Интересная какая штука получается. Катаемся мы по региону, который официально Прикамьем зовется, а Камы-то толком и не видели. Как в Перми дважды переехали с одного берега на другой, так и не лицезрели ее больше. Хоть и были в посещенных городах пруды, но они все благодаря плотинам на небольших камских притоках. И вот, наконец, подъезжаем к городу, который не только стоит на Каме, но и благодаря рыбе, которая в изобилии водилась здесь, получил свое название. «Сара-пуль» — это тюркское название стерляди.
Когда планируешь поездки по регионам России в жестких временных рамках, частенько попадаешь впросак. Город, на который заложил много времени, оказывается «ни о чем», и наоборот. Примерно так получилось с Сарапулом. Не хватило в итоге мне времени на его осмотр…
Загулявшись по Лудорваю, к городу на камском берегу подъезжали далеко после обеда. Но не переживали — чего там, пробежимся-проедемся по нескольким хорошо сохранившимся домикам, да и с гостиницей определяться, благо их в Сарапуле достаточно. В maps.me было до десятка меток и считал, что быстро с ними «расправимся».
Первая метка была почти сразу за въездом в город. Вроде ничем не примечательное здание школы № 12.
Однако действия в нем подразделения «А» КГБ СССР, предшественника группы «Альфа», вошли в учебники по контртеррору для спецслужб. 17 декабря 1981 года в школе № 12 г. Сарапула впервые в СССР произошел захват заложников. Два дезертира, имея в арсенале два АКМ и 120 патронов, захватили учеников 10а класса, требуя за их жизни визу в США и самолет для вылета за границу. 16 часов длились переговоры, а затем штурм, в результате которого заложники были освобождены, а террористы вместо США поехали на зону. Не то, что в СССР, в соседних школах не знали об этом событии — со всех причастных были взяты подписки о неразглашении. Запрет был снят только через 15 лет, а через 20 появились первые интервью.
Первая деревня на месте нынешнего Сарапула известна со второй половины XVI века. После пугачевского восстания, когда ненадолго здесь возник один из очагов, по указу Сената в 1780 году дворцовая слобода Сарапул получила статус уездного города. В составе уезда были и Ижевский, и Воткинский заводы. После получения этого статуса в городе стало бурно развиваться кожевенное производство. Слышали про «сапоги со скрипом»? Их родина — на сарапульских фабриках, коих к середине XIX века было 30 штук. Продукция сбывалась на крупнейших ярмарках — Нижегородской, Ирбитской. В СССР любили сравнивать советское производство с 1913 годом. Так вот, в Сарапуле перед I Мировой войной выпускалось 2 млн пар обуви в год! Именно сарапульские сапоги носил Николай II, когда выезжал в действующую армию. Городское купечество процветало! Шикарные особняки и усадьбы выросли по всему городу. Многие купцы стали самыми уважаемыми людьми во многом благодаря своей благотворительности. На границе XIX — XX веков один из них, Павел Андреевич Башенин, был городским головой. Его дача, построенная в 1909 году в стиле модерн, была нашей следующей остановкой.
Припарковавшись в небольшом кармане перед аккуратным заборчиком, огораживающим территорию парка с виднеющимися фрагментами зданий между деревьев, я понял, что погорячился, заложив на Сарапул совсем немного времени. Первое, из-за чего возникла эта мысль — очень информативный стенд со схемой этого района с проложенным на ней маршрутом.
Второе — отлитый из какого-то медного сплава барельеф с силуэтом этой самой дачи с пояснительным текстом не только буквами, но и шрифтом Брайля.
Проект «Город на ощупь». Сколько городов в России могут гордиться такой заботой об инвалидах по зрению?
Заходим в калитку. Вымощенная булыжником парковая аллея. Опавшая кленово-липово-березовая листва устилает ухоженную территорию. Взгляд скользит по булыжникам, листве, ненадолго останавливается на афишной тумбе «того» времени. Усадьба еле видна.
Сворачиваем на боковую дорожку, и вот он — дворец из какой-то сказки.
Издалека смотришь — прекрасный образец деревянной дачной архитектуры. Мезонин, башенка, резные столбики невообразимого числа балконов. Все это кажется таким легким, воздушным. Тут-то и скрывается сюрприз — это имитация под дерево из камня!
Московский архитектор П. А. Трубников при реализации этого проекта применил все строительные новшества начала ХХ века — железобетонные конструкции, водопровод, электричество. В 1910 году брат Павла Андреевича Петр, к которому перешла по наследству эта усадьба, заложил фонтан со скульптурами, прообразами которых стали его дети. К сожалению, сейчас фонтан накрыт куполом — центральная композиция нуждается в срочном ремонте. Посмотреть, каким он был, можно на фотографии на одном из стендов перед входом в парк.
После революции усадьба была национализирована. Долгие годы в ней располагался детский республиканский санаторий. В 1995 году здесь открылся художественно-выставочный комплекс «Дача Башенина», филиал музея истории и культуры Среднего Прикамья.
Внутри несколько тематических залов. Уголок-фотоателье, театральная гримерная.
В большом зале воссоздана атмосфера, царившая в доме 100 лет назад. За этим столом Башенины собирались большой семьей, созывали гостей.
История умалчивает, бывала ли в этом доме Маргарита Ивановна Воронцова, но соседняя небольшая комнатка посвящена памяти этой женщины — уроженки Сарапула.
После окончания женской гимназии и музыкальных курсов, Маргарита уезжает в Москву. Учится на юридических курсах, в свободное время вращается в творческой среде. Ее образом восхищались многие скульпторы и художники. Для одного из них она стала спутницей на всю жизнь. В 1922 году Маргарита обвенчалась с известным скульптором Сергеем Коненковым и уехала с ним в Америку. Коненков в Штатах должен был пропагандировать советское искусство. Сейчас говорят, что Маргарита Коненкова была советской разведчицей. Так ли это — она сама хранила молчание о своей причастности к атомному проекту. У Сергея Коненкова в Нью-Йорке были многочисленные заказы. В 1935 году порог мастерской переступил Альберт Эйнштейн. Между великим физиком и женой скульптора вспыхнул бурный роман, который длился до отъезда четы Коненковых в Москву в 1945 году.
Благодаря Эйнштейну и своей работе секретарем Комитета помощи России, Маргарита была близко знакома с Элеонорой Рузвельт, Робертом Оппенгеймером. Возможно, она что-то и узнала от того о Манхеттенском проекте.
А мы продолжаем прогулку по даче. Для нас любезно открыли выход на один из балконов. Да какой это балкон — огромная терраса на 2-м этаже, откуда открывается вид на парк и центральный подъезд.
В окрестностях Сарапула снимались некоторые сцены из фильма «Волга — Волга». В одном из коридоров усадьбы стоит деревянное кресло XIX века. Всего таких кресел по эскизу В. М. Васнецова в Абрамцевской мастерской было изготовлено 7 штук. Одно из них (не это) было реквизитом на съемках.
В стоимость билета при посещении дачи Башенина входит осмотр еще одной купеческой усадьбы и небольшой экспозиции в чайной.
По соседству с усадьбой Башенина стоят еще несколько деревянных дач. Одна из них — дача Барабанщикова, то ли в процессе реставрации, то ли здесь какое-то учреждение.
Эх, привести бы это здание в должный вид, тоже ведь шедевр дачной архитектуры.
А вот небольшой, в сравнении с соседями, домик с мезонином процесс реставрации прошел. Дача Мощевитина. Здесь располагается детский музейный центр.
Девочки-сотрудницы, видя наше возрастное несоответствие экспозиции, совсем кратенько рассказали о музее и перспективах развития. Большой зал, предназначенный для проведения мастер-классов среди детворы, коллекция старинных утюгов. Что интересно — стены и шторы расписаны образами из русских сказок потомками того самого купца, бывшего владельца усадьбы, сарапульскими художниками Мощевитиными.
Вокруг дома на территории парка создана «улица-аллея» с конструкциями из деревянных наличников.
На улице быстро темнело, пора бы и о ночлеге позаботиться. Но купеческую чайную пропустить не могли. Несколько застеленных скатертями столов, вдоль стен стенды с экспонатами, так или иначе связанными с общепитом конца XIX — начала XX веков. Самовары, подстаканники, фарфор, пряничные домики.
Скромно, но со вкусом!
Покинув сие заведение и усевшись в машину, загуглили местные гостиницы. Остановили выбор на ближайшей, в паре кварталов от дачи Башенина. Выбирал-то по критериям цена-расположение, а «угораздило» попасть в домик постройки «до исторического материализма».
Нет, внутри-то все современно. Вечер посвятили изучению подаренной в музее-усадьбе туристской карты-схемы Сарапула. И призадумался… Если целенаправленно обходить все архитектурные шедевры — дня может и не хватить. Ну да ладно, утро вечера мудренее.
В 1911 году на средства прихожан- старообрядцев и сарапульских купцов в городе начал строиться храм во имя Николая Чудотворца. Через год строительство этой церкви в псевдорусском стиле было закончено.
А в 1940 году храм закрыли. Причем не по причине борьбы властей с религией. Банально — к этому времени в общине старообрядцев было всего 4 человека и службы не велись. Здание было передано воинской части под продуктовый склад. В 1991 году бывшую церковь передали РПЦ и храм был освящен во имя блаженной Ксении Петербургской.
В Сарапуле нет для туристов «линий на асфальте». Накидав накануне вечером меток в maps.me, сгруппировал их и после храма подъехал в центр ближайшей группы. Так ведь угадал! Опять аккуратный стенд с картой-маршрутом, а мы возле Пушкинского скверика.
Напротив скверика кажущийся огромным комплекс из трех двухэтажных зданий. В конце XIX века нижегородский купец Курбатов подарил Сарапулу вдовий дом и лечебницу.
И в наши дни эти здания используются по своему первоначальному предназначению как больница. Напротив лечебницы — здание в том же стиле, но построенное немного позже, в 1904 году.
Переплетение судеб и фамилий, ставших уже знакомыми. Проектировал здание архитектор И. А. Чарушин, с его домами и храмами мы уже встречались в Ижевске, по инициативе городского головы П. А. Башенина, чью усадьбу осмотрели накануне, а одной из выпускниц гимназии была Маргарита Коненкова.
Не знаю, как давно в Сарапуле стали бережно относиться к своей истории. Идешь себе спокойно по ничем не примечательной улице, и внезапно в окнах обычной аптеки настоящая выставка, посвященная здравоохранению. К сожалению, утреннее освещение сыграло свою отрицательную роль, но сам факт.
Называется сие действо «Оконная музеефикация в рамках проекта «Музейный квартал. Купеческие амбиции: традиции и современность».
Чуть поодаль — здание бывшего Николаевского двухклассного училища, ныне музей истории и культуры Среднего Прикамья. И снова барельеф со шрифтом Брайля, снова информативные стенды. По причине раннего утра в музей не попали (только турист не спит!), но из пояснений на стенде узнали, что в годы войны здесь размещались экспонаты пригородных дворцов-музеев Ленинграда.
Вот только Ильич, хоть и имеет огромное значение в нашей истории, на мой взгляд у входа лишний. Его бы немного в сторону, в примузейный скверик.
В Сарапуле даже городские парки с более чем вековой историей. В 1899 году, к 100-летию А. С. Пушкина, был заложен городской сад его имени. Правда, временные ассоциации здесь связаны не с XIX веком, а с серединой ХХ. В 1957 году этому саду была передана в дар коллекция парковых скульптур с ВДНХ. Везде в стране этих девушек либо уничтожили, либо складировали на задворках парков в бурьяне. А здесь… Заходишь в ворота, и глядя на девушек-тружениц и пионеров с барабанами и горнами, ждешь, что сейчас заиграет духовой оркестр.
В центре сада восседает Александр Сергеевич, а за его спиной бюсты Алексея Максимовича, Льва Николаевича и Владимира Владимировича.
От городского сада решили съездить в дальний конец города — к ж/д вокзалу. Железная дорога в Сарапуле, соединившая его с Казанью, была пущена в 1916 году, вот и думал, что здание вокзала будет тех времен. Ошибся. Здание довольно свежее, по типовому проекту, наверное, середины 1970-х.
На привокзальной площади памятник железнодорожникам — ветеранам Великой Отечественной и паровоз серии Ов-3705. Такие повели первые составы из Сарапула, а именно этот тянул в 1919 году вагоны с 80 тыс пудов хлеба голодающим Москвы и Петрограда.
От вокзала поехали в сторону исторического центра города. Остановились и зашли в старейший храм Сарапула — Покрова Пресвятой Богородицы. На дворе было 14 октября, Покров, и в храме было достаточно многолюдно, шла служба.
Построена церковь в 1788–91 годах. В Гражданскую была сильна повреждена от артобстрелов — ее колокольню использовали как ориентир наводчики. В 1932 году храм закрыли и отдали под хлебозавод. В середине 1990-х церковь вернули верующим.
Недалеко от Покровского собора очередной музейный квартал. Этаким небоскребом среди исторических двухэтажек выглядит пожарная каланча. В конце XIX века, несмотря на активное строительство каменных купеческих особняков, город все еще больше, чем наполовину, был деревянным. От малейшей искры уничтожались целые районы. И вот в 1887 году на пожертвования купцов, судовладельцев, простых горожан было построено новое пожарное депо с высоченной каланчой.
Депо и сейчас действующее, здесь расположилась пожарная часть.
А вообще-то Сарапул — это Париж… Разноцветные зонтики над головами — пожалуйста, Эйфелева башня — вот она!
Только круассаны, э-эээ, пардон, перепечи в соседнем бистро были явно не утренней выпечки.
В этом архитектурном заповеднике от модерна и ярких красок я одурел, ошалел и все такое. На месте, возле информационных стендов музейных кварталов все было понятно. Но сейчас, разбирая фотки, я тупо «поплыл», как неподготовившийся к экзамену студент. Идентифицировались только дома, считающиеся самыми-самыми достопримечательностями. О них еще смогу что-то пояснить. Остальные, к моему глубокому сожалению, пойдут дальше фоном или в слайдах.
Машина была где-то припаркована, точка ее местопребывания в maps.me все удалялась, а мы приближались к центру. Среди каменных разноцветных особняков
в глаза бросилась мемориальная табличка на ничем не примечательном деревянном доме примерно начала ХХ века. Оказывается, в этом доме отбывали ссылку в 1936–38 годах рабочий с Сестрорецкого завода Николай Емельянов с женой. Мое поколение может и вспомнит эту фамилию. Рабочий этот в 1917 году укрывал Ленина в шалаше в Разливе. Вот так — мы Ильича прячем, а нас — в ссылку.
В Сарапуле действует кондитерская фабрика, корни у сладкого производства входят вглубь века на полтора. В 1896 году для обрусевшего немца Вильгельма (Василия Федоровича) Вольфа, переехавшего в Сарапул и занявшегося кондитерским производством, был построен дом. В нем располагалась кондитерская, а цех был в глубине двора. По подземному ходу свежую выпечку доставляли от печи в магазин. А дом так и зовется — Дом кондитера Вольфа.
Снова возвращаюсь к П. А. Башенину. У городского головы было много забот-хлопот, в т. ч. и снабжение многочисленных производств электричеством. В 1910 году по его инициативе была построена первая городская электростанция.
И коль зашла речь об этом человеке, то продолжу. Женат был Павел Андреевич на баронессе Людмиле Николаевне Дельвиг. Для своей жены-иностранки, возглавлявшей Сарапульское Благотворительное общество, он выстроил шикарный «Царь-дом». Каких только стилей не собрал в себе этот особняк. По моему мнению — это самый красивый дом в Сарапуле!
Да и два дома напротив не сильно отстали по красоте.
Эти особняки стоят на ул. Труда, ближайшей к Каме, и в старые времена при весеннем половодье вода нередко затапливала близлежащую местность. Были проведены какие-то гидротехнические работы, и сейчас паводок не угрожает жителям. Мы, тем временем, потихоньку дошагали до центра бывшего уездного города. Красная площадь. Да, не только в столице такая имеется. К огромной площади примыкает небольшая набережная, в центре которой установлен фонтан «Стерлядь», который стал одним из символов города.
Красную площадь и набережную как бы разграничивают несколько памятников. В одном из предыдущих рассказов я упоминал про Ижевско-Воткинское восстание 1918 года. Мятежники боролись с большевиками, но их террор ничем не отличался от «красного террора». Тысячи сочувствующих Советской власти были брошены в тюрьмы, каковыми стали и баржи на Каме. Узников одной из них отряд красных под командованием Ф. Раскольникова смог освободить. Один из памятников на набережной Сарапула посвящен военным морякам.
Два других памятника связаны с Великой Отечественной войной. Сарапульцам — участникам войны и фрагмент железнодорожной ветки, по которой в 1941–42 годах проходили эшелоны на фронт и эшелоны с эвакуированными предприятиями вглубь страны.
С одной стороны Красная площадь ограничена историческими зданиями,
среди которых выделяется дом купца Корешева. Построенный в 1907 году по проекту уже известного нам архитектора Чарушина, домик этот своими куполами на боковых эркерах резко выделяется среди своих сверстников.
Сейчас здесь располагается городской ЗАГС. Согласитесь, проведение бракосочетания в таком дворце — хороший компонент свадебного торжества.
С другой стороны площади, напротив дома Корешева, стоит огромное, величественное здание администрации города.
Редкий случай, когда многочисленные перестройки не повредили внешнему облику. Здание Окружного суда построено в 1874 году, в 1912–14 годах были сделаны пристройки и надстроены на один этаж башенки. В Гражданскую в здании был пожар, но дом не снесли. Была проведена небольшая перестройка — достроили три этажа, добавили кованые решетки и пилястры по фасаду. Сейчас здание является самым заметным среди построек времен СССР в городе.
Но не это здание нас интересовало. В конце XVIII века на этом месте была усадьба городничего Сарапула Андрея Васильевича Дурова. «Ревизора» читали все. Так вот, история эта произошла в Сарапуле. Дуров рассказал о ней А. С. Пушкину, ну, а тот подарил сюжет Н. В. Гоголю. Мы шли сюда не из-за «Ревизора». У городничего была дочь Надежда. Именно она прославила весь род Дуровых, став первой кавалерист-девицей в России. Глядя на Шурочку Азарову в «Гусарской балладе», и не скажешь, что ее прообраз была героем Отечественной войны 1812 года, ординарцем М. И. Кутузова, кавалером Георгиевского креста. На месте дома городничего Дурова установлен памятный знак.
А в 2013 году рядом был установлен памятник первой российской женщине-офицеру Н. А. Дуровой.
У этого памятника можно было и заканчивать короткое, но богатое на впечатления знакомство с Сарапулом, становящимся интереснейшим архитектурным заповедником. Но было еще несколько меток до выезда из города. Одним местом был маленький домик-замок на крутом берегу Камы, виденный мной на фото в интернете и растиражированный на сувенирной продукции. Доехали. И здесь меня впервые в этом городе постигло какое-то разочарование, досада. Виденные фотки были, оказывается, сделаны с воды, а мне с берега ну никак не удавалось запечатлеть этот домик — мешал крутой склон берега. Только на этом кадре замок более-менее целиком.
Бывшая водонапорная станция г. Сарапула, построенная по заказу все того же городского головы П. А. Башенина в 1909 году архитектором Трубниковым, автором дачи Башенина. По прямому назначению использовалась до 1980-х годов. Сейчас здесь — ресторанно-гостиничный комплекс «Старая башня».
Отсюда совсем недалеко до смотровой площадки на горе Урал. Ну, как гора, так — очень высокий берег. На площадке стоит камень-памятник городничему А. В. Дурову.
А виды с площадки действительно открываются умопомрачительные.
«Я остановилась взглянуть еще раз на прекрасный и величественный вид, открывающийся с горы: за Камою, на необозримое пространство видны были Пермская и Оренбургская губернии!» Из книги Н.Дуровой «Записки кавалерист-девицы».
Довольно долго мы стояли на крутом берегу Камы. Наше первое короткое знакомство с Удмуртией заканчивалось. На другом берегу был уже Пермский край. Но путешествие не заканчивалось! Нас ждал небольшой, но с богатой историей, пермский городок Оса.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия