Строительство Санкт-Петербурга изначально задумывалось Петром I как создание портового города. Место было выбрано наиболее подходящее — дельта Невы и выход через Финский залив в открытое Балтийское море.
Строительство Санкт-Петербурга изначально задумывалось Петром I как создание портового города. Место было выбрано наиболее подходящее — дельта Невы и выход через Финский залив в открытое Балтийское море.
Город берет свое начало с 1703 года с острова Заячий, где была построена Петропавловская крепость, а на другом берегу Невы практически в это же время был сооружен чертежный амбар, необходимый для разработки планировок как вновь создаваемого города, так и для строительства флота. Вскоре встала необходимость строительства церкви для рабочих Адмиралтейских верфей и под руководством Хармана ван Болеса здание амбара в спешном порядке было перестроено. Теперь это была церковь в честь святого Исаакия Далматского. Именно в этой церкви в 1712 году Петр I, родившийся в день памяти Исаакия, обвенчался с Екатериной I. К 1717 году деревянная церковь обветшала, а новому городу требовалась новая церковь и Петр отдал распоряжение построить каменное, более крепкое здание. Строительство новой церкви шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля.
Но ничего не бывает вечным и через полвека взамен пришедшей в упадок церкви в честь святого Исаакия Далматского, потребовалась новая, архитекторами которой стали известный Антонио Ринальди, а позднее Винченце Бренне. Это здание было заложено уже в правление Екатерины II за памятником Петру I.
Настал 19 век и в 1809 году император России Александр I объявил конкурс на создание проекта нового современного собора. Среди многих участников победил молодой и малоопытный архитектор Огюст Монферран, который при создании проекта хотел по максимуму использовать фрагменты церкви, построенной Ринальди. Но в начале строительства при создании фундаментов и опорных столбов были выявлены ошибки и возведение собора приостановили. В 1825 году Монферран, учитывая прошлые свои ошибки, спроектировал новое, поистине грандиозное сооружение в стиле классицизма.
Строительство собора, высотой более ста метров, продвигалось очень медленно. На создание фундамента ушло пять лет, на установку колонн четырех крытых галерей еще два года. Шесть лет понадобилось на возведение стен и подкупольных столбов и еще четыре года на купол, своды.
Главный купол собора диаметром более 26 метров был выполненным не традиционным способом — из камня, а для облегчения конструкции — из металла. Сейчас практически из любой точки Петербурга можно видеть, как сверкает на редком для города солнышке купол собора, на золочение которого ушло более ста килограмм золота.
Долгие 17 лет шли работы по украшению интерьеров и по полученному результату, изысканности, богатству и роскоши не может сравниться ни один аналогичный архитектурный памятник. В украшении этой огромной Малахитовой шкатулки, этой сокровищницы природного камня использовались ценные самоцветы: яшма, лазурит, уральский малахит, разноцветный мрамор.
Камни тоннами завозились не только из разных уголков России, но из заграницы — Франции, Италии, Афганистана. На внутреннее убранство этого, и по сей день не перестающего впечатлять сооружения, поражающего своим размахом и невероятной красотой, ушло больше 400 кг золота, тысяча тонн бронзы, 16 тонн малахита.
Было отлито около трехсот горельефов и статуй, великолепная мозаика из 62 полотен общей площадью 600 квадратных метров.
Монферран был против привлечения иностранных мастеров, поэтому для оформления внутреннего убранства храма были приглашены 22 известных русских художника того времени, среди которых были Брюллов, Басин.
Как бы не были качественны работы мастеров, климат Северной столицы не оставлял шанса для продолжительной сохранности шедевров. Поэтому, благодаря именно Исаакиевскому собору в России возродилось мозаичное искусство. Это весьма кропотливый труд мастеров по переводу живописных работ в мозаичные продолжался вплоть до 1917 года.
Поражает и восхищает трудоемкая и кропотливая работа искусных мозаичных мастеров. Только при тщательном и ближайшем рассмотрении можно увидеть, что перед тобой не картина, а мозаика.
Для того чтобы наиболее точно передать всю цветовую гамму оригинального художественного полотна мастера использовали двенадцать тысяч цветовых оттенков смальты. На создание одного квадратного метра мозаики уходило около года напряженного труда.
Удивляет пышный декор главного купола собора — роспись площадью 816 квадратных метров была выполнена Карлом Брюлловым.
Струящийся через оконные проемы солнечный свет создает в храме праздничную и даже торжественную обстановку.
Освещение самого дорого на тот момент храма Европы — Исаакиевского собора происходило в 1858 году, при котором присутствовал император Александр II. Торжественное мероприятие продолжалось почти семь часов.
Создатель грандиозного собора Огюст Монферран умер через месяц после этого события.
Его мечты, отображенные в завещании -упокоиться в своем детище, исполнены не были. Гроб с телом Монферрана обнесли вокруг храма, а затем останки отдали жене, которая и увезла их в Париж.
Исаакиевский собор — это восхитительное, великолепное сооружение, выполненное талантливыми мастерами с особым изяществом. В нем поражает все — от фасадов, до интерьеров, но не смотря на обилие всевозможных элементов декора, все в нем гармонично и радует глаз.
Площадь Исаакиевского собора — четыре тысячи квадратных метров и в нем одновременно могут поместиться до 12 тысяч человек. При посещении собора можно воспользоваться экскурсией с опытним гидом, стоимость которой входит в билет. В хорошую погоду можно подняться на колоннаду, откуда открываются чудесные виды Санк-Петербурга.