Друзья, не знаю как вам, а мне всегда интересны различия народных традиций. Даже в пределах одного региона они могут отличаться.
Друзья, не знаю как вам, а мне всегда интересны различия народных традиций. Даже в пределах одного региона они могут отличаться.
Юго-Западная Брянщина в прежние времена входила в Северщину, позже в состав Гетманщины. Это не прошло бесследно. Украинское прошлое оставило свой след в архитектуре, в разговорной речи и религиозных традициях.
В прежние времена в России кладбища всегда ограждались небольшим заборчиком. За его пределами не хоронили. В последующем территории кладбищ выросли и заборы в деревнях уже не ставят.
Как только мы въехали в Стародубский район, в глаза бросилась ухоженность погостов, их чёткая отгороженность забором и обязательная часовня на территории.
Или ещё момент: сам я этого не видел, но слышал следующее. В Трубчевском районе, как и по всей России, на кладбищах принято поминать усопших. Вроде обычное дело, но тут есть моментик. Родственники приходят на могилу, расстилают скатерть, выставляют выпивку, закуску, а сами на некоторое время уходят. После возвращаются и поминают.
Ни о чём подобном, если речь идёт о православии, мне слышать не приходилось. Думаю, не стоит сравнивать: здесь так, а там эдак и делать какие-либо выводы. Я хочу далее рассказать о трёх местах Брянщины, которые меня удивили.
Начав путешествие со Стародуба, мы объяснили таксисту, куда ехать и что хотим видеть. Владимир минутку подумал, а после сказал, что нам наверняка понравится древний храм в деревне Чудковичи.
Около 400 лет назад здешние края прославила чудесным явлением Чубковская икона Божьей Матери — Путеводительница. В последующем икона заняла своё место в храме, где находится по сей день, а на месте обретения из земли вышел родник.
По преданию в селе Чубковичи, состоящем из нескольких казачьих хуторов, скрывался бежавший из Москвы Емельян Пугачёв. Узнав о подобном, императрица сослала казаков в Сибирь. Пашни пришли в запустение, церковь стала ветшать, но тут случилось чудо. Местной помещице Анне явилась Богоматерь и повелела восстановить храм.
Женщина отпада все свои деньги на строительство. Сама жила рядом в ветхом амбарчике, творя постоянную молитву. Её стараниями новая церковь воссияла краше прежней. В 2005 г. на месте погребения Анны была построена часовня. В настоящем к боголюбивой Анне приходят помолиться, прося исцеления от ревматизма.
Не счесть чудес исцелений и помощи божьей после молитв. Да и стоит ли их считать…
В советское время храм не закрывался и считается намоленным. Именно поэтому в Чубковичи приезжают верующие из ближних и дальних мест.
Как только мы вошли за ворота, нас поприветствовал мужик с голым торсом. Он что-то мастерил, но, увидев людей, оставил дела, одел рубаху и открыл церковную лавку. После отворил саму церковь.
Как далее выяснилось, это был местный батюшка. Без дела он не сидит. Если кто-то хочет помочь, священник не отказывается, но при этом многое выполняет сам, часто не входящее в его обязанности. Например, на территории храма, в честь погибшего на подлодке Курск земляка, его трудами появился памятник.
По соседству с монументом маленький зоопарк, где детишки могут видеть черепах, экзотических кур, павлинов и других животинок. Если по городским меркам подобное вполне обычно, то для деревни экзотика. Мы же отметим, что содержание зоопарка требует дополнительных сил и средств.
Внутреннее убранство Чубковского храма выполнено в стиле украинского барокко. Иконостас впечатляет размерами и исполнением.
На отдельных иконах сверху висели рушники. Подобное делается в знак особого почитания. Ну и саму икону в здешних краях принято брать только через рушник. Ни в Греции, ни в Сербии, ни Центральной России я такого не видел.
Понравилась инсталляция Рождества. Вроде как резные фигуры простенькие на вид, но мы не будем забывать, что всё это в обычной деревенской церкви.
Храм в советское время не разорялся, и потому поддерживать порядок куда проще, нежели воссоздавать всё и вся из руин.
Ещё добавлю про часовню. На вид она вполне обычная, но почти все стены оказались завешаны табличками в честь прихожан, живших по соседству и внёсших вклад в церковное дело.
Нынче спонсоров-олигархов принято боготворить. Но чтобы в честь простого человека табличку прикрутили, да ещё и в церкви?… Я подобного что-то не припомню.
Осмотрев церковь, рассаживаемся по местам, едем дальше. По дороге на Погар Владимир предложил посетить святой источник Меловое. Свернув с трассы, мы оказались в лесистых зарослях.
Стародубский район это преимущественно степи, и потому каждый кусочек леса особенно ценен. После испепеляющего солнца зелёный строй деревьев воспринимаешь за счастье.
Два старых дуба встречают путников, словно часовые. Если два медведя в одной берлоге не живут, то и многолетние великаны друг от друга на расстоянии. Лес невидимым образом поделен, у каждого исполина своё войско из подвластных рябин, елей и клёнов.
Из Азии в нашу жизнь вошла традиция, развешивать ленточки на особо почитаемых деревьях. Один из дубов подобной участи не избежал.
Второй, своим огромным дуплом, напоминал маленький домик. Внутри оказалась скамейка, где можно было посидеть, набравшись от долгожителя мудрости.
Святой источник во имя Святой Троицы тоже оказался местом необычным.
В глаза бросилось большое количество икон на скамейках и на специальных полках.
По словам Владимира, в здешних краях существует традиция, если умирают старики, дети из их дома иконы к себе не берут.
Их относят на святое место и там оставляют.
Сам источник выходит на поверхность из белеющих пород мела. В прежние времена его добывали кустарным способом. Но это было полтора века назад.
В купели Святой Троицы живёт небо, её вода пронзительно голубая.
Место облагорожено.
Сюда и верующие приезжают, и просто отдыхающие. У меня была большая бутылка с водой. Я её вылил и набрал свежей из родника. В тот день живительная прохлада спасла меня в последующем от жары.
Третий объект, про который хочется рассказать, находится в лесу в Жуковском районе.
В состав гетманщины этот край никогда не входил, здесь жили великороссы. Посёлок Жуковка образовался недавно. Церковь появилась в начале 90-х, до этого её не было.
Как мы все помним, в советское время справлять религиозные культы запрещалось. До ближайшего храма от Жуковки 30 км. Однако народ нашёл выход. В тайне от властей в лесу появился молельный домик, куда проверенные люди стали ходить на богомолье.
Теперь вроде как и церковь есть, и прятаться не нужно, а народ привык в лес ходить. Я про молельню много раз слышал, но никто не мог сказать, где она находится. Не знали, либо не хотели говорить, но я оказался настойчив. Расспросив дорогу, сажусь на велосипед и еду в неизвестность.
Надо отметить, если сосновый бор не имеет подлеска, то смешанный лес из него состоит. В хорошую погоду солнечные лучи, пробившись через кроны, создают внизу неповторимую игру света и тени. Когда солнца нет, смешанный лес страшно неприветлив, и определение чаща к такому массиву вполне подходит.
А если рядом болото, тогда тем более. Именно в таком лесу живут лешие, кикиморы и волки с медведями.
Вот так и я, еду на велосипеде и невольно по сторонам оглядываюсь. Нечисти не боюсь, а вот кабан или сохатый поздороваться могут.
Молельный домик возник резко и сразу. Курьих ножек у него не было, однако мне показалось, что это не я подъехал, а он сам вышел на встречу.
Молельня оказалась обычной лесной сараюшкой, но от неё шла реальная энергетика: и от дверей, и от зеркал души окон с ресницами рамами, и от символа христианства на крыше.
Дабы закрепить крест над выступающим шифером, его прикрепили, набив одну на другую несколько деревяшек. Крест получился устремлённым вперёд, как Рабочий и Колхозница, словно его выдвигала невидимая рука.
Пару минут мы изучали друг друга, и только после этого я решился зайти.
Внутри по двум углам были развешаны украшенные рушниками иконы. Они знают и помнят многое, но кто их и о чём просил, никогда не скажут. Заправленный скатертью стол, скамейки, шторки, линолеум на полу, цветочки в вазе, коврик, обои, ёлочная мишура всё это вместе создавало ощущение радости и спокойствия.
К оформлению интерьера наверняка приложила руку женщина, и, скорее всего не одна, а несколько.
Были времена, когда красавицы уходили из семей и жили отдельно на стороне, таковых называли — амазонками. Им хотелось побыть отдельно от мужчин. Скорее всего, здесь такой же вариант.
Единственным обитателем домика оказался пушистый плюшевый котик. Сидя за столом, бывший друг детства выполнял теперь новую учётно-наблюдательную функцию.
После сурового леса мне думалось, что здесь всё куда проще и аскетичней будет. Ан, нет… И всё же долго находиться в домике я не смог. Мне казалось, что кроме котика и меня, присутствует кто-то третий — строгий и суровый, моим вторжением недовольный.
Выйдя на улицу и закрыв дверь, почувствовал облегчение.
На полянке обнаружил стол со скамейками.
Рядом в низинке из-под земли пробивался робкий источник.
Зачерпнув кружкой воды, сел на лавку, намереваясь, подумать о жизни.
Помедитировать не дали лошадиноподобные комары. Их можно было черпать из воздуха горстями. Я был здесь чужим! Пустошь меня не принимала. Даже крест над родником с прикипевшим от дождей рушником, показался отталкивающим, похожим на приведение из мультика.
Соседствующее болото утяжеляло впечатление.
С другой стороны, именно такие чащи, недоступные для посторонних глаз, любили отшельники. В подобных местах прятались староверы. Чтобы пустошь стала благодатной, нужен праведник. Я к таковым, увы, не отношусь. Религия в большей степени интересует как система взглядов, как история и наука, ко всему хочется прикоснуться, изучить и потрогать.
Что происходит возле домика, я не знаю. Ни про какие секты в здешних местах не слышно. Скорее всего, люди приходят сюда по надобностям.
Помню, в детстве в Тамбовской деревне забрались с другом на сеновал в дом соседки. Женщина вела монашествующий образ жизни. Но я тогда этого не понимал, думал, просто чёрные одежды любит.
Друг сказал, что у неё на сеновале пулемёт, от времён восстания Антонова. Дескать, её отец в банде состоял и она пулемёт прячет. Как сознательный пионер я не мог пройти мимо подобного. решили разобраться.
На тот момент жара стояла жуткая. Земля ждала дождя, но небо его не давало. Урожай частный и колхозный был под угрозой. Даже в колодцах вода пересыхать стала.
Обыскав чердак, мы хотели ретироваться, но тут видим, в дом вместе с хозяйкой идут ещё и ещё бабки. Все в чёрном, со свечками в руках, зажгли лампадку и начали молиться о дожде.
Нам тогда по одиннадцать лет было. Убежать не получилось, решили, затаиться. Ничего подобного я ранее не видел, и, вместе с другом, от ужаса не знал куда деться. Домой хотелось, но было очень страшно. Заунывного молитвенного пения испугались до чёртиков. Женщины ходили по кругу, отбивая поклоны, периодически вставали на колени. Аромат сгоравшего воска поднимался вверх, и, казалось, пытался вместе с молитвами выкурить с сеновала именно нас…
Через два часа всё закончилось. Бабушка с дедушкой меня обыскались и уже начали волноваться. Где был, я им не сказал. Ночью мучили кошмары, чёрные бабки тянули ко мне руки и куда-то хотели утащить. Я так и не смог уснуть. Зато утром, когда пошёл дождь, крупными каплями разбивая потрескавшийся чернозём, на душе стало легче.
Тот дождь охладил моё пионерское сознание. Соседку я далее не боялся, но относился к ней с почтением.
Р. S. Чужие тайны требуют уважительного подхода, а если дело касается Веры, тогда и подавно. Убедительная просьба, про месторасположение домика вопросов автору не задавать.
Продолжение - Там, где Россия