5 декабря 2020 года исполняется 400 лет со дня рождения протопопа Аввакума. Эту статью мне хочется посвятить Его светлой памяти!
* * *
Идём мы с Мариной по Злынке, фотографируем, громко переговариваясь: «Смотри, это видел? А вон то?…»
Навстречу женщина с ребёнком. Мальчишка с нас взгляда не сводит, поравнявшись, громко спрашивает: «Бабушка, это кто такие?»
Она ему что-то шепнула, но ответ детского сознания не удовлетворил. Ребёнок постоянно на нас оглядывался. Всё правильно — чужие здесь не ходят, и без нужды сюда никто не приезжает.
6
Злынка стоит немного в стороне от трассы Брянск — Гомель, в 11 км. от границы с Республикой Беларусь.
4
Именно по этой причине словарный запас местных жителей довольно своеобразен.
3
От областного Брянска расстояние 220 км. С населением 5340 человек это самый маленький город области.
11
Злынка основана в 1700 году беглыми староверами.
1 из 2
1
Со всех сторон к городу подступают леса. Железная дорога обошла его стороной.
4
Всё это вкупе дало возможность сохранить облик и планировку старой слободы.
1 из 4
4
Из Новозыбкова сюда ходит автобус, однако проще взять такси. Дорога занимает полчаса, по деньгам — 370 рублей.
Как только мы попали в Злынку, я опустил стекло и начал щёлкать фотоаппаратом. Увидев моё рвение, таксист посоветовал, подожди, дальше будет куда интересней и оказался прав.
9
Чёткого плана действий у нас не было. Мы попросили, остановить в центре. Выйдя из машины, направились в сторону проступающих над домами церквей, но пройти дворами не смогли.
3
Мы упёрлись в хозяйственные постройки, рядом с которыми обнаружили детский садик.
2
Территория порадовала ухоженностью и чистотой. Как говорится — простенько, но с душой.
1
Мы попали в тихий час.
5
Детишки отдыхали. Спальни и все залы детского садика расположены в здании дореволюционной постройки.
Кому оно принадлежало до Революции, этого я не выяснил. В настоящем здесь заседает администрация города.
1 из 3
10
Таблички сообщают: в декабре 1917 г. здесь располагался первый Совет рабочих депутатов, провозгласивший Советскую власть; через год останавливался командир Богунского полка Н. А. Щорс, в доме находился его штаб.
10
На соседней улице Карла Маркса упираемся в мемориал ВОВ. С октября 1941 по сентябрь 1943 гг. Злынка была оккупирована немцами, разрушившими все предприятия. 27 сентября 1943 года освобождена советскими войсками.
1 из 2
3
Справа от мемориала ещё один памятник. Он посвящён жертвам Чернобыльской аварии. Вместе с соседним Новозыбковым Злынка приняла огромную дозу радиации. Город попал в зону расселения, которое по большому счёту так и не состоялось.
3
Чутьё подсказывает, нужно двигаться по улице вправо, в сторону двух церквей. Подчиняемся инстинктам, идём, фотографируем, изучаем город, а он своими глазами-окнами старается понять нас.
7
Открытые ставни домов напоминали поднятые ресницы, а резьба фасадов кружевные вставки на платьях.
5
Во времена гетманщины Злынка входила в Чолховскую волость Стародубского полка.
4
В 1770 году вместе с волостью была пожалована Екатериной II графу П. А. Румянцеву. По легенде, приехавшая императрица попросила заменить коней. Получив отказ, сказала: «Злыдни вы тут все!»
Легенда красивая, но историки её не подтверждают. Ни один руководитель страны, за всю историю, в Злынке ни разу не побывал.
С другой стороны, староверы во все времена были мало общительны. Скорее всего, название к слободе прикрепилось не просто так…
5
В 1862 году близ Злынки появилась спичечная фабрика. В конце XIX века село стало посадом Черниговской губернии. В 1923 году была образована Злынковская волость, на основе которой в 1929 году сформировался Злынковский район.
10
С 1959 по 1988 год Злынковский район был временно упразднён, город входил в состав Новозыбковского района. После Чернобыльской аварии Злынка вновь стала районным центром. Это оказалось куда проще, нежели расселять город.
3
Обычно в российских селениях если кто-то поднимается на бабки, то начинает строить огромный дворец. Ничего подобного мы здесь не видели. Многие деревянные дома сохранили черты, характерные для местного строительства. Да, кто-то обшивает фасад сайдингом и вставляет пластиковые окна.
3
Однако новорусских вариантов в стиле пентхаус или раша-деревяша здесь нет. Злынка сохраняет единый стиль архитектуры.
3
До начала XX века она славилась плотниками и кожевниками. Злынка, основанная староверами, сохраняет общинный дух. Зато у так называемых «раскольников» дела обстоят не самым лучшим образом.
На улице Карла Маркса рядом две церкви — Вознесенская и Никольская. Первая, деревянная, действующая.
1 из 2
6
Никольская кирпичная, возведена в стиле украинского барокко и нуждается в ремонте. Церковь вроде как и с крестом на куполе, однако будущее её туманно.
1 из 2
7
Вознесенская построена в 1870 году как единоверческий храм. В советское время подверглась разорению, в наши дни восстановлена, принадлежит Древнеправославной Церкви. Намоленность внутри чувствуется — и это не пустой звук.
1 из 2
3
У женщины смотрительницы я спросил разрешения на фотосъёмку. Получив добро, принялся снимать внутреннее убранство.
1 из 7
5
А вот появившегося батюшку фотоаппарат насторожил. Он спросил: кто я, откуда и зачем здесь? Я рассказал, предложив, если нельзя, удалю кадры. Священник промолчал, отпустив меня с миром, и потому совесть моя чиста.
4
В соседний храм Николая Чудотворца попасть не удалось. Вход давным-давно заколочен. Здание пребывает в состоянии затянувшейся реставрации.
Согласно архивным данным, храм возведён в 1898 году, как единоверческий, на средства купца и фабриканта Федора Игнатьевича Осипова. Торжественное освящение состоялось 5 июля 1898 г.
Стоит отметить, единоверцы — это старообрядцы, осуществляющие требы по своим канонам, но признавшие над собой иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата. Православным разрешается посещать единоверческие храмы. Но я добавлю, здесь вопрос деликатный и иногда зависящий от конкретного священника.
В советское время церковь подверглась разорению. Теперь же на неё претендуют две ветви старообрядцев. Договориться не получается. Идут суды, а между тем само здание ветшает и разрушается. По логике вещей, каменное здание должно служить дольше и надёжней деревянного собрата, а вышло наоборот.
3
Двигаясь далее по Карла Маркса, мы упёрлись в кирпичные ворота с тремя главками.
1 из 2
4
В прежние времена на современной Республиканской улице находились летняя деревянная церковь Святого Великомученика Никиты и каменная зимняя церковь Николы Чудотворца. Обе церкви были построены в XIX веке и разрушены в 1930-е годы советской властью. От храмового комплекса уцелели ворота ограды и два дома церковного подворья.
1 из 3
3
Территория принадлежит РПСЦ (Рогожка). Стараниями местной общины с 2014 года возводится новый храм. Работы близки к завершению.
1 из 2
3
Мы же отметим, в отличие от единоверцев, РПСЦ власти Московского Патриархата над собой не признаёт. Церкви находятся в состоянии божественного диалога.
Трудно сказать, сколько всего старообрядцев в городе. Советские годы не прошли бесследно. Народ по российским меркам вполне обычен, и тем не менее в людях чувствуется особый дух.
Забегая вперёд, отмечу, брошенных домов в Злынке почти нет. Если никто не живёт, хозяева жильё стараются продать и покупатели находятся.
1 из 2
5
Что касается прилегающих хуторов, там ситуация намного хуже.
5
Вернувшись к машине, мы попросили таксиста, показать нам молельный дом. Спросив дорогу, поехали по адресу, по пути остановились возле Покровской церкви.
5
В 1758—1759 гг. из Литвы в Злынку прибыли старообрядцы (безпоповцы-федосеевцы). Они построили несколько больших молелен, одну из которых, расположенную около кладбища, назвали в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
2
В начале 1850-х годов молельня была закрыта, к ней пристроили Алтарь, колокольню и возвели купола.
Храм стал единоверческим и был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. К 1886 г. Богослужение в храме прекратилось в связи с сокращением числа прихожан. Иконы и Церковную утварь разнесли по домам.
В 1886 г. Святейший Синод принял решение: «Покровскую в посаде Злынка Новозыбковского уезда единоверческую церковь обратить в Православную и образовать при ней из православных жителей посада Злынка, деревни Петровки и хутора Павловки самостоятельный приход…»
3
В 1903—1904 гг. на месте прежнего храма был построен деревянный на кирпичном цоколе, сохранившийся до настоящего времени. В предвоенные годы службы не проводились. Богослужения возобновились при немцах и вплоть до нашего времени не прекращались.
Покровская церковь так и осталась за РПЦ. У Московской Патриархии с деньгами намного лучше, о чём свидетельствовал очередной ремонт, в этот раз колокольни.
1 из 3
2
Что любопытно, все церкви в Злынке расположены на улицах, связанных с левой идеей или с революционерами. Покровская стоит на улице Пролетарской, тогда как молельный дом на Сычёва.
Сычёв Михаил Иванович (1883 — 1918 гг) — участник Гражданской войны в России, большевик, один из руководителей коммунистического подполья в Томской губернии во время Гражданской войны, уроженец Злынки.
На центральной площади своему земляку злынцы установили бюст. Я же, решив, что это Максим Горький, из-за недостатка времени, памятник не сфотографировал.
Улица Сычёва, кроме молельного дома, ничем особым не выделялась. Более того, частными домами и лужами улица напоминала деревню. Зато молельня привлекала неподдельное внимание. Филатовский молитвенный дом в Злынке — так звучит правильное название объекта.
Деревянный молельный дом старообрядцев Федосеевского согласия, построен на месте старой молельной. Бревенчатый сруб под двухскатной кровлей, притвор завершен трёхчастными воротами в формах, близких к украинскому барокко.
1 из 2
6
Как только остановилась машина, из соседней калитки выглянула девчонка. Ничего подобного по архитектуре я ранее в живую не видел, и потому спросил, есть ли дома взрослые, кто может нас пустить в дом. Девочка ответила, никого нет и сразу закрыла дверь. Как далее выяснилось, её семья просто живёт по соседству.
Мимо проходила пожилая женщина. Я начал допытываться, как нам попасть внутрь. Злынчанка ответила — езжайте на соседнюю улицу и найдите там хромую Клаву, у неё ключи от молельни, она вам откроет.
Мы с Мариной подобное посчитали невежливым и по указанному адресу не поехали. Староверы люди закрытые. Мирских они сторонятся и навязчивых не любят. Сомневаюсь, что нас бы пустили…
Видя, что я расстроился, всю дорогу молчавший таксист спросил, хотим ли мы посмотреть монастырь староверов? Мы с радостью согласились.
Ни таблички, ни указателей на дороге не было. Сойдя с трассы на размокшую от дождей грунтовку, минут десять мы ехали по лесу и остановились перед закрытыми воротами. На соседствующем стенде можно было прочитать надпись:
Древнеправославный Свято-Троицкий мужской монастырь
Русская Древнеправославная Церковь
1 из 2
2
Шум и грохот современного мира сюда не доходят. Обитель окружена лесом, по соседству сразу две речушки, и потому место вполне можно назвать уединённым и божественным. Свято-Троицкий мужской монастырь открыт в апреле 1992 года. Старообрядцы себя не рекламируют, и про обитель мало кто знает.
За воротами просматривалась часовня и другие постройки.
3
Углядев звонок, я набрался наглости и нажал кнопку. Ждали мы долго, но к нам никто не вышел.
2
Монастырь по всему периметру ограждён от мира высоким забором. Чтобы посетить обитель, необходимо договариваться в Новозыбкове.
2
Предвижу вопрос, зачем мы сюда вообще приехали и почему хотели попасть в монастырь и в молельню?
Отвечу так:
Я не знаю, кто более, а кто менее прав в божественном споре церквей. В моём понимании, староверы — это русские люди живущие по другим, более честным правилам. Моё знакомство с ними происходит периодически, его можно считать шапочным. Однако, того заряда энергии, которое я получаю от общения, хватает надолго. Даже просто постояв рядом, у меня возникает чувство, что я соприкасаюсь с чем-то особенным.
Кто интересуется темой староверов, могу предложить ещё заметки: