Продолжаю свою обзорную экскурсию по Северной Осетии. Во второй серии будет много памятников и скульптур ведь именно их можно чаще встретить и сфотографировать когда едешь по дороге. Для местного населения это сохранение традиций, истории и воспоминаний. Для путешественников — способ получить новую интересную информацию.
Начну с одного из самых известных, который называется Ныхас Уастырджи. Все туристы знают его как памятник Георгию Победоносцу. Уастырджи является покровителем мужчин, путников и воинов. Согласно учёному А. Абаеву имя Уастырджи происходит от Wac Gergi «Святой Георгий». Скульптура прикреплена к скале на высоте двадцати двух метров верхней частью плаща. Она во всех деталях олицетворяет силу, мужество, героизм.
Это самая большая скульптура в России, с изображением лошади, её вес составляет 28 тонн. Изваяние нависает над путником и поражает своей величественностью. Одно лишь копыто лошади 120 см., голова 6 метров, а на одной ладони может поместиться человек.
Недалеко от Владикавказа установлен памятник герою Советского Союза Петру Барбашову. 9 ноября 1942 года он вместе с группой автоматчиков обнаружил возле селения Гизель (ныне Пригородный район Северной Осетии) огневую точку. Закрыв своим телом амбразуру дзота, он дал возможность подразделению выполнить свою боевую задачу.
На территории Северной Осетии бросается в глаза частое упоминание Сталина в камне и металле. В источниках указывается около 20-ти изваяний.
Вот одно из них в Куртатинском ущелье близ посёлка Верхний Фиагдон.
Рядом стоит памятник воинам-куртатинцам которые пали за Родину в годы Великой Отечественной войны. Его открытие состоялось 9 мая 1971 года. Представляет собой скульптуру коня, оплакивающего павшего в бою наездника. «Верный конь» символизирует скорбь всей Осетии по погибшим в войне сыновьям.
Несмотря на невзрачность и простоту заслуживает внимания памятник Ленину. Горцы никому тогда неведомого Куртатинского ущелья, веками прозябавшие в невежестве и нищете и сбросившие наконец тяжкое ярмо со своих плеч, одними из первых в стране почтили память вождя революции. Горский памятник Ленину — это не только дань уважения, но и символ верности, проверенной в годы Великой Отечественной войны.
Верхний Фиагдон как на ладони.
На горе в непосредственной близости от посёлка Фиагдон находятся развалины старинного селения Цымыти. Согласно преданиям оно основано в начале 14 века. Его основателем, принято считать Цымыти (имя собственное) — военачальника последнего аланского царя Ос-Багатара. Здесь зафиксировано более 30 памятников архитектуры — боевых и жилых башен, склепов и других построек.
Подобные сторожевые башни я впервые увидел именно в Осетии. На фоне гор они смотрятся просто восхитительно. Их здесь немало.
Символичный кадр. Современное жилище и чуть далее остатки древнего. Лет через сто появится ещё одно. Уверен, башня так и останется на своём месте.
Курта и Тага — ещё одна национальная гордость Северной Осетии. Находится она в ауле Уаллагсых, на горе Хакун. Это сооружение считается родовым поместьем для многих осетин. Объясняется это тем, что большинство фамилий, распространенных в республике, имеют генеалогическую связь с легендарными именами владельцев башни.
Следующее место не менее известно, поскольку в Алагирском районе в селе Нар родился основоположник осетинской художественной литературы Коста Хетагуров.
Нар считался центром одноименного общества, в которое входили и жители Зругского ущелья — Козаевы, Тавгаевы, Хозиевы и Бираговы, жившие в своих фамильных селениях. По преданиям, все эти фамилии считаются выходцами из Алагирского ущелья и появились здесь не ранее XVI в. В это время возник и Нар.
Понравился здесь мост через реку Закка-Дон на котором написаны строчки из стихотворения Хетагурова: «Весь мир — мой храм, любовь — моя святыня, вселенная — отечество моё…»
Ежегодно осенью в Наре проходит праздник осетинской литературы.
Последний памятник в этой заметке посвящён людям погибшим от схода ледника Колка.
Катастрофа произошла в сентябре 2002 года и несла жизни как минимум 125 человек. По официальным данным, при сходе гляциального селя тогда погибли 19 человек, 106 числятся пропавшими без вести, в том числе 42 человека из съёмочной группы Сергея Бодрова-младшего, снимавшего в Северной Осетии фильм «Связной».
Чтобы увидеть в Северной Осетии как можно больше, мы с водителем делали короткие остановки около достопримечательностей. Исключения были только в нескольких местах.
Одно из них населённый пункт Хидихъюс. Тут находится величественный Свято-Успенский Аланский монастырь внешне похожий на древний замок.
Но основан он совсем недавно — в 2000 году.
Я решил пройтись и заглянуть в разные помещения. В одном из них открылась неожиданная картина плюс меня окутал приятный травяной запах. Хорошо, что это была не марихуана:)
Сверху открываются красивые виды. Справа это Мироносицкая церковь XIX века.
В селении так же расположено множество памятников истории и архитектуры: восемь боевых башен, полуподземные и надземные склепы, памятники-цырты.
Так что сюда нужно обязательно заехать хотя бы на часок.
Ненадолго, но мы задержались в ещё одном необычном для меня месте.
Роща Хетага — островной реликтовый лес площадью около 13 гектар недалеко от трассы Владикавказ-Алагир, почитаемая осетинами как святое место.
Согласно легенде, Хетаг был христианином, сыном кабардинского князя, отказавшимся принимать ислам. Родные обозлились на него за это, и тогда он решил скрыться в Осетии. По другой бытующей версии, Хетаг бежал с украденной невестой.
По пути в Куртатинское ущелье, у современного селения Суадаг, Хетага стали настигать преследователи. Тогда из леса Хетаг услышал зов: «Хетаг! В лес! В лес!». Но домчаться до леса беглец уже не успел бы. И тогда Хетаг произнес: «Пусть лес придет к Хетагу», масса леса окружила Хетага. Преследователи повернули обратно, так как не смогли найти Хетага. Он прожил в роще около года, после чего перебрался в горное селение Нар, где дал начало известному роду Хетагуровых.
Теперь это — святое место. Молиться Всевышнему о помощи сюда приезжают люди со всех уголков Северной Осетии. Говорят, молитвы, произнесённые в святой Роще Хетага, имеют особую силу. Считается, что Хетаг покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще.
С Рощей Хетага связано много традиций и запретов: например, из Рощи ничего нельзя выносить. В древности только самые достойные мужчины села допускались в рощу для того, чтобы попросить об урожае, излечении болезни и т. п.
До Великой Отечественной войны в Рощу нельзя было входить женщинам, однако в годы войны они стали приходить сюда, чтобы молиться за воюющих мужчин. Но в наше время запрет сохранился.
В наши дни Роща Хетага не имеет государственного статуса. То есть это не памятник природы или культуры — это общенациональная святыня. На территории Рощи построен кувандон — молитвенный дом. По праздникам туда разрешено заходить и женщинам.
А это Зарамагские гидроэлектростанции — гидроэнергетический комплекс на реке Ардон в Алагирском районе, состоящий из двух взаимосвязанных гидроэлектростанций — действующей Головной ГЭС и строящейся Зарамагской ГЭС-1. Строительство комплекса было начато в 1976 году.
Проект реализуется в сложных природных условиях и отличается рядом уникальных для российской гидроэнергетики технических решений — в частности, Зарамагская ГЭС-1 будет иметь самый большой в России напор, самые мощные ковшовые гидротурбины, самый длинный деривационный тоннель.
В завершении дорожных зарисовок несколько кадров на которых видны сами дороги. Частенько здесь можно встретить машины с номерами Южной Осетии.
Дорожное покрытие хорошего качества.
Главный плюс осетинских дорог — виды открывающие со всех сторон.
Если честно, то мне нравится когда асфальт отсутствует.
Так ближе к природе и больше ощущения отстранения от современного мира, перегруженного людьми и технологиями.
В Северной Осетии меня потрясли такие вот живописные картины.
Следующая заметка как раз будет посвящена пейзажам этого региона.
А на сегодня — всё! Спасибо и до новых встреч!
Начало Дорожные зарисовки — Северная Осетия ч.1