Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Волос — Греция Июнь 2015

Есть в Греции регион Фессалия, а в нем — территория (ном) Магнисия, которая корнем своего названия дала жизнь таким словам, как магнит, магнезия и магний. В Магнисии есть гора Пилио, ее склоны и вся местность вокруг тоже называется Пилио, или Пелион. В новогреческом буква η читается как И (ита), тогда как раньше она была Э (эта). Часть этой местности постараюсь описать в меру своих скромнейших способностей.

Посетить Пилио я планировал давненько, всё как-то не складывалось, пока, наконец, не сложилось.
Регион нашего летнего обитания — полуостров Кассандра, Халкидики. И вот оттуда, ранним воскресным утром в последних числах июня, мы, распираемые авансовой радостью будущих впечатлений, отправляемся в путь.
Кассандра в последние годы перегружена туристами, дороги забиты, и обычно средняя скорость передвижения здесь — примерно 50 км/ч. а в городках можно вообще застрять на непредсказуемое время. Раннее утро поможет нам в легкости передвижения.

До Волоса, столицы Магнисии, от нашей деревни 320 км, прибываем туда раньше полудня.
Город для нас особого интереса не представляет, каких-либо ярких достопримечательностей в нем нет, но не заехать, не пройтись хотя бы по набережной, будет неразумно.

Волос, набережная:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Побродили немного, никаких нечаянных интересностей не обнаружили, что ж, садимся в машину и едем вверх, в деревню Макриница, до нее от Волоса километров 15.
Название Макриница звучит очень по-славянски не зря, считается, что оно славянское и есть: горы здесь буквально сочатся водой, повсюду источники и ручейки, в общем, мокро.
Деревня расположена на склоне, прихотливо прилепившись к крутым бокам горы Пилио. Один из эпитетов Макриницы — балкон Пелиона, отсюда должен открываться прекрасный обзор Волоса, Пагасейского залива и соседних долин. На въезде есть пара стоянок, с местом повезло, оставляем машину и идем гулять.

Один из аутентичных признаков заметен сразу, это крыши. Они сделаны из плоских камней (видимо, сланец), уложенных по принципу черепицы.
Вид на Волос и залив:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Впоследствие подобные крыши я видел не раз, например, в албанский Гирокастре, но тогда, кажется, встретил их впервые.

Макриница весьма известна и популярна, сюда на автобусах привозят туристов, процветает продажа сувениров, местных трав, меда, варенья.

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Добираемся пешком до центральной площади. Она мала и на 60–70% занята ресторанчиками, а на 10% — древним платаном. Высота этой площади над уровнем моря — примерно 550 метров, что достаточно для относительной прохлады.
Центральная площадь, она же Площадь Мира:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Мы как раз решили пообедать, выбрали ресторанчик у края, от столиков первого ряда открывается прекрасный вид на Волос и залив, однако, те столики безнадежно заняты. Впрочем, вид никуда не денется, а есть хочется, сели на свободное место, мусака-кофе-баклава, еще кофе и идем гулять дальше.

Возраст села весьма почтенный, только платану на центральной площади, как утверждается, 1000 лет. Но первое поселение здесь возникло в 1204 году, выходит, дереву не более 800 лет. Так часто бывает с локальными легендами.
С тыльной стороны могучего платана видно, что в своей самой могучей части он почти пуст:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

На площади есть фонтан, только собрался снять, как туда влезла собачка и не спешила уходить. Что ж, пусть оживляет кадр:

Улочки Макриницы:

Очень романтичная скамейка:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Торговые ряды вдоль узких улочек:

Ассортимент лавок — лапша, травы, мед и сувениры.

Купил большую упаковку «Цай вуну» (горный чай), у нас его называют Чабан-чай, на любителя, но я и есть тот самый любитель. К тому же такой чай очень полезен.
Деревня невелика, обойти все и пообедать заняло у нас часа полтора. Идем к машине.
Отъезжаем в сторону внешней (восточной) части полуострова, к знаменитому пляжу Милопотамос и деревне Цагарада.
Вид на Макриницу:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

С утопающей в зелени дороги открываются виды на Волос и залив, невозможно не тормознуть и не щелкнуть, торможу и щелкаю:

Местная флора:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Путь лежит по серпантину, виды потрясающие. Правда, лучшие виды открываются в таких точках, где нельзя остановиться, а там, где можно, панорама уже не та.
Проезжаем мимо горнолыжного курорта, не знаю, много ли здесь зимой снега, но если много, то склоны вполне интересны.
Спустя примерно час езды сквозь зелень проступает море.
Полоса воды белесого оттенка говорит о наличии волнения, при котором взвешивается мелкий песок.

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Ближайший поселок — Айос Иоанис, спускаемся туда. Городок среди греков довольно известный, правда, стоит учитывать, что это название (св. Иоанн) может присутствовать на карте и в других местах страны (плюс Кипр).

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

На мой вкус, ничего примечательного тут нет, кроме того, что городок расположен у самой воды, что в этом крае редкость. А значит, здесь удобно остановиться тем, кто прибывает не на своем автомобиле, можно до пляжа добираться пешком. Едем дальше. Надо сказать, на этом побережье нет дороги, идущей вдоль моря, она проходит по верху, а к морю приходится каждый раз спускаться отдельно. Следующая наша цель — деревня Цагарада, там запланирована ночевка.
Айос Иоанис (против солнца):

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Расстояния тут совсем небольшие, но серпантин существенно снижает скорость.
Въезжаем в Цагараду. Чем то эта деревня напоминает Макриницу, но все-таки различий больше, чем сходств.
Первое, за что цепляется глаз, — огромное количество гортензий. Они крупны, разноцветны и вездесущи. Жена, любительница цветов, принуждает меня к постоянному фотографированию, я покорно приемлю свою участь.

— Вот эти синии, они совсем редкие, сними обязательно. — Но я только что снимал синие. — Ты не видишь? здесь совсем другой оттенок… В итоге остался еще и виноват, «самые редкие» почему-то отсутствовали на сделанных кадрах. Эх, нелегка участь плохого фотографа, еще и не разбирающегося в цветах.
Гортензии Цагарады:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Цветов здесь вообще много, растут просто вдоль дорог, свисают со стен.

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Нашли спуск к пляжу Милопотамос, подъехали. Пляж великолепен, однако, однако… Воскресенье, очень много народу, это раз. На море хоть и небольшое, но все же волнение, это два. Близится вечер, а еще предстоит искать место для ночлега — три. Учитывая обстоятельства, решили сейчас тут не купаться, а ехать искать отель. Заранее бронировать не стали, не было уверенности в конкретной точке базирования. К Милопотамосу нагрянем завтра, в понедельник.
Фоток я нащелкал много, но на следующий день всё было чуть лучше, поэтому дальнейшие картинки будут «завтрашние», в соответствии с хронологией.
А сейчас отправляемся на поиски места для ночлега.

Деревня Цагарада прилепилась к весьма крутому склону, поэтому представляет из себя одну длинную извилистую улицу и пару отходящих от нее боковых, не менее извилистых, все это находится на некотором отдалении от берега.
Поиск отеля слегка затянулся, перебирали, в итоге нашли немного недостроенный, но вполне функциональный вариант: роскошная комната с избыточным оформлением интерьера (художественная ковка, изразцы, необычная отделка), балкон с видом на море, все новое, с парковкой, интернетом и завтраком. Цена была нам предложена вполне скромная — 65 евро. Очевидно, такая цифра связана как с некоторой незаконченностью строительства (с парадной стороны отделочные работы, вход пока только со двора), так и с не самым высоким сезоном (июнь), я ожидал за этот вариант точно больше 100 евро. Хозяин проявил к нам повышенное радушие, возможно, мы были первыми его русскими гостями, угощал нас узо и подарил жене красивую ароматную гардению.
Расспросили его о местных ресторанах и вскоре отправились на ужин.
Надо отметить, местная кухня известна своей особостью, соседи греки на Кассандре, узнав, что мы собираемся сюда, даже посоветовали (и записали на бумажке название) блюдо, которое просто необходимо попробовать в Цагараде. Называется Спецофаи.

Мы, выбирая ресторан (на центральной площади), сначала смотрели в меню — есть ли там спецофаи.
Блюдо оказалось не очень затейливым, но очень вкусным — резаные колбаски, протушенные вместе с несколькими видами удлиненных перцев в обильном соусе.
Подобное блюдо есть и в других частях Греции, но здесь оно доведено до совершенства.
Я не являюсь любителем делать снимки в ресторанах, одно время даже вызывало недоумение — зачем в предустановках моего фотоаппарата есть режим «Еда», но тут пожалел, что не взял с собой на ужин даже мобильник.
Еще одна местная особенность — несмотря на дневную жару, вечером было весьма прохладно, навскидку — градусов 16–17, так что требуются кофты.

Удивил вид от старой площади — сквозь марево сумерек вдали на горизонте виднелась полоска холмистой земли. По всем моим прикидкам выходило, что это могла быть Кассандра, приглядевшись, можно различить и часть Ситонии, и даже вершину горы Афон. Спросил у официантки — да, действительно, это видно Халкидики и Афон. В другую сторону открывается вид на острова Северные Спорады (Скопелос, Скиатос и др.).
В отеле так прохладно, что не нужен никакой кондиционер, после раннего подъема и обильных впечатлений засыпаем как убитые.
Наутро, после завтрака, выселяемся, ведь к морю надо ехать на машине, неизвестно, будет ли возвращение сюда уместным с точки зрения логистики. Мы, кстати, еще не определились, будем ли уже к вечеру отправляться домой или заночуем тут еще одну ночь. Решили, если заночуем еще, то вернемся опять в тот же отель.
А пока — к морю.

Тут я решаю опрокинуть парадигму, ехать не на Милопотамос, а на соседний пляж, чуть менее известный, но зато более безлюдный, называется Факистра. А Милопотамос посетить позже.
Едем. Дорога упирается в обрывистый склон, дальше только пешком, тропинка ведет к морю сквозь плотные заросли.
Сверху открывается вид на пляж Факистра:

Тропа к пляжу:

Растительность в здешних краях необычайно плотная, стоит чуть углубиться в лес, попадаешь в реальные джунгли, везде сочится вода, деревья сверху смыкаются кронами, образуя густую тень, по стволам расползаются всяческие лианы.
Вскоре тропа выходит на пляж.

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Пляж понравится далеко не всем, но для меня он прекрасен, сочетание камней, мелкой гальки, скал и моря — идеальное. А еще и народа нет совсем.

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Надеваю на шею непромокаемый фотоаппарат и отправляюсь вплавь к правому утесу, там, проявив нечеловеческую проворность (стоившую мне раскровавленных пальцев), вскарабкиваюсь на скалу.
Вид оттуда на пляж:

А это утесы правее:

Вдоволь налазался по скалам, нанырялся, вернулся на пляж. Еще немного поплавали с женой. Невероятно, но мы все время были тут одни.
Каменная энтропия:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Очень приятное место. Повалявшись на прибрежной гальке, все же вспоминаем о наличии неподалеку самого известного местного пляжа — Милопотамоса. Пора и туда съездить. Собрались, пошли вверх. И только тут встретили первых посетителей пляжа (помимо нас).
Последний взгляд на Факистру:

Нет, еще один:

Выбираемся к машине и едем в сторону Милопотамоса. Он совсем рядом, но прямой дороги нет, надо подняться в Цагараду, а потом уже спуститься к пляжу.
Несколько видов побережья:

И вот, наконец, Милопотамос:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Мои надежды на то, что в понедельник народу будет меньше, оправдались лишь отчасти.
Наверху видно, что сюда тянутся еще и еще машины, т. е. плотность людей на пляже быстро растет и будет расти еще.
Вода сегодня спокойнее, нет песчаной взвеси, снимки получше, чем вчерашние.
Пляж, безусловно, красив и притягателен. Попасть туда можно по тропе, ведущей от стоянки вниз, на фото ее видно в левой части снимка над пляжем.
Скала издали похожа на медведя (ну, мне так показалось), припавшего к воде:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Вчера наверху (примерно в точке, откуда снимал) стоял экскаватор, к его ковшу был прицеплен трос, нижний конец троса укреплен посреди пляжа, желающих за 5 евро спускали туда с помощью альпинистского снаряжения. Обратный подъем, насколько я понял, входил в цену. Я любитель подобных акробатческих мероприятий, но вчера не повелся, отложил на сегодня, а сегодня этого «аттракциона» уже нет…
Долго стояли наверху, колебались — стоит ли идти сюда купаться? Решили, что только для галочки — не стоит, а в плане ощущений Факистра подарила нам больше. Вот если б функционировал альпинистский спуск на тросе, я б точно совместил купание с этим экстримом-лайт.
Вид в другую сторону от Милопотамоса:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Провели здесь еще немного времени, на площадке над Милопотамосом есть пара ресторанчиков, есть и отели, но их немного.
Пообедать захотелось опять на центральной площади, поехали туда.
Вот здесь видно ближнюю к морю часть Цагарады — до берега приличное расстояние:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Без машины или скутера здесь придется трудновато. Но в этом кроется и одно из преимуществ — нет пакетных туристов, а значит, в целом народу поменьше, чем, например, в Халкидиках. Конечно, Милопотамос входит в десятку самых лучших пляжей Греции, об этом достаточно много статей в интернете, такая слава привлекает людей. Очень много автомобилей с сербскими, болгарскими, македонскими и румынскими номерами, как, впрочем, и по всей Греции. А вот с российскими номерами наша машина была в тот момент единственная.

И еще немного местной флоры:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Крыши здесь такие же, как в Макринице. Трубы сложены тоже из сланца, сверху каждой — прихотливый каменнный наконечник:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Центральная площадь, как и в Макринице, снабжена древним пузатым платаном:

Здесь мы перекусили, в том же ресторанчике, что и вчера. На этот раз я заказал не спецофаи, но тоже нечто оригинальное — яйца, баклажаны, сыр, помидоры, все это запечено до нежно-мягкой консистенции. На десерт — йогурт с медом. И кофе.

После ланча и расслабленного созерцания пейзажей отправились на выезд, так до конца и не решив, оставаться ли тут еще на день, или уже двигаться назад.
На выезде из Цагарады взгляд цепляется за сложенные вдоль дороги дрова:

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Побережье скалистое, но изобилует бухточками, наверняка там есть небольшие пляжи:

Вулканическое происхождение рельефа наглядно видно на этой фотке — под водой застывшие языки лавы (я прозвал этот мыс «лапа дракона»):

И повсюду цветы:

От Цагарады отъехали уже прилично, пора или возвращаться, или принимать решение о невозврате. С трудом, мучительно колеблясь, таки решили — движемся в свои Халкидики.

Назад едем другой дорогой, к Волосу приближаемся понизу, т. е. совершаем замкнутый круг — туда через горы, назад вдоль моря. Заодно посмотрели на тамошние курортные места.

Магнисия. Гортензиевый (к)рай

Проехали Волос по улице вдоль моря, заправились и спустя часов пять были уже дома на Кассандре, виды Пилио превратились в воспоминания. Очень приятные воспоминания.

Краски, воздух, море, скалы, микроклимат — все оставило неповторимое послевкусие.
Благодатнейший край. Но лишь для любителей скал, для тех, кто не просто хочет безмятежно валяться на песчаном пляже, а готов совершать пешие спуски-подъемы по крутым тропам. Да и без своего (либо арендованного) средства передвижения там сложновато.