Из цикла Старые путешествия с компактем
Триест так же ошибочно находится в Италии, как и Южный Тироль. Это понимаешь сразу, в первом же городском кафе, запивая штрудель венским кофе. Словения за углом, и гости оттуда встречаются гораздо чаще, чем заблудившиеся венецианцы. Габсбурги Триест лелеяли и всячески развивали.
Главный между трёх военно-морских баз Австро — Венгрии на Адриатике, Триест обслуживал стоящие на рейде в начале XX века линкоры и крейсера императорского флота. Кстати, довольно неплохие и современные, построенные с немецкой скрупулёзностью и качеством. Всё же австрийцы — германцы, и техническая составляющая у них тоже в крови. Как и у чехов, как самой германизированной славянской нации.
Когда я после переезда в Чехию продолжил своё увлечение парусами, был очень сильно удивлён, сколько чехов увлекается яхтами. В Хорватии на каждом четвёртом судне чешский флаг, уступая разве что голландским, французским и британским. Но те — великие морские державы. А сухопутная Чехия, не имеющая ни одного приличного водоёма? Может быть, «праотец Чех» пришёл в Моравия с побережья Адриатики? Вот уж не знаю, но увлечение морем в Чехии просто повальное и для меня непонятное до сих пор. У Чехословакии был свой морской торговый флот, с портами приписки, экипажами и большим директорством в Праге. Чешский воин — солдат Швейк и этим всё сказано. Император с большой неохотой брал их в армию вследствии бесполезности. Но на флоте их служило достаточно, и неплохо.
Как и изобретателей, без которых не представишь развитие морского дела. В Триесте вспоминается Йосеф Франтишек Рессель, родом из провинциальной дыры Хрудим, что в сельскохозяйственном Пардубицком крае восточнее от Праги. Получив диплом лесника, он постепенно увлёкся техникой, стал известным изобретателем. Подымаясь по трапу на любое современное судно, вспомните, что на каждом находится его изобретение, хотя и многократно усовершенствованное. А именно — гребной винт, помещаемый в кормовой части, который открыл новый тип судна после пароходов с «мельничными» колёсами по бортам. В 1821 году в Триесте Рессель провёл успешные испытания гребного винта собственной конструкции, получив на него патент в 1827 году.
Город с населением в 200 000 человек хотя и имеет древнюю историю,
развился всё же благодаря процветающему порту во времена Австро-Венгрии.
В истории поселение упоминается впервые во II веке до нашей эры, когда было превращено в военную базу, откуда легионы решали свои задачи на территории Истрии. Значение города возросло во времена правления Августа и Траяна.
Потом пришли византийцы, в широком смысле тот же Рим.
А с германскими племенами познакомились здесь впервые в 788 году. И удачно. Поэтому после несколько-вековых недопониманий с венецианцами в 1387 году Триест с благосклонностью согласился с фактом принятия в государство Габсбургов. Почти на 5 с половиной столетий — до 1918 года.
Триест упорно не желал под римскую крышу. В 1945 году стал объектом спора между Италией и Югославией, «побочным» наследником Австро-Венгрии. После длительных и жарких дебат был в 1954 году окончательно передан Италии. Я думаю, в основном, по причине «противодействия распространению коммунизма». Ибо исторически больше вписывается по другую сторону границы.
Но куда же за Альпами денешься от итальянцев? Конечно же, знаменитые имена присутствуют и в Триесте. Так, венецианец Маттео Пирона в середине XVIII века построил в центре Триеста Большой канал. Он искусственный, лодки могли теперь пришвартоваться в самом центре. По берегам канала выросли дворцы и церкви. Сейчас здесь стоянка маломерного флота.
Многие туристы в Триесте сразу идут на площадь Единства, главную в городе. Примыкает вплотную к набережной.
Монументальная мэрия была построена в XIX веке, с балкона здания неоднократно выступал Муссолини.
В Триесте надо обязательно подняться на холм Сан-Джусто с крепостью 1368 года. Сегодня внутри находится городской музей
С крепостных стен открывается широкая панорама города и порта.
На этом же холме стоит старый собор Сан-Джусто, внутри можно найти лавки и столы из древней римской базилики. Собор возник в XIV веке, когда соединили вместе базилику и часовню, стоявшие на холме с V столетия.
Две апсиды украшены старыми романскими мозаиками XIII века.
Кое-что в Триесте есть и для любителей Древнего Рима. Пара ворот, остатки базилики, храма Капитолия, форума и театра.
Факт, что Австро-Венгрия была защитницей южных и балканских славян, подтверждается несколькими объектами. Самый грандиозный — храм Святой Троицы и Святого Спиридона, центр сербской православной общины в городе.
Архитектор Карло Мачиакини построил собор в 1869 году в нео-византийском стиле на месте более старой церкви Святого Спиридона, существовавшей с 1753 года
Здание впечатляет размерами, большим синим куполом и богатыми мозаичными украшениями.
Удине показался скучнее Триеста. Живёт в городе 100 000 человек, много молодёжи по причине местного университетского городка. Нет в городе особых достопримечательностей, по архитектуре и менталитету Удине — чисто итальянский город, типичный для городов венецианской низменности.
Далеко не примечательный, Удине выигрывет тем, что он первый на пути к морю из Австрии. Перевалив через Альпы, попав в старый центр города, каждый скажет — да, мы в Италии! Своеобразные ворота в Италию, где уже душой в предвкушении отдыха.
В Удине каждый почувствует первое жаркое Солнце, ветер, наполненный ароматами Средиземноморья. Было бы ошибкой не запланировать небольшую прогулку по Удине. Центр настолько небольшой, что на него хватит вполне пары часов. Но даже на таком стесненном пространстве найдётся всё, что характеризует Италию — красивая центральная площадь, древний Кафедрал, «венецианские» улочки, ренессансные и барочные дворцы.
Первое упоминание историки датируют 983 годом, когда император Священной Римской империи подарил аквилейскому патриарху замок Утинум, стоявший на месте римской деревеньки. По-римски название означало что-то вроде «долина под горами», что ж впрочем в точку.
Благодаря усилиям правящих патриархов, Удине стал важным торговым перекрёстком и в 1223 году получил городские права.
Замок, позднее перестроенный под дворец, до сих пор возвышается над городом. Сейчас в нём неплохой художественный и исторический музей.
На центральной Пьяцца делла Либерта всё типично — готическая мэрия, часовая башня, фонтан Нептуна и столб с крылатым львом.
Лоджия дель Льонело по венецианским чертежам приветствует большими часами 1523 года, наверху два скелета каждый час бьют по колоколу.
В готический кафедрал Санта Мария Маджоре XIII века стоит зайти ради шедевров Джованни Баттиста Тьеполо.
Фонтан неизменно присутствует на площади с 1542 года, статуи и лев были обновлены в XVIII столетии.
Лоджия Сан Джовани 1533 года постройки замыкает площадь с южной стороны.
В Удине мы начали наше путешествие в далёком уже 2011 году, через него возвращались обратно. Не терпится название его снова увидеть среди указателей на автобане к морю… когда корона позволит.
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия