Турист Vit (lokrumskif)
Vit
был 3 апреля 2023 10:59

Рим — Италия Июнь 2012

Как поется в одной песенке (с маленькой подменой):

Ой, ну право же, провал у пилигримма —
Ой, везде он побывал, кроме Рима.
Ой, пол-мира исходил, ой, пол-света.
Как же Рим он пропустил, как же это?

Я пол-мира, конечно, не исходил, но в Италии на тот момент уже четвертый раз, а в Рим как-то не доводилось попасть (опять рифма: мимо-Рима). И вот в эту поездку, наконец, решено бесповоротно — Рим обязателен.
До него из Флоренции доехали очень быстро.
По пути справа неожиданно мелькнул красивейший городок, но, зазевавшись, пропустил съезд с трассы, возвращаться не стал. Как потом выяснил, городок называется Кальката и было непростительным легкомыслием пропустить его, прокладывая маршрут.
Кальката (фото из машины на ходу):

Вечные ритмы Рима

От въезда в Рим до самого центра добрались часа за полтора.
Я всегда считал московский трафик одним из самых тяжелых в мире, но Рим — это нечто.
К аналогу московского движения здесь добавляются снующие меж машин мотоциклы и скутеры.
Каждый раз, глядя на продирающегося сквозь пробку мотоциклиста, я испытывал замирание сердца в предчувствии неминуемого контакта, но каким-то чудом его руль проскакивал в миллиметре от кузова моего авто. Рассматривая римские автомобили, я находил многочисленные подтверждения тому, что без контактов тут все же не обходится.

Цены на жилье в Риме кусаются. Сняли апартаменты в пяти минутах от Ватикана за 100 евро, с завтраком.
Вполне приличное жилье, но справедливая цена была бы 60–70 евро. Собственной стоянки у апарта нет, но в 10-и минутах пешком есть платная, 20 евро в сутки.
Поскольку еще не стемнело, бросаем вещи и идем на площадь Святого Петра.

Вечные ритмы Рима

Закатное солнце освещает сосны на холме:

Вечные ритмы Рима

Площадь Святого Петра практически пуста, с одной стороны хорошо, глазом воспринимается приятно, но для хороших снимков темновато. Начало сумерек — самое нелюбимое мной время, куда лучше синеющее наступление темноты. Ватикан интересен своими внутренностями, но в это посещение Рима (как и других городов) мы сознательно не ходим в музеи. Да, музеи мы любим, но… Как и в случае с Флоренцией, оставляем музеи на следующий раз. А пока делаем небольшой круг неподалеку от Ватикана.

Мост и Замок Сан Анджело:

Вечные ритмы Рима

На мосту расположился гитарист с внушительным набором аппаратуры. Он исполнял гитарную партию из композиции Wish You Were Here (Pink Floyd). Звучало громки и завораживающе, очень подходило к обстановке.

Вид на Ватикан:

Сад Адриана:

В ночи лазурной почивает Рим, взошла луна и овладела им (Тютчев).

Ватикан:

Вечные ритмы Рима

Возвратились в свой апарт когда уже стемнело. Тут к нам в комнату стучится хозяйка, с ней дама, обеим лет по 50, обе выглядят немного вздорно.
Интересуются, не понимаем ли мы французский. Увы, нет.
Хозяйка представляет свою подругу — типа, вот, это Сильвия, она немного знает английский (в отличие от хозяйки, Марии). Сильвия воодушевленно на смеси английского, итальянского и французского рассказывает:
— Сейчас я… кон Мария… идем в чинема… вернемся поздно… Мария примет медикаменто… и сразу спать.
Мы вежливо киваем, абсолютно не понимая, к чему она клонит.
Тогда она приглашает пройти за собой, ведет нас в какую-то комнату и показывает холодильник.
Хм… неужели предлагает перекусить, пока Мария будет спать под воздействием медикаменто?
Наконец дошло — дело в том, что мы везли с собой несколько банок красной икры на подарки знакомым грекам (в машине сумка-холодильник), и везде, где останавливались, просили положить сверток в холодильник, если его не было в комнате. Вот дамы и озаботились, чтоб мы имели доступ к своему пакето круглосуточно.
Ведь они не знали, что там, может, думали, что там еда, которую будем есть всю ночь напролет.

Утром встаем пораньше, завтракаем.
Мария, явно уже освободившаяся от воздействия медикаменто, приветлива и общительна.
Завтрак хороший, кофе превосходен.
Мы собираемся надолго уйти, интересуемся насчет выселения. Договорились, что если даже появятся новые постояльцы, она наши вещи оставит под присмотром, дескать, не парьтесь, все будет перфеттаменте.

Я с вечера проложил маршрут. Сначала едем на метро до Collosseo, дальше все время пешком.
Рим — небольшой город, всего 2.7 млн человек населения.
Колизей:

Античный Рим, вид от Колизея:

Арка Константина:

Храм богинь Венеры и Ромы:

Вечные ритмы Рима

От Колизея идем по Виа дей Фори Империале в сторону Витториано, периодически ответвляясь.
Развалины античного Рима. Форум и Курия:

Приближаемся к Витториано:

Колонна Траяна:

Вечные ритмы Рима

Витториано (в народе называемый пианино) — мемориал в честь Виктора Эммануила II — первого короля объединенной Италии:

Вид с Площади Венеции:

Подходим к Капитолийскому холму:

Побродили здесь, виды радуют глаз, да и в тенечке немного отдохнули.

Капитолийская волчица:

Театр Марцелла:

Арка Септимия Севера:

Зевс, прилегший у Дворца Сенаторов:

Бомж, прилегший у раскопок:

А мы идем к Площади Навона.

Вечные ритмы Рима

И вскоре выходим на нее:

Вечные ритмы Рима

Площадь Навона имеет вытянутую форму, при этом она так втиснута в городские кварталы, что ее издалека вообще не видно, только в непосредственной близости открывается вид на нее.

Уличный артист:

Вечные ритмы Рима

Идем дальше. Гулять по Риму — одно удовольствие, буквально каждое здание в центре лучится старинным величием. Людей много, но бродить здесь можно часами, улицы довольно узкие, всегда есть теневая сторона.

Выходим к Пантеону, от пл. Навона он недалеко:

Вечные ритмы Рима

Сюда надо обязательно зайти. В Пантеоне есть несколько гробниц, в том числе короля Витторио Эммануила II и Рафаэля.
Помещение круглое в сечении, а вход имеет прямоугольную форму.

Гробница короля Витторио Эммануила II:

Гробница Рафаэля закрыта сильно бликующим стеклом, я щелкнул, но не убедился, что снимок получился, в итоге получилась моя фотка как в зеркале.)

Вид из пантеона на пл. Ротонды:

Вечные ритмы Рима

А мы идем к улице Корсо. По пути проходим площадь Колонны, которая одной стороной непосредственно выходит на Корсо.

Почти в центре площади установлена Колонна Марка Аврелия:

Вечные ритмы Рима

Неподалеку замечаю живописную картинку, пройти мимо никак нельзя. Это группа отдыхающих за бутылочкой пива уличных «живых скульптур».

И пусть весь мир подождет:

Вечные ритмы Рима

Пересекаем Корсо, идем по Виа дель Мюратте (на улице Мюрата я счастлив был когда-то…). Спустя пару кварталов выходим к фонтанам Треви:

Вечные ритмы Рима

Зашли в кафе, съели по gelato, немного передохнули и в путь Идем по Корсо в сторону площади Народа.

Просто улочка:

Вечные ритмы Рима

Справа видна Лестница Испании (сейчас у меня нет рационального объяснения, почему мы туда не ответвились):

Пьяцца-дель-Пополо (Народная площадь):

Фонтан на Пьяцца-дель-Пополо:

Пьяцца-дель-Пополо, средняя улица — Корсо:

Вечные ритмы Рима

От Пьяцца дель Попполо идем через мост на другую сторону Тибра.
По пути стали свидетелями микроапокалипсиса — от старого здания отвалился кусок камня размером с четверть кирпича и с грохотом рухнул на голову проезжающего мотоциклиста, рассыпавшись на кучу мелких осколков. Мотоциклист был в шлеме, ничего трагичного не случилось, но сам факт впечатлил…

Прогулка по Риму оказалсь очень позитивной, и погода радовала (хоть жена и не любит яркое солнце, но я очень люблю), и город просто невероятен. Как говорил старина Авсоний:

Рим золотой, обитель богов, меж градами первый.

В общем, мы с женой заполнили давнюю пустоту в сердце, исцелились от острой недостаточности Рима. Я не буду рассказывать о культурно-исторической значимости этого города, все и так понятно.

Добираемся до своих апартаментов, никто еще не вселился, быстренько принимаем прохладный душ, прощаемся Марией-Медикаменто и выезжаем.

Arrivederci Roma!

Наш путь лежит в сторону Бриндизи, вбиваю его в навигатор и вперед.

На этом можно было бы и закончить, но решил вставить еще пару абзацев, т. к. их больше некуда вставлять.

Бензин в Италии стоит дорого, самый дорогой в Европе за время нашего пробега. Цена на всех заправках весьма прилично отличается. Но работает примета: если у вас кончается бензин в баке, значит, вы приближаетесь к заправке с самыми высокими ценами.
Также в этих краях ознакомился с южноитальянскими методами обдираловки на заправках. Подъезжаю, у колонки стоит работник — усатый дядька типажа мафиозо из «Итальянцев в России», я говорю — полный бак.
Он молча заливает, показывает на индикатор цены на колонке. Там 74 евро. Даю сотню, он достает сдачу, я беру, машинально прикидывая — пусть 1 евро на чай, значит, должно быть 25… смотрю — в моих руках десятка и 5 евро мелочью. Я уже чуть не сел в машину, тут же возвращаюсь — заправщика и след простыл, вместо него уже стоит другой, который, естественно, ничего не видел и не знает. Так что будьте внимательны и пересчитывайте сдачу на месте. :)

В остальном передвижение по платным дорогам Италии можно назвать приятным, отличное покрытие, сравнительно мало машин (первая половина июня), весь путь от севера до Бари обошелся примерно в 60–65 евро.
Южнее Бари дорога стала поуже, зато бесплатная. В Бриндизи успеваем добраться еще засветло.
Сразу едем на паромный терминал. И тут начинаются сюрпризы. Несмотря на наличие вечерних паромов в Грецию на многих сайтах, реальность оказывается суровее — паромов всего два. Один отходит в 12:00, другой — в 18:00.
Текущее время — около восьми вечера. Как ни досадно, но ничего не поделаешь, надо ночевать в Бриндизи.
Купили билеты на завтрашний паром и поехали в город искать отель. Тут второй сюрприз — навигатор показывает всего 4 отеля, один из них заколочен досками, другого нет в принципе, третий чрезмерно помпезный и далеко от центра, четвертый — похоже, единственный в городской черте, наконец, нас устраивает. Портье предлагает комнату с видом на море. Заходим — это вид на »зону индустриале» и лишь где-то вдали виден кусочек моря, а прямо под окнами проходит дорога. Но свободных номеров много, выбираем с окнами во двор. Запарковаться разрешили просто возле входа в отель.

Пошли на набережную ужинать. Город навевает мысли об упадке. Какой-то заплеванный и нежизнерадостный. Более-менее прилична только одна центральная улица. Отмотать все назад — надо было останавливаться в Бари, там хоть есть что посмотреть (в следующий наш приезд мы и остановились в Бари).
После завтрака едем на паром, к 11:00, т. е. за час до отправления, как нас предупредили.

Здесь очередной сюрприз — паром стоит у причала, но его никак не могут заправить.
Выстроилась огромная очередь автомобилей и фур, все стоят, не имея возможности ни отъехать, ни просто отойти, ведь погрузка должна начаться вот-вот. Жена прилегла на заднее сиденье вздремнуть. Вдоль очереди туда-сюда медленно ездит полиция. Завидев российские номера, полицейский подходит к машине и просит документы, а также открыть заднюю дверь. Я открываю, он заглядывает. «О, синьора! Скузи!« — смущается, увидев спящую жену (а она так и продолжала спать).
Тем не менее, тщательно проверил все документы, с кем-то связывался по рации, минут через 20 вернул документы, сказал, что все ОК. Видимо, это связано с тем, что в Бриндизи крупная база НАТО.

Паром отправился с опозданием в пять с половиной часов.

И последняя фотка — с парома, на выходе из гавани Бриндизи: