За годы поездок по СССР в «прошлой жизни» и поездок на машине по России, Удмуртия каким-то образом ускользала от моего внимания. Такое приличное белое пятно на карте среди соседних регионов. И вот, выехав из Очёра, стою у обелиска на границе Пермского края и Республики Удмуртия.
Совсем рядом с границей — город Воткинск.
В 1757 году на реке Вотка (от
вот — удмурт) графом П. И. Шуваловым был основан Воткинский железоделательный завод. Покопавшись в сети, я был даже немного удивлен, какая у города, а этот статус был получен совсем недавно — в 1935 году, богатая на события и интересная история. Вкратце о некоторых значимых.
Построенная при основании завода плотина была самой большой на Урале — 382 сажени.
В июне 1774 года поселок и завод захватило войско Пугачева, по пути из Осы в Ижевск.
По указу Екатерины II в. 1779 году на заводе было основано производство якорей для военно-морского флота, которое осуществлялось 140 лет.
В 1837–48 годах начальником Камско-Воткинских заводов был подполковник И. П. Чайковский. Под его руководством в 1837 году была построена первая в России пудлинговая печь, в 1847–48 годах началось судостроение и движение пароходов по р. Вотка на Каму.
25 апреля (по старому стилю) 1840 года в поселке при заводе родился Петр Ильич Чайковский.
В 1857 году на Воткинском заводе был изготовлен шпиль Петропавловской крепости весом 3500 пудов и высотой 48,5 метров.
В 1895 году завод был соединен с пристанью на Каме первой в Удмуртии железной дорогой.
После революции, в 1918 году, жители Воткинска поддержали Ижевское антибольшевистское восстание и изгнали Советскую власть. При отступлении армии Колчака из города ушло с ней около 30 тысяч жителей.
С 1938 года завод перешел на рельсы оборонной промышленности. В годы войны здесь выпускались 45-мм противотанковые пушки и 76,2-мм дивизионные пушки.
С 1957 года завод перепрофилировался на выпуск баллистических ракет. Оперативно-тактических от «Темп-С» до «Точка-У» и межконтинентальных от «Пионер» до «Тополь-М» и «Искандер-М».
Итак, мы заехали в Воткинск. Недалеко от окраины, в мкр Нефтяник, стоит церковь Георгия Победоносца. Освящение территории под строительство состоялось 9 мая 1995 года, в день 50-летия Великой Победы. В проекте архитектора Фомина за основу был взят уменьшенный Храм Христа Спасителя. В 2000 году состоялось первое богослужение, после того, как на 27-метровую высоту купола был установлен крест из нейрит-титана. Таким храм, стоящий на самой высокой точке города, предстал перед нами.
По случаю Родительской субботы в храме было многолюдно, и заходить внутрь мы не стали. Да и времени на осмотр города, как потом выяснилось, я заложил очень мало. А все эта спешка и нервотрепка перед поездкой!
Но вот следующий объект был внесен в закладки еще дома. Самая старая и высокая голубая ель в Удмуртии.
Саженец был привезен с Дальнего Востока и высажен на территории т.н. Красной больницы в 1907 году. До революции здесь находилась богадельня. В ней на полном пансионе проживали до 60 человек. Здание и сейчас выполняет свои медицинские функции — в нем располагается районная больница.
Поехав в сторону набережной, не мог проехать мимо этого портрета.
Оказывается, это был вход в сквер Высоцкого. В центре небольшой площади перед городским прудом рядом с ДК «Юбилейный»
и засаженном березками, стоит памятник актеру.
Владимир Семенович словно на своем концерте в Удмуртии в 1979 году. Вокруг памятника установлены 4 таксофона. Сняв трубку и нажав любую кнопку, можно прослушать одну из песен Высоцкого.
Отсюда мне надо было проехать на противоположный берег за завод, выделяющийся на общем фоне своими трубами.
Но около плотины встал на стоянке — «угол» пруда пестрел отметками в навигаторе. Доминантой в этом месте является Благовещенский собор.
Возведен храм был в 1828 году без колокольни. Полностью завершили строительство в 1867 году. Судьба собора после революции типична для большинства храмов России. В 1929 году свергли кресты с куполов, в 1932 году снесли колокольню, купол и апсиду. До войны — театр, а после войны — кинотеатр, клуб, снова кинотеатр. В 2006 году начались реставрационные работы. В 2012 году собор принял свой нынешний облик.
Храм стоит на площади, где второй доминантой выделяется здание заводоуправления с памятником Ильичу перед ним.
Еще каких-то 4 года назад перед проходной стоял, как памятник, образец выпускаемой в 1970-е годы продукции — ракета 8К14. Сейчас его нет… Почему убрали — мне лично непонятно. Шпиономания? Так ничего секретного в этой ракете, давно снятой с производства и вооружения, нет. К примеру, в Перми, когда ехали в Хохловку, видели более современное «изделие», стремящееся ввысь у проходной завода.
С другой стороны от собора — Аллея Славы.
Вечный огонь и гранитные стелы с именами 13 Героев Советского Союза — уроженцев Воткинска.
Рядом та самая 76,2-мм дивизионная пушка — памятник воинам артдивизиона им. Комсомола Удмуртии.
От аллеи начинается улица с прекрасно сохранившимися особняками XIX века.
Сфотографировав и отложив осмотр на чуть попозже, пошли к плотине. Плотина — ровесница завода.
Сейчас, конечно, никто не использует силу воды на водосбросе для работы заводских механизмов. А вот полукруглый пешеходный мостик от одного края плотины к другому облюбовали рыбаки. Почему-то возникла ассоциация с Галатским мостом в Стамбуле.
Правда, рыбаков здесь не так много и ловится не кефаль и ставридка, а мелкая уклейка. Перед мостом на дамбе — памятный знак в честь 250-летия основания Воткинска.
Миновав плотину, мы оказались на территории, посвященной памяти великого русского композитора. И улица, и небольшой прибрежный парк носят имя Петра Ильича Чайковского. Перед входом в парк стоит памятник с интересной историей.
Информация вот только разноречивая. Вики пишет, что якоря в Воткинске стали коваться с 1779 года, а на табличке на постаменте стоит дата 1782 год. Но в одном источники едины — по Указу Екатерины II. 62% всех якорей, изготовленных на Уральских заводах, выдавал Воткинский завод. И не случайно именно якорь стал первым монументом здесь. 16 июня 1840 года на постамент торжественно водрузили якорь с высеченной надписью между лап. «Его Императорское Высочество Государь Наследник Всероссийского Престола Великий Князь Александр Николаевич удостоил ковать своими руками якорь весом в 167 пуд. 22 мая 1837 года». Произошло это событие, когда будущий Император Александр II совершал поездку по Уралу. В 1930-е годы якорь этот сняли с постамента и пустили в переплавку… Но в конце 1950-х годов, в канун 200-летия завода, вспомнили о былой славе. По качеству воткинские якоря были лучшими, они удерживали на рейде самые большие линкоры Российского флота. В 1959 году якорь весом 2,1 тонны вновь занял место на постаменте. Только уже без той памятной надписи.
В середине парка Чайковского, рядом с будкой городового, стоит верстовой столб со стрелками-указателями расстояний до городов, сыгравших свою роль в жизни Петра Ильича.
Алапаевск, Кунгур, Глазов, Каменка, Клин… Рядом с верстовым столбом — памятник композитору. Задумчивый Чайковский, уже в зрелом возрасте, сидит на лавочке напротив дома, где прошли первые годы его детства.
Я не меломан и не сильный знаток классической музыки. Но, думаю, в игре «Угадай мелодию» самые известные произведения узнал бы по первым нотам. Да и любому, жившему в СССР, музыка из «Лебединого озера» очень хорошо знакома. Ведь это был главный «хит» на ТВ эпохи позднего Союза.
Как бы тот ни было, но Музей-усадьба П. И. Чайковского был обязательным для посещения в Воткинске.
Шесть аккуратных одноэтажных домиков песочного цвета с красно-коричневыми крышами по бывшей Господской улице.
Это были казенные усадьбы для высших чинов Воткинского завода. Центральный дом с мезонином предназначался для начальника Камско-Воткинских заводов, коим в течении 11 лет в начале XIX века был Илья Петрович Чайковский. До самой революции начальники завода жили в этой усадьбе, сменяя друг друга. В Гражданскую — штаб белогвардейцев сменил штаб большевиков по ликвидации Ижевско-Воткинского восстания. И только в 1940 году, к 100-летию композитора, здесь был открыт музей. Попробую провести для вас небольшой экскурс по усадьбе.
Экскурсии по музею — каждые 2 часа, к входному билету надо доплатить небольшую сумму, не зависящую от числа экскурсантов. Мы подошли удачно — ждать оставалось минут 15. И я ведь чуть не опоздал! Решил самостоятельно исследовать одно из помещений рядом с кассой. Не могу припомнить в наших туалетах такой экспозиции о гигиене в XIX веке!
Осмотр начинается с господского дома.
В современном гардеробе со стены на нас смотрит вся большая семья Чайковских.
Крайний слева — Петя. Кстати, это единственная фотография семьи в музее. Все образы на стендах с этого снимка. Из гардеробной попадаем в зимний сад.
Конечно, растения не те, что росли здесь почти 200 лет назад. Но ведь главное — это атмосфера той эпохи, не так ли? Экскурсовод заинтриговала имитацией разбитого стекла в одном из окон. Что это — узнаем чуть позже.
Из зимнего сада попадаем в столовую. Обстановка воссоздана по образу дворянских домов того времени.
Подлинная мебель, посуда, гравюры. Из вещей, принадлежавших Чайковским — чайная деревянная шкатулка на сервировочном столике. За этим столом в будни рассаживалась вся большая семья, а по праздникам здесь собирался весь высший свет города. Порой бывало до 60-ти гостей. Столовая — это то место, где дети ежедневно собирались со взрослыми. Обычно они проводили время в мезонине, куда ведет узкая лестница.
Это — игровая комната.
Куклы, солдатики, настольные игры…
Рядом с игровой — классная комната.
Здесь под руководством гувернантки проходили занятия детей Чайковских. Диван, классная скамейка, шкаф с книгами, карта Европы. Петр, наряду с музыкой, был увлечен чтением. Благодаря книгам у него появился интерес к сказочным персонажам, которые впоследствии стали героями его произведений, а сейчас представлены в этой комнате в виде кукол — Мышиный король, Вакула, Снегурочка… В левом углу стоит стол композитора, привезенный из московской квартиры, за которым он написал многие известные произведения.
Отсюда мы вновь спускаемся на первый этаж и оказываемся в прихожей.
Здесь встречали гостей. Кто-то из них «забыл» на вешалке цилиндр, пальто — крылатку, саквояж.
Гости, пришедшие к начальнику завода по делу или с отчетом, дожидались в приемной.
Бильярд, ломберный столик — возможно, так они и стояли здесь в 1837 году, когда Илья Петрович предоставил свой дом для проживания Цесаревичу Александру Николаевичу во время посещения тем Воткинска.
Из приемной попадаем в залу, где воссоздан интерьер, существовавший при Чайковских.
Один из самых ценных экспонатов дома — рояль фирмы «Вирт», подаренный Петру на 12-летие. У этого рояля и открылась тайна разбитого стекла в зимнем саду. Когда маленький Петя увлекся музицированием, то порой после игры на фортепиано становился очень возбужденным. И вот, чтобы как-то бороться с чрезмерной возбудимостью, взрослые стали закрывать крышку инструмента на ключ. Тогда Петр стал настукивать мелодии пальчиками по любой твердой поверхности. И как-то стекло не выдержало…
Из залы одна дверь ведет в кабинет Ильи Петровича.
Обстановка воссоздана на основе сведений из «Книги актов о приемке имущества"начальника завода.
Другая дверь из залы ведет в гостиную. Эту комнату Илья Петрович подготовил специально для Александры Андреевны к ее приезду в Воткинск. Здесь матушка Петра принимала гостей, в свободное время занималась рукоделием, читала.
А из гостиной попадаем в комнату, которая разгорожена полупрозрачным пологом. Спальня родителей.
Именно в этой комнате в 1840 году появился на свет Петр Ильич Чайковский.
Закончился осмотр дома рассказом экскурсовода о пеленальной, детской и девичьей комнатах.
После этого экскурсия переместилась на территорию усадьбы. Во дворе главного дома — каретный сарай и завозни. В каретном сарае — образцы карет, тарантасов и саней. Примерно такие использовали Илья Петрович с семьей в поездках по городу.
Завозни — это помещения для хранения продуктов, хозинвентаря, конской упряжи, лодок. Здесь же находился ледник для скоропортящихся и конюшни.
За этими строениями раскинулся парк и сад. В саду, помимо цветов, выращивали овощи к столу. Экзотические овощи росли в теплице. Но она была не такая, к каким мы сейчас привыкли, а добротная деревянная изба. Помимо оранжереи и грядок здесь же было и помещение для садовника.
В парке, который был местом игр на воздухе, стоят три беседки — детский домик, летняя двухэтажная и полностью закрытая зимняя.
А посередине парка — памятник живой природы всероссийского значения. Липа, которой 234 года! Т. е. это дерево уже было зрелым, когда будущий композитор только учился ходить.
Из парка экскурсия зашла в людскую избу. Здесь жила многочисленная челядь — кухарки, дворник, кучер. Внутри обстановка, типичная для крестьянских изб — кухня с русской печью, женская и мужская половины. Обратите внимание на то, как подвешена люлька младенца. На пружине! Вот что значит железоделательный завод под боком. Благодаря этому «ноу-хау» у грудничков развивался вестибюлярный аппарат, им качка была нипочем. Может поэтому рекрутов с этих краев забирали служить на флот?
Как я уже говорил, сейчас в музей включены 6 домов. В XIX веке начальнику завода принадлежал один. Остальные были построены для квартирования заводских чиновников. В соседнем с главным в 1838 году была размещена заводская казенная библиотека и «музеум». В музее хранились образцы металла, макеты заводских механизмов, коллекции минералов. Сейчас в этом доме музыкальный салон.
Экскурсия, длившаяся 2 часа, заканчивалась, и экскурсовод повела желающих из группы посмотреть фильм-концерт с выдержками из произведений Чайковского. Нас же поджимало время. Владельцы забронированных в Ижевске апартаментов что-то нервничали. За время экскурсии прилетела парочка СМС-ок с просьбой подтвердить приезд. И хотя ответ был отправлен, испытывать терпение отельеров не стали, и наш автомобиль покатил в сторону столицы Удмуртии. Об Ижевске — в следующей части.
Конечно, жаль, что из-за нехватки времени в Воткинске не удалось осмотреть исторические кварталы — откровенных заброшек и разрушек мне на глаза не попалось. А то, как чтут жители память об их великом земляке — видно не только по прекрасному музею-усадьбе. О любви к Чайковскому многое может сказать эта картина на воротах одного из частных домов.
Вам же всем, независимо от музыкальных предпочтений, я очень советую — будете в Воткинске даже проездом, не пропустите музей-усадьбу П. И. Чайковского!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия