Начиная с 2012-го года я периодически пользовалась услугами железнодорожного вокзала города Минеральные Воды, как вспомогательным пунктом по пути следования к основным своим путешествиям. И у меня ни разу не возникло мысли, воспользоваться моментом и заложить дополнительное время на его осмотр, пока не настал октябрь 2020-го. Поэтому знакомимся с городом вместе со мной.
Благодаря строительству железной дороги из Ростова во Владикавказ, среди бескрайних степей в предгорьях Кавказа в 1875 году появилась узловая станция, с ответвлением на, набиравший к тому времени обороты курортный Кисловодск. Было построено здание для приезжающих, т. е. вокзал, а станцию назвали Султановская. И почему такое экзотическое название, спросите вы? В 1822 году эти земли, расположенные между рекой Кумой и Джемухой, были дарованы императором Александром I генерал-майору царской армии Султай-Менгли Гирею за верную службу. Прокладка ж/д путей началась лишь с согласия его потомков.
Постепенно территория вокруг вокзала застраивалась не только служебными помещениями, но и жилыми домами служащих станции. Через три года вокруг разросся населенный пункт, но многие жители поселка вплоть до 1906 года продолжали трудиться у братьев Гиреев. Освобождение пришло благодаря наместнику Кавказа графу Иллариону Воронцову — Дашкову и в благодарность за освобождение от кабалы жители переименовали поселок в Илларионовский. А в 1921 году это уже был город-курорт, получивший название Минеральные Воды.
В дальнейшем кроме ветви на Кисловодск были построены новые, а станция Минеральные Воды стала не только большой узловой станцией, но и связующим звеном между городами центральной России и Северного Кавказа.
И конечно же лицом города, одной из самых главных и красивых достопримечательностей было изначально и является в настоящее время здание железнодорожного вокзала Минеральные Воды.
Построенное в 1875 году здание было украшено большими окнами, выходящими на перрон, лепниной, орнаментом и четырехугольной башенкой, установленной на крыше.
Во время войны вокзал пострадал от бомбежек и был частично разрушен. В наступившее мирное время объем перевозок и пассажирооборот значительно возросли и встал вопрос о строительстве нового, современного и более вместимого здания вокзала. Разработать проект с сохранением деталей прошлого и учетом веяний реального времени было поручено архитектору Чуприну.
В 1957 году новое монументальное, величественное, даже помпезное здание в стиле «сталинский ампир» было торжественно открыто. Белоснежное, украшенное колоннами, масштабное и даже величавое здание вокзала невероятно красиво. Со стороны перрона в полукруге колонн установлена чаша-фонтан, на которой восседает символ Кавказских Минеральных Вод — Орел, зажавших в своих когтях змею.
Окна как и прежде украшены лепниной и декоративными орнаментами, рядом установлены скамьи, чуть поодаль роскошные голубые ели, клумбы с розами.
А крышу венчает заметная издали и так привычная взору башенка.
Я жила в отеле на проспекте 22 Партсъезда, это рядом с вокзалом, буквально в пяти минутах ходьбы от главного входа. Еще стоя на ступеньках и мысленно продумывая маршрут, мое внимание было отвлечено зданием напротив — прямо старинный замок в миниатюре. Это ресторан европейской и русской кухни «Холбург», открытый в 2003 году.
Далее по проспекту в противоположную от вокзала сторону я и начала свой утренний маршрут по меланхоличному провинциальному городу, надеясь на не слишком скучную прогулку.
В то утро даже солнышко протестовало, оно не желало светить, а посему все вокруг было серо и безрадостно. Через пару кварталов на пересечении с проспектом К. Маркса неожиданно понравилось угловое трехэтажное здание почты России.
Практически пустынная аллея проспекта К. Маркса с редкими пожелтевшими деревьями, лишь собачники выгуливают своих питомцев в это раннее утро выходного дня.
Напротив опять же весьма симпатичного здания Администрации
города в честь 70-летия Победы установлена доска памяти погибшим в Великой Отечественной войне. Десятки, сотни реальных людей смотрят на мир с фотографий, улыбаются задумчиво, сосредоточенно, грустно и за каждым взглядом прерванная жизнь!
Далее по этой же стороне проспекта за высокими елями просматривается серое здание Дворца Культуры железнодорожников стандартной архитектуры 70-годов прошлого века. Как и в любом другом ДК в нем проводятся самые разнообразные мероприятия от торжественных до увеселительных, фестивали, концерты, работают детские секции, кружки и студии: вокальные, цирковые, театральные, спортивные. Заявлено много, точное исполнение списка не проверяла, тем более нет смысла делать это в злополучный 2020-й!
А теперь я покажу вам нечто, для меня совершенно непонятное ни своими миниатюрными размерами, ни соответствием назначению — Городской Парк!
После огромных территорий парка в Кисловодске, Курортного парка в Ессентуках этот показался меньше чем «мини». Оборудованный в 1962 году, он вроде как устарел оборудованием — согласна, но что зеленые насаждения выросли, превратив парк в лес — ну не поверю! А теперь перед нами результат современной реконструкции, представленной на суд жителей в сентябре 2019 года. Парк буквально напичкан всякого рода парковыми составляющими: аттракционы, фонтан, летняя сцена, скамейки, даже памятник,
а вот бедное Чертово колесо пылится и разваливается в стороне — места в этом благоустройстве ему не нашлось.
Не могу представить, как гуляют в таком крошечном парке жители, по сколько человек, партиями, по времени, по очереди?
Рядом с парком стоит яркое сиреневое здание, я так поняла — это какой-то аттракцион «Ночной полет»,
а вплотную к нему примыкает территория стадиона «Локомотив». Футбольный клуб в Минеральных Водах основан в 1922 году, правда тогда он назывался нежно так — «Ласточка». Но видимо толку от такого названия было мало и в 1929 году клуб был переименован в более существенное — «Локомотив». В том же году был построен и стадион. По кругу неспешно бегали местные жители, кое-кто шагом наматывал километры, несколько просто сидели на трибунах. А мне от вида всего окружающего стало как-то грустно, безысходность прямо навалилась и придавила. Примыкающий к стадиону сполне современный на вид отель «Олимп», который я видела в букинге и тот продается!
Читала, что пара местных бизнесменов лет 13 назад решили сделать городу подарок, скинулись на новый современный спортивный комплекс «Локомотив», да так и стоит теперь этот недострой на выезде из города, позабыт, позаброшен.
Через парк прошла на улицу Свободы к Свято-Никольской церкви, расположенной прямо среди домов частного сектора.
Служба видимо только закончилась, но старушки не спешили расходиться по домам. Прошла во двор, огляделась — немного странная скромная церковь, как мне показалось, судите по фото.
Освященный изначально в 1950 году в честь Покрова Богородицы, храм внешне до настоящего времени остается в первоначальном виде. Однако после реставрации в 1997 году его заново освятили в честь Николая Чудотворца, покровителя путешественников. Внутрь заходили люди, через большие окна рассмотрела витрину — церковная лавка, но зайти не решилась. Временем я особо не располагала, поэтому если хотела еще что-то увидеть, следовало поспешить.
Выйдя за территорию, далее пошагала по улице Пролетарской к храму Святых Царственных Страстотерпцев, так же построенному на участке между жилыми домами.
С 2000 года, после канонизации трагически погибшей семьи императора Николая II, по всей России стали строить храмы в честь Царственных Мучеников Николая и Александры. Минеральные Воды не остались в стороне — инициативу проявил атаман казачьего отдела Олег Губенко. Строительство храма началось в 2003 году и только в 2012-м он был торжественно освящен.
Походила по двору — поснимала, вокруг никого, только два кота на соседней крыше громко орали — не поделили территорию.
Рядом с храмом мемориальная доска погибшим военным в современных боевых точках.
Я вышла на улицу Пушкина и по тротуару направилась в сторону вокзала, но сразу же замедлила движение — улица с первых же шагов показалась мне очень интересной. Справа частные одноэтажные разнокалиберные домики, соединенные друг с другом фасадами, с разной степенью сохранности и проведенного ремонта.
Никогда не видела такого расположения в частном секторе. Они напомнили мне улицы где-нибудь, скажем в роскошном Петербурге, где дома соединены между собой, но фасады отличаются друг от друга.
А слева, через дорогу, одно учебное заведение следовало за другим, ну прямо студенческий городок. Начнем по порядку.
В 1922 году для обучения работников ж/д транспорта было открыто ремесленное фабрично-заводское училище, выпустившее в последующие годы известных ученых, героев войны и труда, политических деятелей. В настоящее время это «Колледж Железнодорожного транспорта».
Вплотную к колледжу примыкает здание школы № 111, основанной еще в 1911 году.
Но в начале прошлого века совместное обучение мальчиков и девочек было не приемлемо, поэтому вопрос был решен следующе: на первом этаже расположилось частное реальное училище, в котором учились мальчики, на втором этаже была организована гимназия для девочек. Встречались ли учащиеся в коридорах, на лестницах, либо во дворе в время перемен, мне не ведомо. Но не долго им пришлось учиться раздельно: в 1919 — м году училище и гимназия были перепрофилированы в обычную школу- девятилетку. В начале войны почти все выпускники школы ушли на фронт, а оставшиеся ученики и учителя делали все возможное и не возможное, чтобы облегчить их фронтовую жизнь и приблизить победу: собирали и передавали бойцам теплые вещи, работали на возведении оборонительных сооружений. Но самое главное — собирали средства на танковую колонну, за что коллектив школы получил благодарность от Сталина. В 1959 году учебному заведению Северо-Кавказской железной дороги был присвоен номер 111.
Сразу за школой расположено здание с необычной архитектурой, сразу даже и не понять — что это, к тому же большую часть фасадов закрывала листва деревьев.
Протискивая камеру между железными прутьями ограждения, я пыталась хоть каким-то образом запечатлеть его -получалось плохо. Подошла к зданию с улицы Ленина, оказалось, что это Дом пионеров, организованный в 1955 году. Сейчас здесь располагается Дом детского творчества.
Напротив детский сад. Площадка вроде ничего, веселенькая, а вот само здание мрачновато — серовато.
Вплотную к этому участку примыкает сквер имени А. С. Пушкина. Суровая, дикая и величественная природа Кавказа нравилась поэту и он трижды посещал Кавминводы, но непосредственно на месте, где впоследствии был построен город Минеральных Водах Пушкин не бывал. Но тем не менее в знак уважения горожан к творчеству поэта, связанного с его любовью к красоте Кавказа, в его честь была названа улица и в сквере установлен бюст великого русского поэта.
За сквером старинное здание без опознавательных табличек.
Напротив сквера по улице Ленина находится еще одно учебное заведение — лицей № 104.
В начале прошлого века Владикавказской железной дороге были необходимы грамотные кадры и в 1912-м году это здание было специально построено для двухклассного женского училища. После войны для восстановления разрушенной страны срочно были нужны уже другие специальности и училище взялось за подготовку рабочих строительных профессий.
В 1949 году училище переформировали в общеобразовательную школу и по настоящее время это одно из ведущих образовательных бюджетных учреждений Кавминвод и Ставропольского края. Главный фасад лицея и его боковые стены кардинально отличаются друг от друга, уж больно они аскетичны и даже суровы.
В эти фасады упирается улица Локомотивная, по которой я прошлась немного, имея желание дойти до памятника паровозу, указанному на карте. С первых шагов по скромной улочке, где живут служащие станции, была облаяна каждой уважающей себя собакой, честно отрабатывающей кормежку. Не вытерпев поднятого гвалта и визга — повернула назад.
Следующее очень красивое здание, как вы догадались, тоже относится к разряду учебных-это гимназия № 103.
История гимназии началась еще в 1886 году, но тогда это было одноэтажное небольшое здание. Новое здание двухклассного железнодорожного училища в стиле классицизма было построено в 1900-м году и рассчитано было на 414 мальчиков. То, что мы видим сейчас — это практически первозданный его вид. В 1918-м году училище переоборудовали в школу второй степени, затем в школу-семилетку. Позднее школе было присвоено звание «Образцовая школа Советского Союза».
На протяжении всей своей истории школа работала в инновационном режиме: с 1961 года — это углубленное изучение английского языка, с 1991 года -гимназия. С 1997 года гимназии присвоен статус экспериментальной площадки. В настоящее время гимназия № 103 самое престижное учебное заведение Минеральных Вод, дающее образование 1100 учащимся.
Напротив гимназии находится красивая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, закладка которой произошла совсем недавно, всего 10 лет назад.
В годы рождения населенного пункта Султановский на этом месте был небольшой, но очень живописный сквер, а в 1888 году был построен первый в Миводах старинный храм Покрова Божьей Матери. Храм возвели в честь спасения императорской семьи в железнодорожной катастрофе недалеко от Харькова. Храм не миновала печальная участь православных храмов — в 1936 году он был просто взорван и снесен. Сейчас же мы можем любоваться сооружением из красного кирпича выполненном в древнерусском стиле.
При храме работает воскресная школа для детей.
И это тоже Минеральные Воды.
Вот собственно и все, что мне удалось увидеть. Остались неохваченными два объекта: Собор Покрова Пресвятой Богородицы и Огонь Вечной славы — красивый монумент, который промелькнул из окна автобуса. А более в городе и смотреть нечего.
Назад домой я впервые ехала в новом спальном вагоне, в котором каждое место закрывают жалюзи, что очень удобно.
И в мою копилку красивых зданий вокзалов — железнодорожный вокзал в Усть — Лабинске.