Людям проще и одновременно сложнее, чем городам и сёлам. За людьми во все времена присматривали боги, а за поселениями людей — сами люди.
Когда я в первый раз без карты бродил по Старому городу Родоса, то увидел не очень выразительную церковь.
Людям проще и одновременно сложнее, чем городам и сёлам. За людьми во все времена присматривали боги, а за поселениями людей — сами люди.
Когда я в первый раз без карты бродил по Старому городу Родоса, то увидел не очень выразительную церковь.
Гораздо важнее, что она была посвящена Святой Параскеве. Христиане почитают Святую Параскеву покровительницей женской зимней работы — шитья, прядения, вышивания, ткачества, покровительницей всех мастериц рукодельниц.
Ткачество — это один из наиболее прославленных и старейших женских промыслов на Руси, где даже существовало поверье, что ткачеством приказал женщинам заниматься сам Господь в качестве покаяния за первородный грех. С другой стороны, определённый почёт и уважение у ткачих были.
Вспомним «Сказку о царе Салтане»:
«А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят».
На одной из икон пряха изображена рядом с Девой Марией.
В дохристианский период у славян была своеобразная предшественница — богиня Макошь.
Она являлась покровительницей традиционных женских занятий, особенно прядения. Это вполне естественно, ведь Макошь была старшей из богинь-прях судьбы, еще две богини судьбы назывались Доля и Недоля и были её дочерьми. К хорошим людям Макошь посылала Долю, к плохим Недолю. Макошь была Великой Ткачихой, в руках которой сосредоточены нити жизней всех живущих людей, на полотне мира из этих нитей она сплетает замысловатые узоры, в которых неспособны порой найти суть даже боги.
У древних греков были свои богини судьбы -мойры.
Сначала считалось, что у каждого человека есть свой мойра, затем количество мойр сократилось до трёх на всё человечество. Клото прядёт нить жизни, Лахесис определяет судьбу, а Атропос перерезает нить жизни. Родос появился на свет в 408 году до нашей эры. Множество узоров судьбы было сплетено для людей его населяющих, а также для самого города. Он словно пережил множество возрастов: античный, византийский, рыцарский, турецкий, итальянский, новогреческий. Полотна накладывались друг на друга, порою полностью скрывая предыдущее, но иногда новые нити рвались и проглядывали старые, их латали, но не всегда заплатки были удачными и полотно вновь расползалось. Некоторые нити так перемешались, сплелись в узелки, что непонятно подчас, что было раньше, а что позже. Но некоторые заплатки поставлены так, что человек уверен, что это не заплатка, а видимая сквозь полотно старая пряжа.
Взглянем на карту Старого города, где отображены разными цветами следы различных периодов — возрастов: античного — синим, византийского — красным, рыцарского — коричневым и турецкого — оранжевым.
Заодно поищем следы итальянцев и современных греков, на карте не отображенных. Пробежимся по шести возрастам Старого города Родоса.
1. Античный.
Согласно описаний античных авторов в городе было много храмов и статуй на улицах. Ныне статуи можно увидеть на Родосе только в музее
или в магазине.
В пределах Старого города сохранились развалины лишь одного храма Афродиты.
Недалеко от храма за муниципальной художественной галереей находятся развалины античной верфи, но мы туда не дошли, посчитав, что за зданием ничего нет.
Зато в другом конце Старого города нашли развалины эллинических оборонительных укреплений.
Больше ничего не сохранилось, что не удивительно — прошло около двух тысяч лет и за это время много воды утекло.
2. Византийский.
От Византии также остался небольшой кусочек оборонительной стены,
остальное рыцари-госпитальеры спрятали под более поздними укреплениями.
За мечетью Сулеймана находится несколько бывших византийских башен, но туристы видят обычно только самую высокую из них — Часовую башню. Просто она возвышается над остальными, которые сфотографировать трудно.
Желтая стена — это и есть продолжение Часовой башни.
Зато православных храмов, построенных при Византии, сохранилось довольно-таки много. Помимо церкви святой Параскевы — это церкви святых Марины, Екатерины, Троицы, Артемиуса, Константина и Елены, Фанориса, Георгия, Марка, Спиридона, Афанасия. Особой красотой они не блистают, но древние византийские церкви были именно такими аскетичными.
Некоторые из них выглядят необычно, своеобразный гибрид православного храма и мечети,
но так было всегда на землях, захваченных Оттоманской империи. Турки часто переделывали храмы под свои нужды, устраивая в них мечети, а порой и бани.
3. Рыцарский.
Главным достижением рыцарей ордена Святого Иоанна, правивших островом с 1309 по 1523 год, было возведение крепостных укреплений вокруг города Застывшая в камне двухсотлетняя история ордена госпитальеров. Титанический труд, потребовавший многочисленных финансовых и людских ресурсов.
Город они поделили на две части внутренней стеной: Коллакио, где жили рыцари, и Бурго (Хора), где жили остальные.
В своём квартале они построили три основных сооружения: свою штаб-квартиру Замок Великих Магистров,
храм Иоанна Крестителя в честь своего покровителя и госпиталь, точнее даже два — старый и новый. Госпитали рыцари этого ордена строили везде, где обосновывались на длительное время, так было положено по уставу ордена, не зря их называли госпитальерами. Между собой все важные объекты соединялись главной улицей Рыцарей или Иппотон.
Сохранились до наших дней только госпитали и улица Иппотон. Замок Великих Магистров и храм Иоанна Крестителя были разрушены в результате случайного взрыва во времена турецкого владычества. Если Замок был восстановлен итальянцами, то часть развалин храма
заняла мусульманская школа, а итальянцы построили новый храм за пределами Старого города.
Во времена правления рыцарей продолжали строиться храмы, причем как католические — церковь Богородицы Бурго,
4. Турецкий.
Турки не только превращали захваченные церкви в мечети, но порой просто сносили православные храмы и строили на их месте мечети. Первой мечетью Родоса, построенной на месте снесённого православного храма в 1523 году, стала мечеть Сулеймана.
Правда она сейчас выглядит не так, как была построена изначально. В 1808 году она реставрировалась, а в 1989 году старинный минарет был заменён на новый тридцатипятиметровый, с шаром конической формы и двумя балконами в его верхней части.
Второй была построена в 1533 году мечеть Ибрагим-паши, затем — мечети Реджеп-паши, Фонтана, султана Мустафы. Рядом с мечетью Сулеймана находится мусульманская библиотека с одной стороны и турецкая школа с другой стороны. Интересно, что помимо мечетей в этот период времени была построена синагога. Турки выгнали из Старого города всех остальных жителей и припеваючи жили за крепостными стенами.
5. Итальянский.
Период итальянского владения островом отмечен многочисленным строительством. При них были отреставрированы площадь большого фонтана с прилегающими зданиями в 1929 -1930 годах,
Были изданы несколько указов, способствовавших сохранению Старого города. 28 апреля 1920 года площадь вокруг стен Старого города была объявлена «Мемориальной зоной» и запрещено любое строительство. 11 апреля 1924 года губернатор Марио Лаго издал указ об экспроприации всех земельных участков и зданий, принадлежавших туркам. А в 1926 году был создан генеральный план развития Родоса вне стен Старого города. После этого можно было спокойно заниматься строительством новых зданий в Новом городе и реставрацией старых в Старом городе.
6. Греческий.
Сначала политика греческий властей была двойственной. С одной стороны, в 1960 году город был объявлен охраняемой зоной, затем в 1961–1963 годах возникли планы перепланировки Старого города, расширение улиц и пробивка новых. Хорошо, что эти планы остались лишь на бумаге, иначе пропало бы очарование средневекового города.
Греческие власти ныне развивают Старый город как туристическую зону, создают музеи. Даже входы на стену закрывают, чтобы потом за выход наверх деньги брать.
В настоящее время около 10 000 человек связано со Старым городом. В самом Старом городе живёт около 6 000 человек, довольно-таки большая цифра. Но, когда ездили по острову, гид рассказал, что центрального отопления в зданиях нет — ведь они все памятники архитектуры и истории.
Хотя евро-балконы местные жители умудряются пристраивать.
Много магазинов
с различными сувенирами,
кафе,
ресторанов, часть из которых расположена под открытым небом,
есть здесь даже гостиницы.
А для того, чтобы туристы улыбались, повсюду встречаются небольшие сюрпризы в виде следа из монеток
или глазастого дерева.
И как обойтись без заманухи в виде рыцаря в доспехах,
античной статуи
или мифического быка.
Главное — не заплутайтесь в узких переулках древнего города и во времени.