Вот и закончилось наше путешествие по северной части Италии, продолжавшееся шестнадцать дней. Хочу рассказать о нашем маршруте, может он кому-то пригодится, как пригодились мне рассказы и советы других туристеровцев.
В Италии я была в 2003 году со стандартным «классическим» туром и последующим недельным отдыхом в Римини. Что такое стандартные туры «галопом по европам» знают все, в памяти остались только общие воспоминания и немного фотографий, так как время было еще доцифровое, пленку приходилось экономить.
В конце декабря купили билеты на перелет Аэрофлотом: туда — в Милан и обратно из Венеции. Отели заказала в Милане, Падуе и Венеции, так как Милан и Падуя должны были стать «базой» для поездок в соседние города, а в Венеции хотели отдохнуть несколько дней в конце поездки.
Путешествие хотелось сделать достаточно бюджетным и неутомительным: посмотреть по возможности максимально, но без фанатизма. Получилось, как получилось.
День 1. Милан
Самолет прилетел по расписанию. В город из аэропорта Мальпенса добрались регулярным рейсом автобуса. Автобусы идут до железнодорожного вокзала Милана и останавливаются напротив здания аэровокзала, но нужно пройти влево к выходу № 4 к автобусам с табличкой Milano Centrale. Большинство автобусов, которые видишь первыми, это автобусы турфирм, встречающие группы туристов. Автобус до Милана идет около часа, билеты продает специальный человек у входа в автобус.
Отель Terminal на 6 ночей был заказан у вокзала для удобства дальнейших перемещений. Заказывала как обычно на Booking с учетом рейтинга отеля по отзывам и цены вопроса.
Трехместный номер обошелся в 104,8 евро за ночь (без завтрака). Завтрак со стандартным набором стоит 7, 5 евро. Воспользовались один раз, потом завтракали в номере, купив все необходимое в универсаме на вокзале. Цены завтрака хватало и на вечерний чай с бутылочкой вина. В номере был холодильник, что исключало проблемы. Чайников в номерах нет, но у советского человека большой опыт в этом плане: кипятильничек не забыли. Отель скромный, но есть все необходимое, и, главное, удобно путешествовать по округе, не пользуясь общественным транспортом.
В вокзале Милана бывали ежедневно, если не ездили куда-то по округе, то пользовались метро в здании вокзала или супермаркетом.
Вокзал огромный, но вполне понятный и удобный. Проблемы Европы видишь сразу, как из него выходишь: на площади у вокзала сидят и лежат гости из африканских стран. Поэтому у главного входа все пристойно, но по мере удаления от него стоит запах туалета, думаю, и деревья в сквере справа от вокзала скоро не выдержат и засохнут от этих «юных мичуринцев». Внутри вокзала их нет. На площади днем и ночью дежурит машина с товарищами в камуфляже, так что обстановка спокойная.
В день приезда полдня были свободны, поэтому пошли гулять по современным районам Милана.
Посмотрели комплекс администрации региона Ломбардия,
жилой комплекс Bosco Verticale — зеленые высотки с деревьями на всех этажах,
а потом поехали на метро погулять по району каналов Навильи.
Метро Милана оформлено скромно, но чистое и вполне функциональное. Билет стоит 1,5 евро на одну поездку продолжительностью до 90 минут. Если купить блок из 10 билетов (carnet), то это обойдется в 13,8 евро. Дневной билет на 24 часа стоит 4,5 евро. Есть разные варианты билетов, уточнить можно на сайте общественного транспорта Милана.
Сохраняйте билет до конца поездки, на большинстве станций билет пропускаешь через автомат только при входе, выход свободный. Но есть станции (например, у Собора), где выход тоже только при помощи билета.
Затраты:
— билет на автобус из аэропорта Мальпенса — 8 евро;
— билеты на метро — 3 евро.
День 2. Озеро Комо
Весенняя погода непредсказуема, прогнозы обещали разное. Поэтому, пока светило солнце, нужно ехать смотреть природу — на озеро Комо. Как бы ни хотелось повторить подвиги предшественников и посмотреть все озеро, но реально оценив свои силы и время, решили доехать поездом до Варенны. Региональные поезда до Varenna-Esino ходят раз в час и в пути час.
Доехав до Варенны, спустились к озеру и купили дневной билет на теплоход для передвижения в границах Варенна-Белладжио-Вилла Карлотта. Начать решили с виллы, так как с утра на озере был туман.
Посидели в кафе на набережной, пока на виллу прошли толпы молодежи, приехавшие с нами на теплоходе.
Выпили кофе с тирамису, полюбовались видом озера, а затем осмотрели виллу и парк. Парк оправдал ожидания, что значит весна! Поразили цветущие глицинии и деревья камелий, которые мы привыкли видеть в горшках. Получили удовольствие, особенно после родной грязной весны, обнажившей все, прятавшееся под снегом.
После виллы Карлотта переместились в Балладжио, немного погуляли по городу и уехали в Варенну. В Варенне сделали то же самое: немного посмотрели город, прошли по дорожке вдоль берега. Хотели посмотреть парк виллы Монастеро, но увидели его только сверху от дороги.
В мрачную погоду не впечатляет, а погода начала резко портиться. Когда дошли до виллы, начал капать дождь, а мы, веря прогнозу, зонты не взяли, поэтому пришлось вернуться в город, а затем в Милан
Поездка понравилась, такая красота не может не нравиться.
Затраты:
— билеты на поезд Милан-Варенна-Милан — 13,4 евро;
— дневной билет на теплоход — 15 евро;
— билет на осмотр виллы Картлотта и парка — 10 евро.
3 день. Милан
Третий день посвятили Милану. Решили посмотреть город без фанатизма — то, что успеем. С утра на метро поехали к Собору.
Вот тут я пожалела, что не стала брать билеты в собор по интернету! Не знаю, может это был не наш день, но большего бардака, чем продажа билетов в собор я не видела! Толпа людей, входящие тычут пальцами в автомат по выдаче талонов электронной очереди. Причем, так как большинство языка не знают, то нажимают на все кнопки подряд. Талоны выдаются уже с номерами в районе 350, на табло номера из первой сотни. Непонятно ничего! Билеты мы купили довольно быстро, и не только себе, но и еще трем таким же «страдальцам». Причем, как нам это удалось, я так и не могу объяснить. Скорее всего, девушки, сидящие за стойкой, нас просто пожалели.
Отстояли мы очередь и на террасу собора. К сожалению, на большом участке проводится реконструкция, избежать лесов в кадре практически невозможно.
Кстати, я пыталась взять билет на посещение Санта-Мария-делле-Грацие, чтобы увидеть «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи, но в феврале уже билетов не было. Немного погуляли по городу вокруг собора и направились к замку Сфорца.
Из всех музеев замка Сфорца посмотреть решили «Пьету Ронданини» Микеланджело, а потом зашли в Музей античного искусства. На все у нас было всего чуть больше часа, так как в замок мы пришли уже в пятом часу, а музеи работают до 17–30.
После музеев из замка Сфорца вышли погулять в парк Семпионе и в компании с прочими полежали на зеленой травке.
Затраты:
— билеты на метро — 3 евро;
— билет в собор с подъемом на террасу на лифте — 15 евро;
— билеты в музеи замка Сфорца — 0 евро. Билет с правом посещения всех музеев замка стоит 5 евро, но мы пришли во вторник после обеда, когда вход в музеи бесплатный. Но сам билет взять в кассе все равно необходимо, без него не впустят.
День 4. Турин
Поездка в Турин была запланированной, билеты на поезд я купила заранее по интернету. Билеты на поезда дальнего (по меркам Италии) следования продают с указанием места, и цена отличается значительно, поэтому имеется смысл покупать их заранее, как мы обычно стараемся купить на самолет.
До Турина из Милана поезд идет два часа, прибыли в 10 утра. Маршрут проложила заранее, сейчас понимаю, что кое-что было лишним, можно было и упустить без особых потерь. Но подробнее уже в рассказе о поездке в Турин.
Посмотрели главные площади и основные достопримечательности Турина, увидели несколько интересных церквей, посетили Кафедральный собор
и поднялись на Башню Молле Антонеллиана.
Город нам понравился — просторный, светлый, с красивыми зданиями.
Затраты:
— билет Милан-Турин-Милан — 22,35 евро;
— подъем на башню Молле Антонеллиана — 7 евро.
День 5. Бергамо
Поезд от Милана до Бергамо идет всего 50 минут. От вокзала прошли через нижний город к фуникулеру, поднимающему в верхний город. Посмотрели старый город достаточно подробно, погуляли с удовольствием.
В Бергамо есть своё очарование! Выше на втором фуникулере подниматься не стали. В нижний город вернулись пешком, посмотрели его немного по пути к вокзалу.
Затраты:
— билет Милан-Бергамо-Милан — 11 евро;
— билет на фуникулер — 1,3 евро.
День 6. Павия
В Павию я собралась сразу, как прочитала рассказы о ней Бориса (borisnov) и Наташи Семчиной (NataliaC). Поезд от Милана до Павии идет 32 минуты. Главным было, конечно, посещение монастыря Чертоза ди Павия, поэтому приехав в Павию, нужно пересесть на поезд до Павийской Чертозы. В Павийскую Чертозу поезд ходит каждые полчаса, в пути он всего 7 минут. Главное, успеть купить билет, приехав из Павии. Нам повезло, людей не было, билет купили в кассе сразу и, не теряя времени, пересели в поезд, следующий до Чертозы.
Монастырь видишь сразу от вокзала, дорожка к нему идет вдоль монастырской стены.
Проходишь 1,5 километра и перед тобою эта красота, которую видел на снимках, но своими глазами — совсем другое впечатление!
Ничего не изменилось, фотографировать нельзя, как и раньше. Мы удачно пристроились к экскурсии, которую проводил монах для группы итальянских туристов. Что говорил, непонятно, но зато перед нами открывались все двери. Снимать можно только во внутреннем дворе монастыря и в монашеской келье.
Посмотрев монастырь, вернулись в Павию, чтобы погулять по её улочкам, посмотреть знаменитые храмы, башни и мост через реку Тичино, впадающую в реку, с таким знакомым по школьным учебникам истории названием — По.
Затраты:
— билет на поезд Милан — Павия — Милан — 8 евро;
— билет на поезд Павия — Павийская Чертоза — Павия — 3,6 евро.
День 7. Падуя
В этот день нам предстоял переезд в Падую. Билеты на поезд также были куплены заранее по интернету. Поезд скоростной, в пути 2 часа. По тарифу эконом-премиум была предусмотрена бутылочка воды, кофе и пакетик с едой.
Заранее по интернету заказали (и оплатила) туристические карты Падуи — Padova Card на 48 часов. Одновременно с покупкой этой карты бронируется время посещения капеллы Скровеньи. Купить карту можно здесь. Приехав на вокзал, получили их в туристическом информационном центре. Карты именные, работница центра проставляет время начала действия карты по вашему желанию. Мы приехали в Падую вечером, поэтому активизировала карты сразу, и добрались по ним на трамвае до отеля.
Отель Casa Prato Della Valle был заказан с учетом рекомендаций Ирины Дементьевой (tinka61). Понравилось его размещение у площади Прато дела Валле вблизи многих городских достопримечательностей. Отельчик небольшой, всего шесть номеров на втором этаже здания. Все довольно симпатично и комфортно. Один нюанс: пять номеров из шести имеют ванные комнаты в отдельном от номера помещении. То есть это отдельная довольно большая комната рядом или напротив номера. Все время приходил на ум старый короткий анекдот: «Баня, через дорогу — раздевалка».
Затраты:
— билет на поезд Милан — Падуя — 16, 83 евро;
— Padova card на 48 часов с бронью посещения капеллы Скровенья — 17 евро.
— трехместный номер в отеле Casa Prato Della Valle на 6 ночей — 145, 7 евро на человека. Цена номера в сутки с завтраком 72,85 с учетом городского налога.
День 8 и 9. Падуя
Два дня посвятили Падуе, нужно было использовать возможности Padova card.
Посетили далеко не все, что предусмотрена этой картой, но увидели Капеллу Скровеньи, Дворец дела Раджоне, Ботанический сад, немного Музей Эримитаньи, Баптистерий Кафедрала.
Сходили в базилику Святого Антония и базилику Святой Джустины, Церковь Эремитаньи, Капеллу Сан Джорджио и Скуолу дель Санто, Музей Диоцезано рядом с кафедральным собором, заходили во все церкви, попадавшиеся нам на пути, а церквей в Падуе много. Кстати, в капелле Сан-Джорджио и баптистерии кафедрала фотографировать разрешали.
Падуя — определенно, город, заслуживающий внимания, — комфортный, с большим количеством интересного для туристов в самом городе и вокруг него.
Затраты:
— Ботанический сад — 5 евро (по Padova card);
— Музей Диоцезано — 5 евро;
— Капелла Сен-Джорджо — 5 евро
День 10. Верона
Поскольку действие Padova card на третий день закончилось, для перемещения по Падуе пришлось купить билеты. Ездили мы по городу немного и только трамваем, который в Падуе не только не совсем обычный, но и очень удобный вид транспорта. Билеты купить можно в киоске или автомате на вокзале, а еще в табачных киосках, обозначенных буквой Т. Но позаботиться о билетах нужно заранее, был случай, когда вечером вернулись из Болоньи, а киоск на вокзале уже закрыт и автомат не работает. Ехали зайцем, а в Италии это дело рискованное, слишком велики штрафы. Билет стоит 1,5 евро. Но лучше покупать книжечку из 10 билетов (carnet), тогда билет будет стоить 1,2 евро.
Первым городом, куда мы поехали из Падуи, была Верона.
Здесь, единственный раз за всю поездку, нам не повезло с погодой: моросил дождь и, что хуже, дул холодный ветер. Мы так замерзли, что пришлось в ресторане в качестве профилактики от простуды заказать граппу.
Но, несмотря на это, обязательную программу в Вероне мы выполнили: прошли по запланированному маршруту, увидели (хотя бы снаружи), все местные достопримечательности, зашли во все крупные церкви и даже отметились в дворике с балконом Джульетты.
Можно купить общий билет на вход в четыре главных собора Вероны. Мы посмотрели все четыре: Кафедральный собор, церковь Святого Фермо, церковь Святой Анастасии и храм Святого Дзено.
Затраты:
— Билет на поезд Падуя-Верона-Падуя — 14,2 евро;
— билет в 4 храма Вероны — 6 евро.
День 11. Болонья
Билеты на поезд до Болоньи я также купила заранее по интернету. В пути от Падуи — 2 часа.
Заранее маршрут по Болонье не прокладывала, как-то он прокладываться не хотел. Поставила несколько контрольных точек на карте в maps.me и на том закончила. Поэтому пока никой системы в моих воспоминаниях о Болонье нет. Но, посетили Собор Святого Петра, базилику Святого Петронио и монастырь Святого Стефана, посмотрели на знаменитые башни Болоньи, прогулялись под её аркадами.
Так что можно сказать, что программу минимум выполнили. Если бы еще под этими аркадами не скрывались магазины…
Затраты:
— билет Падуя-Болонья-Падуя — 20,3 евро;
— разрешение на фотосъемку в Базилике Святого Петронио — 2 евро.
День 12. Виченца
Виченца находится совсем рядом с Падуей, поезд идет туда каждые полчаса и всего 15–27 минут, в зависимости от числа остановок данного маршрута.
Не ездите в Виченцу во вторник и четверг! Иначе вы увидите все её достопримечательности и шедевры Палладио через палатки и развевающиеся образцы продукции местных и китайских производителей. Палатки расставлены от вокзала и далее по всему городу, пробиваться сквозь толпу дело бессмысленное. Конечно, если эти самые палатки не есть цель вашего путешествия: во вторник и четверг в Виченце ярмарка. Вот мы как раз на эту ярмарку и попали.
Достопримечательности мы, конечно, увидели, но сфотографировать смогли только вечером, на обратном пути. Туристическую карту Biglietto Unico мы не покупали, из всех достопримечательностей, что она включает, посмотрели только церковь Святой Короны. Но мы доползли в гору по жаре до виллы Вальмарана (виллы с карликами)
и посмотрели на Виченцу от Сантуарио Монте Берико.
Затраты:
— Билет Падуя-Виченца-Падуя — 8,3 евро;
— билет в церковь Святого Креста — 3 евро;
— билет на виллу Вальмарана — 10 евро.
День 13–16. Венеция
Падуя совсем рядом с Венецией, многие даже используют Падую как базу для знакомства с Венецией, так как отели в Венеции значительно дороже. Поезд в Венецию ходит каждые полчаса и в пути до вокзала Санта-Лусия от 27 до 50 минут, в зависимости от числа остановок на маршруте.
На 13 день мы переместились в последнюю точку нашего маршрута — Венецию, где нам предстояло провести четыре дня. Отель был заказан по рекомендации Booking в Каннареджо практически на его главной улице Страда Нова рядом со стоянкой вапоретто Ca d’Oro.
Отель Alloggi Santa Sofia неплохой, один нюанс, который оказался для нас сюрпризом (примечания нужно читать внимательнее): номер был на четвертом этаже в старом здании без лифта, т. е. 60 крутых ступеней! Все бы ничего, но с чемоданом… Но, думаю, в Венеции это нормально. Поменять на следующий день номер на второй этаж мы отказались, это был его единственный минус.
Билет трехдневный на вапоретто мы купили сразу по приезду и успешно им воспользовались. После двухнедельных прогулок по маршрутам никаких маршрутов по Венеции уже душа не принимала. Мы просто гуляли по городу: съездили на Джудекку, Мурано и Бурано, хотели и на Торчелло, но не хватило сил;
посмотрели на город с кампаниллы Сан-Джорджио Маджоре;
зашли во все церкви, которые попались на пути, чтобы увидеть произведения великих итальянцев.
Но, мы не были ни в Сан-Марко, ни во Дворце Дожей. Стоять очередь, напомнившую мне очередь в мавзолей во времена моего детства, желания и сил уже не было. Оправдала свой поступок тем, что была там в 2003 году.
Затраты:
— Билет Падуя-Венеция — 3,15 евро;
— Гостиница 4 ночи с завтраком — 200 евро;
— карта Venezia Unica (проезд на вапоретто 72 часа) — 40 евро;
— Билет на кампаниллу Сен-Джорджо — 6 евро;
— Билеты в 3 церкви — 9,5 евро
День 17. Венеция
Последний день нашего путешествии по Италии. В 12–50 наш рейс Аэрофлотом до Москвы. До аэропорта Марко Поло Венеции добирались тоже на вапоретто. Расположение нашего отеля было удобно тем, что недалеко была еще одна остановка вапоретто — Fondamente Nova, от которой уходили катера не только на Мурано-Бурано, но и в аэропорт.
Билет на вапоретто в аэропорт стоит 15 евро, этот маршрут выполняет другая компания, поэтому в транспортную карту Venezia Unica он не включен. Катер ходит каждые полчаса, расписание можно посмотреть на сайте компании Alilaguna. Добираться удобно, терминал водного транспорта расположен рядом со зданием аэропорта.
Путешествие закончилось благополучно: рейс Аэрофлота вылетел вовремя. Всем известно, что всё хорошое когда-то кончается.
Статистика за 17 дней такова (в расчете на 1 человека):
— общий расход — 1200 евро.
Из них:
— отели — 555 евро;
— транспортные расходы по Италии — 186 евро;
— билеты в музеи, церкви и туристические объекты — 84 евро.
— еда — 350 евро.
Теги:
Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия