Прошло три года со времени нашей поездки в Италию, что-то написала, но многое лежало в архиве, видимо, дожидалось своего часа. Кто знал, что свободное время появится при таких малоприятных обстоятельствах. Может кому-то пригодится наш маршрут: Весеннее путешествие по северу Италии.
Поездка в Турин была запланирована заранее, билеты на поезд брали также предварительно. Для однодневной поездки из Милана путь неблизкий, поезд идет два часа. Чтобы успеть увидеть максимально много, лучше время не тратить зря, правильно все спланировать и сразу отправиться к основному по Via Roma.
А меня потянуло от вокзала Porta Nuova вправо по Corso Vittorio Emanuele II. Красивая улица, застроенная зданиями конца XIX — начала XX века, любимое время года, когда деревья еще прозрачные и не мешают фотографировать архитектуру.
Погода хорошая, настроение отличное, особенно после традиционной чашки кофе с круассаном в ближайшем кафе.
На этом участке есть несколько церквей. Первая — Вальденский храм (tempio Valdese di Torino), построенный в 1851–1853 годы в неороманском стиле с элементами неоренессанса. Не хочу вникать в тонкости, главное, вальденсы — это протестанты.
В Турине красивая Синагога в нео-мавританском стиле, открытая в 1884 году, когда Турин был столицей Королевства Италия. По углам — четыре башни высотой 27 метров с куполами-луковками. Рядом стоит машина полиции, я спросила разрешения сфотографировать и полицейские отошли в сторону.
Следующая церковь — католическая, посвященная Иоанну Богослову (chiesa di San Giovanni Evangelista). Построена в тот же период, освящена в 1882 году.
Заглянули в Парк Валентино (Parco del Valentino), самый популярный городской парк столицы Пьемонта. Утро — не лучшее время для посещения парка, а там много интересного. Если у вас есть время в Турине, на парк стоит выделить время. Здесь находится:
1. Замок Валентино (XV–XVI век), внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Принадлежал герцогам Савойским, а сейчас — Туринскому политехническому институту.
2. Средневековая деревня — музей под открытым небом. Здания построены для Туринской выставки 1884 года, за образцы взяты дворцы и виллы Пьемонта.
Памятник Массимо д’Адзельо — итальянскому государственному деятелю XIX века, участнику борьбы за объединение Италии, художнику и писателю.
У нас времени не было, прошли только краешком парка. Люди шли, не задерживаясь, по своим делам, а по пустынным аллеям бегали белки.
Башмаки этого «коренного» жителя Италии гармонируют с цветущим деревом за его спиной.
У края парка на перекрестке установлен памятник — Триумфальная арка артиллерийскому оружию. Арку установили в 1930 году в годовщину битвы при Пьяве, где пьемонтский вооруженный корпус сыграл основную роль в победе. В центре — статуя Святой Варвары, покровительницы артиллеристов.
Далее путь идет по мосту Умберто I (ponte Re Umberto I) через реку По. Этот трехпролетный мост был открыт в 1907 году.
Мост критиковали за простоту. Исправили: в 1911 году к очередной Всемирной промышленной выставке, которая проходила в Турине, украсили скульптурами по две с каждой стороны. Монументально получилось!
По — самая большая река страны, хорошо помню это название со школы, когда рисовали Италию на контурных картах. Хорошая река, полноводная. Люблю города с такими реками и мостами. Посмотрим с моста, куда пойдем дальше.
Здесь до следующего моста ничего интересного для туристов нам не встретилось, вдоль берега — различные спортивные клубы, в основном гребные. Все интересное — на холме над рекой. Это Monte dei Cappuccini — холм Капуцинов, где есть монастырь и церковь Санта-Мария-аль-Монте середины XVII века в стиле барокко. Там же в монастырском здании находится Национальный горный музей.
Посмотрим на симпатичный домик у моста Умберто I, рядом с ним церковь Святой Агнесы (chiesa di Sant’Agnese).
Отправляемся вдоль реки дальше к церкви Великой Богоматери (chiesa della Gran Madre di Dio), одной из важнейших католических церквей Турина. Её начали строить после разгрома Наполеона в честь возвращения к власти в Пьемонте короля Сардинии Виктора Эммануила I. На тимпане церкви надпись — «Знать и народ Турина — к возвращению короля». Закончили строительство в 1831 году. На площади перед церковью стоит памятник Виктору Эммануилу I.
С высокой лестницы церкви открывается отличный вид на центральную часть города на противоположном берегу реки, туда мы и отправимся. За мостом находится площадь Витторио Венето, самая большая в городе, где проходят самые массовые городские мероприятия — концерты, шоу. Площадь популярна у молодежи.
Площадь перед церковью Гран Мадре ди Дио и площадь Витторио соединяет мост Виктора Эммануила I (Ponte Vittorio Emanuele I). Мост открыт в 1813 году и остается неизменным, только в 1876 году по нему пустили трамваи и заменили парапеты на чугунные.
А вот и местные жители! Думаю, это что-то говорит об экологии.
Площадь Витторио Венето застроена элегантными аркадными домами первой четверти XIX века. На этой площади проходят не только культурные, но и разные общественные мероприятия, например, встречи пап римских в разные годы. От площади по Виа По, застроенной такими же аркадным зданиями, можно выйти в самый центр города.
Ну, а мы свернем в сторону, так как цель пока иная. На пешеходной улице Джузеппе Верди стоит необычная скульптура — две кричащие, установленные зеркально, головы. Это «Эко» французского скульптора Марка Диду. Я не знала, а оказывается скульптура с секретом: нужно поднести ухо ко рту скульптуры, тогда можно будет услышать журчание воды.
По пути много интересного, жаль времени нет на симпатичные детали, гуляющих собачек, а людей фотографировать, как обычно, неудобно.
В Италии очень любят собак, их здесь очень много. Я даже делала после поездки отдельный альбом на эту тему: Италия — страна, где любят собак.
Цель нашего похода уже давно была видна издали — знаменитое здание Моле Антонеллиана, на смотровую площадку которого мы хотели подняться. Удивительно, но строить его начали в 1863 году по проекту архитектора Алессандро Антонелли как главную синагогу страны. В то время Турин был столицей Италии. Но затраты оказались непосильными для еврейской общины города, она отказалась от финансирования, и здание достроил город уже в 1889 году. И сейчас, спустя столько лет, это самое высокое кирпичное здание Европы.
С 1908 года в здании размещаются музеи, с 2000 года — вновь созданный Национальный музей кинематографии. Мы его видели только из кабины лифта, поднимаясь на смотровую площадку. Но, думаю, что в этом музее будет очень интересно детям.
Чтобы подняться, пришлось некоторое время постоять в очереди, билет стоил 7 евро. Обзор с площадки отличный!
В центре - великолепное здание Дворца Кариньяно. Вдали - высотное здание штаб-квартиры банковской группы Интеза Санпаоло. Оно третье по высоте в Турине и всего на 0,75 метра ниже Моле Антонеллиана.
Вдали на снимке - строящееся здание Штаб-квартиры региона Пьемонт, самое высокое здание Турина. Его высота - 209 метров, небоскреб еще строится, открытие планируется в конце лета 2020 года. В центре - церковь Сантиссима-Аннунциата.
Здание необычной формы - кампус Луиджи Эйнауди Туринского университета, проект мастерской Нормана Фостера. Зеленая зона за ним и аркады - Монументальное кладбище.
Посмотрели с высоты, отправляемся смотреть поближе. Пойдем от площади к площади, на них удобнее фотографировать здания, чем на тесных улицах. Начнем с исторической площади Карла Эммануила II герцога Савойского или площади Карлина, как ее обычно называют. С XVII века это был винный рынок, но торговали и другими товарами. Во время французской оккупации на площади стояла и активно использовалась гильотина. Памятник в центре — государственному деятелю, первому премьер-министру объединенной Италии графу Камилло Бенсо ди Кавуру.
На площади есть небольшая церковь — Санта-Кроче, построенная в 1718 году для монахинь-августинок. С 2012 года церковь передали румынской православной церкви.
Следующая — площадь Карла Альберта (Piazza Carlo Alberto), одна из самых красивых площадей Турина. На площади стоит здание Национальной университетской библиотеки. Здание очень обманчивое: красивый фасад, что выходит на площадь, и совершенно простая конструкция, стоит завернуть за угол.
Причина проста: новое здание для библиотеки, разрушенной во время Второй Мировой войны, построили в 1958 году, использовав фасад бывшей конюшни дворца Кариньяно, на месте которой построили библиотеку. Хороша была конюшня!
На площади стоит конная статуя того самого Карла Альберта, чьим именем названа площадь. Это король Сардинского королевства в 1831–1849 годах, принадлежавший к кариньянской ветви Савойского дома. Кариньяно — город недалеко от Турина, входивший в состав владений герцогов Савойских.
Памятник смотрит на Дворец Кариньяно (Palazzo Carignano), объект из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это задний фасад дворца, более новый, в стиле псевдоренессанса, построенный в середине XIX века, когда проводились работы по расширению дворца. Когда-то этот фасад смотрел во внутренний сад, который был на месте площади Карла Альберта.
Можно пройти через внутренний двор дворца Кариньяно. Во дворце сейчас размещается Национальный музей итальянского Рисорджименто, национально- освободительной борьбы за освобождение страны от иноземного господства и объединение.
Мне больше нравится старый фасад из красного кирпича, который выходит на площадь Кариньяно. Дворец Кариньяно в стиле пьемонтского барокко был построен в 1679 году по проекту священника Гварино Гварини, одного из лучших итальянских архитекторов эпохи барокко, по чьим проектам построены здания не только в Турине. Вот такие разносторонние священники были в те времена!
На площади Кариньяно установлен памятник Винченцо Джоберти, государственному и политическому деятелю, известному итальянскому философу XIX века. За памятником — вход в театр Кариньяно, один из старейших театров Италии, построенный князьями Кариньяно в конце XVII века. Конечно, внешний вид театра — результат нескольких реконструкций.
Кстати, любители мумий, саркофагов и древних папирусов, вам сюда! Влево от этого памятника находится «Музей Египта», второй по величине и значимости после Каирского.
Пьяцца Кастелло — Замковая площадь, главная площадь Турина. В центре, на мой взгляд, самое необычное здание Турина — Дворец Мадам из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО. Удивителен его внешний вид: задний фасад — мрачный средневековый замок с круглыми башнями по углам сохранился с XV века.
С другой стороны — классический дворцовый фасад в стиле барокко. Что только не видело это здание! Сначала это была защищавшая город крепость, потом ее перестроили в княжескую резиденцию. В 1637 году Мария Кристина Французская, в замужестве герцогиня Савойская, была регентом при несовершеннолетнем сыне и выбрала этот дворец для проживания. Позже на полвека здесь жила Мария Жанна Батиста Савойская, также регентша Савойи при малолетнем сыне. В этот дворец ее и выслал подросший сын, когда решил взять власть в свои руки, при ней его перестроили, здесь она и умерла. С тех пор дворец и получил такое название — Дворец Мадам.
На площади установлено несколько памятников. Один из них — Памятник итальянской кавалерии (Памятник рыцарям Италии) работы скульптора Пьетро Каноника, 1923 г.
С другой стороны — монументальный памятник Эммануилу Филиберту герцогу Аостскому, принцу Савойской династии. В Первой Мировой войне командовал третьей итальянской армией, от Муссолини получил звание маршала Италии.
Здание, внешне не похожее на театральное, — Театр Реджо, один из старейших оперных театров Италии. Театр был открыт в 1740 году и работал с небольшими перерывами на реконструкцию и войны до 1936 года, когда был разрушен сильным пожаром. Сгорело все, кроме фасада, после этого театр не работал почти сорок лет. Открыт после восстановления в 1973 году, современная часть скрывается за этим фасадом.
На площади Кастелло рядом с оградой Королевского дворца стоит здание в стиле барокко, внешне совершенно не похожее на церковь. Однако именно здесь вход в церковь, причем одну из самых красивых в Турине. Когда гуляешь по площади, не видишь и купол, поэтому я ее пропустила, хотя собиралась зайти. Это церковь Сан-Лоренцо, построенная по проекту того же священника Гварино Гварини как королевская часовня князей Савойских и освященная в 1680 году. Не пропустите, внутри она очень красива!
К Замковой площади примыкает территория Королевского дворца, построенного в 1660 году. До 1865 года это была королевская резиденция правителей Савойской династии. Когда столицу объединенной Италии перенесли из Турина, дворец утратил свое значение, и короли появлялись здесь редко. Сейчас дворец и соседние здания образуют комплекс Королевские музеи Турина, все они в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дворец доступен для посещения, внутри роскошь, золото, лепнина, картины, драгоценности и прочее, что бывает во дворцах королей.
По обе стороны от входа на площадь перед Королевским дворцом установлены конные статуи братьев Диоскуров. Через центральный вход в здание попадаешь во внутренний двор, а затем в Королевские сады. Мы туда только заглянули.
Здание, примыкающие ко дворцу справа, — Королевская оружейная палата. Коллекция богатая, кто любит средневековое оружие и доспехи, стоит заглянуть, тем более, что это оружие, принадлежавшее герцогам Савойской династии, королям Италии, Наполеону, а также подаренное королям. Все это в очень красивых интерьерах.
Слева от Королевского дворца — небольшая площадь Сан Джованни, на которой стоит Туринский собор, собор Иоанна Крестителя (Cattedrale di San Giovanni Battista) в стиле ренессанса, построенный в 1491–1498 годах. За собором купол в лесах — Капелла плащаницы (Cappella della Sacra Sindone), пристроенная к собору на два века позже, именно там хранится знаменитая Туринская плащаница. Но подлинную плащаницу увидеть практически невозможно, ее показывают раз в четверть века, а в капелле на обозрение выставлена копия.
Интерьер собора, когда только входишь, впечатления не производит: все достаточно скромно, нет роскоши последующих веков. Но нужно заглянуть в боковые часовни, там великолепные произведения искусства XVI–XVII веков.
На площади Сан Джованни есть здания исторические, как Дворец Чиаблезе, входящий в комплекс Королевского дворца, и, соответственно, в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, есть и относительно новые.
Дворец Чиаблезе (Chiablese Palace) XVI века занимают офисы администрации региона Пьемонт. Используется также для временных выставок Королевского музея.
Есть и совсем древние. Например, под стенами Королевского дворца откопали остатки римского амфитеатра, и теперь за красивой оградой скрывается Археологический парк, открытый в 2006 году.
От римских времен еще сохранились Палатинские ворота (Porta Palatina) I века до н. э. — стена и четыре арки. Две многоугольные башни по обе стороны построены уже в XIII–XIV веке нашей эры. Копии древнеримских статуй Юлия Цезаря и Октавиана Августа — подарок Турину в 1935 году от Бенито Муссолини.
Неподалеку самая большая площадь Турина — Piazza della Repubblica, на которой находится центральный рынок Порта Палаццо. Пришли мы туда в конце дня, не лучшее время для рынка: торговля окончена, остались груды мусора. Ограничились взглядом издали.
Вышли на площадь через галерею Умберто I, исторический торговый пассаж Турина. Здание с очень интересной историей. Разве можно сейчас подумать, что это первая городская больница, построенная в 1603–1638 годах, позже несколько раз перестроенная. Для больницы в 1884 году построили новое здание, а это выкупил банк, выполнил реконструкцию и открыл коммерческую галерею, назвав ее в честь короля Умберто I.
Мы видели еще одну красивую церковь — Святилище Консолата или церковь Богоматери Утешения (Chiesa di Santa Maria della Consolazione), шедевр пьемонтского барокко. Архитектор — опять Гварино Гварини. Колонна с Девой Марией установлена рядом в 1835 году после эпидемии холеры.
Колокольня церкви построена еще в начале X века, она принадлежала предыдущей церкви Святого Андрея, стоявшей на этом месте.
В последней четверти XVII века Гварино Гварини построил на руинах прежней церкви новую, создав здание эллиптической формы. Последние изменения внес в облик церкви в 1899–1904 годах архитектор Карло Чеппи.
У церкви очень оригинальная структура внутренней части: сначала попадаешь в зал овальной формы, из него можно пройти в шестиугольное святилище, где находится главный алтарь Богоматери Утешения. А по сторонам овала — еще четыре часовни.
Но нам пора возвращаться в Милан!
Направляемся по Виа Рома к вокзалу. На пути еще одна большая площадь — Сан Карло. Эта площадь появилась на карте города в начале XVII века, тогда она называлась Королевской. Затем столетие на площади проходили парады и она, соответственно, называлась площадью Армии. Свой элегантный вид площадь приобрела в конце XVIII века, а с 1750 года это площадь Сан-Карло по стоящей на ней церкви.
Конная статуя на площади — памятник Эммануилу Филиберту герцогу Савойскому, который в XVI веке победил французов в битве при Сен-Кантене, сражаясь во главе нидерландской армии на стороне испанцев (как у них в Европе все запутано!). В результате этой победы Савойский дом вернул свои владения на севере Италии, а Турин стал столицей герцогства. Видимо это фамильное имя Савойской династии, одни Эммануилы-Филиберты!
На площади стоят две церкви, которые иногда называют «близнецами», но это не так. Слева — церковь Санта-Кристина, которую начали строить в 1619 году, а фасад достроили в 1716. Справа — церковь Сан-Карло, соответственно, 1639 — 1835 гг. Начинал оба здания один архитектор, фасады достраивали уже другие.
С обратной стороны церквей есть небольшая площадь, на которой установлены фонтаны с аллегориями рек По и Дора-Рипария.
Поезд на Милан уходит с главного вокзала Турина — Порта Нуова (stazione di Torino Porta Nuova). Здание вокзала очень красивое, эксплуатируется с 1864 года.
Турин — город красивый, с очень богатой историей, конечно, один день на него непростительно мало! Город — четвертый по величине в Италии, был столицей герцогства Савойского, а затем первой столицей объединенной Италии. Интересного много, мы не увидели все, что запланировали, и, конечно, не были ни в одном музее. Нам и поесть толком было некогда.
Собираетесь в Турин? Делайте выводы! Может быть, вам пригодится мой рассказ.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия