Древний самобытный город Боровск раскинулся на берегу реки Протвы, среди соснового бора. Это город, в истории которого слились страницы ратных подвигов нашей страны и проекты предприимчивых купцов, религиозные волнения и мечты о космических путешествиях. Город, с которым связаны имена известнейших людей России — князя Владимира Храброго (Донского), адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина, основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского, философа — космиста Николая Федоровича Федорова, математика и механика Пафнутия Львовича Чебышева, врача Федора Ивановича Иноземцева, впервые применившего эфирный наркоз.
В предыдущем рассказе мы посетили место, где была заложена Боровская крепость, прошлись до противоположного берега Протвы и навестили Звездолет Владимира Овчинникова, полюбовались его фресками. Продолжим нашу прогулку по Боровску. Выходим на площадь Ленина, вокруг которой сохранилось ядро уездного города Боровска с планировкой, не менявшейся с XVII века. До революции 1917 года она называлась Гостиная (Торговая) площадь. Сейчас здесь находится мемориал Славы, памятник В. И. Ленину, две церкви, а также много старинных купеческих домов. На площади разместился и не так давно установленный памятник уроженцу Боровского уезда — адмиралу Дмитрию Николаевичу Сенявину. Происходил он из небогатой дворянской семьи, чья судьба была тесно связана с историей русского флота с самого момента его основания. С конца XVII и до середины XIX в. на флоте служили 15 офицеров, представителей этого славного рода. Среди них было пять адмиралов. Сенявины помогали Петру I в. создании отечественного военно-морского флота. История рода берёт свои истоки с Наума Акимовича, ставшего при императоре Петре I вице-адмиралом. Но самым известным представителем семейства стал Дмитрий Николаевич Сенявин. Его вклад в развитие побед русского флота и в морскую историю настолько велик, что он был изображён на памятник, посвященном тысячелетию Руси в Великом Новгороде, рядом с Михаилом Кутузовым.
Из-за спины адмирала открывается вид на старообрядческую Введенскую церковь и частные домики на противоположном берегу Протвы, а вдали можно увидеть монастырь святого Пафнутия Боровского, визитную карточку города.
В центре площади находятся Гостиные ряды. Это старинные постройки XVIII—XIX вв. На торгу был строгий порядок, каждый товар продавался в специально отведенном месте. В 1634 г. после пожара, уничтожившего крепость, Боровск потерял значение оборонного пункта и начал развиваться как торговый центр. Получили развитие кирпичное, кожевенное, пивоваренное, маслобойное, салотопное, свечное производства. В городе появились мастера серебряных дел, иконники.
На торгу располагались рыбные, мясные, овощные, хлебные амбары, винные погреба, пивные. Можно сказать, что с тех пор здесь мало что изменилось, здесь так и расположены разнообразные маленькие магазинчики и лавочки.
Здесь же, на площади, находится памятник философу Николаю Федоровичу Федорову — основоположнику русского космизма — учения, впервые нашедшего точки соприкосновения между божественным и научно-естественным взглядами на мир. В 1866—1867 гг. Федоров служил учителем истории и географии Боровского уездного училища. После Боровска Н. Ф. Федоров заведовал библиотекой в знаменитом Румянцевском музее. Именно там под руководством «московского Сократа» Н. Ф. Федорова постигал свои университеты молодой Циолковский, который позднее преподавал в Боровске, в том самом училище, что и его старший наставник. Николай Федорович, являясь глубоко религиозным человеком, видел идеальное будущее без человеческой смерти. Его «Философия общего дела» объединила как религиозные понятия, такие, как воскрешение, так и научные сведения естествознания. Он повторял, что после открытий Коперника человечество не может удовлетвориться пребыванием лишь на одной планете, и что космические миры должны быть заселены людьми, которые станут одной семьей.
Далее, в сквере рядом с музейно — краеведческим центром «Стольный город Боровск», за спиной памятника В. И. Ленину, находится мемориал жертвам политических репрессий в Боровском районе. Идея установить мемориал и первый его эскиз принадлежат художнику Владимиру Овчинникову, о замечательных фресках которого я рассказывала в предыдущем отчете о Боровске. Камень для мемориала был привезен с Соловецких островов.
Поблизости находится Мемориальная аллея в память о Второй Мировой войне, вечный огонь и военные орудия.
А дорога выводит нас к храму Преображения Господня «на взгорье» (в народе — «Спас на керосине», так как в советское время здесь находился склад керосина). Он был сооружен в 1804 на средства купца В. С. Просвирина. Сейчас храм относится к Пафнутьево — Боровскому монастырю.
Почти все дома, окружающие площадь — бывшие купеческие.
Поблекшие цвета, облупившаяся штукатурка — по домикам заметно, что живут они не первый век. Но очень оживляют их фрески.
Транспарант у дома купца Короткова с крылатой фразой из всем известного фильма расположен не случайно — сейчас в доме размещается военкомат.
Стены его расписаны картинами освобождения Боровска от немецких оккупантов.
От площади Ленина отходит старинная улочка Калужская — одна из немногих, не подвергшихся переименованию во времена Советского Союза.
Недавно в Боровске появился туристический маршрут «Пешком по улице Успенской». В рамках этого маршрута мы пройдем по улице Ленина (бывшей Успенской), одной из древнейших улиц города. Она сохранила своё направление, сложившееся ещё до регулярной застройки, а планом 1793 г. лишь частично была выпрямлена и расширена. Здесь в ранний период истории Боровска проходила дорога на Серпухов и были выстроены храмы и монастыри. Здесь появились первые купеческие постройки. В начале ХХ в. дома богатых и именитых горожан украшали всю улицу, демонстрируя вкусы и материальные возможности их владельцев.
В 1870 г. купеческая дочь Д. Г. Меренкова подала просьбу на имя императора Александра II о постройке дома на своей земле. Дом возвели с убранством резных фасадов с элементами народного орнамента. Фамилия Меренковых встречается в Боровске с XVII века, ее представители занимались гастрономической торговлей и разведением ценных сортов яблок, участвовали во Всемирных выставках садоводства, а в 1899 году на Всемирной выставке в Париже получили золотую медаль.
Напротив — дом купца П. М. Полежаева, построенный в конце XIX — начале XX вв. В этом доме впервые в городе был установлен телефон. Дом освещался электричеством от аккумуляторов, что было в диковинку обитателям города.
Ткацкая фабрика Полежаевых, созданная в 1887, долгое время была основой процветания Боровска. Основатель династии, Петр Михайлович Полежаев, жил в этом доме с женой и девятью детьми. Он был старовером, как и многие в Боровске. В семье строго соблюдали устав, читали молитвы, клали «семь поклонов». Питалась семья скромно: мясо употребляли не более двух раз в неделю. Безделье и праздность не поощрялись. В передней над дверью висел небольшой плакат: «Хотя что-нибудь да делай».
После смерти П. М. Полежаева два его сына остались в Боровске и занимались производством, два других сына перебрались в Москву и занимались реализацией товара. Производила фабрика в основном платки. Полежаевы активно занимались общественной деятельностью. Сын Петра Михайловича Иван Петрович неоднократно избирался городским головой.
После 1917 фабрика была национализирована и стала называться «Красный Октябрь». Ивана Петровича и Николая Петровича по просьбе рабочих оставили на фабрике как специалистов. Иван Петрович трудился в качестве технического руководителя, а затем — директора. Фабрика сохранилась и работает до сегодняшнего дня.
Сейчас на первом этаже дома находится Музей истории боровского предпринимательства. Он был создан в 2005 году силами внучки фабрикантов Полежаевых.
А через дорогу от усадьбы Полежаевых находится, пожалуй, самая нарядная купеческая усадьба на улице — дом купца Федора Ивановича Шокина. Строение было возведено в конце XIX века и целиком выдержано в русском стиле. Ф. И. Шокин торговал рейнскими винами, являлся членом городской думы, благотворителе, строителем старообрядческих храмов.
Не знаю, что здесь сейчас находится внутри, и как используется здание, но вид его производит удручающее впечатление. Самый красивый исторический дом Боровска выглядит так, что, кажется, еще немного, и развалится.
Следующим по улице Успенской стоит дом, на котором нарисован, собственно,… он сам, только 100 лет назад…
Расположенный следом за ним бывший дом офицерского собрания собрал на своих стенах боровский бомонд, спорящий о том, что же есть на самом деле искусство.
Этот дом, построенный в XIX веке с в стиле классицизма, являлся частью купеческой усадьбы и принадлежал знатному и древнему роду купцов Санининых, игравших важную роль в общественной жизни Боровска.
А напротив этого дома раньше находился старообрядческий храм во имя Всех Святых, построенный на средства купцов Ф. И. Шокина и И. И. Санина. Годы не пощадили его, сам храм ныне не подлежит восстановлению, но его кружевная колокольня и сейчас украшает собой улицу. Старообрядчество в Боровске имеет давнюю историю. Уже в ХVII в. с Боровском тесно переплелась судьба многих борцов за старую веру: здесь в заточении ожидал суда протопоп Аввакум, здесь скончались в земляной яме боярыня Ф. П. Морозова и княгиня Е. П. Урусова. С середины XIX в. старообрядцы занимали видное положение во многих сферах народной жизни. Почти все знаменитые старообрядцы были представителями богатейших купеческих родов. Они отличались социальной активностью, приверженностью к труду, образованностью: занимались благотворительностью, меценатством, участвовали в местном самоуправлении.
Последней точкой в нашей прогулке по бывшей улице успенской стал фонтан «Пусть светит!». «В каждом человеке живет сила, о которой он часто и не подозревает. Каждый из нас может пронести сквозь все невзгоды и ненастья свой внутренний, душевный свет» — так описывает автор фонтана свой замысел.
А мы перемещаемся на окраину Боровска, в село Высокое. Здесь находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы — уникальный, единственный в Калужской области деревянный храм XVII века, возведенный русскими мастерами-древоделами из сосновых брёвен без единого гвоздя раньше, чем знаменитые Кижи.
Когда-то на месте Покровской церкви существовал мужской Покровский Высоковский монастырь. Именно там принял постриг и 20 лет подвизался монахом святой Пафнутий Боровский. Принял сан игумена обители, а в 1444 году покинул его стены, чтобы основать свой монастырь, существующий и поныне. Высоковский монастырь оскудел, а в середине XVIII века был упразднён. Осталась лишь Покровская приходская церковь.
Рядом с храмом — смотровая площадка над долиной реки Протвы с видом на город.
Чуть в стороне, под горой, расположены монастырская чайная, купель со святым источником и еще одна смотровая площадка с большим деревянным крестом.
Здесь же находится памятник преподобному Пафнутию Боровскому.
И теперь мы отправляемся в обитель, им основанную. Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в Боровский монастырь многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович.
В 1610 году монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II, направляющихся из Калуги в Москву, и стал ареной кровавых событий. Боровский острог не был серьезным укреплением, и его командующий, князь Михаил Константинович Волконский, оставив деревянные полуразрушенные стены, перешел в каменный монастырь. Накануне осады царь прислал Волконскому отряд из 600 стрельцов, который составил гарнизон крепости. Кроме того, вокруг монастыря собралось множество крестьян — все они не могли укрыться за стенами и расположились вблизи, под прикрытием палисада.
Боровский гарнизон во главе с князем Волконским в течение девяти дней противостоял силам врага, а на десятый день враг овладел крепостью — воеводы Яков Змеев и Афанасий Челищев открыли ворота входной башни монастыря. Монастырь был разграблен и сожжен.
В Калужском художественном музее находится картина Василия Козьмича Демидова «Предсмертный подвиг князя М. К. Волконского, сражающегося с ляхами в Пафнутьеском монастыре в Боровске в 1610 году».
О событиях, показанных в картине, рассказывает «Летопись калужская от отдаленных времен до 1841 года» : в 1610 году «Лжедмитрий пришел к Пафнутьеву монастырю, где находился Воевода князь Михайло Волконский, Яков Змиев и Афанасий Челищев. Литовцы или поляки к монастырю приступали безуспешно, доколе Воеводы Змиев и Челищев, изменяя отечеству, монастырь врагам предали. Один князь Волконский с верными ему людьми защищался до тех пор, доколе был пронзен в самой церкви у левого крилоса над гробом Святого Пафнутия и пал бездыханным. В монастыре побито всякого звания людей до 12000 человек».
Среди историков существует и другая точка зрения на мотивы воевод Змеева и Челищева — когда польские гусары начали избивать безоружных крестьян у стен крепости, то последние бросились к воротам, надеясь укрыться в монастыре. Волконский приказал открыть ворота с целью принять под защиту бегущую толпу, а врагам удалось ворваться вслед за ней. Что послужило причиной падения обители — предательство или милосердие — до сих пор остается спорным вопросом.
Следующее широко известное событие в истории монастыря произошло в 1665 году, когда сюда за свою религиозную деятельность и противостояние церковным реформам патриарха Московского Никона и царя Алексея Михайловича был сослан протопоп Аввакум. Он оставался в монастыре до мая 1666 года, а затем снова, с сентября 1666 по апрель 1667. Идея правительства состояла в том, что вдали от Москвы Аввакум окажется изолирован от старообрядцев и не будет представлять большой опасности. На самом деле все оказалось совсем наоборот. Сначала Аввакуму удалось приобрести в глазах монахов статус мученика за веру, а потом ему позволили более или менее свободно проповедовать, и жители Боровска в больших количествах стали переходить в старую веру. Позднее, после мученической смерти в Боровске сестер Феодосии Морозовой и Евдокии Урусовой, город и вовсе на долгое время стал центром старообрядчества.
По субъективным причинам знакомство с монастырем оказалось очень кратким, проникновения в серце не произошло. Мы не поднялись на его стены, Рождественский собор встретил нас закрытями дверями (шла уборка), не увидели келью, где томился в заключении протопоп Аввакум, не встретили отца Фотия, победителя одного из сезонов шоу «Голос», который является насельником монастыря. Что ж, в монастырь, скорее всего, нужно будет ехать еще…
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия