Всю весну мы просидели в изоляции в пределах Эстонии, но вот 15 июня Евросоюз постановил наконец открыть свои внутренние границы. И по такому случаю мы решили отправиться на машине в Польшу. А значит, впереди нас ждет множество интересных мест, причем мы старались выбирать такие, где до нас было не так много наших туристов:)
Поскольку от Нарвы сразу до Польши добраться тяжеловато, мы запланировали ночлег в Каунасе. Правда и до него тоже неблизко, около 700 км, но мы успели не только доехать, но и осмотреть основные достопримечательности.
Поднялись на фуникулере на смотровую площадку на высоком берегу Немана
Прогулялись по ратушной площади, здесь же и поужинали
А еще здесь есть невозможно красивое место, где можно сделать красивый открыточный «лук» для Инстаграма прямо через клумбу с декоративным луком:)
А дальше была польская граница, где нас никто не проверял и ничего не спрашивал, хоть мы и были, по ощущениям, единственными иностранными туристами, решившими пересечь границу.
Самое удивительное место за всю поездку — это Эльблонгский канал. Построили его в XIX веке, когда весь этот «угол» нынешней Польши еще принадлежал немцам. С помощью этого канала реки бассейна Вислы соединили с морем, что должно было дать сильный толчок торговле. Но главная сложность, которую пришлось преодолеть строителям — это большой перепад высот, который нельзя было обойти даже с помощью шлюзов. И что сделали немцы? Они проложили рельсы и стали перетаскивать пароходы между отдельными участками канала на специальных тележках! И таких сухопутных шлюзов получилось целых пять штук!
Мы подъехали к самому дальнему. Сначала поснимали, как кораблики движутся вверх-вниз, а потом и сами прокатились на одном из них от этого шлюза и до следующего.
С помощью вот такого механизма система тросов тащит тележку по рельсам с нижнего водоема в верхний и обратно
Самое интересное — это наблюдать за процессом, стоя на палубе:)
Сухопутные шлюзы на Эльблонгском канале. ВИДЕО
А на первые три дня мы решили поселиться на курорте Крыница-Морска, что на Балтийской косе. В планах было наконец-то искупаться в море, а то у нас в Эстонии слишком холодно:)
Правда попали немного неудачно — в первый день было пасмурно и дождливо, так что искупаться не удалось.
А во второй день хоть и вышло солнце, но дубак на пляже все равно был такой, что поляки спасались тем, что снаружи вокруг себя ставили ширму, а внутри ширмы еще и палаточку. У нас в Усть-Нарве до такого не додумались, наши люди, видать, более закаленные:)
Так что вместо купания мы просто гуляли по городу и снимали местные достопримечательности
Городок при немцах назывался Kahlberg, но после 1945 года он отошел Польше. Тем не менее, домики здесь продолжили строить такие же аккуратные.
А на самой высокой точке города стоит маяк, если забраться на который, можно одновременно увидеть и море, и Вислинский залив. Мы, правда, не увидели ни того, ни другого, т. к. из-за коронавируса маяк не работал:)
Зато рядом увидели вот такой памятник «богатырям» советской армии. И не обращайте внимания на фигуру;) богатырь по-польски — это всего лишь герой, и рост здесь не имеет значения:)
А еще мы, когда заезжали на Балтийскую косу, наткнулись здесь на стройку просто эпических масштабов. Тут я сразу вспомнил, что поляки решили назло России прокопать через всю косу судоходный канал.
Что интересно, и Гринпис, и Евгения Чирикова по поводу такого издевательства над природой стыдливо промолчали, видать никто им по линии Госдепа протесты не проплатил :)
А вообще местность в этом районе Польши интересная. Поскольку земля находится в низине, здесь очень сыро, и для осушения территории немцы в свое время прорыли здесь множество каналов и построили множество плотин. Есть даже польдеры — поля, которые находятся ниже уровня моря.
А еще у самого основания Балтийской косы в годы войны располагался один из самых страшных фашистских концлагерей — Штутгоф. А вот что за поезда ходят по этой узкоколейке (и ходят ли вообще) мы поначалу никак не могли найти.
Пока не догадались поехать на конечную станцию, что находится неподалеку от устья Вислы. Там и обнаружили смешной узкоколейный поезд:)
А дальше был красавец Гданьск. Мы ездили туда дважды, сначала вечером, а потом еще раз днем.
В течение многих столетий город назывался Данциг, и жили здесь почти исключительно одни немцы. Но в 1945 году их всех отсюда выселили. Тем не менее, поляки аккуратно отреставрировали все, что осталось от германского наследия. Хотели бы жить в таком домике шириной в два окна? Узкий, но зато четыре этажа:)
Городская ратуша XV века — на ее башню можно подняться, чтобы посмотреть на город сверху. Но мы пришли слишком поздно, оказалось, что по вторникам башня закрывается как-то уж слишком рано:(
Так что мы сразу перешли к «плану Б» и поднялись на колокольню Мариацкого костела. Она гораздо выше ратуши, можете сами убедиться:)
Символом же Гданьска является Журав — сконструированный в XV веке портовый кран, приводившийся в движение двумя огромными барабанами, внутри которых, как белки в колесе, ходили специально обученные люди:)
Морской музей напротив Журава
А это главный открыточный вид Гданьска. Недавно там построили новый пешеходный мост, который поднимают, если надо пропустить яхту или парусник с туристами. Очень удобно.
А с Гданьском соседствует главный польский морской курорт — Сопот. Туда мы тоже съездили.
Сопот известен своим огромным пирсом, по которому любят прогуливаться отдыхающие. Вход платный — 2 евро. Так что отдыхающих не сильно много:)
Здесь же на пирсе оборудована и стоянка для яхт
Пляж в Сопоте — это было единственное место, где мы наконец смогли искупаться. Вода реально теплая.
А дальше мы устроили себе еще одно приключение и поехали в одно место, о существовании которого я до этой поездки и не подозревал. Это Хельская коса, тонкая полоска суши, примерно на 40 км вдающаяся в море и отгораживающая собой часть залива. Тут мы, правда, сделали серьезную ошибку, выехали слишком поздно, думая, что доедем быстро. Но не тут-то было! Труймясто — Гданьск, Гдыня и Сопот — это довольно населенное место, и здесь очень нередки пробки. А на подъезде к самой косе дорожки узкие, плюс постоянные ограничения скорости. Так что соберетесь ехать — выделяйте на это мероприятие целый день:)
На самой косе можно выйти как на берег, обращенный к заливу, так и на тот, что выходит в море. На заливе делать особо нечего.
Все купаются на морской стороне, здесь хороший пляж. А еще, что удивительно, по всей косе до самого Хеля ходят поезда!
Мы же приехали в Хель, когда здесь уже порядком стемнело. Но к закату успели:)
А еще здесь с нами произошел забавный случай. Стою я, значит, на главной пешеходной улице и снимаю вот этот ларек с «адскими» хельскими бургерами. И тут вдруг ко мне подваливает хозяин этого ларька и начинает возмущаться, чего это я тут снимаю.
-Это, -говорит, -мой бизнес, ты должен удалить фотографии!
На что я ему ответил, что я уважаю его бизнес и поэтому не лезу снимать внутрь, но то, что на улице — это публичное место, и очень странно запрещать снимать то, что и так все видят. У мужика к этому момнту, видимо, уже исчерпался запас английских слов, так что преследовать нас дальше он не стал:)
Я же подумал, что подробный рассказ про поездку на Хельскую косу надо будет назвать так — Road to Hel :)
А дальше был Мальборк, где мы сняли квартиру еще на три дня. Прямо посреди спального района, что вплотную примыкает к знаменитому Мальборкскому замку.
Как и все города Восточной Пруссии, Мальборк был сильно разрушен во время войны, поэтому после реставрации тут нередко можно увидеть вот такой симбиоз старого и нового:)
Мальборкский замок — это, конечно, что-то невероятное. Самый красивый вид на него открывается с другого берега реки.
Мы обошли замок вокруг дважды, сначала вечером, а потом через пару дней еще и утром, чтобы солнце не мешало фотографировать:)
А уже перед самым отъездом мы заехали во Фромборк — город, известный тем, что здесь 500 лет назад работал знаменитый польский ученый Николай Коперник. Вон в той башне, что справа, располагалась его лаборатория.
Во Фромборке две смотровых площадки. С одной, что на крыше водонапорной башни, хорошо виден собор вместе с башней Коперника. А с самой башни Коперника видно и водонапорную башню, и весь остальной город:)
Казалось бы, мы посмотрели уже все, что запланировали, и наконец двинулись в обратный путь в направлении Каунаса. И тут вдруг по дороге нам совершенно случайно попался какой-то неожиданно красивый город.
-Может остановимся? -спросила Наташа.
Но моей первой мыслью было — уже поздно, мы и так в отель неизвестно когда приедем. Жалко, конечно, но не будем останавливаться!
Но одна красота, как назло, следовала за другой. Еще в течение примерно одной минуты у меня в душе шла борьба. Ну и ладно, приедем в отель поздно, но зато погуляем по городу, где до нас мало кто был! Чтобы не жалеть потом! Решено, останавливаемся!
Город назывался — Лидзбарк-Варминьски. Вы когда-нибудь про такой слышали? Вот и мы нет. Часа два по нему прогуляли, а можно было бы и целый день:)
Ну, а в заключение еще несколько наблюдений про Польшу.
ДОРОГИ
Дороги в Польше активно строятся, в т. ч. платные магистрали. Если раньше пересечь Польшу было крайне затруднительно, то сейчас, по скоростным трассам, это стало сделать значительно легче. Вот только если в нужном вам направлении таких трасс нет, то ехать вам придется по узким и извилистым местным дорогам, которые проходят через все деревни, а это значит, что будут постоянные ограничения скорости в 50 км/ч. Также очень удивительно было увидеть в некоторых местах дороги, латаные-перелатаные до такой степени, что казалось, что полностью их асфальтировали еще во времена Войцеха Ярузельского:)
МАСОЧНЫЙ РЕЖИМ
После Риги, где на коронавирус, казлось, всем наплевать, было удивительно встретить в польских магазинах жесткий масочный режим. Без масок охрана в магазины не пропускала! То же самое и в церквях, и в других закрытых помещениях.
Но при этом маски в Польше можно купить в автоматах! Тут Наташа хотела купить красивую маску, но такие стоили 6 злотых, а у нас из мелочи было лишь 5 злотых, купюры же и карточки автомат не принимал:)
ЯЗЫК
Говорящие по-русски поляки нам не попадались. Некоторые, как кажется, что-то понимали по-русски, но отвечали всегда по-польски (а тут уже мы их редко понимали:)) Так что на заправках лучше наверно сразу говорить по-английски. Впрочем, обычные поляки и его знают плохо, то и дело прибегая к помощи гугл-переводчика:)
А на этом пока все. Надеюсь, более подробное продолжение скоро последует:)
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия