Это очередной рассказ — воспоминание из прошлых поездок. Речь идет о автомобильном путешествии Москва — Греция по большому кругу, через Италию (зачем ехать коротко, когда можно длинно?). Некоторые пункты опущены, но в данном случае очередность сохранилась.
Выехали мы из дождливой Венеции в районе шести вечера и взяли курс на Флоренцию. Где-то через 20 минут небо уже было почти ясным, пейзаж вокруг говорил о том, что дождя здесь и не было. Лишь мокрая одежда в пакете на заднем сиденье, да послевкусие мокрого прекрасного города напоминали о погодном капризе. Как бы нам ни хотелось завернуть в Падую, а потом Модену и Болонью, минуем их, лишь вздыхая, глядя на указатель. Нельзя объять необъятное… План хоть и гибок, но количество дней стараемся соблюдать, их всего семь.
Во Флоренцию въезжаем уже затемно, пересекаем реку Арно и применяем отработанный алгоритм поиска отеля через навигатор. Тут был единственный сбой за все время — по адресу, выданному навигатором, никакого отеля не оказалось. Не беда, отелей много, и через 40 минут мы, отвергнув пару мест, уже вселялись в милый семейный отельчик с парковкой и завтраком. Правда, как выяснилось на следующий день, завтрак был чисто символический, и до центра не 5–7 минут пешком, как беспечно заявили хозяева, а минут 15–20. ЧТо, в общем, абсолютно не проблема.
А вот сам город превзошел наши ожидания.
Перед написанием этого отчета я сознательно не стал читать другие отчеты и рассказы о Флоренции, опасаясь, что в результате утрачу искренность собственного взгляда и обрету комплексы, вызванные исчерпывающей точностью, широтой и глубиной охвата материала, грамотностью и эрудицией других авторов. Все мои предварительные знания, подкрепленные свежими сухими данными из Википедии, записаны на бумажке в качестве основы прогулки, также намечены главные точки, обязательные к посещению.
Итак, мы тут впервые, и каждый шаг по городу дарит очарование.
«Когда я выходил из церкви Святого Креста, у меня забилось сердце, мне показалось, что иссяк источник жизни, я шел, боясь рухнуть на землю… Я видел шедевры искусства, порожденные энергией страсти, после чего все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишенной страстей, а значит, пороков и добродетелей…« — этими словами описал свои ощущения во Флоренции Стендаль. (по другим источникам, Стендаль таки рухнул, потеряв сознание). Теперь медицина использует термин «Синдром Стендаля» для обозначения состояния психического расстройства, вызванного чрезмерным восхищением произведениями искусства.
Так что помните — посещая Флоренцию, вы подвергаетесь определенным рискам, вряд ли предусмотренным вашей медицинской страховкой.
Флоренция — музей под открытым небом. Все экземпляры тщательно пронумерованы, описаны и разложены по полочкам. Нет необходимости в отчете делать это вновь. Поэтому ограничусь фотками и впечатлениями, уложенными в прокрустово ложе автопутешествия. Погода не очень внятная, небо то затянется сплошной облачностью, то вдруг прорезается яркая синева, то неожиданно прямо в объектив бъет ослепительное солнце. Впоследствие я решил использовать солнечные окна и делал повторные снимки, поэтому иногда в компании хмурых картинок вдруг появляются солнечные, это просто сделанные на обратном пути.
Итак, идем к центру по Виа делла Скала:
Слева появляется церковь Санта Мария Новелла:
Делаем тут небольшой зигзаг и выходим на площадь Дуомо:
Ворота Баптистерия (Врата Рая):
Дуомо (Собор Санта Мария дель Фьоре):
Перед входом в Дуомо выстроилась внушительная очередь. Но меня больше притягивает купол.
Вход туда отдельный и очередь поменьше. Стоимость — стандартные для подобных мест 8 евро.
Поднимаюсь по винтовой лестнице на террасу под внутренним куполом. Она отгорожена прозрачным пластиком в человеческий рост, чтобы сделать снимок оттуда, приходится исполнять упражнения из йоги.
Вид на внутреннюю часть собора из-под купола:
Сюжет на этой картинке просто захватывает дух:
Далее подъем проходит между двух куполов.
Надо сказать, что история создания купола Дуомо весьма занимательна.
В 1418 году власти провели тендер на лучший проект. Победил Брунелески, но, видимо, были ущемлены многие интересы (а возможно, уже распределены откаты), поэтому к Брунелески приставили надзор от местного олигарха Джованни Медичи. Началось соперничество, временами саботаж, в конце концов Брунелески удалось поставить дело так, что он стал незаменимым. Куполов был сделано два, внутренний и внешний, между ними есть проходы.
Меж двух куполов Дуомо:
Местами поток поднимающихся на купол встречается с возвращающимися в узком проходе, создавая давку.
Удивили китайцы, они прут вперед, невзирая на любые рациональные соображения, сметая на своем пути встречных и буквально размазывая их по стене… Видимо корни такой напористости те же, что позволили им совершить прорыв в экономике… воистину пассионарный народ.
Вид с купола на город захватывает, хочется фотографировать непрерывно, но я решительно ограничил себя — не более пары сотен снимков.
Вид на Палаццо Веккьо и другой берег Арно:
Колокольня Санта Мария дель Фьоре:
И немного картинок без названий:
После Дуомо идем к Палаццо Веккьо.
Просто кусочки города:
Выходим на Площадь Синьории:
Скульптура Давида перед входом в Палаццо Веккьо (конечно, копия):
Заходим в Палаццо Веккьо:
Посещение Галереи Уфицци (она рядом) у нас под вопросом. Величие тамошних экспонатов и культурная ценность галереи просто обязывают ее осмотреть. Желание попасть туда очень велико. Однако существует и фактор времени, у нас есть свободных несколько часов, решили сориентироваться, прикинув размер очереди. Увы, очередь за билетами двигалась медленно и по нашим оценкам заняла бы не менее часа или даже полутора. Пришлось воспользоваться спасительной формулировкой — «в следующий раз».
Очередь за билетами в Галерею Уфицци:
Вид из внутреннего дворика галереи в сторону реки:
Выходим на набережную и движемся в сторону моста Понте Веккьо.
Мост Понте Веккьо, одна из визитных карточек Флоренции:
Бюст Бенвенутто Челлини на мосту:
Внутри мост представляет собой улицу с тротуаром, магазинчиками и жилыми домами:
Выход с моста на левый берег Арно:
На этом берегу находится дворец Питти (на одноименной площади):
На холме за дворцом раскинулись сады Боболи. Туда мы тоже не пошли, накапливаем потенциал «следующего раза» — будет что осмотреть после досконального изучения Галереи Уфицци.
Улочки левого берега:
Торец дома с нарисованными окнами:
Галерея Уфицци, вид с другого берега:
Оставляю изнемогшую жену отдохнуть в тени (к этому времени небо очистилось и солнце палит нещадно), а сам совершаю бросок на площадь Микеланджело, оттуда открывается самый открыточный и растиражированный вид на Флоренцию:
На этой площади стоит еще один Давид, осматривая раскинувшийся на другом берегу город:
Возвращаюсь, тормошу впавшую в созерцательную нирвану жену, далее идем к Санта Кроче. Именно здесь экзальтированный Стендаль впадал в свой синдром. Кстати, Стендаль — это псевдоним, прославленный автор романов был при жизни более известен в качестве даровитого описателя итальянских достопримечательностей.
В осмотре Санта Кроче мы проявили железную выдержку и дело ограничилось культурным шоком вполне терпимой интенсивности, сознания не теряли и не испытывали даже озноба.
Церковь Санта Кроче:
Заходим. Внутреннее пространство Санта Кроче:
Здесь находятся захоронения многих великих, назову некоторых: Микеланджело, Галилей, Макиавелли, Маркони…
Так же есть кенотаф (гробница без захоронения) Данте.
Скульптура Свобода над могилой поэта Никколини:
Фрагмент росписи работы Джотто:
Санта Кроче, внутренний дворик:
Санта Кроче, еще один дворик:
После Санта Кроче, уставшие, но сполна насладившиеся Флоренцией, медленно бредем по направлению к отелю.
Пешеходная улочка:
Погода, с утра слегка пугавшая нас облаками, значительно улучшилась, небо очистилось, еще гулять бы да гулять, но по плану надо уже выезжать. Да, не осмотрели мы преступно много. Но и успели немало. К тому же, для одного дня было достаточно даже в том случае, если б мы остановились здесь на несколько дней.
Флоренция — это город-шедевр, сейчас таких не делают. Впечатления от него остаются навсегда.
А впереди у нас Рим. Надеемся попасть и вселиться в отель еще засветло.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Автопутешествия