Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — сейчас на сайте
.
Признание
пользователей

103 метра Апокалипсиса. Анже

Анже — Франция Сентябрь 2019
155 102

В ту мою прошлогоднюю сентябрьскую поездку Анже я оставила на последний день — воскресенье. Больших планов на этот город я не строила, было желание зайти в Анжерский замок, посмотреть его главное сокровище — старинный гобелен, погулять внутри крепостных стен, пообедать и отправиться во свояси, в Нант. Последний был практически не осмотрен и оставалась надежда, что получится уделить ему больше внимания.

Воскресенье для Анже было выбрано еще потому, что от Нанта до него идут почти все электрички и их много.

Погода в тот день решила напомнить, что уже осень: поддувало, от фонтана, что напротив железнодорожного вокзала, летели брызги похожие на дождь. Я зябко повела плечами, глядя на голую фонтанную девушку, сидящую в неудобной и несколько фривольной позе.

18
103 метра Апокалипсиса. Анже

Дорогу я приблизительно представляла, поэтому решительно зашагала по одной из улиц, что лучами отходят от привокзальной площади. Не смотря на то, что регионы Бретань и Долина Луары населены гораздо кучнее Бургундии, по раннему утру я не рассчитывала на встречных прохожих. Каково же было удивление, когда на углу гостиницы, что на фотографии с фонтаном, заприметила внушительную, человек в 15 очередь.

Заведение оказалось рюмочной. При тотальной лености французского населения явление это — что-то открытое в воскресное утро было настолько невероятным, что я бы не удивилась, что забегаловку держат арабы или восточноевропейцы. Решив уточнить, правильно ли иду, обратилась к одному из стояльцев. Он, улыбнувшись мне во все 16 зубов, энергично замахал руками и даже порывался проводить, отказавшись от утреннего пастиса.

По левую руку от меня осталась церковь Сен-Лод, запертая на все три двери. Когда-то в ней хранились мощи святого Лода, привезенные в эти края VI веке и якобы щепки креста Христова. Но череда войн разного толка разметала святыни, да и само здание было неоднократно разрушено. Самым интересным в ней, пожалуй, является скульптура Марии топчущая Еву, кусающую яблоко. А так интерьер там скромный, я картинки видела.

25
Церковь Сен-Лод построена в 1869 году в романском стиле архитектором Денвилем. Освящена в 1876 году.
Церковь Сен-Лод построена в 1869 году в романском стиле архитектором Денвилем. Освящена в 1876 году.

А напротив церкви он — красавчик Анжерский замок.

32
В IX веке епископат Анжера позволил графам Анжуйским построить в городе замок. В XII веке эта территория вошла в состав континентальных земель Англии, управляемая в то время династией Плантагенетов. В 1204 году французский король Филипп II - свекр Бланки Кастильской отвоевал графство Анжу у англичан.
В IX веке епископат Анжера позволил графам Анжуйским построить в городе замок. В XII веке эта территория вошла в состав континентальных земель Англии, управляемая в то время династией Плантагенетов. В 1204 году французский король Филипп II - свекр Бланки Кастильской отвоевал графство Анжу у англичан.

Муж, взглянув на фотографию, с удивлением спросил:

— А когда это ты в Неаполь ездила?

Хотя я в Неаполь и ездила, но было это так давно, что уже сама забыла что и как. Но услышав вопрос, сразу провела аналогию: Анжерский замок действительно похож на Неапольский Кастель-Нуово.

1 из 3
Высота башен Анжерского замка 40-45 метров и каждая не менее 18 метров в диаметре.
27
Высота башен Анжерского замка 40-45 метров и каждая не менее 18 метров в диаметре.

И насколько все связано в этом мире, а уж в маленькой Европе ХIII века и подавно. Кастель-Нуово возвели по приказу Карла I Анжуйского, когда он стал королем Сицилии. А Анжерский замок в нынешнем варианте -заслуга его матери Бьянки Кастильской — жены Людовика VIII и матери Людовика IX Святого (старший брат Карла).

Бьянка Кастильская — фигура в средневековой истории знаковая. Кстати её бабка никто иная, как Алиенора Аквитанская, и именно она сосватала Бьянку за Людовика. Девочке на тот момент было всего лишь 12 лет, жених чуть постарше. По-идее ему в жены предназначалась старшая сестра Бьянки, но у той было совершенно неудобоваримое для французов имя — Уррака. А Бьянку, переименованную в Бланш (белая), приняли и она, после смерти мужа, которому начиная с 15 лет нарожала 13 детей, стала регентом при сыне, в последствии канонизированном.

В Анже ее чтят и памятник стоит. Белая королева.

23
103 метра Апокалипсиса. Анже

Но вернемся к замку. Укреплять его Бьянка стала не от хорошей жизни. Мало кто ее желал видеть на французском троне, посему нужна была мощная крепость, за стенами которой при необходимости можно было укрыться вместе с детьми. Отсюда и шахматная разнополосица его мощных башен, т. к. тесать камень было некогда и на стройматериалы разбирались близлежащие постройки.

1 из 2
103 метра Апокалипсиса. Анже
20

Тем не менее вышло вполне себе симпатично, даже сказочно.

32
Стены крепости сложены из глинистого сланца и известкового туфа, больше известного, как травертин.
Стены крепости сложены из глинистого сланца и известкового туфа, больше известного, как травертин.

В поисках входа я неспешно огибала крепостную стену, а длина у нее приличная — больше километра.

28
103 метра Апокалипсиса. Анже

Обратило на себя внимание кафе «Pont-Pont», где за столиками, расставленными на улице, немногочисленные посетители грелись, попивая кофеек с видом. Показалось оно мне простецким и как вариант для обеда я его даже не рассматривала.

Купила билет и когда меня спросили не желаю ли я аудиогид, то пожелав, попросила «рюс», коего в наличии не имелось. Зато брошюру на русском выдали, более того, вручая её, молодой человек вполне внятно сказал мне» «пожалуйста». Выпучив от неожиданности глазки, спросила:«Откуда такие познания в русском, вьюноша?» Оказалось, что мальчик изучает в Нантском Университете русскую литературу. Вот так вот!

Ну, а теперь в сад. Ну шла-то я, конечно, не за садом, а совсем за другим, но пройти пришлось поначалу именно через сад. Как бы ничего особенного в нем не было, и разноцветные фигуры из листового железа по-началу вызвали неприязнь,

21
103 метра Апокалипсиса. Анже

но потом, когда я взглянула на него сверху, мне даже понравилось. Такая уравновешивающая французскую импульсивность симметрия и даже красные петухи, розовые хрюшки и желтые волки, оттеняя ярко-зеленый, смотрелись гармонично.

31
103 метра Апокалипсиса. Анже

Через симпатичнейшие ворота часовню

31
103 метра Апокалипсиса. Анже

поспешим к главной цели моего тогдашнего путешествия — гобелену.

В общем вы можете сказать:

— Что мы гобеленов не видели? В любом более или не менее стоящем европейском музее, соборе и прочия этого добра не мало.

И будете правы, но не совсем. Гобеленов в своей жизни и я посмотрела во множестве. Стоит зрительно воссоздать любой из них и вспоминается шелковистая картина в бледных бежево-золотисто-хризолитовых тонах с куртуазными сценками. Еще на ум приходит гобелен из Байе. Но тот похож на вышитую длинную портянку шириной 50 см.

Гобелен Апокалипсиса, что хранится в Анжерском замке — явление исключительное и произведение невероятное и по силе воздействия, и по языку, и по цвету, да и по размерам в конце концов.

24
КАртуши для гобелена были заказаны фламандскому мастеру Жану Бондолю , также известному под именем Эннекен из Брюгге (Hennequin de Bruges). Ткали его в Париже, между 1377 и 1380, работы выполнял Николя Батай (Nicholas Bataille) и Робер Пуансо (Robert Poincon).
КАртуши для гобелена были заказаны фламандскому мастеру Жану Бондолю , также известному под именем Эннекен из Брюгге (Hennequin de Bruges). Ткали его в Париже, между 1377 и 1380, работы выполнял Николя Батай (Nicholas Bataille) и Робер Пуансо (Robert Poincon).

Помните Карла I Анжуйского и брата его Людовика IX Святого? В этом абзаце я их помянула лишь потому, что гобелен заказал в 1370 году Людовик I. И чтобы не возникло путаницы с номерами, скажу что первые Карл и Людовик были из династии Капетингов, а заказчик нашего гобелена уже из рода Валуа. Ну тот кто читал «Проклятые короли» эти династические игрища должны помнить.

Посылом к заказу гобелена послужила книга Откровений Иоанна Богослова, изданная в 1250 году, которую Людовику дал почитать его старший брат — французский король Карл V. Трудились над полотном больше 10 лет. Предположительно годом завершения считается 1382-й.

1 из 4
103 метра Апокалипсиса. Анже
14

Ранее гобелен был длиной 140 метров, сейчас осталось лишь 103. Для него, внутри замка, довольно сильно пострадавшего после ВМВ,

17
103 метра Апокалипсиса. Анже

построили новый павильон, без окон, с соответствующим эко-контролем.

12
103 метра Апокалипсиса. Анже

Гобелену за 650 лет жития на долю тоже выпало достаточно злоключений. 100 лет он провисел в герцогских покоях, потом Рене Анжуйский распорядился перенести его в кафедральный собор Анже.

27
Кафедральный собор Анже.
Кафедральный собор Анже.

В соборе я была, и честно не представляю, где 84 полотнища там могли развесить, разве что в 4 ряда, т. к. высота эпизода, состоящего из 2-х полотен — 6 метров и фигуры на них больше человеческого роста. Как вы понимаете, никакого климат контроля тогда не было и от солнечных лучей шпалеры не защищали. Правда большую часть времени, к счастью, гобелен лежал в сундуках. Но дальше-больше. Во время революции, когда «кухарки начали править государством," его выбросили из собора. Им укрывали деревья от зимних холодов, шили седельные сумки и попоны и стелили у порога, чтобы ноги вытирать.

Даже удивительно, что хоть что-то осталось и его просто не сожгли, чтобы выплавить золото и серебро. Но каким-то чудом две трети полотен сохранились (71 эпизод), их бережно собрал и отреставрировал в XIX веке каноник Жубе.

Необычен гобелен Апокалипсиса еще тем, что привычная нам гобеленовая гамма здесь другая: сине-карминная, а не золотистая. Конечно, краски выцвели, но говорят, что изнанка гобелена до сих пор сияет первоначальными оттенками. Выполненный в технике двойной иглы он обладает двойной лицевой стороной.

1 из 2
103 метра Апокалипсиса. Анже
18

Ходила я вдоль него долго. К сожалению у меня не было толкования сцен и эпизодов на тот момент, но они есть в сети, и если вы вдруг соберетесь в Анжерский замок, не поленитесь изучить. Увиденное обогатит вас не только удивлением и восторгом, но еще и смыслом изображенного.

А я пошла гулять по замку дальше. Именно гулять, т. к. территория его довольно обширная — 2,5 гектара.

26
103 метра Апокалипсиса. Анже

И тут я заметила, что вышло солнце. Все как-то обрадовалось и заулыбалось, и я вместе с ними.

Миртовые деревья со стильным постригом отбрасывали кружевные тени и я долго крутилась вокруг них с фотоаппаратом.

26
103 метра Апокалипсиса. Анже
20
103 метра Апокалипсиса. Анже

До XVI века замок был королевской резиденцией с 50 спальнями. Потом, как водится, гарнизон, потом тюрьма, так что от роскоши жилых помещений мало что осталось. Вернее сказать — ничего не осталось.

А вот примыкающая к ним церковь сохранилась

24
103 метра Апокалипсиса. Анже

и даже кое-какие фрески, поцарапанные и выцветшие украшают стены.

1 из 2
103 метра Апокалипсиса. Анже
14

На мельничную башню, что внутри церкви, можно подняться. Очень там зловещая инсталляция попалась на глаза. Думаю, что это упоминание об узниках места, а не о черных рабах, вывезенных из Африки, тема которых в последнее время усиленно муссируется.

18
103 метра Апокалипсиса. Анже

Да, в башне еще небольшой музей, с копиями, картинками, ничего стоящего.

12
103 метра Апокалипсиса. Анже

Рядом с церковью опять миртовые деревья с тенью на желтой щебенке. Определенно в них очень много французского. Я их и так сняла,

21
103 метра Апокалипсиса. Анже

и так.)

25
103 метра Апокалипсиса. Анже

Дальше пошла лазать по стенам. Выгибалась и перегибалась, с угрозой молодому организму выпасть через бортик. Под стенами крепости течет речка Мен. Длина ее всего 5 км.

28
103 метра Апокалипсиса. Анже

Образуется она, или он — если Мен, в месте слияния 3-х рек: Луар (не путать с Луарой), Майен и Сарта, а потом уже Мен впадает в великую французскую реку — Луару.

Вон тот каменный мост — Верден, старейший в городе.

30
103 метра Апокалипсиса. Анже

По стене я дотопала до милейшего аптекарского огорода.

26
103 метра Апокалипсиса. Анже

Ну может он не совсем аптекарский, т. к. там и всякие розочки-цветочки доцветали перед зимней погодой.

24
103 метра Апокалипсиса. Анже

И еще мини-мини виноградник. Жаль, что листья на лозе были еще зеленей-зеленого. Думаю поздней осенью, расцвеченные в желто-красную гамму, они и сами выглядят выигрышнее и раму низлежащему замку создают шикарную. Но и так не плохо, в принципе.

31
103 метра Апокалипсиса. Анже

А какая там под старым деревом была раздумчивая скамеечка. В мозгу всплыла пасторальная картинка: мадемуазелька в нежном платьице в мелкий цветочек, книжка на коленях и рядом лежит спелая желтая груша. Чисто манифик!

28
103 метра Апокалипсиса. Анже

Виноградники навели меня на мысль, что не плохо бы и анжуйского испить. Да и время уже приближалось к обеденному. И тут со стен я увидела внизу нечто похожее на ресторан. Столики во дворе, прилавок, напоминающий тележку мороженщика.

— Ага, вот там, в интерьерах дворца и под аромат местного красного я и проведу свои последние часы в Анже, — сказала я сама себе.

24
103 метра Апокалипсиса. Анже

Нашла дорожку туда, зашла, спросила:

— Можно ли пообедать?

— А вы заказывали?

— Нет?

— Ну тогда у нас нет мест.

И это при том, что половино столиков в зале было не занято и заветных 13–30 еще не наступило.

17
103 метра Апокалипсиса. Анже

Я уже было рассердилась, но вспомнила о кафе, что проходила по дороге в замок и поспешила туда, т. к. без анжуйского, как и без гобелена этот день себе не мыслила.

29
Вон там где зонтики то самое кафе Pont-Pont.
Вон там где зонтики то самое кафе "Pont-Pont".

Пришла, народу было полно, но столик мне нашли. Анжуйское оказалось белым, но я его потом заполировала красным лангедокским. И меню было очень симпатичным. Крабовое суфле, интересно приготовленный лосось с моей любимой спаржей.

1 из 3
103 метра Апокалипсиса. Анже
21

Очень позабавила молоденькая официантка. Кухня, расположенная за стеклом, являла собой отдельное действо, и девчушка очень серьезно и сосредоточенно поддакивала повару:

— Ви, шеф, ви, шеф!

Чисто кино!

Так: попили, поели, надо бы для порядка дойти до Кафедрального собора св. Мартина. Тем более, что его две стройные башни постоянно лезли мне на глаза с замковых стен.

24
103 метра Апокалипсиса. Анже

Плана у меня не было никакого — только направление. И вроде я где-то читала, что Анже, сильно разрушенный во времена последней мировой, потерял множество своих достопримечательностей и смотреть по большому счету в нем нечего. От того шла я бездумно, отмечая на шагу понравившиеся стариннные домики,

27
103 метра Апокалипсиса. Анже

этому кстати лишь немногим меньше чем гобелену и вполне себе функционирует по прямому назначению.

23
103 метра Апокалипсиса. Анже

А потом еще. Я вот такие, выложенные кирпичным паркетом особняки, видела только в Бержераке.

24
103 метра Апокалипсиса. Анже

А за поворотом другая интересность. Город словно засасывал меня глубже и глубже в сплетение своих улочек. Такой дружелюбный, лукавый спрут.

24
103 метра Апокалипсиса. Анже

Вот здесь я пожалуй и остановлюсь. Потому что лимит на фотографии кончился да и рассказать есть еще про что. Поймала себя на нерациональном написании рассказов. Даже из этой части можно было бы наклепать пару-тройку отзывов, а потом и сам рассказ разбить на несколько частей. Буду учиться!)

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии