История северной столицы необычна и уникальна с самого начала его основания — с 16 марта 1703 года.
Царь Петр I сказал — царь сделал: Повелеваю основать морской порт и столицу всея Руси здесь, в непроходимых болотах, на бесчисленном количестве островов, среди лесов и жуткого климата. Город начинался с крепости «Санкт-Питер-Бурх»,
затем деревянные дома, улицы, площади расползались в разные стороны, занимая все больше близлежащих территорий. Но не маслом масляным были намазаны болота, а издан царский строжайший указ о добровольном принудительном заселении тех мест. И потянулась бесконечная вереница телег с нажитым скарбом, подвод из разных уголков страны. Бояре, купцы московские всполошились, министры, чиновники рассердились — уж очень им не хотелось покидать насиженные обустроенные места, где все было знакомо и схвачено. Но кто скажет свое слово против царского? Крестьяне валили лес, рабочие засыпали болота, строились деревянные казармы, особняки и дома, но не сразу суровая земля приняла назойливых пришельцев: в 1710 — м году на рождающийся город обрушиваются страшные разрушительные стихии — огонь и вода, разрушая то, что с нечеловеческими усилиями было создано.
И тогда новый указ царя: Столица должна быть каменной! Запрещаю строительство каких бы ни было зданий из камня по всей России, повелеваю всем мастеровым каменщикам ехать на работы в Петербург. Каждый въезжающий в город должен либо привезти столько-то камня, либо заплатить «каменный налог» на месте.
Подворье знаменитого подмосковного монастыря. Участок был выделен Петром I подворью в 1714 г. и принадлежал ему до 1917 г.
Троицкое подворье включало монастырскую гостиницу, церковную лавку и домовую церковь Святой Троицы. Здесь останавливались настоятели Лавры, посещавшие Петербург. После 1945 года в здании разместилась библиотека.
Петром I были приглашены иностранные зодчие, вовлеченные в строительство сооружений самых разных направлений, составивших в будущем художественную славу, ставшие объектами мировой культуры и гордостью современности.
И дело стронулось, город, зарождающийся на побережье восточной части Финского залива и на многочисленных островах Невской дельты, начал уверенно расти, словно малыш под бдительным оком заботливых родителей. Следуя указаниям Петра, впечатлившимся красотой каналов Венеции и Амстердама, архитекторы создавали город на воде с минимумом мостов между островами. Местным жителям следовало передвигаться на лодках, а в зимнее время на санях по льду.
Санкт — Петербург — это детище Петра, город, основанный лишь благодаря его прихоти, ставший императорской столицей спустя 9 лет после начала его строительства — 1712 года. До 1918 года Петербург нес на своих могучих плечах эту не легкую ветвь первенства, поддерживаемый всеми последующими императорами России.
Городу, ставшему воплощением новой модели страны, символом петровской эпохи, названному «окном в Европу», была уготована судьба блистать, быть украшением страны и сквозь века пронести потрясающий архитектурный стиль — петровское барокко. Пробежавшись кончиками пальцев по истории обожаемого мною города, я не могу обойти стороной несколько весьма впечатляющих цифр.
В современном Петербурге находится около 93 рек, протоков, рукавов и еще около сотни водоемов- прудов, озер, искусственных водоемов. Общая длина всех водотоков около 282 километра, а их водная поверхность занимает около 7% всей площади города.
Усиленное строительство мостов началось после смерти Петра I и в наше время, если считать и пригороды их насчитывается около 800. В историческом Петербурге насчитывается 342 моста: автомобильные, разводные и нет, пешеходные, большие и маленькие, красивые и обычные, необходимые для перехода с одной стороны набережной на другую.
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку по городу, в которой нас так или иначе будут сопровождать важные составляющие Санкт — Петербурга — это вода и мосты.
Итак, лето 2018 года, точнее — июль, жаркий, обволакивающий липкой влагой, не предсказуемый, периодически срывающийся до грозы со всеми ее атрибутами. Мрачные тяжелые тучи, висящие так низко, что до них можно дотянуться рукой, ветер и конечно же дождь, стремительно переходящий в ливень. Машина оставлена где-то в переулке недалеко от набережной Лейтенанта Шмидта.
Нас трое, зонт один, второй большой благополучно остался на заднем сиденье машины.
Большая часть наших прогулок начинается именно отсюда — с набережной Большой Невы, как она именовалась в 18 веке. В 1887 году часть набережной, начинающаяся от моста, была названа Николаевской в честь императора Николая I, как и сам мост. В 1918 — м году, после известных событий, набережная и мост были переименованы в честь одного из руководителей Севастопольского восстания 1905 года — Петра Петровича Шмидта.
Недалеко от берега в темных водах Невы находится плавучий музей Подводная лодка С — 189. Длинная стальная конструкция всегда привлекает мое внимание, но желания посетить этот музей никогда не возникает.
У лодки необычная судьба: спущенная на воду в 1954 году она 35 лет находилась в боевом составе флота. В 1990 году после демонтажа оборудования она была транспортирована в Купеческую гавань Кронштадта для последующей утилизации, но не дождавшись ее, через 8 лет лодка затонула. Как это водится средств на подъем лодки у государства не оказалось и тогда на помощь пришли балтийские ветераны-подводники. При помощи вложений удачно найденного спонсора лодка была извлечена из грунта, поднята на поверхность, на понтонах доставлена в док Канонерского завода, где специалистами были выполнены все восстановительные работы. В августе 2007 года Подводная лодка С — 189, получившая вторую жизнь, была отбуксирована на новое место своей дальнейшей стоянки — к плавучему причалу Ленинградской военно — морской базы, а весной 2010 года в ней открылся музей.
На месте углового трехэтажного Дома Л. Эйлера — Дом А. Гитшова, занимающего два старинных участка, находились два строения, одно из которых изначально принадлежало князю А. Куракину, второе знаменитому математику Л. Эйлеру. Каменный трехэтажный особняк был построен в 1851 году при новом владельце купце и саксонском посланнике А. Гитшова.
С 1920 — го года в здании находятся школы различного направления. Сейчас это школа № 27.
Следующий узкий пятиэтажный дом в стиле эклектики — Доходный дом А. Е. Шлякова, постройки 1720 года, но в 1879 году он подвергся реконструкции.
В стоящем рядом с ним Доме Воронина, с 1720 — го года претерпевшем несколько перестроек, в настоящее время находится Филологический университет.
Далее от моста расположена Университетская набережная, застройка которой начала формироваться с самого начала строительства города. На ней был построен первый каменный дворец Санкт -Петербурга — дворец фаворита и ближайшего сподвижника Петра I князя Александра Даниловича Меншикова.
Названа набережная в честь Санкт — Петербургского университета в 1887 году.
Далее мы покидаем Васильевский остров и переходим Большую Неву по арочному чугунному Благовещенскому мосту, построенному в 1843 — 1850 годах по проекту русского инженера С. В. Кербедза.
На темных водах Невы покачивались суда, шла усиленная подготовка ко Дню ВМФ.
Едва наши ноги ступили на Английскую набережную, как мрачное, практически черное небо приветствовало нас первыми огромными каплями дождя. Подумаешь, не сахарные — но было обидно, ведь это было только начало прогулки! Стремительные порывы ветра дерзко вырывали легкий, летний зонт, тем не менее я пыталась проникнуться аурой Англии в миниатюре.
Изначально, с началом застройки, Петр I планировал использовать эту часть города как промышленные территории. До 1714 на левой стороне Невы строили свои домишки бедные рабочие. Но вскоре Петр осознав, какую неприглядную картину видят иностранные суда, приплывающие в Санкт — Петербург, кардинально изменил первоначальный план. Он решил, что набережная должна быть визитной карточкой новой столицы и велел отдать эти земли влиятельным и богатым жителям с условиями: архитектура особняков должна соответствовать специальным требованиям, а их хозяева благоустраивать берег.
Еще будучи молодым, Петр I много путешествовал и находясь в Англии он приглашал британских подданных посетить Россию, чем они не преминули воспользоваться, создав впоследствии свою конгрегацию. В 1723 году Английская Фактория перебирается в строящийся Санкт — Петербург.
В 1735 году между Англией и Россией был подписан договор, в котором говорилось, что дома английских купцов освобождаются от налога. Чтобы заработать на иностранцах, хозяева выстроенных уже особняков быстренько распродали их англичанам. В итоге получилась очень красивая набережная с великолепными домами без просветов — сплошной фасад и за каждым из них история, смена владельцев, тайны.
И первый особняк, который мы рассмотрим, в документах представлен как Доходный дом А. А. Вонлярлярского. Недавно слушала исторический роман и там звучала эта интересная фамилия. Подумала — вымысел автора, а нет, доподлинная личность. Первым владельцем углового дома на Английской набережной был губернатор Москвы, граф Семен Андреевич Салтыков. А далее на долю этого особняка выпала слишком стремительная смена владельцев: сын Салтыкова — Петр Семенович, в 1830-м барон Юлий Матвеевич Литта, в 1840-х это уже барон Шабо. Перед строительством Благовещенского моста встала необходимость освободить место для площади — дом мешал. Он был выкуплен казной и новому владельцу следовало часть строений снести. Этим как раз и занялся отставной поручик Александр Вонлярлярский, построив красивое здание в стиле неоренессанса с магазинами на первом этаже. Портик с кариатидами стал украшением фасада.
В 1852 году в нем открылся ресторан «Канкальский утёс». А с 1862 года опять один владелец сменялся другим. С 1910 года в здание переехал дорогой ресторан «Донон», рядом находились аптека и магазин готового платья. Магазины на первом этаже располагаются и сейчас. На остальных этажах разместилось Управление торговлей Петербурга.
Мне всегда интересно, каким образом за зданием закрепляется то или иное имя и название, почему именно фамилия этого владельца, в данном случае — Вонлярлярского, а не другого, не первого или последнего.
Идем далее, мрачноватый трехэтажный особняк, носящий имя Эдуарда Морицевича Мейера, покопаемся в его родословной. Участок был куплен генералом Бутурлиным, но в 1727 году его выслали из столицы, а в 1730 — м году в новом доме обосновалось семейство английского поданного. В конце 18 века особняк приобрел купец Миллер. В 1830 -х годах он продал дом Морскому министерству для проживания в нем служащих, одним из них был мореплаватель Федор Петрович Литке. В 1856 году он стал полноправным хозяином особняка, а в 1869 году, продав особняк, съехал в казенную квартиру, представленную ему Академией наук. И далее домом владеет баварский генеральный консул Эдуард Морицевич Майер, чье имя и закрепилось за зданием. Британский подданый был еще и купцом, он также владел банкирским домом «Э. М. Мейер и Комп." В послереволюционное время роскошные залы и комнаты особняка были переделаны в квартиры. Дом и сейчас жилом, в нем живут преимущественно иностранцы.
История следующего особняка Павла Петровича фон Дервиза начинается в 1717 году, когда участок был куплен адъютантом Меншикова, майором Иваном Макаровичем Полянским. Спустя более чем ст лет — в 1837 году в особняке расположилось посольство Великобритании и лишь в 1889 году его приобретает вдова обрусевшего немца Павла Григорьевича фон Дервиза, мецената, строителя железных дорог. Особняк, что мы видим в настоящее время, в 1898 году был перестроен архитектором Красовским для их наследника — Павла Петровича фон Дервиза, выпускника Коломенского Артиллерийского училища. Красавец, гвардейский кавалерист, богатейший предводитель дворянства, конезаводчик, а в послереволюционные годы учитель, преподававший математику бывшему маршалу Жукову, Павел Петрович умер в 1943 году на руках своей пятой жены.
В 1903 году прекрасный особняк на Английской набережной был продан двоюродному брату Никлая II — великому князю Андрею Владимировичу, которым он владел вплоть до 1917 года.
Затем здание наполняла вереница разных учреждений, пока в 1959 году дворец передали первому в СССР Дворцу Бракосочетаний.
Именно в этом Дворце происходило бракосочетание моей сестры со своим мужем, и я помню роскошную лестницу, красивые парадные комнаты.
А дождик тем временем превратился в дождь, потом без остановки на отдохнуть — в ливень, который в дуете с ветром хлестали и поливали нас без всякого стыда и совести! Да пожалели бы ребенка и дали скидку на отсутствие нормального зонта! Утопая по щиколотку в стремительных потоках воды, мы почти бежали в сторону хоть какого-то прикрытия. Им на радость оказался Исаакиевский собор. Выстояв в небольшой очереди за билетами и изрядно подмочив все, что осталось сухим, мы, хлюпая мокрыми сандалиями с благодарностью просочились в храм. Я два раза медленно с чувством обошла храм изнутри, все рассмотрела самым тщательным образом, а дождь и не думал прекращаться. Реки высотой см 10 текли по всем улицам. На этот день у меня был намечен поход в Строгановский дворец, куда мы, подгоняемые дождем и направили свои мокрые ноги. Только бы не заболел ребенок — эти мысли терзали меня без остановки.
И вот уже перед нами предстал нежно розовый дворец Строгановых— блестящий образец зрелого барокко.
Сейчас невозможно представить, что в начале 18 века, когда велось строительство города по всем фронтам, на этом самом месте еще находились городские пастбища и соляные амбары. В 1732 — м году началось строительство сразу двух домов, примыкавших друг к другу — дома портного Неймана и трехэтажного особнячка придворного повара Шестакова. Да, вот как жили повара в те далекие времена, но развернуться им и закончить строительство не удалось. Через десять лет барон Сергей Григорьевич Строганов выкупил участок с не достроенными домами и поручил величайшему зодчему Растрелли создать проект трехэтажного дворца. Новый дом, нарядный, грандиозный, без сомнения шедевр Растрелли, был возведен в 1753 -1756 года на фундаменте прежнего дома с частичным использованием его стен.
Владелец особняка, обер — камергер Строганов, один из знаменитого рода крупнейших промышленников и землевладельцев, собрал первую в Петербурге частную картинную галерею. Строгановы владели дворцом вплоть до революции, а в 1918 году он был национализирован и превращен в дом — музей, с 1925 года получивший статус филиала Эрмитажа.
Но в 1929 году музей был закрыт, уникальные коллекции распроданы или расхищены и лишь частично переданы Эрмитажу и другим музеям, а в здании разместили Институт растениеводства. С 1938 года здание занимали различные учреждения, конторы, склады, общежитие. В 1988 году дворец вошел в состав Государственного Русского музея.
Когда мы вышли из дворца, дождь игриво накрапывал, вселяя надежду на полное прекращение, но о дальнейшей прогулке не могло быть и речи — мокрая обувь не оставляла шанса. Идти пешком до оставленной где-то далеко машины не было ни малейшего желания, и мы решили воспользоваться услугами метро. Сев на станции Адмиралтейская, мы уже через несколько минут выходили на Василеостровской и какого же было наше удивление, когда на улице мы попали под плотную стену неугомонного дождя. Как мы добежали до машины, прыгая по лужам и не пытаясь уже оббегать их, лучше не вспоминать. Дома по очереди приняли горячие ванны, пропуская малышку вперед, выпили душистого чая с медом и о чудо — никто не заболел.
Через пару дней мы предприняли новую прогулку, в надежде на более благоприятный исход и в этот день погода отнеслась к нам благосклонно.
В этот раз просто прошлись по одному из любимых нами мест — набережной реки Фонтанки.
Начнем обзор с Пантелеймоновского моста.
В середине 1720 — го года на этом месте для подачи воды к фонтанам летнего сада был сооружен мост — акведук, который после наводнения 1777 — го года демонтировали. Но необходимость соединения Литейного района города и Марсова поля существовала, что привело к строительству в 1823 — 24 годах цепного проезжего моста, созданного по проекту инженера Третера.
В начале 20 века мост несколько раз реконструировали. В 1925 году в связи с столетним юбилеем восстания декабристов, мост переименовали в «Мост Пестеля», но в 1991 году после ряда очередных реставрационных работ вернули прежнее название — Пантелеймоновский.
Перпендикулярно к нему через реку Мойку в 1720 — м году был сооружен деревянный пешеходный мост, названный 1-м Инженерным в честь Инженерного замка. Последней реконструкции и реставрации мост подвергся в 2002 году.
Рядом с мостом установлена крошечная, всего 11 сантиметров, скульптурка птички, названная «Чижик-Пыжик». История ее создания такова: в 1835 году недалеко от этого места было основано императорское училище, студенты которого носили форменные пыжиковые шапки. После посещения трактира, они частенько гуляли по набережной и распевали песенку: «Чижик — Пыжик где ты был? На Фонтанке водку пил!»
В 1994 году дуэт, состоящий из режиссера и скульптора Резо Габриадзе и архитектора Славы Бухаева установили памятник птичке, который сразу же стал одним из символов Петербурга.
Бросив птичке монетку, которая должна возвращать меня в Петербург снова и снова, я обратила свои взоры на противоположную набережную, где рядком стоят разные и симпатичные особняки. Займемся их инвентаризацией, постараюсь кратенько.
Угловой четырехэтажный жилой дом был возведен сразу после войны по проекту Е. А. Левинсона, на месте скромного двухэтажного особняка, построенного в конце 18 века. До революции в нем располагалась гостиница «Версаль».
К дому вплотную примыкают два совершенно разных особняка некогда принадлежавшие древнему русскому роду Алсуфьевых, перестроенные в начале 20 века по проекту архитектора Щусева в стиле раннего петербургского барокко.
В 1838 году в одном из домов недолго жил М. Ю. Лермонтов, а в 1887 году останавливался Л. Н. Толстой.
У следующего дома под № 16 очень насыщенная, интересная судьба и слишком резкая смена владельцев. Посудите сами: 1777 год, владелец действительный статский советник, капитан — поручик лейб — гвардии Семеновского полка Талызин Лукьян Иванович. В 1809 году усадьба была куплена Императорским военно-сиротским домом для девиц. Но не прошло и десяти лет, как участок вместе с домом был куплен министром внутренних дел Кочубеем Виктором Павловичем. В перестроенный Монферраном дом уже в 1838 — м году переехало «Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии». И в дальнейшем особняк так и остался на службе у государства. С 1880 года это уже департамент полиции Министерства Внутренних дел. С 1923 — го Петроградский Губернский суд, с 1956 — Ленинградский суд. В исторических же хрониках за домом прикрепилось имя одного из владельцев — Дом В. П. Кочубея.
Переходим к следующему дому на Фонтанке — № 18, Дому Пашковых — Особняку Левашова, построенному в конце 18 века в стиле строго классицизма с колоннами в центре фасада. С 1822 — го года дом принадлежал жене обер-гофмейстера В. А. Пашкова, а в 1847 имение выкупил ее зять- генерал -лейтенант Василий Васильевич Левашов и назвал его «Осиновая Роща». Наследники Левашова владели имением вплоть до революции. В 1921 — м году в этом жила Анна Ахматова.
В настоящее время в этом красивом доме располагается художественная школа.
Следующий Дом П. В. Неклюдова — Дом Вадковской — Дом А. Н. Голицына — тройное закрепление фамилий владельцев за названием.
Особняк с колоннами на фасаде построен в конце 18 века для обер — прокурора П. В. Неклюдова. В 1811 году он продает дом министру просвещения А. Н. Голицыну.
С 1869 года по 1917- й здание относилось к Министерству Императорского Двора. В наши дни в особняке расположилось свободное пространство «Цифербург», Голицын Лофт, кафе, несколько магазинов и салонов.
И последний дом рассказа набережной Мойки — дом с колоннами-Дом купца В. Ф. Громова
В начале 20 века в нем располагался Археологический институт, с 1965 года школа № 190, затем художественный лицей, сейчас гимназия.
Уф, сама замучилась читать массу информации и вас замучила цифрами и ФИО. Все это безумно интересно, за каждым фасадом спрятано столько судеб, страстей, счастья и трагедий, столько известных фамилий проживали в них, что читая, мне порой казалось, что история оживала.
Через вырастающий город от Александро-Невской лавры к центральной части в 1710 году была проложена Большая першпективная дорога. Ныне это Невский проспект. Спустя пять лет Петр издал очередной указ: Через Фонтанку сделать мост! И уже в 1716 году был построен 150- метровый деревянный «Аничков мост», названный по имени инженера М. О. Аничкова, руководившего строительством переправы. Шло время, город рос и на смену узкому мосту в 1841 году пришел новый, равный ширине проспекта. И именно в это время на мосту были установлены четыре бронзовые фигуры «Кони» работы скульптора барона Петра Карловича Клодта.
Собственный дворец княгиня, статс — дама Анна Григорьевна Белосельская, в девичестве Козицкая, жена дипломата, историка, мецената и коллекционера Белосельского-Белозерского, решила построить на месте бывшей усадьбы 18 века. Был приглашен архитектор Ф. И. Демерцов, создавший проект большого особняка. Следующая перестройка состоялась в 1848 году. За работу принялся архитектор Штакеншнейдер и в результате был создан потрясающей образец русского барокко, один из красивейших дворцов и первый пример необарокко в Петербурге.
Дворец князей Белосельских-Белозерских — характерный пример богатого аристократического особняка.
Далее полюбуемся еще на один мост на реке Мойка —мост Ломоносова, получивший свое настоящее название в 1948 году после очередной реконструкции. Изначально, построенный в 1785 году разводной мост носил официальное название Екатерининский, в народе -Чернышов.
Украшениями моста служат цепи и гранитные тумбы.
Изначально с 1875 года Заячий остров и Мытнинскую набережную соединял Крепостной мост, а новый, Кронверкский мост, с деревянным настилом и перилами построен в 1938 году. Его дизайн напоминает мосты 18–19 веков, поэтому мост гармонично вписывается в общий архитектурный облик Петропаловской крепости.
Морской вокзал Санкт-Петербурга- причальный комплекс открытый специально для приема и обработки круизных и паромных грузопассажирских судов в 1982 году.
И не могу обойти словами и Лахта-Центр, 87 — этажный небоскреб, как огромный гвоздь пробивающий хмурое небо Петербурга. Огромное сооружение, построенное на берегу Финского залива можно наблюдать со многих точек города, не скажу, что в любую погоду, ибо самый верх этой огромной стрелы частенько парит в облаках.