Для посещения святой обители Архангела Михаила Панормитиса нам было выделено 50 минут — в отличие от столицы острова монастырь более компактный.
Для посещения святой обители Архангела Михаила Панормитиса нам было выделено 50 минут — в отличие от столицы острова монастырь более компактный.
Архангел Михаил является небесным покровителем острова Сими. В различных местах острова воздвигнуты в его честь два монастыря Рукуньотис с великолепными фресками XIV века и Панормитис, а также четыре храма Архангела Михаила: Tharrinou, Kaillioti, Kourkouniotis и Kokkimidi, плюс 5 часовен Архангела Михаила: Avlakioti в Педи, Tharrinou в Педи, Kaillioti Tsagris в Сими, Kourkouniotis в Сими (рядом с церковью Великой Богородицы) и Kokkimidi (на вершине горы Kokkimidis). Совпадение названий церквей и часовен — обычная греческая практика, как в Греции так и на Кипре.
Если верить преданиям, то когда-то на месте монастыря находился языческий храм Апполона. На его месте был построен византийский храм Кафоликон, который был разрушен пиратами. Когда он появился на пустынных берегах трудно сказать, первый письменный источник с упоминаем монастыря датирован 1460 годом. История монастыря связана с легендой об иконе архангела Михаила. Жила на острове Сими богобоязненная женщина Мария Протения. Забрела она в эту местность чтобы накопать корней мастикового дерева. Корни этого дерева, известного также как фисташка мастиковая, с давних пор используются в народной медицине. Об использовании частей мастичного дерева писал великий арабский учёный и врач Абу Али Ибн Сина (Авиценна) в своём трактате «Канон врачебной науки». Отвар корней и коры мастикового дерева помогает от кашля и кровохарканья, дизентерии и диареи. Вот и зашла женщина далеко от своего жилья в поисках целебных корней. Среди корней нашла икону архангела Михаила, обрадовалась своей находке, принесла домой и поставила среди других икон. Проснувшись утром, иконы в доме не обнаружилось. Когда же Мария пришла на место, где нашла икону, то снова ув идела её. Еще дважды уносила она икону домой, но всякий раз утром иконы не было в доме. Огорченная женщина недоумевала. Ночью же явился во сне архангел Михаил и сказал, что не хочет покидать бухту Панормос. Мария рассказала об этом чуде жителям своей деревни и те, пораженные чудом, построили в бухте на месте нахождения иконы часовню/ затем церковь, вокруг которой и образовался монастырь Панормитис. Мария часто с детьми приходила и убиралась в часовне. Однажды устала и заснула, сон её нарушил архангел Михаил, строго приказав немедленно покинуть часовню и идти домой. Пораженная женщина попыталась возражать, но ослушаться не смогла и ушла. Когда поднялась на холм, возвышающийся над бухтой, и бросила прощальный взгляд, то увидела — в бухту входили два огромных корабля, по палубе которых бегали люди в фесках и тюрбанах. Это были турецкие пиратские корабли.
Судя по готической архитектуре монастыря, он был построен еще до турецкого владычества над островом, в те времена, когда на Сими господствовали госпитальеры. В 1724 году для иконы архангела Михаила был создан серебряный оклад Иоанном Пелопонесским, который принял мученическую кончину за смелое и твёрдое исповедание веры во Христа и был причислен к святым мученикам.
Современная история монастыря началась в 1783 году, когда симийские монахи Неофит и Каллист восстановили разрушенный храм. В 1788 году был изготовлен резной деревянный иконостас мастером Дракосом Талиадуросом с острова Кос. Чуть позже, в 1792 году, стены храма были расписаны местными иконописцами Неофитом Симийским и Кириаком Каракостисом. Паломники входят в монастырь через арку внизу впечатляющей колокольни.
Её видно не только с моря, но и со многих мест в самом монастыре.
Колокольня появилась гораздо позже монастыря, её строительство началось в 1905 году и было завершено в 1911 году. Удивительно, что турецкая администрация разрешила строительство колокольни, не любили турки колокольный звон. Но монастырь был далеко на острове вдали от селений, видимо это сыграло определяющую роль.
Кто-то считает колокольню копией колокольни Троицко-Сергиевой Лавры в Загорске, турки утверждают, что прообразом послужила колокольня православной церкви святой Фотинии в Смирне, ныне городе Измире. Не будем вмешиваться в споры, колокольня красива и первым, что бросается в глаза при приближении к монастырю, это колокольня.
Построенная в стиле барокко колокольня украшена различными лепными украшениями.
Над входной аркой изображение Михаила Панормитиса,
которое мы увидим не раз в стенах монастыря.
Справа от входа располагается церковная лавка, куда сразу устремляются многие туристы. Монастырь очень известный и приобрести икону именно здесь желание многих. Походил среди множества святых ликов и я. Купил икону для мамы. Я ей изо всех своих путешествий иконы привожу.
Если пройти через колокольню прямо, то попадаешь во двор,
из которого людские потоки направляются в Кафоликон, благо вход в храм находится в этом дворе.
Внутри храма темновато и фотографировать не разрешено.
В некоторые места трудно попасть и теряется много времени из-за большого числа людей, скученных в одном месте.
В монастыре находятся часовни Благовещения Богородицы, Иоанна Предтечи, архангела Гавриила и евангелистов Марка и Матфея. Рядом с часовнями
и во многих других местах монастыря фрески с иконами.
К
расиво украшены потолки,[
двери
и стены.
Мимоходом заглянули в служебное помещение монастыря, скромное и привлекательное.
О близости моря говорят вот такие корабли.
Впрочем монахов в монастыре нет. Есть при монастыре дом престарелых на 20 коек. Живёт при монастыре обслуживающий персонал около 35 человек. Здесь можно поселиться на некоторое время, предварительно созвонившись или списавшись с администрацией монастыря. Для этого специально существуют странноприёмные дома монастыря Ксенонес.
8 ноября каждого года сюда собираются люди со всей Греции на празднование дня Михаила Панормитиса, а в течение всего года здесь проводятся различные фестивали.
Двор около Кафолифона вымощен черной и белой галькой и выглядит как картинка.
Если подняться по лестнице выше, то можно попасть на территорию монастыря,[
где можно увидеть беленькие здания
и сады.
На территории монастыря находятся два музея: церковный
и этнографический.
Билеты продают в одном месте.
Существует поверие, что если попросить у Михаила Паномитиса что-либо и запечатать в бутылку, то послание обязательно приплывёт к монастырю, безразлично в каком месте океана это послание бросить в воду.
Фотографии серебряного гуся из музея у меня нет, но для рассказа очередной легенды сгодится и этот.
Однажды к монастырю пристал корабль с греческим капитаном и турецкой командой. Когда корабль попытался отчалить — он не смог этого сделать. Все попытки оказались бесполезными. Капитан стал расспрашивать свою команду и выяснилось, что был украден и съеден монастырский гусь. Пришлось откупиться серебряным гусем и тогда корабль спокойно покинул монастырские берега.
Много рассказов про случаи чудодейственного исцеления связано с монастырём: слепого дайвера с острова Калимнос, парализованного ребёнка с острова Кипр и много других. Можно верить этому или не верить, но предания на ровном месте не рождаются.
Время в монастыре пролетело мгновенно и мы возвратились на паром. Талончики, что нам выдали в порту Родоса при входе изымались и в Родос отправился целых паром безбилетников. И никакая налоговая инспекция не докажет, что кто-то вообще на пароме был.
Персонал монастыря выдохнул с облегчением, до следующего наплыва туристов можно спать спокойно. И только одинокий рыбак думал думу о предстоящей рыбалке, не обращая внимания на снующий мимо него люд.