В Саксонскую Швейцарию мы прибыли на автомобиле из Дрездена, где провели почти весь день. Я планирую заночевать в городке Ратен, а с утра посетить Бастай, затем крепость Кёнигштайн. Жена об этих планах еще не знает (сюрприз).
От Дрездена до Ратена около 50 км. Путь лежит через городок Пирна. После пересечения Эльбы идут сельские пейзажи, дорога узкая, но хорошая, машин мало.
На подъезде к Ратену вижу ответвление на Бастай. Проезжаю мимо, т. к. по плану завтрашнего дня мы должны прийти туда пешком. Жена все еще остается в неведении, но с удовольствием вертит головой по сторонам.
Непосредственно у самого Ратена дорога идет круто вниз, стоит какой-то запрещающий знак с длинным примечанием на немецком. Слегка завис над немецким текстом, пытаясь его осмыслить через английский, увы, безуспешно. Ладно, еду. В городке много машин, возможно, знак гласил, что нельзя въезжать, если не в отель.
Транзитом Ратен не проедешь, дорога упирается в реку, есть паромчик, но, насколько я понял, не автомобильный, только для пешеходов. На противоположной стороне расположен другой Ратен — Верхний, хотя кажется очевидным, что наш, Нижний Ратен, находится выше. Возможно, верх и низ в названиях отражают карту, тогда видна логика, Верхний Ратен на северном берегу, Нижний — на южном.
В Верхнем Ратене есть железнодорожная станция, многие туристы прибывают туда и переправляются на нашу сторону.
Ладно, с трудом паркуемся в узких проездах, ищем место для ночевки.
Городок сплошь состоит из отельчиков и гестхаусов. Заранее у нас ничего не забронировано, т. к. колебались между Дрезденом и Ратеном, а в Дрездене не нашлось для нас мест в отелях.
В первом гестхаузе, понравившемся своим выигрышным расположением (высоко, с прекрасными видами), мест не оказалось.
Но во втором нашлось, комната в мансарде, вид тоже ничего. Цена 60 евро с завтраком.
Устроившись, идем на набережную, надо ужинать. Время близится к закату, краски тусклы, тени длинны.
Ратен чем-то напоминает альпийские горнолыжные городки:
Лучи заходящего солнца играют на скалах:
В тенистой низине уже почти сумерки:
Находим симпатичный ресторанчик на набережной, ужинаем. Цены не назовешь низкими, но и не заоблачные. Жене уже рассказал, что за место, она довольна в большей степени, чем я ожидал, ей все нравится. После беготни по шумным городам такие места умиротворяют и перезагружают в мозгу механизмы, ведающие удовольствием.
Ночь, утро, завтрак, загрузка багажа в машину. По договоренности с хозяином (бывший альпинист, бывал, между прочим, в горах Кавказа и в Москве) оставляем машину на его стоянке, сами идем к Бастаю.
Промахнувшись мимо начала тропы, вышли на набережную.
Что ж, виды по сравнению с вечерними выигрывают.
Набережная:
Нам нужно на те скалы, что в правой части снимка. Немного отойдя от реки, находим начало тропы. Маршрут имеет название Малервег — Тропа художников, пояснение, думаю, не требуется.
Коротко о том, что такое Бастай. Прежде всего это географическое место в Саксонской Швейцарии. Здесь сосредоточены интересные скальные формирования на фоне зеленых лесов. Скалы высотой до 200 метров громоздятся на правом берегу Эльбы, создавая неповторимый пейзаж. Но, помимо красоты, такие вертикальные каменные стены стимулируют местных сапиенсов создать там что-то фортификационное — крепость, форпост и т. п. И такие сооружения создавали тут с глубокой древности, а более-менее значимые и осмысленные оборонительные постройки возникли в Средневековье, во времена Богемского Королевства (с середины 13 века). Слово Бастай в прямом переводе с немецкого — бастион. А крепость, сооруженная среди скал, называлась Нойратен. Она была неоднократно разрушена (несмотря на кажущуюся неприступность), частично воссоздавалсь, но постепенно пришла в упадок. В середине 19 века объект стал туристическим, многие деревянные переходы и мосты были заменены на каменные, а основной мост, привлекающий туристов в наше время, построен был в 1851 году (вместо старого деревянного). От самой же крепости осталось совсем ничего — цистерна для водоснабжения, кое-какие остатки стен да керамические черепки. Туристов привлекают в первую очередь скалы и встроенный в них каменный мост. Вот и нас привлекло, поднимаемся по тропе Художников.
В начале маршрута:
Корни и камни, у меня к такому сочетанию слабость:
Ближе к верхней части маршрута сквозь кромешный лес проступают первые торчащие скалы:
И вот мы почти на самом верху. Путь из городка до верхней точки занимает примерно 15–20 минут, если идти без остановок. Усталости практически нет, воздух аж звенит от чистоты и свежести.
Вид на противоположный берег и Верхний Ратен:
Домики Верхнего Ратена, вдали виден еще один интересный замок — Кенигштайн (к нему мы еще доберемся):
Кенигштайн, вид с увеличением сквозь дымку, с которой приходится бороться в редакторе:
Надо сказать, солнце с утра очень яркое, что хорошо, но как-то так получается, что большая часть пейзажей в это время суток освещена сзади. т. е. снимать часто приходится против света. И еще эта влажная дымка, почти как на море, видимо, река дает испарения.
Тропы и дорожки Бастая. И корни:
Эльба, еще один вид на север:
А вот и сам Бастай, вернее, мост:
По скалам местами ползают альпинисты, на предыдущем фото в центре кадра виден один из них.
Кроме каменного Бастайского моста (Бастайбрюке) здесь есть несколько маленьких мостиков для удобства осмотра.
Мы вышли пораньше, надеясь, что утром туристов будет не очень много, лишь те, что ночевали в Ратене. Поначалу так и было, но спустя час уже начали прибывать новые и новые группы. Их привозят на автобусах на площадку сверху, я ранее упомянул о том ответвлении. Также прибывают самостоятельные путешественники с ж.д. станции Верхнего Ратена.
Скалы. Все это и называется Саксонской Швейцарией:
Сосна растет прямо из скалы (вернее, не прямо, а криво, но из скалы):
Местами пейзажи напоминают Каппадокию. Правда, лишь отдаленно, да и цвет камня другой.
Очередной вид на Эльбу. Справа вверху заметна смотровая площадка, откуда будет сделан следующий снимок.
Эльба в просвете скал, вид с моста:
На некоторые скальные образования, имеющие плоские поверхности, легко попасть практически пешком. Вид на мост с одной из таких площадок:
Движемся дальше и выходим на точку начала туристических маршрутов для автобусных путешественников. Здесь есть несколько ресторанов (с весьма высокими ценами), туалеты, стоянка. Многолюдно, порой слышна русская речь.
Пощелкав еще немного клювом фотоаппаратом, начинаем возвращение.
Очередные корни:
Идти вниз — не то же, что наверх, минут 7–8 и входим в Ратен.
Еще через три минуты мы у машины. Эх, какое благодатное место… Но надо ехать.
Следующая точка — Кенигштайн. Это замок, или крепость, на возвышенности у одноименного городка. До него рукой подать, но надо пересечь реку, для чего приходится сделать небольшой крюк, чтоб попасть на мост. Километраж — около 20 км.
Сначала въезжаем в сам городок Кенигштайн. Паркуемся без проблем, городок пуст, словно здесь карантин. Прошли пару кварталов, заглянули в пункт информации, уточнили, как проехать к крепости. Сделал пару снимков.
Город Кёнигштайн:
Вид от городских улиц на крепость Кёнигштайн:
Можно подняться прямо из городка в крепость по пешей тропе, это займет минут 25–30, но мы решили подъехать, для этого надо слегка обогнуть холм с крепостью.
На площадке у входа много стоянок, как крытых, так и открытых. Все платные. Бросаем машину и идем в крепость.
Дорожка к входу:
После первого входа попадаем на подъемный мостик, пройдя по нему, оказываемся у второго входа:
Далее нужно пройти через мрачноватый туннель с подъемными воротами:
И только потом мы попадаем собственно на территорию крепости. Очень серьезный инженерный подход к оборонительным функциям.
Чтоб не впасть в грех цитирования Википедии, опишу кратко своими словами.
Кёнигштайн (королевский камень), впервые упоминается в чешских бумагах первой половины 13-го века. Т. е. это было владение Чехии. Потом договорились о новой госгранице и место отошло к Саксонии. Здесь бывал Петр 1-й, мотал часть срока анархист Бакунин. Гитлеровцы во время войны прятали здесь сокровища Дрезденской галереи.
Крепость выглядит неприступно, в те времена былинные, очевидно, неприступной и являлась.
Здесь создана инфрастуктура для проживания под длительной осадой. Есть колодец, один из самых глубоких в Европе (152.5 метра). Фактически, это микрогородок с улицами, домами, церковью и даже парком.
Вход в Каземат:
В каземате, как и полагается, холодно и сыро, на контрасте с адской жарой наверху можно и простудиться. Хоть и приятно, но быстренько выбираемся наверх.
Крепостные стены:
Из крепости виден Бастай. Правда, для борьбы с дымкой приходится жертвовать естественностью цвета и резкости:
Вид на город Кенигштайн и Эльбу:
Крепостная стена с другой стороны (сюда привозят туристов, мы оставляли свой авто несколько ниже):
Как и во многих аналогичных местах, есть тут макет крепости:
И последний вид со стены:
В крепости то ли проходил какой-то фестиваль с ряжеными под старину актерами, то ли здесь это ежедневно, но по территории бродят группы средневековых воинов, монашек, на полянах видны валяющиеся мушкетеры в ботфортах. Все это создает атмосферу веселого абсурда и дает сюрреалистические ощущения.
Побродили еще полчасика, пока не созрела решимость ехать дальше. Со стороны, противоположной Эльбе, вниз можно спуститься на лифте, что мы и сделали. Отыскали машину на стоянке (с некоторым трудом), погрузились и поехали.
Следующая остановка по плану — Братислава.
Бастай, Ратен и Кенигштайн очень понравились. Если судьба занесет активного путешественника в Дрезден, то, считаю, съездить еще и сюда стоит обязательно, езды от силы час. А ночевка в Ратене — это свежайший воздух, вкусная еда в ресторанах у Эльбы, красивые вечерние виды.
С чешской стороны вплотную к этим заповедным местам примыкает Чешская Швейцария, тоже очень красивые скалы, окруженные лесами. Но там пока мы не побывали.
Конец.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Автопутешествия