Из серии «Ранние путешествия с компактом»
Карл хоть и был из династии Испанских Бурбонов, но рос мальчиком скромным, так как по изначальному положению в «линиях наследства» не мог претендовать на что-то крупное. Карл был сыном Филиппа V и его 2-й жены, Елизаветы Фарнезе, и приходился двоюродным братом французскому королю Людовику XV. Елизавета была последней в доме Фарнезе, все её родственники, правители Пьяченцы и Тосканы умерли бездетные, поэтому от мамы Карлу достался титул герцога Пармы, чему он был несказанно рад. Как и советам по правлению от своей бабушки Доротеи Софии Нойбургской, которая взяла над ним шефство.
В 1735 году закончилась война за Польское наследство, результатом которой явились всеобщие перестановки на европейской шахматной доске, узаконенные Венским трактатом. И Карл проснулся королём Неаполитанского королевства, включавшего Южную Италию и Сицилию. Карл надел на себя порядковый номер VII и без сожаления передал Парму своему младшему брату Филиппу. Умчался на юг кушать моцареллу и пиццу. Болтая ножками на Амальфийском бережку. Да и Капри через улицу, то есть через проливчик. Кто бы отказался?
Королей, как известно, пускают пожить только во дворцы. Вероятно, Карла устроил бы и традиционный королевский дворец в Портичи, но уж очень его напугали англичане в 1742 году. Тогда шла война за другое наследство — австрийское, и скромная неаполитанская армия помогала Испании лупить австрийцев в Ломбардии. Англичане, официально вступая в войну на чьей-либо стороне, уже тогда были слабы, чтобы меряться силой по-серьёзному на суше, зато их эскадры носились по морю угрожая всем «Ужо вас всех закидаем бомбами», что иногда и происходило. Знакомая тактика. Карл пожалел Неаполь и согласился на требования англичан, вышел из войны.
Карл понял, что нахождение дворца на морском побережье делает его удобной мишенью для неприятельского флота и решил заложить новую королевскую резиденцию в глубине полуострова. Выбрали город Казерта. И тут Карла понесло. Вероятно, находясь в плену комплексов детства, он пожелал, чтобы новый дворец стал более грандиозным, чем любой европейский дворец.
Архитектора искали долго, в конце концов в Казерту в 1751 году приехал знаменитый мастер Луиджи Ванвителли. Понимая грандиозность проекта, Ванвителли привлёк на помощь ещё несколько перспективных римских архитекторов.
К 1780 году действительно было закончено самое большое здание, построенное в Европе в XVIII веке с парком 120 га и 3-х километровым каскадом фонтанов и прудов. Гигантомания зашкаливала. Был полностью изменён ландшафт, а город Казерта перенесён на 10 километров. Квадратное сооружение кроме 1200 комнат вобрало в себя дворцовую церковь, придворный театр, богатую библиотеку.
Вокруг дворца был разбит самый обширный из регулярных парков Италии, в котором нашлось место для колоссального акведука и шёлкопрядильной мануфактуры с домиками для рабочих, я уж не говорю о многочисленных фонтанах, скульптурах и прудах.
Самое интересное, что Карл во дворце никогда не жил, он даже не увидел его готовым. В 1759 году, после внезапной смерти своего бездетного брата Фердинанда VI, он под именем Карла III взошел на трон Испании, ещё раз подфартило младшенькому, да ещё как по-крупному! По быстрому отрёкся от неаполитанского престола в пользу своего третьего сына Фердинанда и покинул Неаполь навсегда.
Не знаю, что думал о гигантском проекте Фердинанд, но его министры не раз обвиняли его папу в безумной расточительности и гигантомании, плодом которых стала монотонность однообразных перспектив, тем более что к моменту завершения строительства мода на подражание Версалю была в прошлом. Да, это последний поистине грандиозный дворцово-парковый ансамбль в истории Европы, но его создание мало кого затронуло из современников. Те более, что вскорости спалили Бастилию, и Европа надолго погрузилась в иные проблемы, история творилась в других местах, а в неаполитанскую провинцию мало кто заскакивал.
Фердинанд пожил немного во дворце, пока его после провозглашения Неаполитанской Республики в 1799 году не ограбили подчистую, хотя само здание дворца пострадало не сильно. Начиная с 1806 года в Казерту заезжал Жозеф Бонапарт, которому Наполеон подарил корону Неаполитанского королевства. Возвратившись в 1815 году, Бурбоны владели дворцом всего 45 лет, потом Италия объединилась, и памятник архитектуры стал собственностью государства.
Дворец в Казерте самый странный масштабный архитектурно-парковый комплекс в Европе. Кажется, что его кто-то по ошибке перенёс сюда, в глухую провинцию, а не разместил в пригороде Мадрида, Парижа или Вены. Можно спорить о целесообразности его строительства, тем более, что в нём никто толком и не жил, но сомнений не вызывает, что это один из красивейших дворцов а-ля Версаль и пропустить его было бы неразумно. Тем более, что народ здесь, даже летом, в кассу не стоит.
5-ти этажный, высокий 36 метров, дворец в Казерте представляет собой прямоугольник со сторонами 247 и 185 метров, площадь одного этажа 45 695 метров.
Но далеко не все эти метры являются жилыми, так как в большом прямоугольнике вписаны ещё четыре меньших, каждый с просторным двором, проходами из одного двора в другой служат срединные арки в перекрестных стенах.
Прежде всего посетителей, входящих во дворец встречает грандиозная лестница, ведущая на второй этаж. Лестница роскошна, охраняют её два мраморных льва.
Из 1200 комнат открыта всего лишь малая часть для посещения.
Но по-настоящему красивы лишь королевские апартаменты. Их всего восемь.
Одни предназначались исключительно для короля, другие — для королевы, принцессы занимали две комнаты, принцы тоже две, а отдельную комнату отдали наследной принцессе.
Великолепные залы богато оформлены, включая мебель, картины, драпировку, роскошные люстры.
На север от дворца был разбит большой парк. Он настолько большой, что предлагают передвигаться по нему в повозке. Почему бы и нет? Мы с друзьями воспользовались.
Правда, из-за того, что парк и каскады расположены в разных уровнях, с лошадкой на полпути пришлось распрощаться. Дальше пешком
На огромной территории раскинулись тенистые аллеи, зеленые сады, просторные террасы.
На протяжении каскада четыре вытянутые бассейна отделены фонтанами.
Первый — фонтан Дельфинов. Поверим, что это дельфины, здесь они скорее выглядят как воинственные и агрессивные морские чудовища. Как их рисовали первые мореплаватели.
Фонтан Эола заполнен многочисленными скульптурными группами, размещенными на выступающих из воды камнях. Так скульпторы изобразили ветра со свитой.
Фонтан Цереры. Богиня плодородия окружена нимфами и купидонами. В руках богиня держит медальон, символ Сицилии (три луча обозначают три мыса Сицилии). Мужские фигуры изображают сицилийские реки. Фонтан был создан для того, чтобы напомнить о том, что в королевство входит и этот южный остров.
Перспектива завершается Большим каскадом, где вода льется с высоты 82 метра, падает она в бассейн, где купается Диана в компании Актеона и нимф.
Дворец в Казерте — известный киногерой. В первом и втором эпизодах Звёздных войн он играл роль королевского дворца Набу, участвовал в съёмках фильмов «Миссия невыполнима», «Код да Винчи» и «Ангелы и демоны».
К югу от Казерты лежит национальный парк Чиленто и Валло-ди-Диано, второй по размерам парк в Италии. Это целая страна пологих холмов, покрытых оливковыми деревьями, которые отражаются в синей глади Тирренского моря, простирающаяся от побережья до подножия Апеннин.
Здесь сохранились многочисленные следы человеческого присутствия с древних времен. Эту страну пересекают быстрые горные речки, ее покрывают пышные каштановые рощи и заросли дуба.
Живописные городки погружены в прекрасные пейзажи, взбираются на скалы или располагаются в широких долинах.
Эта земля богата историей и культурой, и сейчас мы едем в замечательный древний монастырь Чертоза-ди-Падула.
Аналогично дворцу в Казерте, огромный картезианский монастырь в Падуле мало знаком туристам, хотя является вторым по величине картезианским монастырем в Италии после монастыря в Павии. Строительство Чертозы ди Сан Лоренцо ди Падула длилось 450 лет, поэтому здесь много помещений в стиле барокко, хотя сам монастырь был основан в XIV веке.
Общая площадь монастыря с 320 комнатами и залами составляет около 51, 5 тысяч квадратных метров, а живёт здесь сейчас меньше 10 монахов.
Основал монастырь Томмазо ди Сан Северино в апреле 1306-го года на месте более древнего монастыря. Основная архитектурная гордость комплекса — огромный монастырский клуатр монастыря общей площадью в 12 тысяч квадратных метров. Обнесённый 84 колоннами, он самый большой в мире.
Знаменитая спиральная лестница из белого мрамора сделана для доступа в огромную библиотеку.
Площадь перед главным входом вымощена древними камнями. Это центральное место монастыря, есть выходы к конюшням, зернохранилищам, складам, маслобойне, оранжерее и парку. Справа виден фонтан первой половины XVIII века.
На верхней части здания виден год завершения строительства — 1723, под крестом композиция с фигурой Богородицы. Ниже находятся статуи апостолов Петра и Павла, основателя картезианского ордена святого Бруно и святого Лаврентия.
За главным зданием выходим к Клуатру гостей, который намного меньше основного монастырского клуатра. Из него можно попасть в несколько помещений, включая церковь.
Потолочные оригинальные фрески не сохранились, но были восстановлены Сальваторе Бранкаччо в 1875 году.
Относительно небольшая однонефная церковь очень богато отделана.
Алтарь украшен золотом, лапис-лазурью и жемчугом, мраморной инкрустацией и лепниной
С другой стороны к церкви примыкает ещё один небольшой клуатр с крестом в центре. В этом скромном и тихом месте захоронены настоятели, включая основателя монастыря Томмазо ди Сан Северино.
Бывшая трапезная, позднее переоборудованная в зал для медитаций и бесед. Сейчас я здесь один, компанию никто не составляет.
Собираются тучи, пора уезжать. Огромный монастырь настолько пуст, что под завывание ветра здесь становится немного жутковато.
«Главная цель и наука наша: в тиши уединения искать Бога» — гласит одно из правил картезианцев. Чего-чего, а уединения в Падуле хватает…
Теги:
Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия