В планах нашей северо-западной поездки были две крепости — Изборск и Печоры. Обе они находятся недалеко от Пскова, поэтому мы уложились в один день.
В планах нашей северо-западной поездки были две крепости — Изборск и Печоры. Обе они находятся недалеко от Пскова, поэтому мы уложились в один день.
Место, где был наш псковский отель «903», очень удачно расположено для того, чтобы не мешкая выехать на трассу, ведущую в эти места: с улицы Максима Горького на Рижский проспект сразу после Ольгинского моста — и пряменько по хорошей дороге 50 км, все повороты правые, да их и немного.
Слева — Ольгинский мост и начало Рижского шоссе Несколько слов о месте, куда мы направляемся. Печоры — маленький город у самой российско-эстонской границы. Граница настолько близко, что по дороге «Билайн» несколько раз присылал непатриотичные эсэмэски, что мы якобы находимся на территории Эстонии. Печоры — самый западный город России, если не считать Калининградской области. Промышленности никакой, из достопримечательностей — Псково-Печерский монастырь и несколько городских зданий, за которые не зацепился глаз, пока мы пробирались узкими улицами к монастырю.
Не только монастырь был нашей целью, а скорее, два в одном — прежде всего крепость, а потом уже монастырь с его уникальным храмом и пещерами, давшими городу название.
Показавшаяся за очередным поворотом монастырская стена слегка смутила: какая же тут древность, налицо как минимум начало 19 века! Туда ли мы прикатили?
Оглядевшись по сторонам, поняли: сюда. Нам налево, к этой красивой башне.
На площади перед входом в монастырь припарковаться было довольно тяжело, так много было паломников и туристов. Сейчас самый момент предупредить о нашей ошибке с заказом экскурсии. Дело в том, что на сайте монастыря было написано, что экскурсию надо заказывать заранее по определённым телефонам. Мы так и сделали, и совершенно напрасно. Предварительная запись как бы гарантировала, что мы попадём в пещеры, но этого не случилось. Оказалось, что на сайте контакты паломнического центра. Мы просидели там довольно долго, в результате побывали только в ближних пещерах, в дальние была какая-то особая запись аж на два месяца вперёд. Глупые мы люди, не согласились с предложением светского экскурсбюро, которое находится там же, на площади, было бы быстрее. Но неудобно было «подвести» тех, у кого записывались заранее, вроде как обещали быть и выполнили обещание — приехали.
Пока ждали экскурсовода, слонялись по площади. Там есть две церкви, не входящие в состав монастыря. Приземистая красная — Варвары великомученицы — 18 век. Она очень скромная, обшита тёсом. Это православный храм народности сету, малочисленной финно-угорской группы, проживающей в этих местах, практически на границе с Эстонией, поэтому службы здесь ведутся на русском и эстонском языках. За Варваринской церковью — каменная церковь Сорока мучеников Севастийских (построена до 1860 года), тоже довольно скромная. Главные достопримечательности этих церквей находятся внутри — это старинные резные иконостасы.
Перед паломническим центром установлен памятник Корнилию Псково-Печерскому, бывшему игуменом Псково-Печерского монастыря в 1529–1570 годах. Такой почёт Корнилию не за основание, а за расширение и укрепление монастыря во времена его игуменства. Корнилия считают великомучеником, принявшим смерть от руки Ивана Грозного. Существует легенда, что в 1570 году царь посетил монастырь, увидел высокие стены и башни, возведённые за счёт Корнилия (он происходил из богатого псковского боярства), припомнил ему переписку с Андреем Курбским, сопоставил эти факты и заподозрил измену. Иван Грозный потому и Грозный, что вершил суд не мешкая, одним ударом своего жезла. Опомнившись, царь на своих руках понёс тело Корнилия через весь монастырь к Успенской пещерной церкви, а за ними стелился по земле кровавый след… Потом по этому следу выложили булыжником дорожку и назвали её «Кровавый путь». По ней мы обязательно пройдём — другой дороги к пещерам нет. Впрочем, многие исследователи считают это легендой, а даты приезда царя в монастырь и смерти Корнилия — совпадением.
Наконец началась экскурсия. На мой взгляд, совершенно правильно было начать её с осмотра крепости. Не всякий монастырь являлся крепостью, и не каждая крепость на русском Севере служит обителью для монахов. Уникальность Псково-Печорского монастыря именно в совмещении этих объектов. Крепость, естественно, появилась позднее монастыря. Необходимость её возведения диктовалась близостью границ Псковского княжества. Псковские земли — это бессменный пограничник русский, чаще других принимавший на себя удар иноземных захватчиков.
Удобнее всего рассматривать крепостные стены со смотровой площадки (справа от здания паломнического центра, где мы ожидали экскурсию). А по-хорошему, побродить бы вокруг без экскурсии…
Посмотрите внимательно: крепость построена вопреки здравой логике, в долине ручья, в то время как другие крепости всегда строились на возвышении. Одна из причин — расположение пещерного храма, вокруг которого возводилось укрепление: пещеры не передвинешь, они либо образовались естественным путём («Богом зданные пещеры»), либо были вырыты в крутом склоне ручья Каменец, пересекающего всю территорию монастыря. Уникально расположенные в одну линию пять глав Успенского собора — тоже необходимость — по-другому над объёмом пещерного храма их не расположишь, нет для них ровной площадки.
В летописи зафиксировано, что монашеская жизнь началась здесь в 1470 году и только в 1523 начали возводить вокруг монастыря стены из дерева. А каменные стены и сначала шесть, а потом ещё четыре башни были построены при игумене Корнилии, о котором было уже сказано выше. Он пошёл на этот шаг, потратив собственные средства, из-за постоянной военной угрозы ливонцев, у которых в 20 км от монастыря была крепость Нейгаузен.
Укрепления пригодились и позднее, они помогли монастырю выстоять во время двухмесячной осады войском Стефана Батория в 1581 году, неоднократно защищали от посягательств воинственных соседей вплоть до окончания Северной войны в 1721 году.
При Корнилии появились каменные церкви и хозяйственные постройки внутри монастыря. Самое же старое здесь, ещё корнилиевских времён, — вот этот участок слева от входа — стена между Тюремной башней и церковью Николы Ратного. На этой стене устроена звонница.
Прямо перед воротами вы увидите Михайловский собор (1815—1827 гг.), который я приняла за обман зрения при подъезде к монастырю. Это действительно самое «молодое» сооружение. Храм построен в память избавления Пскова от наполеоновского нашествия. Сам по себе храм красивый, классической архитектуры, но рядом с такой ценной древностью, как остальные церковные здания, мне, например, кажется лишним, подавляя их своей высотой и мощью.
А мы пройдём через святые ворота, над которыми устроен Никольский храм, в саму обитель. По преданию, именно за этими вратами преподобный игумен Корнилий принял мученическую смерть от руки грозного царя. Здесь же начинается «Кровавый путь», выложенный на дорожке булыжником.
Дорожка ведёт прямо к главному храму монастыря — Успенскому собору.
Первоначально на этом месте инок Иона устроил пещерную церковь и обратился с просьбой об освящении к священнослужителям Троицкого собора в Пскове, но они ему отказали из-за необычности местоположения храма. Тогда Иона попросил благословение Новгородского архиепископа Феофила, который повелел псковским священникам освятить храм.
Освящение состоялось 15(28) августа 1473 года, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан Псково-Печерский монастырь. Прошло около пятидесяти лет после освящения первой церкви, она была расширена приделами преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и получила новое оформление фасада.
Главки Успенского храма, устроенные по типу глав Киево-Печерской лавры (в стиле украинского барокко) стали символом духовного родства между Псково-Печерской обителью и Киево-Печерской лаврой. Пять тёмно-синих, с золотыми звёздами глав расположены не на гребне, а на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. В глубине Успенского собора, у южной стены, в специально устроенной нише почивают мощи святого игумена обители преподобномученика Корнилия.
Служба в храме заканчивалась, надо было успеть зайти внутрь, пока храм не закрыли. Нам это удалось, однако фотографий мы не делали. А церковное убранство… Впрочем, похоже на другие православные храмы. Зато мы застали момент, когда из храма выходил священник, и люди стремились подойти к нему за благословением.
Мы заметили особое благоговение верующих. Оказалось, что в храме служил схиархимандрит Никон, особо почитаемый прихожанами. Они говорят о нем, о той духовной помощи, которую он оказывает каждому, с благоговением.
Хоть в дальние пещеры, где находится склеп монахов, скончавшихся в монастыре, мы не попали, в ближние пещеры можно было пройти, подождав несколько минут — пускали небольшими группами.
Нужно очень веровать, чтобы проникнуться святостью этого места. Но увы. У меня не получается.
Слева от Успенского собора находится главная монастырская звонница, которую построили на месте старой деревянной в 1523 году. Это одна из самых больших подобных звонниц, сравнимая только со звонницей Софийского собора в Великом Новгороде и Пароменской Успенской церкви в Пскове.
Будто слепились в одну две церкви, Благовещенская и Сретенская, и ризница монастыря. До переустройства монастыря Корнилием на этом месте стояла деревянная церковь Сорока мучеников Севастийских, каменное здание которой мы видели на площади перед монастырём. Чем-то она не угодила Корнилию, и он распорядился разобрать её, перенести за стены монастыря, а на её месте поставить Благовещенскую церковь (слева, красная). Белая в середине — Сретенская — перестроена в 1870 году из бывшей монастырской трапезной.
Трёхъярусное здание ризницы примыкает вплотную к Сретенскому храму. На трех её этажах расположены склад, собственно ризница и библиотека монастыря. В ризнице хранятся предметы, имеющие огромную историческую ценность: золотые, серебряные кресты и церковная утварь, драгоценные оклады, ризы для богослужения, плащаницы, облачения для церковной службы, подарки от посещавших монастырь русских царей и императоров. Во время Великой Отечественной войны эти предметы были вывезены в Германию, но после войны, в 1973 году, были возвращены монастырю. Из 566 украденных реликвий ввернулись 504, остальные бесследно пропали.
После экскурсии у нас было ещё немного времени погулять по территории, понаблюдать за монастырской жизнью, которая явно протекает без оглядки на то, есть здесь кто-то или нет. Есть послушание — его надо исполнять. У всех свои дела: надо готовить пищу, убирать территорию, ухаживать за растениями…
Обычно в монастырях приживаются коты, а здесь у самого выхода с нами стала заигрывать белка. Чуть ли не до ворот проводила.
Некогда играть, дорогая, нам сегодня ещё в Изборск надо успеть.