также повсеместно. Как объяснил один знакомый — надо дать людям работу.
Итак, поезд в Сиань -купе, нас трое и 4 пассажир — китаянка. Нижние места в купе верхний пассажир занять не имеет права. Таковы правила. Вагон весьма напоминает наше обычное купе. Нет полотенец, полки не поднимаются, зато всегда есть кипяток и термос на столике. Билеты на верхнюю полку дешевле, чем на нижнюю. Телевизоры для каждого, плюс всем одноразовые тапочки, каждая пара с ободком разного цвета. Это, чтоб вы не перепутали.
В ходе движения не слышен перестук колес, хорошая звукоизоляция, как результат — спокойный здоровый сон. Доехали здорово!
Сиань начался с привокзальной площади,
вокруг просто огромная толпа, движущаяся в разных направлениях, шум, гам, запахи — все «удовольствия» Азии. Первым делом пошли в кассу поменять билеты на купе. Вот тут — на нас как будто из-под земли набросились кучи «приставал», желающих то выдать нам на прокат машину, то организовать экскурсию к терракотовому войску, устроить в гостиницу, поболтать по-английски, а также «очень недорого» поменять билеты. По неопытности я начал что-то отвечать. Нас тянули в разные стороны, но мы не поддавались и терпеливо стояли в очереди в кассу обмена. Уже перед самой кассой, одна из «добровольных помощниц» стало что-то часто говорить по-китайски кассирше, но та не реагировала, посмотрела на меня и мы на сносном английском нормально объяснились. «Помощница» что-то пролепетала, мол, порядок изменился и что-то еще.
Вот тут-то я и стал как-то с сомнением относиться ко всем этим прилипалам. Мы двинулись к выходу с площади, но желающих «помочь» все прибывало. Я не выдержал, сначала прекратил отзываться на английском, мол, не андестенд, потом стал говорить, что «Гитлер — капут» и давай нам «шпрехен зи дойч», сказал даже «хенде хох» (практически весь свой словарный запас немецкого!), но нашелся и такой, черт побери. Ответил разок по-русски, смотрю, тоже проявляют интерес, стал просить найти знатоков португальского языка. Только после этого нам немного и полегчало.
Гостиница была относительно близко от вокзала, спасибо Гуглу, схема маршрута у меня была. Располагалась внутри крепостной стены на улице Xi-Wu. Однако в гостинице «веселье» продолжилось теперь уже в обратном направлении. К сожалению, здесь вообще не говорили по-английски. А я дома не сделал распечатку бронирования на китайском. Пока мы сверили номера заказов, количество людей — это было еще терпимо, но понять, что они от нас хотят насчет депозита было уже сложно. Короче, не прошло и 2 часов, с помощью неизвестного нам китайского товарища (и какой-то там «матери» с нашей стороны) мы-таки во всем успешно разобрались, выбрали на троих лучший двухкомнатный номер и честно в него въехали, не дожидаясь 12 часов по местному времени. Кстати, так же было и в Шанхае и в Пекине. Надо отдать должное, нас везде без разговоров, вселяли с самого утра, счетов за дополнительные часы, как это часто бывает в Европе, не выставляли. Единственный момент, что стоит иметь в виду — депозит, не смотря на то, что мы оплачивали номер вперед. Может у них народ часто буянит, бьет окна-двери, царапает мебель? Не знаю, но правила такие.
Передохнули, и вновь вернулись на вокзал. Согласно, опять-таки рекомендациям более опытных товарищей, нашли автобус на привокзальной площади
и поехали смотреть терракотовой войско.
Достаточно удобно, без всяких проблем, по 7 юаней на человека минут за 40 приехали на место.
Вход стоил 180 юаней, тоже, конечно, чувствительно, но войско стоит увидеть! Как всегда торговая ярмарка-балаган перед входом,
но с прилипалами полегче. Кстати, именно здесь я единственный раз увидел платный туалет.
Подробно описывать это чудо - Музей терракотового войска
- не буду — информации много.
Отмечу только, что в самом первом демонстрационном зале пропустили одно единственное помещение и уже ближе к финалу поняли, что не увидели бронзовые колесницы, о которых немало написано. Прошли вновь все залы и как положено нашли их в самом начале, что сказать — бывает!
Уже ближе к вечеру вернулись в Сиань и прямо с вокзала направились на прогулку по вечернему городу с целью увидеть Барабанную и Колокольную башни, заглянуть в мусульманский квартал и отведать вожделенные, неоднократно описанные в отзывах, невероятно разнообразные, вкуснейшие, очень необычные сианьские пельмени. Все удалось весьма успешно и надо сказать вечерний Сиань стоит того. Потом мы днем прошлись по тому же маршруту, тоже неплохо, хотя, конечно, все время нашего пребывания в Китае было пасмурно и дождливо, не более 10–12 градусов, но в целом впечатления отличные. Так вот, днем башни смотрелись как-то более спокойно, не так выразительно как с вечерней подсветкой. Вообще, с вечерними огнями во всех городах было все на самом высшем уровне. В отдельных местах вполне сопоставимо с Таймс Сквер в Нью-Йорке. Море огней, реклама, вывески, огромные экраны — впечатляет. К тому же огромные пространства такого светового буйства.
Мусульманский квартал оправдал все ожидания, впрочем, как и пельмени. Толпы людей в характерных платках и тюбетейках, ароматы, сладости, сувениры, всевозможные едальни, вкуснейшие лепешки, непрерывное движение мотороллеров (машин практически нет — зона-то пешеходная), рикши, сигналы, многоголосый шум — жизнь бьет ключом, одним словом!!! Это просто стоить видеть, прочувствовать, влиться в движущуюся в разных направлениях толпу. Вот тут уже не было прилипал, никто на тебя особого внимания не обращал, только если торговцы пару лишних раз ласково окликали «хелло!», но все это без фанатизма и излишней энергичности. Вечер нам в тот день однозначно удался! Вернулись в номер на такси, которое удачно удалось поймать.
Кстати, о такси. Воистину народный вид транспорта! Машин везде достаточно много. Красный фонарь означает, что машина свободна и если останавливается на вашу руку, то смело садитесь и попытайтесь донести до водилы куда вам надо. Мы использовали либо визитку гостиницы на китайском, либо карту. В Сиане тариф был 6 юаней за посадку и тебя за них честно везут 2 км. Причем расчет шел строго по счетчику с выдачей чека и чаевые с нас никто не брал. В Пекине тариф 10 юаней, а в Шанхае 14. Правда, в Пекине вечером мы, как-то в районе близком к Ябаолу, безуспешно вечером пытались поймать такси в течение часа. Не удалось. Зато, как в добрые советские времена к нам подлетали таксисты с отключенным счетчиком и пытались всеми силами договориться не только на двойной, но и тройной тариф. Причем практически не торговались. Были и частники, но мы на сговор не шли и так, с гордо поднятой головой тащились в сторону гостиницы около часа. Потом все-таки поймали машину и проехали за 5 минут 1,5 км. Кроме того подобная ситуация случилась с нами и в Сучжоу, но это отдельная тема. Чуть позже, не буду забегать вперед. Как нам рассказали более опытные товарищи, в Пекине таксисты массово и дисциплинированно работают только в рабочее время, а вечером менее массово, но также организованно «бомбят» по черному.