Обратите внимание: практически вся деревня на холмах, за исключением одной улицы. нет ни одного дома, стоящего ровно и имеющего прямой цоколь.
В каждом из описываемых мной городков Винной дороги Эльзаса, мы говорим о фахверке. Давайте разберемся, что это, вдруг, кто-то знает не точно. Часто можно услышать: «архитектурный стиль фахверк», но это ошибка, это не архитектурный стиль, это тип строительства. Кирпичный цокольный этаж, на котором возведен фахверк, характерен для этого региона.
1 из 6
3
До 16 века каркас оставался простым, дерево защищалось от выветривания только сажей или красным оксидом железа. Между балок набрасывался саман — глина, солома, навоз. В 19 и 20 веках его заменили кирпич и цементный раствор, который использовался для защиты здания от внешней среды. Однако, в середине 20 века вернулись к истоку, и предпочтение начало отдаваться видимой деревянной конструкции, которая в ярких красках и цветах придает Эльзасу индивидуальность.
1 из 6
3
Краски и пигменты были бесценны, для них использовались только натуральные составляющие — глина и белила. С 17 века окна стали больше, а фасады начали украшать деревянными скульптурами и орнаментами. Дома богатых горожан можно узнать по пастельным тонам.
1 из 6
2
Типичными для эльзасских городков являются гербы, надписи и знаки, украшающие перемычки и фронтоны домов. Часто это просто «подпись» каменотеса, дата. или инициалы владельца. Некоторые из них представляют профессию — дом бондаря, дом мясника, дом кожевенника. Иногда, это изречение из Священных писаний.
1 из 6
7
А сегодняшний город — Хуннавир, или Гуннавир, или Юннавир(он же Гоша, он же Жора, он же Юра, он же Гога), смотря в какой транскрипции читать. Название происходит от женского имени Хуна, жены Хунона (ну, а чего заморачиваться, а дети — Хуннонята), живших здесь в 7 веке на бывшей галло — римской вилле. Их дом стоял на месте современной церкви, она, как и другие женщины, стирала белье в фонтане, и не только свое, но и больных и бедных. Однажды, как гласит легенда, в год неурожая винограда, она превратила воду фонтана в вино. В связи с чем была канонизирована в 1520 году Папой Римским Львом Десятым, по просьбе герцога Ульриха Вюртембергского. Кости святой торжественно поместили в ракию, в присутствии 20 тысяч знатных персон. Ее часто называют «святой прачкой». Супруги успели построить маленькую церковь и завещать ее монастырю Сен Дье.
5
Но это не первая и не главная легенда о колодце. И сам он не главный. Самая известная достопримечательность Хуннавира — совсем другой колодец, столь важный, что он оформлен в фонтан и «заключен в беседку. Он сооружен на месте старого источника, который возник в месте в месте, где Святой Деодат заставил хлынуть воду из-под земли, ударив палкой о землю (прямо, Моисей). На самом деле, этот источник использовался для римских бань, из-за высокого содержания минералов и лечебной ценности воды. Фонтан, на слиянии двух источников, выполнен из розового песчаника, и датируется 1324 годом. Правда, его в 1540 году разрушили, но через сто с небольшим лет восстановили.
1 из 4
3
Поскольку это не просто фонтан, а целый комплекс под крышей, то можно прочитать его историю и посмотреть репродукции, на которых показано, как он выглядел раньше. Самая старая репродукция датируется началом 20 века — это рисунок углем 1904 года. Здесь же выставлены планы строительства располагавшейся при фонтане прачечной 1900 года.
1 из 9
1
Прямо от колодца, открывается вид на Церковь — крепость Хуннавира, 12 века, Сен-Жак-ле-Мажор, а попросту — Святого Якоба. Вот к ней мы и направимся.
1 из 6
6
Церковь имела религиозное и фортификационное значение. Она была построена в 12 веке, но колокольня и башня — цитадель пристроены к ней позже — в 14 — 15 веках. При церкви, с северной стороны, — два кладбища — католическое и протестантское. Колокол 1700 года внесен в список исторических памятников Франции. Вся территория окружена крепостной стеной, с четырьмя стрелковыми валами.
1 из 16
1
В 1550 году церковь перешла реформаторам и была значительно расширена, завершилось строительство нефа. Ее архитектура очень проста и в три раза превышает вместимость первоначальной церкви. В 1687 году церковью владеют одновременно две религиозные общины — протестантская и католическая.
1 из 13
3
Макеты в левом нефе показывают, как расширяли и перестраивали церковь. Здесь можно наблюдать, как маленькое строение 800 года превращается в каменную постройку в 1300 году. В 16 веке, церковь вновь расширяется, появляется хор в стиле поздней готики, добавляется ризница, построенная над оссуарием (часовней с костями святой Хуны). Изменялась она вплоть до конца 19 века.
1 из 9
1
Заслуживают внимания солнечные часы — Меридиан — предназначенные для точного указания истинного полудня в этом месте. Когда солнечное пятно встречается с вертикальной линией столба, установленного на стене — это настоящий полдень, в разные месяцы это происходит совершенно в разное время, в зависимости от положения солнца. Меридиан использовался для регулировки механических часов, установленных на колокольне мастерами из Селесты в 1828 году.
1 из 2
2
С крепостной стены церкви открываются роскошные виды на городок.
1 из 7
2
Впервые Хуннавир упоминается в 1114 году, в защитном письме Императора Генриха Пятого церкви Сен Дедье, и всех ее владений, включая Хуннавир, Миттельвир и Ингерсхайм.
1 из 6
3
Второе упоминание в булле Папы Каликста Второго в 1125 году, третье — в документе Императора Фридриха первого Барбароссы в 1157 году. Эти документы подтверждают, среди прочего, более раннее соглашение между капитулом Санкт Дидье и епископством Базеля о распределении десятины с жителей Хуннавира.
1 из 6
В Средние Века городом владела дворянская семья Хуннавир, тесно связанная с могущественными лордами Раппольштайн, от которых они и получили город (о Раппольштайнах я писала в рассказе о Рибовиле). Письменное упоминание об этой семье относится к 1279 году, а в 1327 году «рыцарь Вернер фон Хунавир перед свидетелями, создал и закрепил наследство для своей жены Гизелы фон Хурбетч».
1 из 6
7
И в это же время деревню приобретают графы Вюртембергские, которые и владели ею до самой Французской Революции. В это время деревня процветала и жители богатели. Дело в том, что паломничество к мощам Святой Хунны приносило неплохой доход. Согласно церковным отчетам, некоторые дары, не очень значительные, передавались в Сен Дье, остальное оставалось в Хуннавире.
1 из 6
4
Город сильно пострадал во время Крестьянской войны, в которой участвовала практически вся Западная Европа. Фермеры многих регионов страдали от высоких налогов и отсутствия свободы, весной 1525 года они восстали повсеместно. В это время подоспела Реформация и до 1687 года в Хуннавире больше не было католического Богослужения.
1 из 7
3
Накануне опустошительной Тридцатилетней войны наступают еще более трудные времена. Торговля вином распространяется в Ганзейские города Северной Европы — к Северному и Балтийскому морям. Во время чумы 1610 года в Хуннавире погибло 306 человек. Во время войны в городок неоднократно вторгались французские и шведские войска, и просто банды. Для войны нужны были деньги, начались конфискации и повысились налоги.
1 из 6
5
Поскольку стены церкви не могли предоставить убежище всем, то многие хуннавирцы бежали в более крупный Рибовиль. По Вестфальскому договору Эльзас был передан Франции, но владения герцогов Вюртембергских, в том числе Хуннавир, обладали особым статусом.
1 из 6
4
В эти времена произошли важные события для местных религиозных общин. Этот же Вестфальский мир предоставил протестантам свободу вероисповедания. Но в 1672 году Людовик Четырнадцатый вновь объявил войну Голландии. Хуннавир вместе со всем Эльзасом, как приграничный район, находился в ведении военного министерства под опекой министра Лувуа. Он предпочитал религию своего короля, и постановил, что везде, где есть семь семей католической веры, они будут иметь доступ к протестантской церкви, если нет отдельной, католической.
1 из 6
3
С тех пор в деревне мир несколько раз нарушался из-за разногласий между религиозными общинами. В 1753 году в Хуннавире произошел ожесточенный спор между католиками и протестантами, но «Королевский совет Эльзаса», находившийся в Кольмаре, был на стороне католиков и запретил протестантам посещать церковь в течении шести месяцев.
1 из 5
2
Пастор Саймон Реш, уроженец Хуннавира, был арестован и заключен в тюрьму в Кольмаре. Его преемник, пастор Андре Брауэр, также местный уроженец, смог примирить враждующие стороны. Когда в 1772 году католический священник Фавр захотел вынести из церкви протестантсие предметы службы, спор вновь был передан в королевский совет, который вновь занял католическую позицию.
1 из 6
4
Но, при поддержке герцога Вюртембергского, проблема была озвучена перед королевским советом в Париже. И, Людовик Пятнадцатый, уровнял протестантов в правах с католиками, что, наконец, принесло религиозный покой.
1 из 6
5
но, все плохое заканчивается, и религиозные войны тоже. Сегодня Хуннавир — типичная эльзасская деревня на Винном маршруте, расположенная среди виноградников. Виды на них открываются с любой окраины деревни.
1 из 8
6
Деревня состоит из домов виноградарей с фронтонами со стороны улиц, большинство которых датируется 16–18 веками, иногда встречаются дома 15 века. Хуннавир, несмотря на свои неяркие, приглушенные краски, внесен в список «Самых красивых деревень Франции».
1 из 6
4
Хуннавир известна своим павильоном бабочек и парком аистов, о них расскажу отдельно.
Посмотрите, какие милые таблички с номерами домов в деревне.
1 из 3
1
транспорт — под стать деревушке.
2
А вот черные котики меня преследуют везде, они чувствуют, что у меня дома два таких:
1 из 2
1
И, если выйти к полям, то прекрасно просматриваются три замка Рибовиль вдали.
1 из 4
3
Карта для путешественников, которые надумают прогуляться по деревне.
1
Мы прогулялись по скромной, спокойной и очень благородной деревушке Винной дороги, эта бусинка — из неяркого, бежевого перламутра.
Видимо, это последний осенний городок — бусинка Ожерелья Винной дороги Эльзаса, так как весь ноябрь Франция закрыта на карантин, ия очень надеюсь, что смогу продолжить хотя бы зимой, не пропуская ни одного времени года.