Расстояние от Мандалая до Багана — примерно 150 км. Этот путь можно преодолеть несколькими способами: самолет, пароходик, автобус (или такси). Автобусный вариант имеет пару подвариантов — прямо в Баган или с заездом в Мониву. Монива (или Моньюа) — место интересное, там есть огромные скульптуры будд из категории самых-самых, есть красивый храм. Стоящий Будда прилично выше Статуи Свободы, лежащий тоже огромен, неподалеку пещерно-храмовый комплекс, тоже впечатляющее место. В общем, заехать в Мониву однозначно стоило. Но мы не поехали… Причиной тому — усталость после Мандалая, на этот раз в большей степени у меня (три дня головной боли), жена тоже не горит желанием. А поскольку мы твердо хотим посетить Мьянму еще раз, легко переносим многое на потом. Поэтому просто купили билеты сразу до Багана, автобус забирает от отеля, в Багане высаживает где-то в районе аэропорта (городок Няунг У). Бусик нам обещали комфортный, схема 2+1. Я, правда, уже примерно представлял, что это будет за комфорт, в Шри-Ланке ездили, знаем. Но других вариантов под рукой не было (может, и были, но за ними пришлось бы нагибаться — ехать на автостанцию, или прибегнуть к услугам мною нелюбимого сайта 12-go-asia, или еще-то что-то).
Автобус прибыл вовремя, сели, поехали. Несмотря на сравнительно малое расстояние, ожидаемое время в пути — 5 часов. Я думал, дорога настолько плоха. Нет, дорога терпимая, причина в другом — остановки, они не очень частые, но довольно долгие. Автобус соответствовал нашим ожиданиям — сиденья маловаты для среднего европеоида. Но не это главный недостаток такой поездки, еще автобус очень плотно забивают багажом. Помимо чемоданов туристов, водители перевозят какие-то левые тюки, сумки и ящики. В результате заполнены места даже под сиденьями, а значит, невозможно протянуть ноги. Но и проблема с ногами — не главная. Главная сидит на заднем сиденье — это толстое храпящее чудовище. Изредка оно просыпается и вместо храпа из него извергается жуткий кашель. Просто биологическое оружие. В автобус зашли последние пассажиры — молодая итальянская пара, места оставались только сзади, им пришлось сесть рядом с чудовищем (оно в тот момент разговаривало по мобильнику и не кашляло). Бедные итальянцы.
Так и ехали — ноги не вытянуть, спинка откидывается лишь чуть-чуть, чудовище храпит и кашляет. Хорошо, что про коронавирус еще ничего не было слышно. К счастью, храпяще-кашляющий монстр вышел примерно на середине пути. Мне удалось погрузиться в состояние между сном и бодрствованием, жене, кажется, тоже. Так и доехали. Больше никаких автобусов, слава богу, у нас не предполагается.
Тук-тук от места высадки до отеля, вселение. Поскольку близится вечер, решили никуда уже не ходить. Отель имеет ресторан на крыше, там и поужинали, соотношение цена/качество было удивительно благоприятным. Я в отчетах обычно не упоминаю названия отелей, тому есть несколько причин: а) выглядит как рекомендация, но не все, что понравилось тебе, понравится другим (и наоборот), б) часто просто забываю названия, а специально искать не хочется (с учетом (а)). В частности, этот отель, помню, имел слово Скай в названии и находился в некотором удалении от основных маршрутов. Но я собираюсь утром взять электробайк в аренду, нам лишний километр расстояния никак не в тягость. Так что отелем мы очень довольны.
Утро, завтрак опять на крыше. Виды оттуда хороши, также, как и завтрак. На ресепшн вместе с е-байком дают карту, отметив там основные точки, включая места, откуда открываются виды. В смартфон подгружены карты Maps me, вечером освежил в своей памяти информацию о Багане, его исторических и географических нюансах, можно отправляться в путь.
Итак, Баган. Это слово часто пишется через П — Паган, в частности, на гугл-картах, но я буду писать Б, так привычнее в русскоязычных текстах. В общеупотребимом смысле Баган — это территория примерно в 40 кв. км, весьма плотно застроенная храмами (пагодами, ступами), одни их которых действующие, другие закрыты, но сохранность их высока, третьи представляют собой руины. Мьянма многонациональна, некоторые народы жили здесь испокон века (например, моны или карены), другие внедрились на эти территории. Народ, давший впоследствии имя стране, пришлый. Бирманцы (мьянма) прибыли из Китая, завоевав местные царства, впоследствии частично ассимилировали с коренными жителями. Если язык монов входит в ту же ветвь, что кхмерские языки, то бирманский относится к тибетско-китайским языкам. Правда, еще раньше с севера прибыл народ пью, тоже тибетский, но эта нация была покорена бирманцами и полностью ассимилировала с ними, сейчас народа пью нет. Так вот, бирманцы основательно укрепились и расселились по обширной центральной зоне современной территории Мьянмы. На плато восточного берега реки Иравади еще в 9-м веке возник город Паган, а через полтора столетья сформировалось Паганское царство со столицей в этом городе. Первый паганский царь основательно расширил территории, однако потом наступил период войн и Паган даже некоторое время находился под властю монов. Процветание Паганского царства не продлилось долго. Сначала его основательно потрепали ланкийцы (удивительно, но Цейлон воевал с Мьянмой), Затем Паганское царство было разгромлено монгольскими войсками, город разграблен, государство распалось и к началу 14-го века фактически перестало существовать. Большинство храмов Пагана было построено в период его расцвета, между 11-м и 13-м веками. В грубом приближении это соответствует времени возникновения храмов Ангкора, строительства Собора Парижской Богоматери, появления Москвы. Сейчас Баган называют самым большим скоплением храмов в мире. Тут, конечно, возникают вопросы. Например, территория комплекса Ангкор, с учетом всех храмов и построек, оценивается примерно в 150 кв. км, что больше, чем 42 кв. км Багана. В общем, извечный вопрос, что и как считать. Так же под вопросом остается включение Багана в список всемирного наследия ЮНЕСКО, почти во всех источниках сказано, что не включен по политическим причинам, однако, вроде бы в 2019 году таки включили. Но достаточно с характеристиками, приступаем к визуальному ознакомлению.
Наш электробайк способен проехать 5 часов без подзарядки, надеюсь, этого хватит, ведь большую часть времени ему придется стоять, пока мы ходим по храмам. На ходу это средство удивляет бесшумностью, но огорчает тихоходностью, максимальная скорость, которую удается выжать — примерно 50 км в час. К тому же, у е-байка слабая тяга, даже небольшой подъем ему не по силам без разгона. Но нам не надо ездить на большие расстояния, а местность здесь практически плоская. Едем. Порядок осмотра храмов у нас такой — подъезжаем к намеченному, ходим, затем намечаем следующий. Конечно, с учетом общего направления, чтоб не было хаотичных метаний. Грубо можно сказать, что едем против часовой стрелки. И первым храмом на пути является самая известная пагода Багана — Швезигон.
Название Швезигон не только созвучно с янгонским Шведагоном, пагода и внешне очень похожа на Шведагон. Тут примерно как в Турции: архитектурный облик Айя Софии задал долгий тренд в строительстве. Постройка Швезигона начата тем же царем, который создал Паганское царство, в середине 11-го века. В ступе, по преданию, находится зуб Будды (из Шри-Ланки) и еще кое-какие детали его тела и одежды. Несмотря на сходство со Шведагоном, отличия все же есть, и они существенны. На мой взгляд, Швезигон в большей степени напоминает пирамидальные сооружения, особенно это подчеркивают четыре ступенчатых подъема к ступе.
Здесь со мной произошел забавный казус. Заметив небольшую группу людей, сидящих на корточках, я подошел. Все они снимали какую-то лужицу в каменном основании площадки вокруг пагоды. Подумав, что это какая-то реликвия типа «след Будды», я щелкнул кадр и собрался уходить. Тут бирманская девушка спросила — Ты снял то, что нужно? Я не очень врубился. Тогда она показала на экране своего аппарата снимок — на поверхности лужицы отражается золотой купол. При включенном автофокусе отражение не будет видимым, надо выставлять фокус вручную. Я сердечно поблагодарил и принялся за съемку. Но тут налетел шквал и чуть не сбил меня с ног, это оказалась группа китайских туристов. Сгрудившись надо мной, оттесняя меня от объекта съемки, они принялись лихорадочно щелкать сами, делали это в-основном мобильниками, т. е. с автофокусом. Я с трудом отполз, ждать, когда они закончат, смысла не было. Получилось то, что получилось, единственный кадр:
Вокруг ступы, как и в Шведагоне (но в меньшем количестве и масштабе), располагается целый комплекс строений — многоуровневые башенки, купола, колонны, резные орнаменты.
Говорят, зонтик на вершине купола (хти) ни разу не менялся с момента установки при строительстве, при этом он не поддерживается тросами.
Интересная статуэтка:
Заканчиваем осмотр, выходим, седлаем электрического коня, в путь. Следующая пагода имеет непроизносимое название, оставлю его латиницей — Gubyauknge Wetkyiinn. Есть храм с таким же первым словом в названии, но с оригинальным вторым, он находится значительно дальше, многие путают, судя по снимкам в интернетах. Я для себя назвал этот по созвучию — Ветхий.
Это почти не реставрированное строение, здесь мало туристов, тихо.
Напомню, в храмовой зоне Баган находится более 2000 храмов, самых известных и рекомендованных к посещению — 20, минимум миниморум — 6–7. Одинаковых строений нет, однако, спустя несколько часов в голове наступает полная мешанина. Удается вспомнить пятерку самых-самых, но дальше тупик и обнуление. Я в свое время в Ангкоре сделал правильную вещь, перед каждым храмом фотографировал бумажную карту с отметкой. Здесь по легкомыслию этого не сделал, теперь вот, глядя на снимки, теряюсь в догадках. Мысленно представляю свой маршрут, смотрю на последовательность снимков, вроде что-то вырисовывается, но все равно не до конца. Далее буду указывать названия либо самых значимых, либо примечательных по какой-то причине. Вот этот храм должен быть где-то рядом, но названия, увы, уже нет возможности вспомнить:
Здесь к нам подошел бирманский парень, предложил свозить на холм, с которого открываются хорошие виды. Но я ведь вооружен картой, где отмечены подобные места, другими словами, и сами с усами. Благодарю, едем дальше. Тут следует упомянуть одно немаловажное обстоятельство. В сети очень много фоток, рассказов о Багане, где туристы влезали на пагоды, с которых хорошо виден тот или участок территории. Обо всем подобном уже можно забыть. Правительство страны пару лет назад закрыло доступ на пагоды. Подчеркиваю — на все пагоды. Да, есть еще строения, на которые можно взобраться, но нелегально. Позже я еще вернусь к таким пагодам. Но с открыточными видами можно распрощаться. Есть возможность слетать на воздушном шаре, но там мешают два фактора — а) цена (мне назвали 350 долларов), б) вылет начинается ранним утром, в это время с реки Иравали по долине расстилается густой туман, храмы видны лишь силуэтами. Красиво, да, но хочется и ясного взгляда. Ладно, едем дальше.
Следующая точка — пагода Ананда, название не вызывает затруднений ни в воспоминаниях, ни в произношении (к известному шахматисту — тамилу отношения не имеет). У этого храма много поклонников, считающих его самым красивым в Багане. На мой взгляд, это лучше всего отреставрированный, вылизанный храм, этим и берет. Но, конечно, и красивый тоже.
Жаль, четыре угловых купола были на реставрации.
Внутри храма — узкие галереи, в четырех небольших помещениях установлены 4 статуи стоящего Будды, все разные, вот пара из них:
Следующая остановка — Татбинью (Thatbyinnyu). Это самый высокий храм в Багане, 61 метр.
Мне этот храм очень понравился. Устремленностью ввысь чуть-чуть напоминает московские высотки типа МГУ. И немного готический. Есть еще один храм в таком же стиле, их очень легко спутать. Называется Хтиломинло. Многие храмы и пагоды здесь называются в честь королей их построивших, Хтиломинло из этой серии.
Храм Хтиломинло:
Где-то в этих местах наше передвижение, до того бывшее осмысленным и планомерным, вдруг приобрело хаотический характер. Дело в том, что мы ответвились к какому-то холму, с которого были обещаны виды. Виды оказались так себе, хотя, конечно, с учетом невозможности подняться на какую-либо пагоду, и это хоть что-то. И после этого холма планомерность была утрачена.
Вид с холма:
Вдали манила собой громада храма Дамаянджи:
Это самый большой храм Багана. Надо бы съездить и к нему.
У входа сидят два золотолицых Будды:
Как же хочется куда-нибудь подняться, ведь виды с равнины совсем не дают представления о масштабах всего комплекса…
Вот храм Швесандо, на него еще совсем недавно назад свободно поднимались, а виды с его терасс считались лучшими видами во время заката:
Сейчас все внешние подъемы храмов закрыты воротами, внутренние заварены металлическими решетками. Я, конечно, понимаю необходимость закрытия, ведь помимо заботы о туристах (как объясняется это решение), есть еще и забота о самих храмах. Эта тенденция сейчас заметна везде, в Мексике, например, тоже закрыли самые известные пирамиды майя. И почему я в Мьянму раньше не ехал?
Суламани, еще один храм из категории must see:
Жаль, шишечка его на реставрации. В Суламани понравились коридоры с фресками:
Система окон и проемов такова, что свет падает на статуи или фрески под нужным углом.
Обнаружили еще один холм, виды лучше, чем просто с плоскости, но не то, не то… хотелось бы метров на 10 выше:
Едем к пагода Бу Пайя, она на берегу реки. По пути тормозим возле интересных мест.
Один из Будд в одном из храмов (увы, память, память… осмелюсь предположить, это Хтиламинло) мне понравился своей сардонической улыбкой:
Дело близится к вечеру. К текущему моменту я еще питал некоторые иллюзии по поводу того, что существуют пагоды, где разрешен подъем наверх. И вот слышу русскую речь, молодая пара. Завел разговор на тему таких пагод. Да, говорит парень, есть две, мы ездили. Я воодушевился, прошу уточнить. Он спрашивает, есть ли у меня «Maps me», конечно, есть. Протягиваю ему телефон, он мгновенно, с завораживающей проворностью находит нужную пагоду, отмечает. Я благодарю, быстро прокладываю маршрут, хватаю жену, едем. Дорога поначалу асфальтированая, потом переходит в грунтовку, а вскоре кончается и грунтовка, остается тропинка среди вспаханного поля. До искомой точки остается метров 100, но байк отказывается ехать дальше, пашня не его стихия. Ладно, идем пешком.
Пагода оказывается сравнительно молодой, но, главное, никаких подъемов тут нет. Рядом бродят двое озадаченных англоговорящих мужичков (видимо, их сюда прислал тот же русский парень). Перекинулся с ними парой слов, они тоже ищут пагоду «с подъемом», уже прикидывают, нельзя ли вскарабкаться по этим стенам наверх. Я тоже глянул — можно, но это будет слишком уж вызывающе. Вздыхаю, облом, и времени жаль. Идем к байку, едем к последнему из намеченных мест, это группа храмов на юго-востоке. По пути замечаю указатель на еще один холм с обещанным хорошим вью. Заезжаю. Холм есть, иду наслаждаться видами. Виды, как всегда не те…
Ну хоть так.
Слева на последнем снимке видна башня, это новодел, вроде принадлежит какому-то отелю. Виды оттуда, наверное, хороши, но они в это время суток будут против заходящего солнца. А вот группа храмов левее — моя цель. Большинство строений Багана сделаны из красного кирпича, это же неожиданно белое:
Эта пагода известна хорошо сохранившимися фресками. Кажется, она называется Нандамания:
В этой части Багана храмы мне нравятся какой-то нетронутостью.
Пошел побродить и, о чудо, нашел пагоду, куда можно влезть, на верхнем снимке это правое строение. Вернее, нашел я не сам, а подсказали встреченные болгары. Вход там, как и в других храмах, заварен, но кто-то нагло отогнул заваренный угол, частично освободив проход. Никого вокруг нет, я решил влезть. Влез.
Но тут другая беда — храм этот весьма удален от основных скоплений, так что виды не самые выигрышные.
К тому же низкое солнце было как раз в той стороне, которая наиболее интересна. Ну да ладно, все равно получил удовольствие от самого процесса.
А это маковка «моего» храма:
Изучая карту, кажется, я вычислил название той пагоды, куда влез — Тин Ган Йон. Но ручаться не буду. Там, вдали, золотится Швезигон:
На верхнем ярусе этой пагоды было как-то уютно, даже радостно, очень не хотелось слезать. Жена была вдалеке, но даже отсюда я видел, как в ее глазах искрится укоризна. ОК, действительно пора. Слез. Вокруг тишина, кроме нас, ни души. Да и в целом, Баган не так заполнен туристами, как тот же Ангкор, можно даже найти абсолютно безлюдные участки. День близится к концу. Вот тут я бы с удовольствием остался еще на день. Но все расписано по нотам, внутренний дирижер требует в них попадать. Седлаем наш е-байк, едем в отель.
Заряд всего лишь уполовинился, можно еще покататься, но солнце ускорилось в своем падении к горизонту, а значит что? Значит, вот-вот начнет холодать, мы уже в этих климатических тонкостях собаку доедаем. Но я на эмоциональном подъеме, поэтому высадил жену у отеля, а сам поехал осмотреть городок Няунг-У. Зря. Во-первых, ничего интересного, во-вторых, уже через 10 минут стал замерзать. Вернулся в отель минут через 30–40, весь продрогший. Сразу в горячий душ. Согрелся, отдохнули, и бегом на крышу.
Баган стоит на берегу реки, тут долина, перепады температуры вызывают весьма сильные туманы (по крайней мере, в это время года), все вместе приводит к обильным утренним и вечерним туманам. Только-только солнце исчезает, сразу, еще в мягких первых сумерках, наползает туман. С нашей крыши это выглядит так:
Впрочем, проходит еще несколько часов, и туман рассеивается, не до конца, но существенно. Вот примерно тот же ракурс, но уже после ужина:
Утром у нас ранний вылет в следующее место, выезжать надо было в 8:00. Хотели заказать ранний завтрак (что-то типа сухого пайка), но оказалось, что здесь завтраки и так начинаются рано, то ли с 7:00, то ли с 6:30, уже не помню. В общем, мы как раз успевали. А ранним утром с крыши нам открылся еще один маленький бонус — вид на взлетающие шары. В это время как раз туман, бежать в номер за фотоаапаратом не было времени, а автофокус смартфона никак не хотел ни на чем фокусироваться. Увы, только что-то такое вот (справа — не деревья, а тоже шары):
Если б я заплатил 350 долларов и попал в такой туман, наверное, пролил бы на купола Багана пару литров слез. Хотя, возможно, устроители четко знают, что, когда, да как, может, уже через 10 минут туман уйдет и шаровикам откроются пронзительно ясные виды. Даже надеюсь, что так и будет.
Ну, а мы, проглотив свою еду, поспешили на ресепшн, куда уже подъехал наш тук-тук. К чести работников отеля, они не стали настаивать на вызове аффилированного с ними тук-тукера, а позвонили нашему, парню, который привез нас сюда, он понравился и мы взяли его телефон. Что мне нравится в маленьких аэропортах Мьянмы, там все происходит быстро. Можно приехать минут за 30 до отправления, не спеша пройти формальности и вовремя улететь.
А летим мы в городок Тандве, там нас ждет пляжное времяпровождение, место называется Нгапали.
Но об этом — в продолжении.
Конец 4 части.
Предыдущая часть здесь.
Продолжение здесь.
Теги:
Самостоятельные путешествия