Взять хрустящий багет, намазать его паштетом и съесть под луковый суп — очень по-французски. Но все эти стереотипы в моей голове относились почему-то к Парижу. А вот, например, о городе Лион я не знал до мая 2018 года практически ничего. Ну как, знал, конечно, где он находится, что Альпы там рядом, что есть футбольный клуб «Олимпик Лион», в 2010 году в Лиге Чемпионов оставивший не у дел ненавистный мне «Реал Мадрид», что там проходит самый крутой фестиваль осветительного искусства, что это третий город Франции по количеству жителей. Ну в общем немного. А, и еще знал из новостей о том, что в 2015 году Лион назван самым привлекательным для жизни городом Франции, обогнав Париж, Марсель и Тулузу.
Перед майскими праздниками 2018 года мне предстояло посетить праздник Наполеона III в. Виши. Об этом я уже рассказывал. Лететь в Виши невозможно по причине отсутствия рейсов, но в ближайший крупный аэропорт летал из Москвы Аэрофлот, и аэропорт этот был — Лион. Было грешно не посмотреть на город, я решил задержаться в нем после мероприятия, а еще из-за забастовки железнодорожников получилось погулять по городу и в день прилёта. Кстати прилетали в Лион мы с Игорем — это мой хороший приятель и коллега, с которым мы пересекаемся на различных туристических мероприятиях — от алко-туров по Чехии и Италии и трезво-тура по Абу-Даби до поедания грибов на Бали, музыкальных вечеринок в Бангкоке, отвязных тусовок в Лаосе и ночных покатушек на джипни на Филиппинах. В общем, за компанию я не переживал.
Чего не скажешь о попадании на рейс Москва — Лион, за это я начал переживать тогда, когда вылет из Екатеринбурга в Москву задержали почти на час. При том, что стыковка была менее двух часов. Я уже давно так не бегал между терминалами Шереметьево, а тут еще и международный вылет. В таких случаях я обычно включаю не свойственную мне наглость, обходя очередь со словами «на мой рейс уже посадка идёт», что было чистой правдой и люди в очереди, к их чести, отнеслись с пониманием. Компания испанцев, опаздывающих на рейс в Мадрид в одно время со мной, смотря на меня с выражением «а что, так можно было?» тоже попыталась взять паспортный контроль штурмом. Очередь начала немного нервничать, и только тут наконец появился сотрудник аэропорта, призывающий опаздывающих на рейс в Мадрид идти по вип-коридору. Про рейс в Лион не было ни слова, но я уже проставил штамп и снимал ремень на досмотре. Игорь, прилетевший в Москву заранее и уже готовившийся зайти в самолет, держал со мной связь и был готов лечь костьми в случае чего, но вот мы встретились у гейта и сразу же зашли в «хобот». Если бы я не был зарегистрирован заранее онлайн, то я бы не успел. Если бы был багаж, то мне пришлось бы его бросить и не успел бы он — так быстро грузчики в аэропортах не работают, в чем я уже убеждался, когда я на короткой стыковке успевал, а мой багаж — нет.
В такой спешке я остался без традиционного атрибута международных рейсов — бутылочки чего-нибудь вкусного из дьюти-фри. Сейчас она бы не помешала вдвойне, ведь нужно было снять стресс. Но на рейсе в Лион, к счастью, наливали вино, всё-таки самолет следует во Францию! Еще одним приятным моментом было то, что я при регистрации выбрал кресло по левому борту — при подлете к Лиону с этой стороны открывается шикарный вид на Альпы, так что рекомендую на данном маршруте поступать аналогичным образом.
Приземлившись на французской земле, в первую очередь нужно сделать что? Да, пройти паспортный контроль. А потом найти местный аэроэкспресс, на который у нас были заранее куплены и распечатаны билеты. Для этого нужно пройти многими коридорами реновированного аэропорта имени прославленного сына Франции, лётчика и писателя Антуана Мари Роже де Сент Экзюпери. Там все очень по-умному организовано таким образом, что до аэропорта из других городов можно доехать на поезде. А непосредственно в город есть своеобразный аэроэкспресс, но если не знать, можно подумать, что это обычный трамвай. Впрочем, это похоже и есть обычный трамвай, просто именно этот состав курсирует до аэропорта. Внутри — зарядник для телефона, столики, отсеки для мусора — все как в обычных европейских электричках. Контролер со считывающим устройством проверяет ваши билеты, можно и не распечатывать их, достаточно сохранить файл с штрих-кодом в телефон.
Прибывает этот «аэроэкспресс» к вокзалу, но не на железнодорожные пути — а как настоящий трамвай, на городские, трамвайные. Для прохода на вокзал нужно перейти дорогу по обычному переходу, с сумками это может быть не очень удобно. Собственно, это была проблема Игоря, он зачем-то взял с собой чемодан на колесиках. Я же привык в поездках на 4–5 дней обходиться рюкзаком, и в таких случаях особенно радуюсь данной привычке. Не так сильно я радуюсь, когда нужно утрамбовать множество сувениров, или думать как провезти жидкость, но в первое время возможность быть налегке вызывает исключительно позитивные вибрации.
На вокзал нам нужно было по двум причинам. Во-первых, сдать чемодан Игоря в камеру хранения, чтобы погулять по городу. Вообще, прогулки не предполагалось, мы почти сразу должны были сесть в поезд, но от Альваро, который ждал нас в Виши, мы получили некоторые известия, поэтому появилось во-вторых. В связи с забастовкой работников железных дорог Франции расписание поездов заметно скорректировалось, причем узнать заранее что отменено, с чем объединено и когда можно будет уехать можно было только на вокзале. Вот мы и отправились на поиски кассы, чтобы потренировать свой французский, который ограничивается «бонжур мадам, сильвупле, мерси и оревуар». К счастью, на вокзале худо-бедно понимают английский, да и все что нужно было показать — номер поезда, он указан на распечатке билета. Правда пришлось по случаю забастовки отстоять очередь.
Выяснилось, что наш утренний поезд объединили с другим, который уходил только в 4 вечера, так что у нас появилось несколько часов для осмотра города — был почти полдень. Мы знали, что на обратном пути из Виши в нашем распоряжении будет целый день и еще ночь, поэтому не стали высунув язык пытаться осмотреть всё вокруг. Вместо этого мы направились прямиком в супермаркет: измождённые санкциями души требовали хрустящего багета, паштета, сыров и колбас. Немного подумав, к списку желаний было добавлено вино — на сегодня в планах только добраться до Виши, билет есть, можно расслабиться.
Супермаркет был немедленно найден недалеко от вокзала. Набрав санкционной снеди и вина, мы расположились употребить это в каком-то странном месте, очень похожем на двор сельской школы. Но стратегически оно было великолепным: высокие кусты отделяли скамейки от дороги, и совсем рядом находился питьевой фонтан. Еще рядом местные пацаны играли в футбол, и их совершенно не смутили два товарища, попивающие вино неподалеку. Кстати вино мы взяли чуть ли не самое бюджетное, в мой прошлый приезд во Францию подобное оказывалось вполне сносным столовым «сухарём» без претензий. Это же было таксебешным, возможно потому что с отвинчивающейся пробкой (у нас не было штопора), но мы использовали старый добрый метод: можно разбавить вино водой, да и на жаре (а на солнце было под 30 градусов) такое пьется легко и непринужденно — не зря древние греки так делали. В общем, справились мы с полуторалитровой бутылкой, немного позагорали и пошли в сторону набережной.
По пути нам попался храм. Приличные люди, выпив на солнце вина и немного захмелев, в храм не заходят. Но мы даже выпивши ведем себя прилично, к тому же у нас всегда есть железный аргумент, успокаивающий в таких случаях совесть: мы туристические журналисты при исполнении. Учитывая кратковременность пребывания, испытываем все аспекты местной жизни на своей шкуре, поэтому времени на разного рода манеры не остается, нужно прожить множество жизней за несколько дней. В результате из уличных пьянчуг мы по-быстрому мутировали в культурологов-искусствоведов и пошли изучать храм.
За красивым названием Église Notre-Dame de Bellecombe — средних размеров районная церковь Богоматери. Построена в 1897 в стиле нео-готики. Белькомб — имя квартала, который формирует восточную часть Шестого округа Лиона. О значимости церкви для мировой культуры говорит и тот факт, что страница про нее в Википедии есть только на французском. Но в каком-нибудь небольшом и менее избалованном архитектурными красотами городе эта церковь вполне могла бы быть кафедральным собором.
Время поджимает, надо двигаться центрее. Но культурологический зуд было уже не остановить, и по пути к набережной Роны мы посетили еще и церковь Сен-Потен. Это римско-католическая церковь середины XIX века в стиле классицизм. И здание побольше, и страница в Википедии уже есть на английском, и красивый парк перед зданием. Правда в нашем случае — за зданием, так как мы вошли с черного хода. Возможно это единственный вход, но большой и красивый фасад выходит на парк.
А дальше, наконец, замаячил просвет реки, вот к ней-то мы и помчались. Это Рона, за ней снова земля, а там снова река. Но земля — не остров, это не парижский Ситэ, омывающийся одной лишь Сеной. Там течет уже другая река — Сона, чуть ниже она впадает в Рону и они становятся одним целым. А мы пока присели на скамейку — перекурить и посмотреть на ту Рону, что является половиной Роны в нескольких километрах левее от нас. Не знаю, насколько я понятно выразился, ведь я пишу отчет уже после полуночи, под белое вино, мидии и сыр. Если подумать, то как еще можно писать отчет о Франции?
Мне безумно понравилась набережная с урбанистической точки зрения: грамотно распределенные потоки пешеходов, бегунов и велосипедистов, безбарьерная среда, множество мест для рекреации и просто куча всяких активити для детей и не только. Ну и красиво, да.
Однако время — памятуя о том, что поезд этот единственный за день, а количество желающих уехать явно не изменилось, мы прогулялись по парочке мостов через Рону и назад, после чего двинули обратно в сторону вокзала. Мимо сада имени основателя французской секретной службы и других милых мест.
На вокзале, и особенно в поезде, нас ждал филиал ада, я впервые сталкивался с забастовкой транспортников. Если не считать того случая, когда в Италии мне отказали в бесплатной перевозке чемодана в 30 кг (при норме 23 на человека, а нас было двое), мотивировав это требованиями профсоюза грузчиков — итальянцы не привыкли держать в руках что-то тяжелее бокала кьянти. Но тут просто была толпа, штурмующая поезд. Правда, штурмующая интеллигентно и с французским достоинством. Представьте, что все поезда метро в Бутово отменили, оставив один, и желающие уехать — сплошь аспиранты МГУ. Толкаясь и извиняясь. Локтём и улыбкой. Одновременно.
Впрочем, про это наше с Игорем дорожное приключение сидя на полу в тамбуре поезда можно прочитать в моем рассказе про Виши. А пока, несмотря на наличие продолжения текста, будет логично прерваться. В следующей части будет уже совсем другой день, да и хронологически сначала будет Виши. Так что до скорых встреч, оревуар!
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм