Прекрасный в любое время года Байкал никого не оставляет равнодушным. И я уверена, что те, кто хоть раз были там, мечтают вернуться в это уникальное место за новыми эмоциями и впечатлениями. Вот и я, побывав на Байкале, в Листвянке 8 лет назад, с удовольствием вернулась сюда этим летом.
В прошлый раз я съездила на остров Ольхон. Без сомнения, это знаковое место на Байкале, с уникальной природой и духом. Посетить его надо обязательно! На этот раз в моих планах было посещение других, не менее интересных мест.
Листвянка, поселок у истока Ангары — настоящая туристическая мекка Прибайкалья и, на мой взгляд, отличное место для экскурсий по Байкалу. Посёлок сам по себе привлекателен, там есть что посмотреть и чем заняться.
Эту часовню, стоящую на возвышенности в Листвянке, хорошо видно отовсюду. Как-то мы поднялись к ней. Оказывается, за часовней — небольшое кладбище и мемориальное захоронение японских солдат. От часовни открывается замечательный вид на Крестовую падь.
Туристические центры Листвянки предлагают много разнообразных экскурсий: автомобильно-пешые на остров Ольхон (однодневные и двухдневные), на тёплые озёра Хамар — Дабана, Аршан (это в Бурятии), Иркутск и другие.
Водные экскурсии на теплоходе или быстроходном катере, а бухту Песчаная, биологическую станцию в посёлке Большие КОты, вдоль Кругобайкальской железной дороги (КБЖД). Экскурсии проходят в сопровождении гида, в стоимость входит обед.
В одном из инфоцентров нам выдали листок с перечнем экскурсий и ценами на них. Цены, надо сказать, кусаются. На Ольхон, например, однодневная экскурсия стоит 5500 на одного взрослого и 4000 на ребёнка. Аршан обойдётся взрослому 3700, а ребёнку 3000- рублей. Аренда катера с капитаном — в 6000 рублей за час.
Рассмотрев все варианты, мы выбрали две водные экскурсии: в бухту Песчаная и вдоль КБЖД. Самостоятельно съездили в Тальцы и в порт Байкал.
Начну с того, что понравилось больше всего, доставило массу удовольствия и впечатлений.
Бухта Песчаная
Два дня подряд были дождливыми и пасмурными, дул прохладный ветер. На катере в такую погоду никуда не двинешь, да и не ходят они. И вот, прогноз погоды пообещал назавтра потепление и солнце. Мы тут же пошли в инфоцентр, заказали и оплатили экскурсию в бухту Песчаная. Цена 5500 рублей на человека.
На следующий день в 10 утра, у причала собралась небольшая группа из 8 туристов и гида. Именно столько вмещает быстроходный катер. Надели спасательные жилеты и помчались. На небе ещё были тучки, но день обещал быть хорошим.
До бухты можно добраться только на катере — поэтому больших толп туристов там не встретишь. Время в пути — 2 часа. И все эти 2 часа гид Ирина рассказывала нам об озере, его флоре и фауне, об истории освоения и изучения Байкала, о людях и путешественниках, которые, преодолевая трудности, покоряли его.
По пути в бухту мы подошли к крохотному островку Бакланий. Назван он так потому, что это пристанище бакланов и чаек.
Катер сделал остановку и здесь у нас был небольшой аттракцион — кормление птиц. Мы кидали кусочки хлеба и чайки его ловили. Бакланы же хлеб не едят. Они питаются исключительно рыбой и способны нырять за ней на глубину 4 метра.
Байкальские рыбаки сетуют, что омуля стало меньше из-за бакланов и нерп, которые им питаются. Но это всё ерунда, нерпы и бакланы никак не могут конкурировать с человеком в поедании омуля.
А вот и сама бухта Песчаная — живописнейшее место, объявленное памятником природы. Часто ее называют байкальской Ривьерой.
Панорама бухты Песчаной представляет собой полого спускающиеся к Байкалу горные склоны, густо покрытые таежными деревьями. Между двух высоких скал Большой и Малой Колоколен, похожих друг на друга, полукругом расположился небольшой пляж с мелким светлым песком. Считается, что Байкал в этом месте теплее и здесь вполне можно купаться.
В бухте располагается популярная турбаза Байкальские Дюны. Туристы живут в полностью благоустроенных домиках с удобствами, трёхразовое питание в ресторане.
Этим летом из-за пандемии база не принимала отдыхающих, поэтому нам повезло: мы были там одни, не считая смотрителя. Сразу после высадки был обед. Мы расположились на террасе ресторана с видом на Байкал, наша гид выдала всем горячее блюдо, салат, и чай с печеньем. Когда база открыта, то экскурсионников кормят в ресторане (обед входит в стоимость).
Подкрепившись, мы отправились на осмотр бухты и базы. Какие здесь виды! Обалдеть! Пофотались там- сям, как же без этого в такой-то красоте!
Пляж — белый песок. Синие воды Байкала просто манят окунуться!
В программе экскурсии — восхождение на скалу Большая Колокольня. Активные и смелые пошли с гидом покорять эту гору, а мы, ленивые, остались на берегу. Надели купальники и загорали. Я отважилась зайти в воду по колено, моя приятельница несколько раз окуналась полностью.
Так как причал, принадлежащий базе платный, наш катер ушёл в соседнюю бухту.
Попасть в эту бухту пешком можно только через гору. Этот путь через гору из одной бухты в другую вполне протоптанный, со смотровой беседкой и лавочкой на самой вершине.
А виды на Байкал просто ошеломительные!
В соседней бухте, куда мы пришли, тоже есть турбаза. Но старая и не комфортабельная: она мне напомнила советские пионерские лагеря.
Но зато здесь есть песчаные дюны и ходульные деревья! Их на берегах Байкала осталось совсем немного. Гигантские старые лиственницы и сосны с обнаженными корнями, будто стоящие на огромных ходулях, выглядят фантастически. Сильные байкальские ветры столетиями выдували легкую песчаную почву из-под деревьев, создав несвойственные для сибирской природы пейзажи.
Гид повела нас дальше по тропинке через лес в следующую бухту.
Названия смешное — бухта Бабушка и мыс Дедушка. А пейзажи там — чудо, словами не передать! Это надо видеть! Мы все замерли от восторга, глядя на совершенно невероятную, бирюзового цвета воду озера. Говорят, что лёд зимой точно такого же цвета.
Возвращаясь назад, мы дружно и весело сбежали с песчаной дюны вниз, погрузились на катер и часов в 8 вечера вернулись в Листвянку.
День удался!
Кругобайкальская железная дорога на быстроходном катере.
На втором месте по впечатлениям — водная экскурсия вдоль КБЖД на катере. Пятичасовая экскурсия стоит 4000 руб. на человека. Погода в день экскурсии с самого утра была солнечной и тёплой. Состав группы стандартный: 8 человек и гид. Сначала катер направился в исток Ангары, и близко подошёл к Шаман-камню, который считается условной границей между Байкалом и Ангарой.
Этот небольшой островок выглядывает из воды всего на пару метров, однако под толщей воды кроется огромный скалистый утес. Исток Ангары считается самым широким в мире. Примерно в конце января, когда на Байкале завершается ледостав, исток Ангары становится еще заметнее, так как Ангара в этом месте не замерзает. Там, где вода покрыта льдом — Байкал, а где льда нет — Ангара.
С истоком Ангары и Шаман-камнем связано много легенд. Самая красивая из них рассказывает о том, что рассерженный Байкал-отец кинул этот камень вслед убегающей к своему любимому Енисею Ангаре. Непослушная дочь воспротивилась воле отца и не пожелала выходить замуж за Иркута. С тех самых времен так и возвышается Шаман-камень над гладью воды и обозначает место истока Ангары, единственной реки, вытекающей из Байкала. Буряты наделяли Шаман-камень особой силой. Сюда они приезжали молиться и совершать обряды.
Постояв немного возле Шаман-камня, двигаемся дальше — к порту Байкал и далее вдоль берега, по которому проходит КБЖД.
Кругобайкальская железная дорога — чудо инженерной мысли. По насыщенности инженерными сооружениями КБЖД не имеет равных в России и занимает одно из первых мест в мире. Тоннели и каменные галереи Кругобайкалки уникальны тем, что они строились по нетиповым проектам и не были перестроены в последующие годы, сохранив первоначальный замысел архитекторов и инженеров начала века. Её возведение началось в 1896 году и продлилось до 1905 года.
В строительстве участвовали иностранцы — албанцы, поляки, особенно велик был вклад итальянских специалистов. Память об этом сохранилась в названии одной из подпорных стенок — Итальянской.
Небольшой участок — всего 89 километра проходит по сложнейшему рельефу. Его создание было настоящим подвигом инженеров и строителей. Потребовалось прорубить 41 тоннель различной протяженности в прибрежных скалах, общая протяженность которых составила более 9 километров.
Кругобайкальская железная дорога активно эксплуатировалась вплоть до середины XX века. Во время строительства Иркутской ГЭС (1950 год) часть дороги затопили, а новая трасса прошла в другом месте.
Сегодня КБЖД — это, прежде всего, интересный туристический маршрут и прекрасно сохранившийся памятник инженерного искусства, который обязательно стоит увидеть.
Плывя на катере, слушая интересный рассказ гида, мы рассматривали сооружения железной дороги.
Часа три выделены на пешие прогулки. Вот и первая остановка в одной из бухт. Здесь уже были отдыхающие, прибывшее сюда на импозантной яхте.
От берега мы поднялись к железнодорожному полотну и одному из тоннелей. Все спешили за гидом, а я постоянно останавливалась, чтобы запечатлеть виды Байкала.
Следующая остановка была на мысе Половинный, здесь мы прошли по самому длинному тоннелю КБЖД. Его длина 777 метров.
самый длинный тоннель на КБЖД
Через этот тоннель мы вышли к красивой бухте и мостам через речку, впадающую в Байкал. В крохотной деревушке нас накормили очень вкусным обедом.
После обеда мы прошли по красивому старому мосту. Рядом с ним — новый, железобетонный.
Ну вот, в этом красивом месте, где одна из многочисленных речек отдаёт свои воды Байкалу, закончилось наше путешествие по КБЖД.
Порт Байкал.
Сразу же, в тему КБЖД, немного о нашем посещении порта Байкал.
На противоположном берегу истока Ангары расположился небольшой поселок с громким названием Порт Байкал. Здесь — конечная станция Кругобайкальской железной дороги.
Посёлок видно из Листвянки, и издалека (особенно с высоты камня Черского) он кажется привлекательным. От причала Рогатка, который рядом с Байкальским музеем, по расписанию, несколько раз в день отходит паром. Цена — 71 рубль в один конец. На пароме переправляются на тот берег машины и на борт он берёт только 20 человек.
К причалу мы подошли минут за 20 до отправления парома и людей уже было много. Рядом с причалом стояла небольшая моторка и парень предлагал туристам доставить их на тот берег быстро (минут за 5) и за 150 рублей с человека.
Мы решили дождаться парома, а вдруг влезем? Но, не получилось, остались, что называется, за бортом. А тем временем, предложением лодочника воспользовались другие. Отчалил и паром.
Ждать следующего рейса через час совсем не хотелось, и когда лодка вернулась, мы переправились на тот берег на ней.
Итак высадились. Мимо старого паровоза прошли на вокзал. В нём же есть музей КБЖД, но по причине карантина он не работал.
Поселок тянется узкой полосой вдоль рельсов. Идём по ним дальше.
Деревня, как деревня. Ничего примечательного и радующего глаз. Разве только что стоит на Байкале. И зачем мы сюда припёрлись? Лучше бы попробовали сходить на экскурсию в солнечную обсерваторию. Тем более, что денёк выдался солнечным. Вспомнили, что гид нам рассказывала о церкви, которая стоит высоко на горе. Когда мы проплывали на катере порт Байкал, она нам её показала.
Решили посетить эту церковь. Преодолев 326 ступенек по деревянной лестнице (посчитали специально, когда спускались),
мы поднялись к православному храму Преображения Господня. Совсем маленький, деревянный, ещё в стадии строительства, храм стоит на краю горы с видом на озеро. Мы зашли в него. Внутри всё просто и в белом цвете (так же, как в храме в Листвянке).
Спустившись вниз, мы прошлись по рельсам вдоль Байкала и вернулись на причал, где и увидели стоящие на приколе полусгнившие ледоколы и баржи. В компании с ними стоял большой, вполне приличный действующий катер.
На пароме мы вернулись в Листвянку. Ну вот и всё, чем на запомнился порт Байкал. Стоит ли ехать туда специально и тратить время на его посещение? Я думаю, что нет.
Музей под открытым небом «Тальцы»
Уникальный архитектурно-этнографический комплекс Тальцы находятся в 20 километров от Листвянки и туда можно легко доехать на маршрутке или на такси. Конечно, аналогичных музеев как в России, так и в других странах много, и в принципе, они похоже. Но, если вы в Листвянке, то посетить Тальцы надо! Хотя бы просто, чтобы побывать в настоящем лесу и посидеть на берегу Ангары. Первое, что встречается при входе на территорию музея — касса в старинной избушке.
Билет для взрослого стоит 250 рублей (для пенсионеров 100), и я ещё заплатила 50 рублей за разрешение на съёмку внутри помещений.
Экспозиция начинается с поселений коренных народов Прибайкалья: бурят, эвенков, тофов.
А дальше вы попадаете в сибирскую деревню 17–19 века, со свойственной ей культурно-бытовым укладом того времени.
Среди строений в музее Тальцы представлены усадьбы зажиточных крестьян,
церковно-приходская школа,
храм Казанской иконы Божьей Матери 17 века, Спасская башня Илимского острога. В каждом дворе представлена своя экспозиция, в каждый дом можно зайти и окунуться в атмосферу того времени.
Примечательно, что бурятские юрты, эвенкийские лабазы, тофаларские чумы, русские избы и усадьбы здесь не являются реконструкциями. Это подлинные жилища разных лет, бережно привезенные сюда со всех концов Прибайкалья.
В Тальцах в большом почете народные ремесла. Работают мастерские гончара, ткача, стеклодува, кузнеца, народного художника. Можно посмотреть и приобрести работы мастеров. Для развлечения можно покачаться на огромных качелях, попробовать походить на ходулях, поучаствовать в шуточном бою подушками.
Трактир! Очень атмосферное заведение, особенно внутри! (была в нём в 2012 году). Но, этим летом из-за карантина, столики были снаружи и мы обедали на свежем воздухе.
Пусть обед проходил и в не аутентичной атмосфере настоящего сибирского трактира, а на пластмассовом столике и еда подавалась в пластиковой посуде, но мы остались очень довольны! Еда простая, но вкусная и сытная. Салат был из капусты с брусникой, блинчики с вареньем из брусники и вкуснейший сбитень из местного мёда и облепихи.
В Тальцах мы пробыли часа 3 и на проходящей мимо маршрутке вернулись в Листвянку. Вышли на самой первой остановке возле Байкальского музея и поднялись по канатной дороге к камню Черского.
Иркутск
А завершу я свой рассказ об отдыхе на Байкале Иркутском. Хотя город, конечно, не вписывается в тему моего рассказа, но его нельзя не упомянуть здесь. Ведь именно с него и начинается путешествие по западному берегу Байкала.
Лично моё мнение: Иркутск — город, на первый взгляд, непонятный; может не открыться приезжим, и не глянуться, если его не покажет кто-то знающий. В памяти останутся только хаотичные улицы с напряжённым трафиком и ничем непримечательной архитектурой. Бросятся в глаза большое количество старинных деревянных домов: какие-то в хорошем состоянии, а какие-то — покосившееся, полусгнившие или полусожженные.
Но мне повезло, и когда я впервые приехала в Иркутск, моя знакомая, которая там живёт, провела меня по всем знаковым местам. С тех пор, бывая в Иркутске, я уже знаю, куда надо пойти и что посмотреть, чтобы получить удовольствие от города.
Вот, например, в сквере этого дома, что на пересечении улиц Карла Маркса и Ленина, можно найти парк скульптур — подарок иркутянам от Стоматологического центра. Позднее здесь появилась уменьшенная копия знаменитой лондонской башни с часами Биг-Бен. Этот тихий дворик в самом сердце Иркутска стал популярным местом для прогулок, отдыха и фотосессий.
перекрёсток улиц Карла Маркса и Ленина
Иркутск — старинный сибирский город. Основанный как острог в 1661 году, был в основном купеческим городом, долгое время процветавшим на российско-китайской торговле, а позднее и на сибирской золотопромышленности.
Иркутску во многом удалось сохранить свой исторический облик и первоначальную планировку. Его исторический центр складывался на месте деревянного острога, остатки которого были разобраны в 1790 году.
Для удобства туристов по тротуарам некоторых улиц в центре идёт зелёная линия, которая укажет путь к основным достопримечательностям.
Интересными, на мой взгляд, являются пешеходная улица Урицкого и улица Карла Маркса, на которых сосредоточены памятники каменного зодчества конца XIX — начала XX веков.
На Улице Карла Маркса, которая спускается к набережной, расположен Драматический театр имени Н. П. Охлопкова. Современное здание было возведено в 1897 и представляет собой образец русской классической архитектуры.
Далее — интересное здание с круглыми угловыми башнями, выполненным в мавританском стиле. Это Краеведческий музей. Иркутяне могут похвастаться тем, что именно в их городе еще в 1782 г. был учрежден первый в Сибири музей.
На набережной возвышается памятник Александру III, российскому Императору, повелевшему построить Транссибирскую железнодорожную магистраль. Памятник был торжественно открыт в Иркутске в 1908 г. После революции его снесли как ненавистное напоминание о веках царского гнета. Монумент восстановили в 2003 году и он является точной копией первоначального творения скульптора Р. Баха.
Популярное место у иркутян и приезжих- 130-й квартал. Этот проект бы реализован 2011 году в рамках частно-государственного партнёрства. 130-й квартал — это историческая зона Иркутска, где сосредоточены несколько десятков старинных деревянных зданий и жилых домов, построенных еще в XVIII веке. Здесь много разнообразных сувенирных магазинов, кафе и ресторанов. И вообще, очень приятное место для прогулок и отдыха. В конце квартала — большой торговый центр Модный квартал.
Перед входом в 130-ый квартал стоит скульптура Бабра. Бабр (старинное местное название тигра) является символом Иркутска. В зубах он несёт соболя. С давних времён Бабр и соболь символизировали своеобразие, мощь и богатство края.
Рядом со 130-ым кварталом стоит красивая и величавая Крестовоздвиженская церковь. Самобытное и оригинальное здание в стиле сибирского барокко, один из старейших православных храмов города. Церковь возвели в 1760 году, современный облик она приобрела в XIX столетии. Внутри находятся старинный иконостас XVIII века и несколько сотен ценных образов.
В Иркутске у меня была встреча с друзьями. Мы в основном гуляли по 130-му кварталу, потом отдохнули в парке на острове Юность: прокатились на колесе обозрения, поплавали на катамаране по Ангаре. Так что, времени на фото практически не было, и я показала здесь лишь маленькую часть того интересного, что есть в Иркутске.
На этом заканчиваю свой отчёт о летнем отдыхе на Байкале, в посёлке Листвянка в 2020 году.
Начало рассказа "Летний отдых на Байкале. Листвянка" можно прочитать здесь
Теги:
Самостоятельные путешествия