В своих маленьких путешествиях «на выходные» мы чаще всего выбирались на север и северо-восток Подмосковья — ближе, меньше тратится времени на дорогу и стояние в московских пробках. Да и люблю я это направление по / рядом / в сторону Золотого кольца за уникальные средневековые церкви и монастыри, древние городища с высокими валами на берегах рек и озёр, за те сокровенные чувства, которые пробуждает в этих местах наша генетическая память.
Южное направление выбирали значительно реже, хотя и там много всего интересного. Ну вот хотя бы Дубровицы. Давно хотелось посмотреть тамошнюю уникальную церковь, а оказалось, что жив и здравствует ещё и усадебный дом.
Храм в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы стал самой первой каменной постройкой в усадьбе Дубровицы (сейчас посёлок в городском округе Подольск Московской области).
Первое, что приходит в голову, когда видишь этот храм — ну красота! Второе — человек, который в конце 17 века в России построил такой храм, неординарный. Как минимум, отважный, своевольный, с сильным характером, образованный и властный. Только такой мог нарушить церковный канон и вместо главы водрузить на высокий световой барабан царскую корону.
Именно из-за этого нетрадиционного для русских церквей внешнего вида храм отказался освящать тогдашний митрополит Адриан, и только после его смерти он был освящён, причём на церемонии этой в 1704 году присутствовал царь Пётр I. Видимо, с короной он был согласен, зная подоплёку появления этого храма: как-то Голицын прогневил юного вспыльчивого царя и несколько лет находился в опале, но царь сменил гнев на милость, и в знак примирения и пожалованного ему боярства князь построил это чудо.
Когда я захотела узнать подробнее о Борисе Голицыне, то удивилась тому, какую власть этот человек имел над Петром. Сразу родилась ассоциация с Алексашкой Меншиковым — героем романа Алексея Толстого «Пётр I», хотя Меншиков — тоже реальное историческое лицо. По воспоминаниям князя Б. И. Куракина, Голицын был «человек ума великого, а особливо остроты, но к делам неприлежной, понеже любил забавы, а особливо склонен был к питию. И оной есть первым, который начал с офицерами и купцами-иноземцами обходиться. И по той своей склонности к иноземцам оных привёл в откровенность ко двору и царское величество склонил к ним в милость». В словах этих явное неодобрение и … ревность. Ведь именно Борис Голицын управлял государством в периоды, когда Пётр отсутствовал в стране. Крал, конечно, из казны, но каждый раз бывал прощён за верную службу и преданность.
Борис Андреевич Голицын (1651–1714). Литография
В архитектуре церкви явно присутствует влияние западноевропейского искусства, в этом тоже было нарушение канона. Вопрос: откуда бы Голицыну узнать о западноевропейском искусстве, если он ни разу не покидал России? По преданию, князь Борис Алексеевич Голицын происходил из старинного литовского княжеского рода Гедиминовичей. Голицыны, Борис и Василий, знали несколько языков и хорошо знакомы были с западной культурой. К Голицыну в имение иностранные гости приезжали. Знаток латыни, князь изумлял иностранцев своими познаниями в искусствах разных и науках. Для детей он нанял воспитателей-поляков. Имена зодчих и мастеров, возводивших Знаменскую церковь, остались неизвестны. Наверняка среди них были итальянцы.
Высота храма с куполом — 42,3 м. Для постройки использовался местный белый камень, относительно прочный, но легкий в обработке. К сожалению, со временем он стал разрушаться, так что многие элементы (особенно статуи и декор) повреждены. Обильный декор, украшающий церковь снаружи, многочисленные статуи и резные изображения были совершенно не характерны для православной архитектуры, хотя это изваяния христианских святых.
По сторонам главных (западных) дверей стоят фигуры святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова.
В интерьере Знаменской церкви тоже много скульптуры, она заменила привычную фресковую роспись. Сюжеты скульптур, сделанных в технике стукко (искусственный мрамор, который изготовляют из обожжённого и измельченного гипса с квасцами и клеем, иногда с добавлением мраморной пудры, наносят в виде теста, многократно шлифуют и полируют до зеркального блеска), очень разнообразны, но их объединяет одно: все они выполнены по библейским мотивам и расположены в определённой системе. Скульптуры изготавливали на месте, используя для этого металлический каркас и основу, состоящую из битого кирпича и известкового раствора. Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.
Самая крупная скульптурная композиция — «Распятие» (над иконостасом), центральный сюжет в цикле «Страсти Господни». Справа от «Распятия» сделана надпись, на которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты сопровождают и другие сцены, которые расположены в картушах, украшенных раковиной, акантовыми листьями и гирляндами.
Сохранился деревянный резной иконостас, покрытый позолотой.
Знаменская церковь стоит на возвышении, на мысу у сливающихся рек Десны и Пахры. У меня не было возможности сделать снимок сверху, и я воспользовалась услугами Интернета, потому что это совершенно головокружительное зрелище.
Мне же удалось забраться лишь на смотровую площадку на высоком берегу Десны и чуть-чуть изменить ракурс снимка, захватив в него ещё и усадебный дом.
Усадебный дом с флигелями, конным двором и хозяйственными постройками поставил уже внук Бориса Алексеевича, Сергей Алексеевич Голицын, в 1750–1753 годах. У него своя история, связанная со многими известными людьми. В 1681 году Голицын, имея множество долгов, продал усадьбу князю Григорию Александровичу Потёмкину. В 1787 году Екатерина II, побывавшая проездом из Крыма в Дубровицах, захотела приобрести имение для своего нового фаворита А. М. Дмитриева-Мамонова и в 1788 году купила усадьбу. Мамонов перестроил дом по новой моде — в стиле классицизма.
В 1812 году в усадьбе были французы, но, к счастью, ни церковь, ни дом не разрушили.
С этой усадьбой связана скандальная история «Ордена русских рыцарей» (1817 г.), одной из преддекабристских тайных политических организаций, из-за которой владелец усадьбы был арестован. В 1864 году Знаменское вновь вернулось Голицыным.
Усадебный дом можно обойти вокруг, тем более со смотровой площадки я заметила красивую полукруглую колоннаду, которую хотелось рассмотреть поближе.
Там случилась неожиданная встреча.
Удивлялась я ровно до тех пор, пока не обнаружила табличку.
Может быть, это как-то связано? Это открытие заставило поинтересоваться послереволюционной историей усадьбы, которая, к счастью, хотя бы внешне сохранилась.
В советское время здесь с 1919 по 1927 год был организован Музей дворянского быта. В 1927 году всю мебель и богатое убранство вывезли в Москву, Серпухов и Царицыно, а здание передали детскому дому. Интерьеры перестроили, приспособив их к нуждам детского дома, снесли красивую кованую ограду и разрушили один из флигелей. В 1932 году снесли колокольню. В том же году здесь поместили сельскохозяйственный техникум.
Кстати, вид дома в этом ракурсе напомнил картину Борисова-Мусатова. Вполне может быть, что именно этот дом он изобразил в своих «Призраках» и ряде других картин, тем более известно, что художник бывал во многих усадьбах Подольского уезда.
В.Э. Борисов-Мусатов. Призраки
В августе 1960-го года все здания и парк были признаны памятниками республиканского значения и взяты под охрану государства. В это же время в усадьбе случился пожар. После этого события велись долгие восстановительные и реставрационные работы с довольно низким бюджетом. К 1972 году облик усадьбы был частично восстановлен.
Когда мы были в Дубровицах, в здании ещё были ЗАГС и ресторан. Кстати, почему нет? Сельхозживотных изучать можно, а жениться нельзя? Здесь красиво: большой парк, старинный дом, исключительно замечательная церковь рядом… Говорят, сейчас уже что-то изменилось.
Дубровицы совсем рядом с Москвой. Можно приехать только сюда и нагуляться вволю, а можно продолжить поездку, прихватив ещё несколько интересных мест. Для нас актуально второе, мы с севера, нам сюда ехать далеко… Путешествуем дальше.
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия