До поездок в Норвегию мне никогда в голову не приходило, что название этой страны переводится как Северный путь. Что ж, неплохое название и для моих описаний норвежской части нашего северного пути. Начало положено…, так что я продолжаю.
Легкая расслабленность воскресного утра в Му-и-Ране объяснялась минимальными планами предстоящего дня.
Перефразируя диалог из фильма «Формула любви», можно сказать так:
— Никуда не заезжая, чтобы что-нибудь там посмотреть или куда-нибудь там залезть, за день 700 км проедешь?
— За день 700 проеду.
— А 500 км?
— Проедем и 500.
— А 300?
— Ну, ежели постараться, можно и 300.
— А 150?
— Ну, барин, ты задачки ставишь! 150 км за день одному не справиться, помощник нужен. Homo sapiens.
— Бери помощников, но чтоб не больше!
Помощник из вида Homo sapiens в моем лице присутствовал.
А план был именно таков: переместиться из пункта, А в пункт Б, находящийся на расстоянии примерно 150 км, ничего не планируя по пути. Пунктом, А была Mo-i-Rana, пунктом Б — Halsa, что находится рядом с ледником Свартисен. Важно, что между этими двумя пунктами было 2 парома.
Конечно, в план могли вписаться посещение и пещеры (Gronligrotta или даже Setergrotta) , и (или) «мраморного замка» недалеко от Му, но они были оставлены на поездку-2020. «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах» (как часто звучит последнее время эта фраза).
Причины такой редукции были, и их было две. Первая — перестраховка, которую тоже можно разбить на две. 1. При планировании нужна информация. Тем более если в пути 2 парома, то желательно знать хотя бы расписание. Официальный норвежский сайт — https://www.torghatten-nord.no/. Но этого показалось мало, начинаешь читать отзывы. И вот попадается описание, что не всегда паром может вместить всех желающих, и при переезде с одного парома на другой люди рвут когти, чтобы оказаться первыми. Быстренько-быстренько — это не для нас, у нас на путешествие были другие виды.
Не могу делать обобщений, но во время нашей поездки никакого ажиотажа или проблем с паромами не было. Мне даже осталась не вполне понятной упомянутая соревновательность за лидерство: машины выезжали с парома и ехали с максимально разрешенной скоростью. Практически все.
2-я причина перестраховки — чисто субъективная, но важная для нас. За 2 года до этого моё состояние не позволило не только не добраться до ледника, но даже до Норвегии. А хотелось не только посмотреть на него издалека, но и подняться к нему.
«Дойду или не дойду? Вот в чём вопрос»
Так что решено было накануне силы поберечь.
Еще одной причиной, тесно связанной с предыдущими, но все-таки отдельно, был выбор жилья. На этот раз оно должно было стать не только местом ночевки, но еще на стадии выбора местечко очень понравилось, и захотелось провести здесь чуть больше времени. Каменное сердце готово было встретить нас в любое время.
Что ж, вдохнули и в дорогу к цели — к леднику Свартисен.
Не буду живописать о той красоте, которая открывается, когда едешь вдоль морского побережья, для этого надо быть художником. Оттого будет 1 фотография или 20 тоже ничего не поменяется, потому что красиво было на всем протяжении.
В отличие от трассы N6, идущей по внутренним землям, дорога Fv17 «Kystriksvenien» («Прибрежная дорога») является туристической и идёт, по большей части, по побережью. Ехать по ней дольше, но и удовольствия больше. Есть оборудованные, выдержанные в современном стиле, обзорные площадки.
Везде своя фишка. Если собрать воедино все скульптурные и прочие, установленные при оборудовании этой дороги, сооружения, включая мосты, получится внушительный альбом по современной архитектуре. Не всегда удаётся издалека опознать, то ли увиденное — очередное произведение искусства, то ли …
Домики, сарайки и пр. с такими характерными для старой Норвегии крышами, тоже можно увидеть.
Крупным туристическим объектом является военный музей.
Причем, сосредоточен он не только в главном здании, но и на близлежащей территории. Если идти по-серьезному, то это надолго.
Еще об одном не могу не упомянуть. То, что всегда поражает в северных странах. Картинка из жизни. На стоянке стоял прицеп, машины не было, никого поблизости тоже, ну, может, где-то дальше на берегу фьорда и был кто-нибудь.
Паром Kilboghamn — Jektvik
К паромной переправе мы прибыли почти за час до отправления, и самого парома еще не было.
В первый момент промелькнула мысль, что рановато приехали. Во второй момент было замечено кафе, а нам пора слегка перекусить.
Собаке, оказавшейся по соседству, повезло меньше: ей перепал только пакетик с чаем.
Время пролетело приятно и незаметно: погода еще радовала. Хотя про солнце можно было уже сказать «проглядывало».
Позже, когда мы были на пароме, заморосил дождь. Дождик, ветер, море, горы — что еще надо, чтобы почувствовать себя в Норвегии?
Печалька всё же была: сложно запечатлеть увиденную красоту, заставляющую затаить дыхание и только любоваться.
Чтобы совсем не воспарить, вернусь к более житейскому. Посадка на паром проходила оперативно (впрочем, это наблюдалось на всех паромах). Молодой человек проходил вдоль машин, собирая оплату. Мы посмотрели стоимость заранее.
Voksne
|
Barn Honnør Militær
|
t.o.m 6 m
|
6,01 — 7 m
|
7,01 — 8 m
|
8,01 — 10 m
|
10,01 — 12 m
|
12,01 — 14 m
|
14,01 — 17 m
|
17,01 — 19 m
|
19,01 — 22 m
|
MC Moped
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
78
|
39
|
251
|
608
|
706
|
869
|
988
|
1119
|
1271
|
1412
|
1564
|
130
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вот, — рассуждаю я, — хорошо бы по пенсионному удостоверению проехать. Но наше им не пойдёт, паспорт потребуют, а до норвежской пенсии не доросли… Придётся платить по полной.
После получения чека смотрю, а оплату взяли как с почтенных граждан. Это по паспорту мы молодые, но бьют, как известно, не по паспорту.
Внутри довольно вместительное помещение для пассажиров, но это только вначале оно было почти пустым. Что хорошо, так то, что есть розетки для подзарядки, поскольку потребность в ней у нас к тому времени уже возникла.
Моего внимания заслуживают и мелкие детали, в виде гербов городов или вот такой таблички.
Приятно, что увиденные слова — это не китайская грамота, что-то знакомое всплывет в памяти. В Харстаде мы были, город оставил след в душе, но были, конечно, не в доках на верфи. А вот оно как, кораблик-то родом оттуда. Правда, указанная компания обанкротилась в 1988 г., но её детище ещё на плаву.
Немного напрягло, что китайской грамотой для меня оказалось норвежское расписание паромов. С отправлением было понятно, имея запас времени и учитывая, что отправляются они днём в пределах двух часов, мы на него не ориентировались, но что там вписан еще какой-то населенный пункт было не очевидно. Поэтому когда по громкой связи что-то проквакало, было совершенно непонятно, что именно. Находись мы в это время в салоне, возможно, и можно было бы разобрать (если был перевод на английский, но, возможно, его и не было). А так добросердечным туристам пришлось уговаривать меня продолжить плавание, видя моё неуёмное желание сойти при швартовке корабля.
Общая продолжительность путешествия на пароме составила чуть больше часа. Совсем короткий кусочек по суше и уже следующий паром.
Ågskardet — Forøy (наверно, звучит как Огскардет-Ферёй)
Паромная переправа очень небольшая и по расстоянию, и, соответственно, по времени тоже. Только загрузились уже пора выезжать.
Желающих было немного, но и паром небольшой.
Несмотря на то, что на время отправления мы не ориентировались, прибыли как раз вовремя: паром уже стоял, но загрузка еще не началась.
После парома буквально несколько минут и мы уже в Халсе, на берегу одноименной бухты, около «нашего» домика.
Нам остаётся выдохнуть, пойти вечером в деревушку, чтобы оттуда посмотреть на вершину нашего притяжения — Свартисен.