На пятый день нашего путешествия по Мексике по программе тура «Сокровища Пернатого змея» мы приехали в штат Халиско. Позади остались штаты Мехико, Керетаро и Гуанахуато.
Халиско — третий по численности населения и седьмой по размерам штат Мексики. Многие традиции, которые во всем мире считают истинно мексиканскими, берут начало в штате Халиско. Этот штат — родина текилы и мариачи, одного из самых распространенных жанров мексиканской народной музыки.
Знакомство со штатом начали с посещения завода текилы Кораллехо. После экскурсии вышли знатоками производства текилы и ее вкусовых особенностей, путешествие стало веселее. Вечером, проехав за день порядка 300 километров, приехали в столицу штата Халиско — Гвадалахару, второй по численности населения город Мексики. Здесь живет около 1,5 миллионов человек.
В Гвадалахаре есть транспорт на любой вкус.
Гвадалахару основал в 1542 году испанский конкистадор Кристобаль де Онате, а название дал в честь испанской Гвадалахары, где родился его друг, завоеватель западной Мексики конкистадор Нуньо Бельтран де Гусман.
Автобус уехал разгружать багаж в отель (услуги погрузки-разгрузки наших вещей были включены в стоимость тура), а мы пошли на небольшую обзорную экскурсию. День заканчивался, нужно было успеть в кафедральный собор.
Кафедральный собор Гвадалахары — Собор Успения Пресвятой Девы Марии в стиле испанского ренессанса начали строить в 1561 году. Строили долго из-за отсутствия средств, закончили в 1618 году.
У собора две башни высотой 65,5 и 65,9 метра, их неоготический стиль объясняется затянувшимся строительством собора. Простояв двести лет, башни и купол рухнули во время землетрясения 1818 года. Их восстановили, но они снова были разрушены землетрясением в 1849 году.
Те башни, что мы видим, построены в 1854 году. Но собор и сейчас в опасности, так как землетрясения здесь бывают довольно часто, их было пять в прошлом веке, а последнее в 2003 году.
Бело-золотые интерьеры собора очень красивы, алтарь выполнен из мрамора и серебра. В соборе три нефа и одиннадцать боковых алтарей. Орган — французского происхождения, он второй по величине в Мексике и построен в 1716 году. Витражи также импортированы из Франции.
Посмотрев собор, отправились устраиваться в отель De Mendoza 4*, расположенный неподалеку в историческом центре города.
Неплохой отель с интересными интерьерами, и все основные достопримечательности рядом.
Автобусные туры — очень удобны, если повезет с организаторами: едешь, слушаешь информацию о том, что за окном. Ночевка организована, в пути только мечтаешь, чем удивит очередной отель, а в этом туре каждый отель был для нас сюрпризом. Обед тоже организован, пусть стоимость не включена в прайс тура. Недостаток один: всегда неудовлетворенность от того, что города, куда заезжаем, видишь на бегу и только кусочек, а хочется, как обычно, — все и по максимуму.
Поэтому, устроившись в отель, отправляемся смотреть хотя бы то, что успеем за оставшееся до темноты время. Благо, в этом туре всегда отели были в историческом центре, идти недалеко. А в Гвадалахаре все просто: нужно хорошо обойти со всех сторон кафедральный собор, все главное — вокруг него. Собор стоит в центре «La Cruz de Plazas» — креста площадей, это хорошо видно, если посмотреть на карту.
Вот эта ротонда в красивом сквере слева от главного фасада собора — мемориал прославленных жителей штата Халиско: пятнадцать колонн из натурального камня, на которых лежит кольцо с надписью «Халиско своим просвещенным детям». Здесь в нишах помещен прах выдающихся деятелей науки, литературы, искусства и людей, много сделавших для развития штата, а в сквере рядом с ротондой еще установлено два десятка памятников им.
Главный фасад собора выходит на площадь Гвадалахары, в центре которой — красивый фонтан, украшенный львами, такими же, как на гербе города.
На площадь Гвадалахары выходит главный фасад городской Ратуши. Здание ратуши в неоклассическом стиле построено в 1948–1952 годах, как и ротонда.
Слева от ратуши — Храм Богоматери Милосердия (Templo de Nuestra Señora de la Merced), его построили в 1650—1721 гг.
Справа от главного фасада собора — площадь Оружия (Plaza de Armas), площадь с таким названием есть практически в каждом мексиканском городе. У этой площади богатая история: сначала здесь была большая свалка, в 1611 году состоялся первый бой быков, в 1643 году — построен первый городской фонтан. В колониальной Гвадалахаре это была самая большая площадь, здесь наказывали виновных в различных преступлениях и стоял эшафот для казни приговоренных.
Жители мексиканских городов вечером выходят на площади, а их тут сразу столько! Не удивительно, эти площади — идеальное место для отдыха: травка, деревья, скамейки, играет музыка. Нет пьяных, никто не идет с пивом в руках, — в стране запрещено распивать что-либо на улицах, и очень мало курящих (по крайней мере на улицах). Люди еще не разучились отдыхать и радоваться жизни.
Жаль, нет времени посидеть на лавочке, незаметно поснимать публику. Да и лавочек свободных нет. Так что несколько кадров, и идем дальше!
Площадь Оружия украшает красивая кованая беседка, в Мексике их называют киосками. Этот киоск в стиле модерн был изготовлен во Франции и в 1890 году подарен диктатору Порфирио Диасу в честь 100-летия Войны за независимость. Из всех киосков, что я видела за это путешествие (а они есть на каждой главной площади мексиканских городов), беседка в Гвадалахаре — самая красивая! Ее стойки украшены женскими фигурами, каждая из которых с каким-то музыкальным инструментом.
В этой беседке обычно во вторник, четверг и воскресенье играет оркестр, а 10 марта как раз был четверг. Можно послушать бесплатный концерт, но нам, к сожалению, ждать было некогда, седьмой час вечера, темнеет быстро.
На площади Оружия стоит Дворец правительства штата Халиско. Именно здесь национальный герой Мексики Мигель Идальго-и-Костилья в декабре 1810 года подписал указ об отмене рабства. Дворец можно посетить, там есть две фрески работы Хосе Клементе Ороско и небольшой музей.
Дворец с внутренним двором в традиционном для тех лет стиле был построен в 1650 году, но оригинальный фасад простоял только сто лет, его разрушило землетрясение 1750 года. Фасад восстанавливали до 1790 года, вот тогда и появился этот роскошный портал в стиле чурригереско.
Рядом красивое здание в стиле модерн — Дворец Веласко, построенный в 1908—1910 гг. Этот дворец сначала строился для знаменитой семьи Веласко, но помешала мексиканская революция, изменили проект для использования в коммерческих целях. Здание занимает Министерство финансов штата Халиско. Дворец Веласко считают лучшим образцом стиля модерн в Гвадалахаре.
Цифра 1610 на фасаде отеля Frances 4* внушает почтение, а какой там замечательный внутренний дворик! Кстати, цены очень приятные и расположение великолепное.
Четвертая площадь — площадь Освобождения (Plaza de la Liberación) была создана в 1952 году, когда претворяли в жизнь проект по созданию «Креста площадей». На ней два фонтана и большой флагшток, на котором поднимают государственный флаг. Это главная площадь города.
Еще на площади есть памятник разрывающему цепи рабства Мигелю Идальго-и-Костилья, которого называют «отцом Нации». Священник, он был военачальником во время войны за независимость Мексики.
За памятником в здании конца XVIII века — Краеведческий музей Гвадалахары. Там много интересного, в том числе скелет мамонта, найденный на территории штата.
На площади стоит театр Деголладо, строить его начали в 1855 году, первый камень в основание заложил губернатор Сантос Деголладо. Открытие состоялось спустя одиннадцать лет в 1866 года с названием «Театр Аларкон», в честь мексиканского драматурга Хуана Руиса де Аларкон-и-Мендоса. Но вскоре название изменили в честь Сантоса Деголладо, к тому времени погибшего в бою.
Нужно заглянуть и к заднему фасаду театра. Там находится площадь Основателей (Plaza Fundadores), а на фасаде театра — горельеф работы мексиканского художника Рафаэля Замариппы, посвященный основателям Гвадалахары. Ниже находится фонтан, но он не работал.
Площадь находится на том самом месте, где был основан город, а в центре горельефа у дерева изображен Кристобаль де Онате, которого считают основателем Гвадалахары.
Слева от театра на противоположной стороне улицы — Дворец правосудия. Здание построено в конце XIX века как школа для девочек, а в 1952 года реконструировано для размещения Верховного суда, поэтому на фасаде эта цифра.
Справа от театра — церковь Сан-Агустин, одна из старейших в Гвадалахаре, она освящена в 1573 году. Храм реконструировался много раз, но сохранилась оригинальная ризница. Когда-то это была церковь монастыря Сан-Агустин, где содержались девочки из богатых семей. Церковь популярна для проведения свадеб и у туристов, благодаря выгодному размещению поблизости от основных достопримечательностей.
Монастыря давно нет, его помещения занимает музыкальная школа университета искусств, поэтому в сквере у церкви стоит памятник Бетховену.
Второй памятник — кастильскому поэту XV века Иньиго Лопесу де Мендосе.
На этой картине на стене изображено надгробие Мартина Васкеса де Арсе, почему она здесь, я не знаю. Само надгробие находится в Испании в соборе города Сигуэнса, оно считается жемчужиной погребальной скульптуры всех времен. Мартин Васкес де Орсе погиб на войне в 1486 году в возрасте 25 лет.
Если идти от церкви Сан-Агустин, на площади Основателей слева от заднего фасада театра стоит памятник Беатрис Эрнандес. Перескажу, что я поняла: Беатрс Эрнендес была в составе экспедиции испанцев, которые направились в эти места, чтобы основать город. До этого было три попытки, но все окончились неудачно, колонизаторов изгнали туземцы.
В 1542 году пришли они к этому самому месту, где площадь Основателей, Антонио де Мендоса выбрал место, а Кристобаль де Онате воткнул свой нож в дерево и объявил, что основывает город Гвадалахара во имя короля. Но спутники начали протестовать, опасаясь нападения местных жителей, поднялся шум. Беатрис всех перекричала, поддержала выбранное место и призвала людей остаться на этом месте. Благодаря ей здесь остались шестьдесят три семьи первых поселенцев, и был основан город Гвадалаха. Вот такая героическая женщина!
Неподалеку памятник Мигелю де Ибарра, который был в числе основателей города, а в 1542 стал первым мэром Гвадалахары.
От площади Основателей начинаются пешеходные улицы — аллея Осписио и Аллея Деголладо. Все как положено: магазины, рестораны… Мы пошли по аллее Осписио, здесь есть фонтан «Непослушные дети» (Fuente De Los Niños Traviesos). Вообще-то непослушный только один из мальчиков — писающий, но как раз вода у этой фигуры не бежит.
Чуть дальше на аллее есть еще одна скульптура — «Герб Гвадалахары».
В магазины мы не заглянули ни разу за все наше 18-дневное путешествие, только в витрины, пробегая мимо. В Гвадалахаре целые улицы вот таких магазинов с цветными платьями. Нам сказали, что это платья для девочек, которым в 15 лет устраивают праздник.
Как на пешеходных улицах любого города мира — выступают музыканты, стоят «живые» фигуры, каждый зарабатывает, как может.
На улицах продают мексиканскую еду, которую тут же готовят. У товарища грустный взгляд, видимо, торговля не идет.
Фактически, все пространство, начиная от театра Деголладо, все пешеходные улицы, фонтаны и скульптуры — это Plaza Tapatia, огромное общественное пространство и туристическая зона площадью 70 тыс. м2 с множеством магазинов, ресторанов и кафе.
Вот это, я думаю, — голова змея. Кетцалькоатль — «пернатый змей», это один из главных богов ацтекского пантеона и пантеонов других цивилизаций Центральной Америки.
В центре площади — фонтан с памятником Кецалькоатлю.
А Plaza Tapatia продолжается дальше до Института культуры Кабаньяса (здание вдали за фонтаном). Это здание начала XIX века, построенное для сиротского приюта. Сейчас это выставочный зал, где проходят выставки международного и национального уровня. Главная достопримечательность здания — фрески, выполненные Хосе Клементе Ороско. Это объект из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Но сфотографировать Институт Кабаньяса не удалось, на площади перед ним устроили каток под навесом. Там было многолюдно и весело, но больше всего веселились зрители, наблюдающие за катающимися.
На площади Explanada del Hospicio перед институтом Кабаньяса установлено больше десятка забавных скамеек.
У этой «ушастой» скамейки вид сзади не менее симпатичен.
Не могу сказать, что сидеть на них очень удобно: высоковаты, я попробовала. Но для фотосессии отлично! Пара, что на снимке справа, не возражала против съемки.
Пока я ездила и по пути высылала фотографии, подруги спрашивали: «А где же мексиканские мачо?» Пришлось найти.
Гвадалахара — родина ансамблей марьячи: маленьких оркестров, состоящих из пары скрипок, шестиструнной гитары, небольшой пятиструнной лютни, большой пятиструнной гитары (гитаррона), а также трубы и кларнета. Ансамбли марьячи появились здесь в середине XIX века и пели на свадьбах и похоронах.
В Гвадалахаре есть площадь, на которой выступают народные ансамбли и которая названа в их честь — Пласа-де лос Марьячи. Мы заглянули сюда уже в темноте.
В 2009 г. здесь выступил самый большой в мире ансамбль-марьячи из 542 музыкантов. 11-минутное представление удостоилось занесения в Книгу рекордов Гиннеса.
С утра пораньше, до выезда дальше по маршруту, пошла на площадь Освобождения. Вид Собора в лучах утреннего солнца великолепен!
Гвадалахару называют «Жемчужиной запада» и «Городом роз», она, действительно, заслуживает этого. А нас ждал штат Мичоакан.
Теги:
Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм