Кисловодск - наследие прошлого
Кисловодск - наследие прошлого и настоящее
Задумавшись о значении слова «Ессентуки» и отправившись за помощью в Googl, я и не подозревала, что с переводом имеются сложности и существует несколько вариантов и версий. Мне понравилась одна из них: с адыгейского-плато Эсена. А что, вполне симпатично, кто же такой этот загадочный Эсен я уже выяснять не стала, а захватив зонт и надежду на его непригодность, с утра пораньше отправилась на железнодорожный вокзал Кисловодска.
Зонту в этот день пришлось хорошо потрудиться, защищая верхнюю часть меня от бесконечно нудящих струй дождя. Как некстати случился этот августовский кавминводовский потоп, пытавшийся разрушить мои планы, но не на ту напал, думала я, переступая лужи и резво бегущие ручьи.
Сидя в теплой, а главное сухой электричке, я пыталась настроиться на позитивный лад, выискивая плюсы и от такой мокрой погоды.
«Ессентуки» — для меня это прежде всего минеральная вода, бутылочками которой пополняет наши запасы в офисе один сотрудник, родня которого как раз живет в этом городе. На вкус солоноватая, но по показателям исследователей очень полезная и если настроиться на эти ее свойства, то можно и нужно принимать, ожидая желаемого результата.
Впервые лечебные свойства минеральной воды с необычным ароматом и солоновато-кислым вкусом оценили лошади, утоляя жажду из речушки, питавшейся стекавшими по склонам горки ручейками.
Затем, в 1810-м году на них обратили внимание и изучили ученые: Федор Петрович Гааз и позднее Александр Петрович Нелюбин. С 1839 года на месте открытых лечебных источников стали строиться первые курортные сооружения. Позднее для охраны южных границ на берегу речушки Ессентуки строится военная крепость, вокруг которой образуется казачья станица, впоследствии ставшая одним из лучших курортных городов Кавказских Минеральных Вод — Ессентуки.
Как я уже писала, сообщение между курортными городами Минеральные Воды — Кисловодск, и находящимся между ними Ессентуками, в 19 веке совершалось при помощи лошадей: дилижансы, повозки, кареты, что, согласитесь не вполне комфортно для отдыхающих. Желая исправить ситуацию в 1891 году император Александр III издал указ о начале строительства ветки железной дороги длиной 64 километра.
Поезда между городами начали курсировать буквально через пару лет — в 1893 году и с того момента началась новая, более интенсивная жизнь курортных городов.
В том же, 1893 году началось и строительство здания железнодорожного вокзала в Ессентуках в стиле эклектики, закончившееся уже через год, весной 1894-го.
Одновременно с вокзалом была организована и большая просторная Привокзальная площадь. В 1957 году в центре площади установили Обелиск Славы в память всем погибшим в Гражданскую войну.
Зря я надеялась, что мои мольбы и гипнотические взгляды из окна электрички на мрачное, стальное, не проницаемое небо и стекающие по окнам бесконечные струи дождя, достигнут ушей кого-то там на верху — отмашки на прекращение вселенского потопа не последовало. В таком мокром настроении с легким вкраплением позитива и надежды, пройдя через площадь я ступила на территорию самой старой части всего городского ансамбля -лечебного курортного парка города Ессентуки.
Придерживая зонт, я зашла в темный коридор аллеи Верхнего парка, закрывающей вековыми деревьями крошечные просветы между мокрой листвой. Осторожно ступая по мокрому асфальту тропинки, я выцепила из сознания ту единственную мысль, пытающуюся склонить меня в пользу дождя — в такую погоду хозяева не выведут на прогулку даже собаку, поэтому парк сегодня только мой!
Старательно удерживая эту тонюсенькую путеводную ниточку, я достала из рюкзака камеру и хлюпая водичкой в кроссовках, ощутила знакомый прилив позитива. Всеми силами удерживая его я отправилась на захват и покорение этого творения рук человеческих!
Профессор Петербургской академии Александр Петрович Нелюбин прибыл на будущий курорт в 1823 году. Изучая обильно стекавшие с горки ручьи, изучил их, пронумеровал все количество — а это 23 источника. Затем разбил их согласно химического состава на две группы: соляно-щелочные и серно-щелочные. Закрепив за ничего не подозревающей горкой название Щелочная, профессор настоятельно рекомендовал благоустраивать территории рядом с ней и организовывать в этих благодатных краях курорт.
Но прежде требовалось позволение свыше, а оно последовало лишь в 1846 году в виде высочайшего указа, подписанного императором Николаем I, в котором минеральные источники передавались в управление наместника Кавказа Михаила Семеновича Воронцова. Летом 1848 года Воронцов писал Всеволжскому, управляющему Кавминводами: «надобно подумать, каким образом посадкою деревьев украсить это, до сих пор совершенно голое и безобразное место, со всех сторон открытое степным ветрам».
Невозможно поверить, что ДО всего вышесказанного здесь был горно — степной район, обильно сдобренный заболоченной местностью с очень вредными испарениями и полезными источниками, а парк — это полностью заслуга жителей города, на протяжении многих десятилетий создававших его.
Прежде, чем углубиться в парк, и зная, что уже не вернуть сюда, я позволила улице Интернациональной вывести меня за пределы парка. Ну что ж, немного посмотрю на архитектуру города.
Этот красивый особняк -дача был построен в начале прошлого века для войскового старшины, участника Русско-турецкой войны М. С. Горепекина, бывшего атаманом станицы Ессентукской. В настоящее время в здании обосновалась администрация города.
Пройдя далее по этой же улице мимо старинных домиков, первые этажи которых занимали магазинчики, кафе вышла к современному зданию на улице Советской. Здесь заседает межрегиональное управление федеральной службы по финансовому мониторингу СКФО,
а от него уже рукой подать до Театральной площади города.
Ну что сказать, дождь продолжается, украшая всю поверхность площади крошечными половинками воздушных шариков, а это значит, что останавливаться он не намерен! Резюме-рассматриваю все окружающее сквозь плотную сетку дождя, пытаюсь это фотографировать, поэтому за качество фото прошу меня не судить строго.
На площади доминирует почти современное здание Концертного зала имени Федора Ивановича Шаляпина, построенное по проекту архитектора В. Турчанинова в 1980 году. Изначально это был Гастрольный театр, объединяющий два зала. В 2003 году театр получил нынешнее название, а в 2011 году в нем появился третий зал — органный, с размещенным в нем крупнейшим органом, доставленным из Германии. Вот что я бы с удовольствием послушала.
Стоя на месте, повернулась во все стороны, фотографирую не то струи, не то здания и тут мое внимание привлекло крошечное пятнышко на зеленом. Подошла поближе и засмеялась, увидев комичную картинку: мокрый голубок стоит в некотором отдалении от красивой зеленой птицы — топиарии — павлина, правда тоже изрядно подмокшего и словно позирует в унисон с ней, надеясь привлечь на себя хоть минимум восхищения.
Через главные ворота спускаюсь в Нижний парк,
но прежде чем идти далее, вернулась на некоторое время в Верхний парк и спряталась в Музыкальной беседке — дождь к этому времени полил как чумовой или ошалелый! Хотелось рыдать вместе с ним, ну не дождется!
Музыкальная узорная беседка «Рококо» была выполнена по чертежам Е. А. Яшенко в 1879 году на Ростовском чугунно — литейном заводе.
Сразу после установки в парке в ней начали проходить концерты духового оркестра, поддерживая традицию вплоть до 1901 года, которая возобновилась в настоящее время. Но не в такую погоду, однозначно!
Теперь спускаюсь в Нижний парк и иду гулять, изучая все, построенные когда-то бюветы. Ведь это сейчас в Ессентуках осталось только две основные минеральные воды — долгожители № 4 и № 17, составляющие гордость курорта с самого начала его основания. Есть правда еще одна- № 20, недавно обнаруженная.
А вы знаете, что такое бювет? В переводе с французского буквально — буфет, т. е. специальное распивочное заведение, павильон, в данном случае по отпуску минеральной лечебной воды. И для каждой разновидности минеральной лечебной воды строился свой павильон, т. е. бювет. А так как многие источники со временем истощились, то не разрушать же из-за этого бюветы? Поэтому в парке их и сохранилось много, недействующих, но теперь у них иная цель — служить памятниками архитектуры.
И вот первый из таких бюветов, источник которого иссяк больше века назад: Бювет источника № 19. Арочный грот из грубого тесаного камня выполнен по проекту ростовского архитектора Н. А. Дорошенко.
А это первое и самое главное основательное здание города — курорта — галерея Ессентуки № 17.
Начатое в 1847 году строительство по проекту архитектора С. Уптона было прервано землетрясением, серьезно повредившим практически законченную галерею. С начала стройки понадобилось девять лет, чтобы в 1856 году здание источника начало служить по своему назначению и принимать первых посетителей. Именно вокруг этого здания еще во время его возведения начали высаживать и первые посадки деревьев.
В конце 19 и начале 20 веков Ессентуки стали весьма популярным курортом, и питьевая галерея №17 стала слишком мала, чтобы вместить всех посетителей. В 1901 году вплотную к галерее построили здание, которое стало прогулочной площадью галереи, а вечерами там проходили театральные представления.
В наши дни в «Театре-парке» спектакли уже не показывают, но здесь проходят различные торжественные мероприятия, также тут действуют кафе с летней площадкой и небольшая гостиница.
Рядом с галереей установлена ажурная восьмигранная чугунная беседка — это подарок от благодарных посетителей. Детали, отлитые на московском заводе, были собраны на этом месте в 1873 году и установлены над колодцем минеральной воды Ессентуки № 17.
Летний павильон прослужил по назначению до конца тридцатых годов, сейчас же беседка служит украшением Нижнего парка.
Далее вместе с дождем идем по Воронцовской аллее Нижнего парка и практически напротив галереи минерального источника № 17 находится одна из главных архитектурных достопримечательностей города — Нижние ванны.
Большая часть белоснежного здания с колоннами прикрыта кронами вековых деревьев, видимо они специально спрятали от посетителей неприглядный вид некогда блиставшего, а сейчас покинутого всеми сооружения. Оно было возведено по проекту петербургского архитектора И. И. Байкова в 1902 — м году и было одноэтажным. С 1926-го года в Нижних ваннах начали работать небольшие пробные ингалятории.
В 1938-м году во время реконструкции был добавлен второй этаж, а центральный вход украшен портиком, поддерживаемый колоннами. Под центральный ингаляторий был отведен весь второй этаж. Сильно пострадавшие во время оккупации, но в 1949 году заново восстановленные, Нижние ванны были готовы к приему посетителей. Оборудование лечебницы отвечало всем требованиям и самый большой на то время в Европе центральный Ессентукский ингаляторий возобновил свою работу.
А что же сейчас? В виду отсутствия финансирования, к сожалению и т. д. и т. п.… Нашла в интернете информацию, что проект реставрации разработан, площадь комплекса будет около 12 тысяч кв. метров, инвестиции найдены и сроки установлены — 2018 — 2021годы!
Впереди, сразу за зданием Нижних ванн, мой взгляд выцепил очень красивое здание Механотерапии, словно чудом попавшее в парк из старой Англии или Германии.
Выполненное в технике фахверка из кирпича и дерева, очень оригинальное оно показалось мне новоделом. Но нет, у уникального для этих мест здания есть своя история. В 1898 году на Нижегородской торгово-промышленной выставке руководством Кавказских Минеральных Вод был куплен проект этого корпуса и уже в 1902 году он был построен специально для института массажа, ортопедии и лечебной гимнастики. Тренажеры, необходимые для данного заведения, разработанные и созданные основателем механотерапии, шведским физиотерапевтом Густавом Цандером в количестве 50 единиц, были куплены в Стокгольме. Конечно с течением времени некоторые из них усовершенствовались, но все они до сих пор находятся в рабочем состоянии и используются институтом. Что удивительно, все аналогичные заведения мира уже давно закрыты и не существуют, а Ессентукская миханотерапия, Цандеровский институт с набором уникальных тренажеров из 19 века работает и приносит пользу.
Помните фильм «Любовь и голуби»? В нем одна из оздоровительных процедур главных героев Гурченко и Михайлова проходит именно в зале института.
Далее небольшое здание источника № 23 (Гааза — Пономарева).
Напротив, на вершине каменного грота скульптура «Мужичок с кувшином» выполнена польским скульптором Л. К. Шодкимиустановлена в 1903 году к столетию Кавминвод.
Рядом бювет № 3 источника № 4, построен по проекту архитектора Н. Н. Семенова и открыт в мае 1915 года. В начале 90-х поток отдыхающих на курорты Кавминвод резко снизились, возникла необходимость в закрытии некоторых источников, № 4 был из таких.
Сейчас он служит для наблюдений за составом минеральных вод и их количеством.
Идем с дождем далее и на склоне Щелочной горки вижу красивую яркую клумбу — Цветочный календарь, а прямо над ним красивая ажурная в восточном стиле беседка с очень романтическим названием — Случайные встречи, построенная в 1908 году.
Я нарушаю хронологию прогулки по Нижнему парку и ведомая любопытством, поднимаюсь по лесенке к беседке. Верхний парк в этом месте очень красив, стройные ряды деревьев, ухоженные пустынные аллеи, красивые лавочки.
Отворачиваюсь от беседки и иду к красивому зданию Верхних Николаевских ванн, построенному перед склоном Щелочной горки в 1896 году по проекту архитектора Н. В. Дмитриева в стиле позднего русского классицизма.
Перед зданием разбиты цветники, установлены древнегреческие скульптуры, оборудованы места для отдыха и у входа в галерею я впервые вижу людей, закутанных в разноцветные дождевики. В свое время знаменитые Николаевские ванны по всем параметрам не уступали аналогичным иностранным заведениям, работают они и по сей день.
Далее меня привлек небольшой заросший уголок парка, почему то не подвергшийся реставрации и больше похожий на заброшенный — ни оборудованных дорожек,
ни лавочек, а между деревьями мелькают белые колонны. Подойдя ближе увидела полуротонду «Ореадну», построенную в 1910-м году прямо на склоне горки.
Вниз ведет каскадная лестница, посередине которой находится грот «Дамские слезы».
Вообще в парке несколько аналогичных плачущих гротов и они удивительны по своей сути. Заглядывая в ниши можно подсмотреть за невероятным таинством природы — рождением чистейших капель минеральных вод. Накопленную целебную воду из этого грота, стекающую в крошечный водоем охраняет Черепаха.
Лестницу венчают скульптуры львов,
а рядом, уже в Нижней части парка очередной недействующий бювет № 1 источника № 4, оказавшийся заложником скважины, поток которой иссяк.
Красивый античный павильон, симметричной формы, украшенный куполом, портиками и колонами был построен в 1913-м году по проекту архитектора Н. Н. Семенова. Бювет продолжал служить отдыхающим до 90-х годов прошлого века. Сейчас же он является украшением этой, судя по клумбам и дорожкам, ухоженной части парка.
За павильоном, в тени деревьев, можно рассмотреть декоративный Каменный грот с Орлом и спрятавшейся Птицей -Феникс.
Чувствуя, что поднявшись у Календаря на щелочную горку и свернув сразу к Николаевским ваннам, я недосмотрела что-то очень важное, поэтому по Воронцовской аллее вернулась немного назад. Так и есть — большой бювет № 2 источника № 4, современное здание которого построено в 1967 году по проекту В. Н. Фуклеева, на месте ранее возведенных и позднее снесенных. Здание украшают мозаичные панно, с изображением сюжетов лечения водами.
Посчитав обязательную парковую программу исполненной, я вышла за пределы Лечебного парка и отправилась исследовать другие, интересующие меня архитектурные достопримечательности.
Первое красивое здание, что попало в поле моего зрения, это один из корпусов санатория «Москва» при управлении делами Президента.
Памятник архитектуры регионального значения, постройки 1949 года. Ухоженная территория, клумбы и высокий забор из металлических прутьев, сквозь которые, если изловчиться, можно просунуть камеру. Этим я и занималась какое-то время, бредя вдоль забора по мокрой траве, выделывая немыслимые движения в попытке совместить несовместимое: зонт, забор, камера и приемлемые кадры.
Далее, на пересечении улиц Разумовского и Анджиевского не может не привлечь историческое здание санатория примиум-класса «Истокъ», построенное в 1906 году.
Здание, недавно отреставрированное, выглядит роскошно, словно дворец где-нибудь в Англии. Солидная проходная, охраняющая доступ на территорию, зоны для отдыха, релакса, умственных нагрузок и опять манипуляции с забором, увенчавшиеся успехом.
Подойдя к Грязелечебнице им. Семашко, о которой я вам уже рассказывала, вдруг поняла, что, а дождь — то закончился, вылился весь. И чтоб это ему не сделать ранее, а то судя по мокрым кроссовкам, исследовавшим все лужи Курортного парка, мне следует немедленно направляться на вокзал.
Но хотелось еще хоть одним глазком запечатлеть результаты бума дачного строительства, пришедшие на конец 19 и начало прошлого веков. Популярность Ессентуков в то время достигла апогея и все владельцы, успевшие купить здесь участки, возводили свои особняки по последней моде.
Благо совсем рядом, а именно на улице Семашко есть их достойные представители. Конечно момент для съемок не самый удачный — пасмурно, полное отсутствие неба, плюс заборы, но зато не так много листвы. В общем показываю, что удалось снять в таких отвратительных условиях.
Угол улицы Семашко, 9 и Баталинской огорожен сплошным забором высотой с человеческий рост, скрывающий красивый особняк, построенный в стиле классицизма и не дающий возможности полюбоваться им. Великолепная дача «Лесор» профессора Алексея Белеевского была построена в 1905-м году, после революции и до 2011 года в ней находился санаторий.
Здание является памятником архитектуры в категории историко-культурного значения. Хотела поискать о нем информации побольше, но в интернете вываливаются какие-то распри между денежными человечками, суды и прочая, даже читать было противно.
Через дорогу дача полковника В. К. Зарецкого, построенная в 1906 году в стиле модерн. В настоящее время в здании находится отдел управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю.
На перекрестке напротив сквозь ветки не отягощенные листвой проглядывается дача генерала Макарова, постройки 1904 года. Отреставрированная, сейчас она является одним из корпусов санатория «Шахтер». Башенки, балкончики — так хотелось все эти детали запечатлеть, но мелькавшие за окнами постояльцы стесняли, поэтому пришлось ретироваться.
Это красивое здание санатория «Воронеж».
На вокзал я возвращалась опять через парк. Тихий, спокойный, влажный после обильного полива, он словно застыл в невесомости.
Лишь расшалившиеся белки, да редкие посетители добаляли жизни этому, всегда шумному месту.
Орешков у меня не было, попыталась привлечь озорницу хлебцом, пошуршав упаковкой и показывая ей кусочек диетической еды — не соблазнила!)))
Очень надеюсь, что вернусь в Ессентуки в более благоприятную погоду и уже досмотрю город со знанием дела.
Теги:
Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм