Если чего-то очень сильно захотеть, то рано или поздно это обязательно сбудется… Естественно, что при этом желание должно быть соизмеримо с твоими возможностями. Так произошло и со мной, когда еще в начале своего становления как путешественника я поставил перед собой цель — посетить все страны мира, включая современные заморские территории бывших колонизаторов.
К 2018 году я был близок к достижению своей цели, осталось лишь посетить труднодоступные острова и страны с нестабильной военно-политической обстановкой. Одним из труднодоступных мест являлась заморская территория Великобритании — остров Святой Елены. Несмотря на свою недоступность, данный остров прославился на весь мир, став последним пристанищем Наполеона Бонапарта, сосланного в 1815 году на забытый Богом остров и прожившего там до своей кончины в 1821 году. Добраться на один из самых удаленных от материков остров до недавнего времени можно было только на корабле, затратив на путешествие по Атлантическому океану не меньше 1 месяца. И лишь по прошествии более 500 лет с момента открытия острова португальским мореплавателем Жуаном да Нова 21 мая 1502 года в день Святой Елены (подарившей острову название), жаждущие ознакомиться с островом путешественники смогли сменить вид транспорта с тихоходного корабля на стремительный самолет, что несомненно сделало Святую Елену более доступной.
Еще в начале 2000-х годов Великобритания объявила о своих планах по строительству международного аэропорта для своей заморской территории, но реализоваться данным планам было суждено только к концу 2017 года, когда шасси первого коммерческого рейса из Йоханнесбурга коснулись посадочной полосы новехонького аэропорта острова.
Казалось остров всеми силами сопротивлялся данному событию, то смета возросла в 10 раз из-за первоначальных просчетов строительной компании, то мировой экономический кризис, а когда все уже было готово для запуска коммерческих рейсов, вдруг выяснилось, что из-за океанского течения и особенностей вулканического рельефа острова на Святой Елене дуют постоянные ветра, из-за которых дальне магистральные самолеты невозможно безопасно принимать и отправлять с острова. Прямой рейс «Лондон — Святая Елена» остался нереализованной мечтой граждан туманного Альбиона. Деньги выброшены на ветер, лучше и не скажешь в данной ситуации. Королевская казна признала факт, что затраченные на строительство деньги не будут возвращены в обозримом будущем. На остров полеты могут осуществлять только средне магистральные самолеты, и ближайшей отправной точкой на Святую Елену был определен Йоханнесбург.
Для кого-то надежды рушатся, а кто-то находит окно возможностей для реализации ранее поставленных целей. До открытия аэропорта я не мог себе позволить взять отпуск на 1 месяц и посвятить его утомительному «круизу» на грузовом корабле до места заточения Наполеона, проведя при этом на самом острове не более 3-х суток. С открытием же авиасообщения между Йоханнесбургом и Святой Еленой до острова можно было добраться с пересадкой в течении 1–2 суток.
В ноябре 2018 года я начал собирать чемодан. Изучив информацию о визовом режиме и даже созвонившись с визовым центром Великобритании в Москве, я уверил себя, что для посещения острова визы не требуется. Самолеты на остров летали по хитрому расписанию: по нечетным неделям месяца самолет летал из Йоханнесбурга (с посадкой в Намибии) на Святую Елену один раз в неделю, а по четным, вылетев из Йоханнесбурга рано утром в субботу (с промежуточной посадкой в Намибии для уточнения погодных условий на острове Святой Елены) самолет преодолевал еще около 1 800 км от африканского континента до Святой Елены, делал там дозаправку и через 2 часа продолжал свой полет до острова Вознесения, возвращаясь обратно тем же маршрутом лишь поздно вечером в воскресенье. Таким образом можно было пробыть на Святой Елене порядка 30 часов. Меня второй вариант более чем устраивал, тем более, изучив заранее информацию о достопримечательностях острова, я понимал, что отведенного времени мне будет вполне достаточно для изучения совсем небольшого вулканического острова с единственным городским поселением, являющегося столицей заморской территории — Джеймстауном.
Совершенно свободно я самостоятельно купил авиабилеты и отправился в очередной свой вояж. По пути к своей конечной точке маршрута я решил сделать двухдневную остановку в Йоханнесбурге для знакомства со столицей ЮАР — Преторией. Появившись в назначенный день в аэропорту Йоханнесбурга, я без всяких проблем зарегистрировался на рейс до Святой Елены, получил свой посадочный, прошел паспортный контроль и занял место в самолете. Никто даже не поинтересовался, есть ли у меня виза Святой Елены.
Полет проходил в штатном режиме, вплоть до подлета к Святой Елене. Примерно через 3 часа после вылета из намибийского Walvis Bay началась страшнейшая болтанка.
Чувствовалось, что шквалистый ветер как песчинку подхватил наш самолет и пытался кинуть его на остроконечные голые скалы недружелюбного острова. Такое приземление у меня до этого было только раз в жизни — во время снежной бури при посадке в Гренландии. Поболтавшись так в воздухе минут 20, самолет достаточно жестко приземлился, и даже катясь по посадочной полосе ветер еще пытался сдуть непрошенного гостя с обрыва в океан. Чувствовалось напряжение пилота, как он изо всех сил пытался удержать воздушное судно. Встревоженные пассажиры наблюдали, как от здания аэропорта навстречу самолету выехала пожарная машина. Наконец аэроплан остановился, и все пассажиры как по взмаху дирижёра глубоко выдохнули, и одновременно зааплодировали мастерству пилота. Я так искренне никогда ранее не благодарил летчиков по окончанию полета.
Спустившись по трапу на землю, все заметили, что на балконе аэропорта было очень много народа в ярких одеждах, они кричали, махали руками и приветствовали прибывших. Как я понял потом, для них это одно из основных развлечений на острове. Ровным строем пассажиры потянулись к стойке паспортного контроля. Я оказался в первых рядах, таможенный офицер взглянул на меня строгим взглядом, взял мой паспорт, практически полностью заполненный печатями разных государств, долго всматривался в каждую страницу, спросил гражданином какой страны я являюсь, и потом громогласно заявил, что мне требуется виза для посещения острова. Сразу же подошла его начальница, которая сопроводила меня в отдельный кабинет, где я вынужден был дожидаться, когда все пассажиры пройдут паспортный контроль. Никто из попутчиков ко мне не присоединился, и после прохождения последнего пассажира ко мне зашла начальница с двумя своими коллегами, устроив 2-х часовой допрос: с какой целью я прилетел на остров, что хочу здесь увидеть, где буду останавливаться на ночлег, и почему же я нарушил закон, предварительно не получив визы. Все мои рассказы о том, что в визовом центре Великобритании меня заверили, что для россиян виза не требуется — не возымели никакого действия. В такой ситуации я оказался впервые в жизни, хотя с представителями таможенных властей Великобритании у меня «давняя крепкая дружба». Они любят выдергивать меня из толпы прибывающих туристов, устраивать мне длительные допросы, обыски при свидетелях, разбирая до ниточки мои вещи, и не найдя никаких нарушений, обычно извиняются, и отпускают с миром. Так было во многих местах, когда я прилетал в Великобританию не через Лондон, а напрямую из Европы в Шотландию, Уэльс, на Джерси и Гернси и на остров Мэн. Здесь же я не ожидал никакого подвоха, и тем более даже и представить не мог, что нарушу визовый режим. Ведь ни таможенники в ЮАР, ни представители авиакомпании даже вопроса не задали по поводу наличия визы.
Представители таможни удалились, чтобы вынести мне вердикт. Через 5 минут, показавшихся мне целой вечностью, вошла начальница и объявила мне радостную весть, что они бы отправили меня на самолете обратно в ЮАР, но так как самолет продолжал путь на остров Вознесения, они депортируют меня ближайшим рейсом, вылетающим в Йоханнесбург. Моих планов это не нарушало, так как именно на этот ближайший рейс через день у меня и был куплен билет. Мне выписали штраф в размере 100 долларов США и объявили, что только благодаря моему послужному списку заядлого путешественника, который они оценили по количеству штампов в моем паспорте, мне в виде исключения будет позволено провести время в ожидании ближайшего рейса за пределами аэропорта и заночевать в доме островитян, у которых я забронировал комнату заранее.
Ограничений на передвижение по острову мне не предписали, но в качестве гарантий моего своевременного отлета — забрали мой паспорт, сказав, что в него не будет проставлен штамп о пересечении границы, и явиться в аэропорт я должен не за 2 часа, как все нормальные пассажиры, а за 4 часа. И еще по непонятной причине у меня изъяли весь запас медикаментов.
Я с радостью принял все условия, тем более они меня ни в чем не ограничивали. Тот факт, что мне не будет поставлена печать, меня даже порадовал. Я не являюсь коллекционером штампов в паспорте, а отсутствие печати позволит мне сэкономить страницу и дополнительный раз посетить еще какую-нибудь страну. О благородстве «святоеленских» таможенников я еще вспомнил, менее чем через полгода, оказавшись в послевоенной Ливии, и вызвав подозрение полиции на оживленном рынке Триполи только тем фактом, что был единственным посетителем с европейской внешностью. Мой сопровождающий гид в мгновение ока скрылся из виду, оставив меня наедине с полицейскими, ни слова не понимающими на английском и доставившими меня в эмиграционную полицию при аэропорте Триполи. А те в свою очередь определили меня в одиночную камеру местной тюрьмы до выяснения обстоятельств, но это уже совсем другая история …
Я достаточно быстро пришел в себя после пережитого инцидента, и позвонил хозяину, у которого снимал комнату. Я совсем забыл в этой суматохе позвонить Паулю и предупредить, что меня задержали на таможне. По предварительной с ним договоренности он встречал меня в аэропорту, так как добраться с аэропорта в столицу можно было либо на такси, либо заказав трансфер у отеля. Пауль был очень удивлен, почему я не вышел из здания аэропорта, подождал меня около часа и уехал. После моего звонка, учитывая небольшие размеры острова, он возвратился за мной в течение 30 минут. Выслушав мой рассказ о неприятностях с пограничным контролем, он решил бесплатно прокатить меня по достопримечательностям острова. Подарок пришелся как раз кстати, ведь запланированные на это мероприятия деньги мне пришлось отдать в виде штрафа на таможне. Аэропорт находится в восточной части острова на вулканическом плато. Отъехав от него несколько сот метров, из окон машины открывались довольно унылые виды обнаженной вулканической лавы с редким кустарником и выгоревшей на солнце травой.
Климат острова относится к тропическому, морскому типу. Буквально через пару километров картинка за окном сменилась, безжизненные камни вытеснил сплошной ковер зеленых низкорослых кустарников и поросшие сочной травой луга, с редким вкраплением одиночно стоявших кипарисов, пихт и эвкалиптов.
Пауль рассказал, что до появления на острове европейцев остров был необитаем, и на нем произрастали густые леса с эндемичными растениями и древовидными папоротниками. В настоящее время вторым после строительства аэропорта крупным проектом метрополии на Святой Елене является попытка организации заповедника с воссозданным эндемичным лесом. Я от всей души пожелал Паулю, чтобы данный проект удалось в полной мере реализовать подданным английской королевы, являющейся официальной главой острова.
Всю жизнь прожив на острове, не покидая ни на один день его пределы, Пауль с большой любовью и искренней гордостью в голосе посветил меня в историю Святой Елены. В настоящее время территорию острова делят между собой два государства — Великобритания и Франция. Последней принадлежит менее 0,5 кв. км., неразрывно связанных с местами пребывания на острове Наполеона, а именно: участки земли под 2 домами, где жил император, и долина, где он был захоронен.
Пауль любезно показал мне эти места, но власти острова видимо не готовы раскрыть широкие объятия туристическому потоку, который может с открытием авиасообщения устремиться на остров. Основные достопримечательности острова закрыты для посещения в субботу и воскресенье. И если на дом Наполеона мне удалось посмотреть хотя бы снаружи, то могилу Наполеона я увидел только в рекламном туристическом буклете. Возможно, если бы не инцидент на границе, то я бы перешагнул запрещающую табличку, и дошел-таки до могилы императора. Но рисковать я не стал, мне еще не хватало проблем с полицией острова.
Фото из туристического буклета
Особо я этому факту не расстроился, так как не являюсь большим любителем посещать чьи-либо могилы. После краткого знакомства с наполеоновскими местами мы отправились в столицу — Джеймстаун. Для меня было интересно узнать, что несмотря на единственный на острове статус городского поселения, Джеймстаун не является крупнейшим по населению поселением острова. Как оказалось, место моей ночевки находится в крупнейшем поселке — Хаф-Три-Холл с населением в 900 человек, в то время как столичных жителей насчитывается менее 800 человек. Суммарно на Святой Елене проживает чуть менее 5 тыс. человек, в основном мулаты — потомки европейских переселенцев, ссыльных буров, африканских рабов, рабочие из Индии и Китая. После открытия Суэцкого канала стратегическое значение острова сильно уменьшилось (раньше остров лежал на торговых путях кораблей на их пути из Европы в Индийский океан). В настоящее время основные занятия местного населения — рыболовство, сельское хозяйство, выращивание скота, изготовление изделий кустарных промыслов. Многие молодые люди уезжают в метрополию или на ближайшие острова содружества — остров Вознесения или Фолклендские острова. Валютой острова является фунт Святой Елены, официальным языком — английский, но распространен также уникальный диалект, сложившейся из испанского, африканских языков и голландского.
Пауль просветил меня, что на короткое время после португальцев островом завладели голландцы, пока в 1659 году Англия не одержала победу над Голландией, разместив на острове пункт снабжения водой и провизией своих морских судов на их пути в Индию. Не обошлось конечно и без размещения английской военной базы на отвоеванном у голландцев стратегическом клочке суши. Именно с времен завоевания острова англичанами началось его «массовое» заселение, в том числе и военнопленными. До этого и португальцы, и голландцы не имели на острове постоянных поселений. Новые хозяева завезли коз, фруктовые деревья и овощи, а также развернули строительство постоянного поселения на месте современного Джеймстауна, что послужило причиной достаточно быстрого уничтожения местной уникальной флоры.
За разговорами я и не заметил, как по узкому серпантину мы попали в ущелье, на дне которого расположился Джеймстаун.
Ущелье упирается одним концом в Атлантический океан, и город сверху кажется маленьким ручейком, впадающим в бескрайний океан. Столица вытянулась вдоль одной улицы с незамысловатым названием Main street.
Пауль предложил мне самостоятельно прогуляться по городу, сказав, что трех часов хватит с лихвой для подробнейшего знакомства со столицей, тем более учитывая тот факт, что в субботу все немногочисленные кафе закрыты, работает только центральный продуктовый магазин. Церкви также закрыты для прихожан. Спросив, что мне приготовить на ужин, он забрал мой рюкзак с вещами и уехал, пообещав вернуться на то же самое место ровно через 3 часа.
Я начал свое знакомство с городом, отправившись на городскую набережную, вблизи которой было сосредоточение основных достопримечательностей: закрытый музей, недействующая тюрьма (понятно теперь, почему меня не поместили в одну из ее камер за нарушение паспортно-визового режима), резиденция губернатора (который и на сегодняшний день является главой местной власти и представителем английской королевы), небольшой сад рядом с резиденцией губернатора, суд, здание старой таможни, общественный бассейн под окнами губернаторской резиденции и остатки строений английской крепости, перестроенные в наши дни под торговые и жилые помещения.
Сама набережная не произвела на меня яркого впечатления, большая ее часть была заставлена контейнерами, несколько лавочек для влюбленных являлись единственным ее украшением.
Самым запоминающимся моментом от прогулки по набережной стала встреча с начальницей таможенников, допрашивающей меня пару часов назад в аэропорту. Она уже успела переодеться и приехала на набережную подышать океанским воздухом. Я бы ее не узнал, если бы она сама не подошла ко мне и мило улыбаясь уточнила, что мне уже удалось посмотреть на острове и какие мои первые впечатления от увиденного.
Поболтав с ней минут 10, я отправился гулять по главной улице города по направлению к зданию собора Сент-Пол.
Пауль рассказывал, что основной религией на острове является христианство (англиканство). Но, гуляя по городу, я заметил церковные сооружения и других конфессий — свидетелей Иеговы, последователей Армии спасения и адвентистов седьмого дня.
Возвращаясь к готовности острова принять толпы туристов — я не встретил ни одного информационного центра для туристов, на весь остров имеется единственный официальный отель на главной улице Джеймстауна, и в городе нет ни одного ресторана.
Единственный отель острова
Из достопримечательных столичных строений мне понравились здания рынка и коммерческого банка.
Приятно удивили частные дома на окраине столицы, жители которых стараются украсить цветущими растениями малюсенькие приусадебные участки.
Я решил посетить единственное открытое заведение города — продуктовый супермаркет, где не встретил ни одного посетителя.
Все полки были заставлены продуктами длительного хранения, что является обычным явлением для удалённых островов, снабжение которых происходит исключительно морским транспортом. Видимо свежие продукты продаются только на рынке Джеймстауна. Три продавщицы, надо заметить на небольшой магазин без покупателей, устав от безделья решили украсить магазин к Рождеству. Ни одна из них даже и не подумала подойти к кассе на случай, если я вдруг надумаю что-то купить.
Свою прогулку я решил завершить подъемом на холм Ладдер-Хилл по бесконечной лестнице Иакова в 699 ступеней.
На вершине холма располагалась смотровая площадка, с которой открывался потрясающий вид на центр города. Мне повезло, что я полез на этот холм не под палящим полуденным солнцем и без рюкзака. Восхождение далось тяжело и заняло около 30 минут, я практически упал без сил, добравшись до смотровой площадки, но виды с холма и правда были очень красивыми. Обратно в город я спустился в три раза быстрее.
Пауль подъехал за мной без опоздания, наш путь домой лежал по узкому серпантину вверх через холм Ладдер-Хилл. Проезжая смотровую площадку, я не смог сдержать свой раздосадованный смех — стоило мучиться, карабкаясь на холм, зная наперед, что мы будем проезжать это место на машине.
До дома Пауля мы добрались менее, чем за 15 минут.
Приусадебный участок Пауля
Нас встретила его жена с двумя детьми, стол был уже накрыт.
После утомительного подъема на холм на сильном ветру я сильно продрог, у меня даже не получалось четко выговаривать английские слова приветствия и благодарности. Милая хозяйка предложило мне место за столом рядом с камином, за что я ей был безмерно благодарен и быстро отогревшись включился в беседу о нравах и обычаях «святоеленцев» и россиян.
На ужин хозяйкой было приготовлено популярное местное блюдо — тушеный с рисом, бобами и курицей картофель. Блюдо было очень сытным, я смог съесть небольшую порцию и отказался от добавки, на которой настаивал Пауль. К чаю подали рыбный пирог. Набив полный желудок, меня быстро стало клонить ко сну. В семейном кругу мы обсудили программу на завтра — хозяева любезно предложили мне показать другую сторону острова, на которой мы не успели побывать с Паулем в первый день. Меня проводили в мою комнату, в которой я мгновенно уснул крепким сном.
Проснулся я от теплых солнечных лучей к 9 часам. Плотно позавтракав, мы отправились на обзорную экскурсию по острову. Пауль сказал, что сегодня поедет вся его семья, и они все вместе проводят меня в аэропорт. Он рассчитал весь маршрут, чтобы оказаться в аэропорту за 4 часа до вылета, как было назначено любезнейшей сотрудницей таможни. Мы посетили развалины английского форта на высоком холме, с которого открывались великолепные виды на бескрайний океан с обрывистой береговой линей и изумрудные луга острова.
С высоты мы полюбовались видом деревни Хаф-Три-Холл.
Вид на деревню Хаф-Три-Холл
Далее Пауль решил показать земельные угодья, принадлежащие его семье, на которых они выращивали фрукты и овощи, и школу, в которой учились Пауль со своей женой, а в настоящее время учатся их дети.
Время пролетело незаметно, пора было отправляться в аэропорт. Мы подъехали к входу в аэропорт с боем курантов, ровно за 4 часа до вылета самолета по расписанию.
Меня уже встречала на входе моя знакомая дама с таможни, которая широко улыбнулась, блеснув жемчужными зубами, и попросила пройти за ней. Я был опять помещен в кабинет, в котором осуществлялся допрос при въезде на остров, ко мне вышел главный босс таможни и вручил мне мой паспорт, сказав, что они решили проставить в него печати о въезде и выезде из страны и не делать никаких отметок о нарушении визового режима. Мои надежды на сохранение чистой странички рухнули.
Любезная таможенница вручила мне конфискованные вчера медикаменты и большую шоколадку из дьюти фри. Я был очень тронут, мне пожелали отличного полета и пригласили посетить еще раз их остров, но уже с заранее оформленной визой. После официальной части приема мне позволили выйти в зал ожидания, присоединившись к остальным пассажирам.
В этом зале было небольшое кафе, за столиками которого поджидала приютившая меня на острове семья. Вскоре аэропорт наполнился толпой местных жителей, большинство из которых никуда не улетали. Пауль представил мне человек 15 своих родственников, которые пришли в красивых одеждах в выходной день в аэропорт с целью пообщаться с родственниками и соседями. Здесь они громко разговаривали, обсуждая последние новости острова, аплодисментами встретили появившейся на горизонте самолет, и как я полагаю разошлись по домам только с закрытием кафе и аэропорта до следующего рейса через неделю.
Я тепло попрощался со своими новыми друзьями и пошел на посадку.
Весь полет до Йоханнесбурга у меня из головы не выходили мысли о том, какая судьба ждет данный остров. Родившись миллионы лет назад из морской пучины, большую часть своей жизни остров оставался необитаем. Постоянное проживание людей на острове длится с исторической точки зрения мгновение — чуть более 360 лет. И за столь короткое время остров достиг своего расцвета и упадка. Сейчас его развитие затормозилось, островитяне живут сегодняшним днем, у многих основные мечты связаны с переездом на материк. Удержатся ли островитяне перед возможностями и благами, открывающимися перед современным человеком в экономически развитых странах, смогут ли они адаптироваться в новом для них мире? Я не думаю, что на жизнь острова существенно повлияет туризм, Светой Елене не суждено стать новой туристической Меккой. Лично мне хотелось бы, чтобы жизнь на острове продолжалось, и его население только росло и процветало. Гостеприимные, открытые и жизнерадостные «святоеленцы» навсегда останутся в моем сердце.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия