Турист М.Н. (Laskovsky)
М.Н.
была вчера 20:19

Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Му-и-Рана — Норвегия Август 2019
19 32

Уже побывав в небольших норвежских городках, иллюзий об их достопримечательностях мы не испытывали. Му-и-Рана — портовый городок северной Норвегии. Точнее, городок небольшой, а порт довольно крупный. Редко о каком норвежском городе можно сказать, что он не портовый. Но порт порту рознь. Если в наружных частях фьордов ориентация портов связана, в первую очередь, с рыболовецкими промыслами, то совсем другая история, если он расположен во внутренней части фьорда северной Норвегии и особенно если поблизости от шведской границы.

5
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

А какие у нас устойчивые словосочетания со словом «шведский», кроме шведского стола и шведской семьи? Правильно — «шведская сталь». И северо-восток Швеции — это буквально царство корпорации LKAB, включающей горнодобывающие и обрабатывающие железную руду предприятия. Возможно, есть и другие компании, но на нашем пути не встречались или остались незамеченными. Объемы впечатляют. Но встаёт вопрос транспортировки. Как не вспомнить Петра I (или Пушкина?) с «окном в Европу»: нужен выход к морю. Но хоть и есть у Швеции выход к морю Балтийскому, но добраться до него с севера путь не такой и близкий. А под боком Атлантика, и весь мир к твоим ногам.

3
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Так что используются шведами норвежские порты, а такие норвежские города, как Нарвик и Му-и-Рана, и городами стали только благодаря этому и развитию металлургической отрасли. Правда, в Му-и-Ране и своя добыча и свой завод. Для экономики Норвегии это хорошо, для туристов не очень. По крайней мере, когда при выборе места ночевки, читаешь, что поблизости находится металлургический завод, выглядит это не очень привлекательно. Не проверяли, т. к. предпочли остановиться в центре города.

3
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Несмотря на небольшие размеры городка, нашли мы забронированный отель не сразу. Причина тому была не в сложности поиска адреса, а в том, что по этому адресу находилась вывеска с другим названием отеля. Не могу сказать, что это был другой отель, равно как и тот же самый. Осталось загадкой. На вывеске был «Svartisen Hotel» и таковой был на букинге.

2
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

И нас он устраивал по всем параметрам. Учитывая программу предыдущего дня, раннего и даже не совсем раннего прибытия не планировалось. В реальности приехали еще позже планируемого.

6
Вечерний путь в Норвегию
Вечерний путь в Норвегию

Основными пожеланиями было, чтобы было удобно помыться, поесть и поспать. Если первое и последнее реализуются в отелях легко, то с «поесть» в нашем понимании значительно сложнее, т. к. подразумевает возможность приготовить ужин самостоятельно. Свартисен отель декларировал наличие мини-кухни в номере, и это было то, что надо.

2
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Но всегда хочется, что всё то же, но подешевле. И, как ни странно, находится: на AirB&B это был Leilighetshotel Mo i Rana. Различий ни внутри, ни снаружи нами обнаружено не было.

1 из 2

Не увидев необходимой вывески, мы проскочили мимо, решив, что неправильно записан адрес. Уточнить у прохожих не представлялось возможным, т. к. прохожих не было. А это не поздний субботний вечер на одной из центральных улиц города — Ole Tobias Olsens gate.

3
Фото на следующий день. Количество людей всё то же.
Фото на следующий день. Количество людей всё то же.

Дальнейшее знакомство с городом решили отложить на следующее утро, тем более что из достопримечательностей города числились: церковь, являющаяся старейшим зданием в городе, кусочек старого города — Мохольмен, да гавань с Человеком моря, растиражированном во всех туристических буклетах.

Деревянная церковь Му-и-Рана построена в 1724 году.

3
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Рядом с ней большое кладбище, особенно учитывая размеры городка, а также то, что развитие город получил только в 50-е г.г. ХХ в., когда заработал металлургический завод, и стал народ стекаться сюда на работу. Через 20–30 лет почти каждый пятый житель города работал на заводе. Кто же похоронен на кладбище? Очень много тех, кто погиб во II мировой войне. Из разных стран. Чем больше узнаешь историю Северной Норвегии, тем страшнее становится. Давно прошли те времена, когда попавшие в концлагеря считались изменниками, но намного ли больше мы стали знать о тех, кто похоронен здесь? Когда я говорю о пленных советских солдатах, которые строили дороги в Норвегии, рубили скалы, погибали, меня переспрашивают: «В Норвегии?». Да еще несколько лет назад я и сама не знала.

Церковь находится несколько в стороне от современного центра, сам же он не может похвастаться красотой архитектурного стиля. И это неудивительно, учитывая, что он развивался, как рабочий поселок.

Вот и вид из нашего номера не вдохновлял.

2
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Своими 3-4-этажными зданиями городок мог бы даже разочаровать праздного туриста, отошедшего от «туристической магистрали», но стоит вспомнить, как выглядят наши подобные поселки, и думается: «Да и неплохо».

3
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране
3
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Каждый раз обращаю внимание, как содержатся лоджии в Скандинавии — таким уютом и хорошей жизнью веет.

2
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Не могу не сказать несколько слов о завтраке, поскольку меня до сих пор «царапает» проявленный непрофессионализм сделанного умозаключения. Завтрак был традиционен и хорош: и разнообразие блюд, и их качество.

2
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Всё выглядело аппетитным, за исключением рыбы! Я даже сфотографировала, чтобы отправить детям с подписью типа — вот, дескать, какой несимпатичной рыбой норвеги гостей потчуют.

Благо не успела, поскольку подошел Карпиннен, на тарелке у которого красовалась пара кусочков.

— ???

— Нет, ты только посмотри: настоящий дикий лосось!

2
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Далее последовала лекция об отличии цвета мяса у дикого лосося и выращенного в аквакультуре. Нет, не только об этом, но и о том, как, где, чем питается морской лосось, и о составе кормов при искусственном разведении и т. д. Теоретически я это знала, но вот с практикой подкачала.

Ладно, зато я точно знаю, куда вести для знакомства с городом — в Гавань.

10 часов не самое раннее утро даже для воскресного дня, тем не менее, на улицах все так же пустынно. Создается впечатление, что тротуары и пешеходные переходы созданы не для людей.

5
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Путь к морскому берегу пересекают ж/д пути, и волей-неволей мы оказываемся поблизости от симпатичного вокзала.

4
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Симпатично в нем то, что чистый и аккуратный.

Рядом памятник Оле Тобиусу Олсену, имя которого нам уже знакомо, поскольку мы обосновались на улице, названной в честь него.

3
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

О том, кем был этот человек, русскоязычный интернет хранит молчание. С гугл-переводчиком проблем нет: «Оле Тобиас Олсен (1830 — 1924) был норвежским учителем и священником», в другом варианте — «был норвежским учителем и министром». Не могу не обратить внимания, что хотя Олсен, на самом деле, был и священником, и министром, и даже вошел в историю, как собиратель фольклора в окрестностях Раны, в первую очередь указывают, что он был учителем. (Дальше у меня поток далеко не оптимистичных мыслей о нашем положении учителя и образования в целом, которые я опускаю). Есть для размышления и другой повод.

Не случайно бюст Олсену установлен у железной дороги: он, можно сказать, отец-основатель железнодорожной линии Нурланд между Тронхеймом и Будё. Путешествовать на поезде по Норвегии не приходилось да и не предвидится, потрясающе интересно другое. В 1872 году Олсен предложил построить железную дорогу между Му-и-Рана через шведскую Хапаранду в Санкт-Петербург!!! Зачем? Чтобы поставлять в Петербург свежую рыбу! Даже не верится, что такие времена были.

3
Стоит обратить внимание, что дорога не электрифицирована.
Стоит обратить внимание, что дорога не электрифицирована.

Нетрудно себе представить, что строительство дорог в Норвегии — дело чрезвычайно сложное. Меня в тупик ставят автодорожные предупреждающие знаки с камнями, летящими с горы: ну, предупредили и что? Для поезда, наверняка, такие не поставишь. Естественно, строительство заняло не один десяток лет. Строили участками, и до северной части дело дошло только в ХХ в., а тянуть её в Петербург уже никто не собирался. До Будё линия не дошла и к началу II мировой войны. После фашисткой оккупации Норвегии у Вермахта были свои планы строительства железной дороги: оно было приоритетным, и трудились здесь тысячи военнопленных. Но дорога должна была идти дальше на северо-восток до Киркинеса, — Полярная линия, и предназначалась для военных грузов. В дальнейшем эта Полярная линия была заброшена.

Почти сразу за железной дорогой начинался небольшой центральный квартал деревянных домиков Му-и-Раны. На самом деле деревянная застройка занимает значительную часть города, есть даже множество деревенских домиков, в чем мы смогли убедиться, когда выезжали из города, а многие центральные улицы были перекрыты из-за дорожных работ.

7
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране
5
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Несколько сот метров и Гавань. Бухта симпатичная, но Человек моря, виденный неоднократно в путеводителях, с первого взгляда разочаровал.

4
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Со второго, тоже. И наша задача была сфотографировать его не так близко, чтобы потёки птичьего помёта в глаза не бросались.

5
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Дальше состоялась незабываемая встреча с комендантом крепости PR-представителем Му-и-Раны.

6
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Я хорошо отношусь к кошкам, но не отношусь к тем, кто пойдёт в Котокафе или будет с ними сюсюкаться, но особо настойчивым не могу отказать во внимании. Этот начал знакомство очень тактично, постепенно выказывая такую ласку, что не откликнуться было невозможно. Результат.

13
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Отвязаться от него было невозможно и бросить в одиночестве тоже. Начали появляться редкие туристы, и какое счастье было, когда одни из них попросили у нас разрешения погладить. Мы были благосклонны, кот сначала не очень, но не устоял, а мы потихоньку ретировались.

У нас впереди пешеходная улочка.

5
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране
5
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Улица абсолютно безлюдна: туристы остались на набережной, магазины по случаю выходного дня закрыты. За архитектурные вычурности глазу не зацепиться, но пройти по ней — удовольствие.

6
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране
7
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Напоследок пару слов о «малых архитектурных формах». В Северной Норвегии ни древних, ни просто с налётом старины их практически нет. Что касается современного искусства, его еще понять надо (если нет под рукой описания, что бы это значило).

3
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Иногда версии рождаются сразу, чаще оставляю на потом, когда захочется голову поломать, а потом найти правильный ответ и сравнить.

2
Встреча с Северной Норвегией в Му-и-Ране

Определенный смысл заложен. Знать бы какой.

Му-и-Рана оказалась для нас удобным и приятным местом для остановки в пути к намеченной цели.

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии