Ах, какая нынче осень стояла в средней полосе — ласковая, теплая и сухая. Золотом по лазури разрисовала она все вокруг, и как тут было усидеть дома! Так сложилось, что, как правило, эта прекрасная пора в плане путешествий проходит мимо меня — отпуска все закончились, дни заполнены работой, домашними заботами и сезонными ОРВИ. В этом году я решилась разрушить этот шаблон, и хоть немного времени выкроить для поездок. Хотелось выбрать такой маршрут, чтобы недалеко и можно было уложиться в рамки уже короткого светового дня, в итоге остановились на городе Богородицке Тульской области. А если уж едем в Богородицк, то обязательно заглянем в Романцевские горы вблизи деревни Кондуки, что в находится в восемнадцати километрах от города.
Найти Романцевсике горы, или Ушаковские карьеры, кому как больше нравится, тем более, что оба названия неофициальные, легко. Проезжаем деревню Кондуки, и по указателю едем дальше около двух километров по грунтовой дороге. Читала, что в плохую погоду дорога становится труднопроходимой, могу поверить, глинистая грязь тут, наверное, получается знатная. Приехали сюда мы в половине одиннадцатого утра, машинам у подножия рукотворных гор уже было тесновато. А когда уезжали, в районе двух часов дня, автомобили вообще тянулись навстречу вереницей, поднимая за собой клубы пыли.
Желающих подняться на высокие глинистые гребни здесь было множество — молодежь, дедушки и бабушки, семьи, в том числе с младенцами в колясках. Но территория здесь довольно большая, места хватит всем, а на берегу одного из озер с водой цвета индиго, в роще молодых березок, можно остановиться и с палаткой.
Появилась эта необычная достопримечательность в результате деятельности как природы, так и человека: в середине прошлого века здесь добывали бурый уголь, потом карьеры забросили, и со временем их заполнила дождевая и талая вода.
Романцевские горы, обрамляющие водную гладь озер — это отвалы отработанной глинистой породы. Высота самого большого гребня — террикона более двухсот метров. Человек отсюда ушел, и природа потихоньку залечивает раны — отвалы поросли молоденькими стройными березками и сосенками.
Песочные скалы с глубокими разломами, красивые голубовато — бирюзовые озера, свежий воздух, березки, цепляющиеся за голые склоны — наслаждаясь всем этим разнообразием, здесь легко можно провести целый день.
Встречала в сети много сравнений этих пейзажей с карельскими, алтайскими, скандинавскими и даже марсианскими.
Я бы удержалась от подобных громких сравнений, но то, что местность получилась необычная для средней полосы — бесспорно. «Нереально красиво!» — слышала я восторженный возглас женщины в возрасте, штурмующей глинистый склон вслед за нами.
Еще лет десять назад об этом месте знало только небольшое количество местных жителей, теперь Кондуки привлекают все больше и больше посетителей.
Расположившись на берегу одного из озер, мы устроили перекус. Справа и слева в зарослях березок слышались голоса людей, тоже облюбовавших это местечко для отдыха. Но, как я уже говорила, территория здесь такая, что вполне можно уединиться, особенно, отъехав подальше.
Читала в сети, что отдыхающие оставляют после себя просто горы мусора. В наш приезд царил относительный порядок, но свидетельства прошедших здесь пикников кое- где встречались. Но это повсеместная картина в России.
С недавних пор Кондуки являются особо охраняемой природной территорией местного значения.
Уже при подготовке этого рассказа прочла, что с нового, 2021 года за посещение карьеров в Кондуках гости региона должны будут заплатить, так как премьер — министром России Михаилом Мишустиным было подписано постановление о платном посещении особо охраняемых природных зон. По словам Главы администрации Узловского района Николая Терехова, плата за посещение Кондуков составит около 50 рублей.
Уезжать отсюда было жаль, но далее по плану у нас был город Богородицк. Город — крепость Богородицк был построен в 1663 году по указу царя Алексея Михайловича для обороны южной окраины Московского государства и для освоения плодородных черноземных земель. В XVII веке это было еще неспокойное место — крымские и ногайские татары совершали постоянные набеги на юго-восточные земли России и нередко прорывались к Москве. Богородицку отводилась роль крепости второй линии. С годами сторожевая застава превратилась в городок, постепенно утратив свое стратегическое значение.
В царствование Екатерины II Богородицк стал «собственной ее императорского величества волостью». От памятника Екатерине в городском парке и начали мы свою прогулку.
И в первую очередь отправились к, пожалуй, главной достопримечательности Богородицка — дворцу графов Бобринских. Вид на него открывается с набережной городского парка.
Набережная здесь достаточно новая, стоят лавочки, горожан прогуливается много. Что интересно, пруд временами осушается. Например, если глянуть на фото этого места двухлетней давности, будет видно, что пешеходный мостик перекинут через заливной луг.
Перейдя по мостику пруд и понаблюдав за облюбовавшими его уточками, оказываемся в первом в России пейзажном парке, созданным нашим соотечественником.
Планировка парка принадлежит первому русскому ландшафтному архитектору, ученому — энциклопедисту Андрею Тимофеевичу Болотову, который управлял Богородицким имением в 1776 — 1796 годах по приглашению Екатерины II. Богородицкий парк создан в тот период, когда новый пейзажный стиль паркостроения только начинал вытеснять «регулярные сады» в российских усадьбах. Болотов настаивал на том, что нужно отвергнуть попытки прямого копирования западных образцов, так как русские сады природой и искусственными украшениями не уступают ни английским, ни французским, ни итальянским.
Ранней весной 1784 года А. Т. Болотов приступил к созданию парка на местности к северу от дворца, откуда был виден весь город. Для парковых работ с окрестных мест было собрано около 200 человек. Для своего парка Болотов использовал почти все лесные деревья, многие кустарники и плодовые деревья — осина, клен, сирень, рябина, дуб, акация, вишня, смородина, терновник, жимолость.
Искусственным водоемам парка — прудам, каналам, водопадам стремились придать естественные формы. В Богородицких прудах в изобилии водились форель и карп, рыбой отсюда снабжали четыре окрестных уезда. Украшением парка были малые архитектурные формы: беседки, павильон, ротонда. Растения и строения компоновались Болотовым в парке таким образом, чтобы движение по тому или иному маршруту сопровождалось постоянной сменой живописных картин.
Современники Болотова были чрезвычайно высокого мнения о Богородицком парке. «Заслуживал он отвлечь путешественника с прямой его дороги, чтобы осмотреть красоты сего места, достойные любопытства» — воздал должное пейзажам парка писатель В. А. Левшин в конце XVIII века. И проезжающие в этих краях нередко «отвлекались» в сторону Богородицка. Сюда приезжали не только посмотреть, но и поучиться садовому искусству. В 1797 году, после смерти императрицы Екатерины, А. Т. Болотов навсегда покидает Богородицк и его парк постепенно начинает приходить в запустение. Никто не восстанавливал его разрушающиеся постройки, мелеющие пруды и водостоки.
Тяжелые раны Богородицку и его усадьбе нанесла Великая Отечественная Война. Парк пришел в запустение, от дворца осталась только полуразрушенная коробка. И только в конце прошлого века энтузиасты приступили к возрождению этого некогда славного места.
А мы по березовой аллее парка выходим к дворцу, заложенному в 1773 году по приказу Екатерины II для ее внебрачного сына Алексея Григорьевича Бобринского (1762–1813). Дворец был заложен на месте деревянной Богородицкой крепости по проекту петербургского архитектора Ивана Егоровича Старова. Дворец этот является центром не только дворцово-паркового ансамбля, но и всего Богородицка. От дворца веером расходятся пять главных улиц города.
В архитектурный ансамбль кроме самого дворца входят въездная башня
и Свято-Казанский храм, построенный в конце XVIII века в стиле раннего классицизма.
Впервые четырехугольная дубовая башня была построена здесь в 1663 году при закладке города — крепости. В ней размещался арсенал. В средине XVIII века взамен деревянной здесь была построена каменная башня в стиле барокко, где разместилась городская ратуша. В 1770 году Иван Старов включил башню в проект дворцово — паркового ансамбля, разместив здесь колокольню Свято — Казанского храма. Башня с колокольней стала парадными воротами во двор усадьбы. Со временем управляющий Богородицкой дворцовой волостью Андрей Тимофеевич Болотов перенес в башню управление городом и свой рабочий кабинет. В 1929 году башня была разобрана на кирпичи, а восстановили ее в семидесятые годы прошлого века по архивным документам и фотоматериалам.
Во дворце сейчас находится музей, который объединяет в себе художественное и историко — краеведческое собрание предметов — русская мебель и фарфоровая посуда, скульптура XVIII — XIX вв., живопись и графика. Здесь же можно ознакомиться с судьбой владельцев усадьбы — графов Бобринских.
В момент нашего посещения усадьбы музей был открыт, экскурсии проводились (не более 5 человек в группе), обязательна маска. Желающие посетить экскурсию тоже были, видела группу, ожидающую своей очереди. Мы внутрь дворца не пошли, ограничившись прогулкой по парку.
Огромное удовольствие бродить по этому старинному парку с его вековыми деревьями, шурша золотой листвой и наблюдая за многочисленными уточками на глади озера. «Как красивооо!» — с придыханием делился своими впечатлениями с родителями мальчик лет шести, гулявший поблизости. И я с ним согласна. Ведь даже побывавший здесь в свое время Лев Николаевич Толстой был так впечатлен, что описал это место как усадьбу Вронского в «Анне Карениной»! А режиссер Карен Шахназаров в 2017 году снял дворец в своей экранизации этого романа. Здесь, перед дворцом, играли в крокет Анна Каренина (Елизавета Боярская) и Алексей Вронский (Максим Матвеев).
А по этим аллеям Анна прогуливалась с Долли.
Несмотря на то, что, гуляя по территории парка, мы не встретим парковых затей времен Болотова — гротов, павильонов, каскадов прудов — он сохранил свое изящество. Старинные аллеи с деревьями — свидетелями жизни дворянских времен и сегодня передают посетителям усадебный дух того далекого прошлого.