Бросаться с головой в непонятную авантюру — это глупость высшей степени. Но всё же такая соблазнительная глупость! Олег Рой. Скользящий странник
Бросаться с головой в непонятную авантюру — это глупость высшей степени. Но всё же такая соблазнительная глупость! Олег Рой. Скользящий странник
В этом рассказе я хочу поведать вам об одном небольшом, но удивительном приключении, которое произошло со мной в очередной африканской поездке. Со стороны оно может кому-то показаться обычным, но лично для меня это мероприятие было запоминающимся и крайне авантюрным.
Итак, начну с самого начала. Несколько лет подряд я фанатично коллекционировал новые страны (2010–2016). В большей степени гнался не за качеством, а колличеством. С 2017 года перестал это делать. Теперь мне важнее получить больше эмоций и впечатлений в одной стране, чем за этот же период в нескольких.
Сейчас я как раз описываю один из случаев произошедший в период тревел гонки. Так вот однажды я забронировал двухнедельный тур по нац.паркам трёх стран: Камерун-ЦАР-Конго. Из-за политических проблем в ЦАРе в маршруте осталась только одна страна. Мне пришлось отказаться от этой поездки. Но была одна проблема — билеты из Москвы до Камеруна были невозвратными. Стараниями моего московского товарища удалось их поменять на другую дату.
Как только это было сделано, Дима (так зовут моего знакомого) начал под эти билеты формировать индивидуальный маршрут. Он сидел вечерами в поисковиках, ездил лично во все посольства. Мне оставалось только заполнять анкеты, собирать справки и надеется, на то, что всё получится.
Хочу отметить, что документы на некоторые визы были необычными. Так, например, для Экваториальной Гвинеи требуется справка об отсутствии судимости (её нужно заказывать и ждать более 20 дней). Чтобы сделать визу в Нигер (посольства которого нет в Москве) документы и паспорт нужно отправлять во Францию, что довольно рискованно (для документов).
В итоге за 3 месяца были получены все визы и мы с нетерпением ждали начала путешествия. Маршрут был следующим: Москва — Стамбул (пересадка) — Дуала (Камерун) — Малабо (Экваториальная Гвинея) — Нджамена (Чад) — Ниамей (Нигер). Далее опять через Дуалу вылет домой. Итого 4 страны.
Конечно, при таком маршруте, к моему сожалению, теряется качество осмотра стран. Но честно скажу, что мы на свой страх не принимали противомалярийные препараты. А ведь эти страны находятся в зоне максимального риска заражения. Об этом нам регулярно напоминали местные гиды. В Камеруне один из них, когда я сказал, что ничего не пью из лекарств, он глаза сделал по полтиннику и спросил: что же я буду делать, если заболею? Мне было сложно объяснить ему. Это, как спросить русского: почему он не пристегнулся ремнем безопасности и что он будет делать в случае столкновения?
Кстати, я понимаю опасность коронавируса, но для примера приведу цифры по малярии за 2018 год, когда во всём мире малярией заболело 228 миллионов человек. Умерло 405 000 человек. 94% всех случаев смерти от малярии было зарегистрировано в Африканском регионе.
Поэтому единственным способом уменьшить не запланированные встречи с малярийными комарами, для нас было поменьше лазить в джунглях и брать хорошие отели. Ну и добавлю ещё, что есть желание посетить и другие редкие страны, которых немало в той же Африке, поэтому я лучше увижу мельком все 62, чем малую часть из них. Правда, за исключением некоторых государств, по которым я хотел бы полазить более детально (Намибия, Эфиопия, Танзания, Кения). В любом случае даже короткое пребывание в африканской стране позволяет увидеть её интересные места и некоторые достопримечательности. Могу точно сказать, что у вас будет возможность и время заглянуть в глаза местным жителям.
Предыстория закончилась, теперь к самой сути рассказа.
На пятый день нашего путешествия мы утром прилетели в Ниамей столицу Нигера и сразу же поехали знакомиться с городом. Всё шло четко по графику. На следующий день должны были поехать в нац. парк и на седьмой вылететь в Дуалу для короткого знакомства с Камеруном.
Во время экскурсии по Ниамею мы зашли в главный музей страны. Гуляя по его залам, видим карту западно-центральной части Африки. От нечего делать подошли к ней, чтобы просто в очередной раз посмотреть, как далеко мы забрались от дома.
Вдруг, мой попутчик решил спросить у гида просто так из любопытства, а нельзя ли доехать до Буркина-Фасо? Гид ответил, что можно, если получить визу.
В нашем сознании разыгралось воображение, граница была совсем рядом. Мы подумали и сказали вслух одновременно: «эх жалко, что у нас нет визы и времени, а то бы в копилке была ещё одна сложная страна». Посольства Буркина-Фасо тоже нет в Москве.
Чёрт дёрнул моего товарища продолжить на ломаном английском этот разговор. Выяснилось, что теоретически можно завтра до обеда эту визу получить прямо в Ниамее. После этой информации Дима завёлся и понеслось. В моих глазах выглядело всё это безумно, но мы сразу же поехали в авиа-кассы, чтобы выяснить, есть ли билеты на послезавтра из Уагадугу (столицы Буркина-Фасо) в Дуалу. Через час выяснилось, что вроде есть. Потом мы поехали в посольство или визовый центр (даже не знаю как обозвать это помещение).
Времени было уже ближе к пяти вечера. У гида там оказался знакомый сотрудник. Мы заполнили анкету, отдали паспорта и пошли тут же делать фото. Чтобы вы представляли, как выглядит эта контора — описываю процесс изготовления фото на визы.
Я сажусь на качающуюся табуретку во дворе заведения. «Фотограф» подходит ко мне и говорит, что свет слишком яркий от солнца, переставляет стул в тень дерева. За моей спиной, как распятый Иисус, стоит Дима и держит белую мятую простынь. Сотрудник достает из кармана фотомыльницу стоимостью, наверное, в 1000 рублей с разрешением может в 1–2 мегапикселя и начинает вперёд — назад водить перед моим лицом. Иногда он просит поднять простыню выше. Выглядело всё это крайне смешно и экзотично. Фото стоили почти как и у нас дома - 200 руб. с человека.
Я был в шоке, но через 30 минут визы были в наших паспортах. Мы поехали покупать билеты на самолёт. Одна касса уже закрылась, поехали искать другую. Через час билеты из Уагадагу в один конец в Дуалу (транзитом через Абиджан) были у нас в руках. Остался ещё один вопрос: как добраться из Ниамея в Уагадугу, откуда у нас был вылет через 2 дня. Было два варианта. Первый выехать рано утром в день отлёта, чтобы к 16.00 успеть в аэропорт. Второй вариант отменить экскурсию в нац. парк, чтобы этот день потратить на дорогу и потом спокойно, после экскурсии по Уагадугу приехать в аэропорт.
Со слезами на глазах я решил отказаться от экскурсии в Нигере, несмотря на то, что это был природный объект ЮНЕСКО.
Да, забыл ещё сказать, что наш Ниамейский гид каждый час повторял одну и ту же фразу с восторженной улыбкой на лице «Crazy Russian tourists». Действительно, это было сумасшествием. Всё-таки это не Европа, где по шенгену вы сели в поезд и поехали без проблем в другую страну. Тут же ещё была ситуация, что у нас был спланированный и чётко организованный маршрут малийской туристической компанией с трансферами, отелями, гидами и т. д. А мы решаем всё сломать и сделать по-своему. При этом вы понимаете, что у нас оплачены две ночи в Ниамее (вместо одной фактической), на руках авиабилеты из этого же города транзитом через Ломе в Дуалу.
Только авантюризм моего попутчика и его финансовые возможности, которые не столь велики (если только речь не идёт о туристическом приключении) позволили нам осуществить, внезапно родившуюся, одну на двоих мечту. Ещё параллельно с визами и билетами мы уговорили гида, чтобы эта же машина отвезла нас из Ниамея в Уагадугу. Компания произвела расчёты и тут же выставила счёт за эти транспортные услуги — примерно 1000 $.
Уверен, что если бы мы поехали на другом виде транспорта, например, на вот этом, то мы бы отдали не больше 100$ за весь автобус. Маршрутка забивается битком, наверх кладётся багаж либо на крыше по кругу садятся люди ещё человек десять.
Когда мы ехали из Ниамея в Уагадугу, я заметил много маршруток на которых закреплены мопеды. Казалось бы они должны сами ездить по земле и катать людей, но видимо в Буркина-Фасо это такая ценость, что тут машины и люди на себе возят мотоциклы.
Возможно, на местном пассажирском авто нам действительно было бы надёжнее и быстрее добраться, ведь приключения в Нигере ещё не закончились. Рано утром мы выехали из Ниамея в сторону Буркина-Фасо. До границы чуть более 100 км. До Уагадагу — 500 км. Через, примерно, 80 километров под машиной раздается жуткий скрежет и стук — вылетел карданный вал. Мне этот водитель и машина сразу не понравились. Когда он нас встречал в аэропорту, через 30 секунд, как только начали отъезжать — чудом не стукнул другую машину.
Короче мы в трансе. Дорога пустая, автомастерскими там и не пахнет. Надежда, что туристическая компания (посредник) состоящая из нескольких человек, пришлёт нам другую машину — очень мала. Водила залез по авто, Дима стоял рядом нервничал, а я пошёл искать камень для своей коллекции. На улице было плюс 38 в тени.
Нам повезло, машину через какое-то время починили и мы поехали дальше. С нами был уже другой гид. Но, видимо, день был тоже авантюрным, так как ещё через полчаса, не доехав несколько километров до границы, у автомобиля начались другие проблемы. На нижних передачах он начал сильно дёргаться. При этом днём ранее, когда мы ездили по Ниамею ничего подобного с машиной не происходило. Я не механик, но я так понял, начались проблемы с бензонасосом.
Водитель останавливался каждые 20–30 минут, продувал и наживал на что-то и мы ехали дальше. Дорога в общей сложности вместо 6 часов заняла 12! На подобных, вынужденных остановках я набрал кучу камней, половину из которых из-за веса пришлось выбросить. На фото пока ещё нигерийская земля.
Первые два часа мы ехали с кондиционером, потом сломался и он. Я никогда не видел, чтобы он вскипал как вода. Из-под капота шёл жуткий дым. Оставшийся путь мы ехали с открытыми окнами. По дороге выпили литра по три воды каждый. Похолодало только с приходом темноты, температура опустилась до +32:)
Вот один из таких пунктов. Машины останавливают для проверки документов. Этим пользуются продавцы. Сразу же подбегают и начинают что-то предлагать.
Настало время рассказать немного о самой стране, ведь мы въехали на её территорию довольные и даже немного счастливые. Вот один из первых кадров. Указатель расстояния до столицы Буркина-Фасо.
Буркина-Фасо — государство в Западной Африке. До августа 1984 года — Верхняя Вольта. Граничит с Мали, Нигером, Бенином, Того, Ганой и Кот-д’Ивуаром. Выхода к морю не имеет.
Название означает «родина честных людей» (в переводе с языка мооре «буркина́« — «честные люди», в переводе с языка дьюла «фасо́« — «отечество»). Другая версия перевода — «страна достойных людей».
Территория — 273 187 км², население — 16 млн человек. Вот наш маршрут. Стартовали в городе Ниамей, закончили в Уагадугу.
По этой дороге мы проехали почти половину страны. Вот типичные небольшие местные деревеньки.
Обожаю такие сельские пейзажи.
На обочине около деревень можно часто увидеть детей и подростков, продающих что-либо.
На этом участке пути все в основном продавали куриные яйца.
Встречались и более крупные населённые пункты. Примерно на середине пути был даже большой город Фада Нгурма, основаный в XVIII веке правителем Гурмы Яндабили.
Фада Нгурма является главным городом Восточной области и провинции Гурма. Здесь находится резиденция верховного правителя (короля) народов гурма. Южнее города лежит территория буркинийских природных заповедников.
Эмблема Фада Нгурма — крокодил. Его мы здесь не видели, только вот этого покусаного льва. Наверное крокодил и покусал. Мне даже было больно и жалко смотреть на скульптуру.
В данном городке мы остановились в кафе, чтобы попробовать местное пиво. Заведение мне понравилось. Cредь бела дня там было полно народу, играла музыка, на стенах везде граффити, вкусное пиво.
Помимо всего этого, там было ещё много мух, отчего мой товаищ был крайне расстроен. Я их тоже не люблю, но зато я люблю Африку и в каждой стране обязательно пробую пиво местного разлива.
Дорога мне запомнилась огромными красивыми деревьями под названием Адансония пальчатая, которые в народе все называют баобаб.
Пару раз во время вынужденных остановок я прикасался к этим могучим исполинам.
Большие пейзажные наслаждения доставляют мне и вот такие скелетные деревья в воде. Мы проехали мимо одного шикарного озера, где их было сотни. Я замешкался и не попросил остановиться водителя, надеясь, что дальше будет нечто подобное. К сожалению, я ошибся и был лишен десятков красивых природных кадров.
В путешествиях часто забываешься и не вспоминаешь про рабочие и домашние заботы. Но когда я увидел эти две постройки, вспомнил про жену. Как хорошо, что есть куда вернутся:)
В пути были две интересные и памятные встречи с людьми. Первая из них совсем необычная и случайная. На обочине наш гид увидел почти своих земляков. Это были женщины из кочевого племени Водабе (бороро).
Мы угостили их конфетами и подарили шариковые ручки. Как их занесло в Буркина-Фасо непонятно. Кстати, мужчины этого племени проводят яркий и красочный конкурс женихов — Геревол. Если вы захотите его увидеть приезжайте в Нигер в сентябре.
Вторая встреча была не такая экзотичная, но уже более позитивная. Мы проезжали по очередному глухому участку дороги. Машины встречались там крайне редко. Я увидел небольшой грязный пруд, в котором купались дети. Остановились, я вышел с фотоаппаратом и начал делать снимки. Дети, как только меня увидели, тут же со всех ног начали разбегаться в разные стороны. Кто-то встал как вкопанный, другие бросились к одежде (некоторые из них были голые). Они, наверное, издалека подумали, что я в них целюсь из ружья:)
Гид начал им что-то кричать, типа чтобы не боялись и подошли к нам. Минуты две они думали, потом начали нерешительно подкрадываться к машине. Дима достал пакет, в котором осталась после предыдущих благотворительных дней всякая мелочь. Секунд через пять пакет был пустой. Потом забрали и его.
Ещё мгновение и мой попутчик пошёл бы купаться без одежды вместе с ними. Еле успел отбежать. Мы помахали осмелевшей детворе и поехали дальше.
Это мы уже не так далеко от Уагадугу заправляемся бензином:)
Поездка подходила к концу. Из-за частых остановок в столицу мы въехали в кромешной тьме. По дороге гид забронировал нам недорогой отель. Минут сорок мы пытались его найти, но безрезультатно. Решили остановиться в первом встречном. На наше счастье им оказался вполне приличный отель, правда и стоил он дороже среднеевропейского, в принципе, как и всё в нетуристической части Африки.
В конце рассказа хочется отметить, что в этой незапланированной и случайной стране мы к своему удивлению провели больше времени, чем в странах по изначальному маршруту. Ну и, конечно, нельзя сравнить наземное перемещение по стране с передвижением по воздуху. В последнем варианте вы видите только самолёт, небо и аэропорты. А когда едете на машине, то за окном можно увидеть тысячи деталей.
Так что не бойтесь авантюрных решений во время своего путешествия, смело ломайте его границы и тогда мир предстанет перед вами в совершено новом и удивительном свете.
P. S. Буркина-Фасо нас окончательно добила, когда мы приехали в аэропорт Уагадугу. Выяснилось, что рейс был перенесён на 6 часов (вылет вместо 16.00 в 22.00). Гид с машиной уже уехали в сторону Нигера. После истеричного и тревожного часа, когда мы пытались найти другие варианты перелёта, мы взяли такси и поехали назад в город. В Дуалу вместо 12 ночи мы прилетели в 6 утра. Единственное о чём мы жалели, что во время пересадки в Абиджане у нас было всего два часа. А то мы тогда и в Кот-д’Ивуар смотались бы:)
Что интересно, мы там и оказались, но ровно через год, но это уже другая история...