Совсем не планировали выезжать куда-либо из Бельгии, но увиденный на указателе Дюнкерк манил и звал! Я столько рассказываю туристам про операцию «Динамо», что мне просто необходимо было увидеть место, где все это происходило. А муж вообще большой любитель военной истории, так что было решено — едем! Ведь совсем рядом. Ненадолго.
Дюнкерк третий по величине порт Франции (и пятый — в Европе), на самом ее севере, на побережье Северного моря, с населением около 70 тысяч человек. Товарооборот местного порта составляет 50 млн. тонн в год. Перевод слова Дюнкерк не имеет никакого отношения к порту — буквально означает «Церковь на дюнах».
Забили в навигатор центр города, запарковались под одной из центральных площадей.
Во время ВМВ бомбили город нещадно. После 1944 года от уютного фламандского городка 17 века, в котором веками жили купцы и рыбаки, остались руины. На втором фото — собор после бомбежек, на третьем — следы от осколков, которые не убирают специально.
1 из 5
2
Церковь Сен-Элуа, 15 века. Собственно, первая здесь была построена еще в 7 веке, прямо посреди песчаных дюн. Она и стала ядром, вокруг которого начал строиться Дюнкерк. Кому он только не принадлежал — Бургундии, Австрии, Испании, Англии. Но англичане, через четыре года после завоевания города, решили, что он им без надобности, и 1672 году продали город Франции. А французы по достоинству оценили значение и стратегическое расположение города и построили крепость. Правда, по Утрехтскому миру, французы были вынуждены снести городские оборонительные сооружения и возобновили строительство лишь в 1783 году.
Ну, а церковь в 1916 году была включена в список Исторических памятников. В ней находится гробница знаменитого корсара — Жана Бара, о нем чуть позже.
1 из 17
Вот откуда они это привезли? Нет, наверное, старой европейской церкви без семисвечника, бедный Иерусалим…
Если церковь включили в список Исторических памятников только в 20 веке, то ее бывшую колокольню, построенную в 1440 году — еще в 1840 году. Она расположена через дорогу от самой церкви (когда-то они были соединены) и наверх можно подняться. Высота небольшая, всего 58 метров. В 1923 году к Башне пристроили памятник погибшим в ПМВ. В 1962 году на вершине установили 48 колоколов!, затем добавили часы на каждую из сторон. И, до кучи — в 2005 году ее внесли в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
1 из 3
С первого раза в Беффруа мы не попали. Она открывается в 10.30., а в 11.45. уже закрыта, мы опоздали на несколько минут. Пришлось явиться второй раз, на обратном пути, хотя, могу сказать, что виды на современный город несколько уступают видам на старый город, после вчерашнего Брюгге — слабовато было.
1 из 3
Есть в Дюнкерке еще одна башня, на которую можно подняться, Tour du Leughenaer, или Ложная Башня, ее высота 28 метров, в Средневековье она служила маяком-приманкой, подавала сигналы вражеским кораблям и они разбивались о берег, так как возможности швартовки не было. Но мы решили, что хватит, Дюнкерк и так внеплановый был.
2
Вдали еще одна высилась, по виду — административное здание, близко не подошли.
Зато подошли к дому и памятнику самому знаменитому корсару Дюнкерка и одному из самых знаменитых корсаров Франции — Жану Бару, 17 века. Адмиралу, между прочим! Он не первый из своего рода, кто удачно занимался морским делом — прадед, деды и отец, все занимались тем же, и все гибли в боях или от боевых ранений.
Жан воевал в голландской армии против английского флота, а затем перешел во французский флот. Да какая разница, если против англичан? Воевал столь успешно, что удосужился упоминания самого Кольбера (спасибо, Дюма, все знают, кто это) и Людовика Четырнадцатого! В награду за подвиг Кольбер переслал Бару золотую цепочку от Короля-Солнца! В период мира он сражался против пиратов Северной Африки в Средиземном море. Умер он от простуды, подхваченной во время войны за Испанское Наследство.
Жан был женат дважды и у него были 13 (!!!) детей, из которых 7 умерли очень рано. Людовик 14 выплачивал вдове и детям пенсию в размере 2000 ливров в год.
А памятник ему установили в 1845 году, в родном городе.
Городская мэрия — Ратуша, 1901 года. Идя к цели — мемориалу операции «Динамо», невозможно пройти мимо. На открытие Ратуши присутствовал Николай Второй, который, как раз, совершал визит во Францию. На фасаде — фигуры городских деятелей, которые оказали значительное влияние в развитии города. Сфотографировать ратушу по-человечески не получилось — мешала огромная фура, устанавливающая елку! Внутри ратуши можно было сесть в имитацию вагонного купе, и проехать по Дюнкерку и окрестностям разных времен, что мы и сделали.
1 из 5
3
Так забавно, внутри Мэрии шло активное украшение к новому году — это середина ноября. На стену крепили зимнюю картинку, и двое рабочих, увидев, что я пытаюсь ее сфотографировать, на английском языке (во Франции) попросили минутку подождать, слезли с огромной конструкции, откатили ее, а после моих расшаркивания и уверений в вечной признательности — подкатили назад и вновь взгромоздились наверх.
2
Наверное, это были мои первые фотографии с елкой в этом году:
1 из 7
2
А на улице — осень! Если не лето — совершенное буйство красок и цветов, сюрреализм:
1 из 5
То, что мы в морском городе, не давали забыть чайки. Жители на работе, туристов нет, ощущение, что мы вдвоем — и чайки, наглые, крикливые, толстые, ничего не боящиеся:
1 из 4
Некоторые даже позировали:
И вот — наша цель — Мемориал Памяти событий в Дюнкерке в 1940 году. Мемориал оказался закрыт (ноябрь), но наша цель — посмотреть место событий. Ведь это стало операцией, оказавшей важнейшее значение на ход ВМВ на Западном Фронте. До сих пор историки спорят о «Чуде Дюнкерка», и не могут прийти к единому мнению — что это было?
Немного истории, постараюсь кратко, исключительно для тех, кому это интересно, но неизвестно: 10 мая 40 года немцы начинают операцию «Гельб» — молниеносная война против стран Бенилюкса. Для чего? Необходимо было быстро перейти к операции «Рот» — захват Франции, но мешала Линия Мажино (отчет о части укреплений Линии Мажино здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/france/city/lembach/placeofinterest/22427/responses/1383), которую необходимо было обойти с севера. Голландия капитулировала через 4 дня, Бельгия продержалась на несколько дней дольше. 20.05.40. положение английских, французских и бельгийских войск стало критическим. Британский командующий лорд Горт просил Черчилля об эвакуации. После двух дней колебаний такой приказ был отдан. Под Дюнкерком, единственным, не занятым немцами, оказалось около 300 тысяч человек! Британский контр-адмирал Рамсей начал операцию по эвакуации. А дальше начинается необъяснимое. До Дюнкерка 10 км, немецким войскам — меньше часа. Вдруг, Гитлер приказывает войскам остановиться и не приближаться к Дюнкерку. При этом, Люфтваффе нещадно бомбит прибрежную часть — причалы и корабли. Операция «Дюнкерк» была осуществлена силами простых людей — в море вышли все яхты, рыбацкие лодки, все малые суда. Самая маленькая лодка «Тамцине» смогла брать на борт 5 человек и осуществила 7 выходов! Сейчас она заслуженно стоит в музее. Немецким генералам — танкистам оставалось только наблюдать, как из-под их носа эвакуируются солдаты противника. За период с 26 мая по 4 июня было эвакуировано 377 тысяч человек — практически весь экспедиционный корпус Британии, 90 тысяч французов, и бельгийцы. До сих пор остается тайной — что двигало Гитлером, его решение сохранило возможность английской армии продолжить оборону Британских Островов.
Ну, а мы посмотрели на этот берег, полазили по кустам, и отправились назад.
1 из 8
Прошли немного через город, никуда не заходя, за исключение небольшой кофейни — пришло время слегка подкрепиться.
1 из 11
Дошли до порта, можно было зайти в Морской Музей, но нас ждали Остенде и поездка на Северном трамвае, поэтому, Музей тоже прошел мимо.
1 из 16
2
За все время прогулки людей так почти и не встретили, вот один житель лениво вышел из дома:
Ну, если у меня появится возможность приехать сюда летом, наверное, я это сделаю. Тем более, говорят, что вечером город очень красиво подсвечен. Возможно — проверим.
1 из 2
Мы отправляемся в Остенде, что бы сесть там на Северный трамвай и прокатиться по побережью практически, до Голландии. Время поджимало, поэтому запарковались прямо на привокзальной площади, где и должны сесть на трамвай.
Вокзал большущий, остановка трамвая прямо перед ним.
Билеты продаются в отдельной будочке, на удивление — туристы толпятся. Стоимость проезда в обе стороны 6 евро на одного, время — около 2-х часов. Наверное, будь у нас побольше времени (не сорвись мы в Дюнкерк), надо бы выходить на станциях, гулять по городкам, по побережью, но…. что есть, то есть. Мы посмотрели города, городки и деревни из окна.
1 из 20
3
Обратите внимание, как маленький фахверковый домик втиснут между современными многоэтажками, и такое встречается очень часто. Не знаю — это настоящий старый фахверк или новодел «под фахверк».
Интересно, что из-за высоток отлично видно побережье Северного моря, т. е. набережная — совсем рядом!
1 из 9
Но, мне, в очередной раз становится понятно, что я, выросшая в крупном промышленном городе (возможно, именно поэтому), ярая приверженца маленьких городков. А таких по пути встречается множество.
1 из 20
Помимо мелькающих домов, кусочков моря и церквей, встречаются интересные мосты и развязки.
1 из 11
А мы доехали до конечной станции, до городка с «милым» названием Кнокке-Хайст. Уже темнело, ноябрь — день совсем короткий.
Перешли на другую сторону, немного размяли ноги и час — дорога назад.
Кстати, можно проехать не весь маршрут, а только часть. А если без машины — то только в одну сторону.
1 из 2
В Остенде мы оба не первый раз, поэтому решили — заглянем в Собор святых Петра и Павла, он рядом с вокзалом и поужинаем. В Собор не просто заглянули, я его на сто раз оббежала — хорош. А нам еще повезло — орган играл! Собор современный, построен в 1899 — 1905 годах, башни высотой 72 метра. Неоготика. Здесь была похоронена первая королева Бельгии Луиза Мария Орлеанская. На витражах, наряду со святыми — изображения бельгийских королей.
1 из 19
Поскольку первую фотографию я сделала до трамвайной прогулки, вторую сразу по возвращению, третью — после небольшой прогулки, а четвертую — после ужина, То это просто слайд-восторг, смотреть, как он меняется! Конечно, финальное, ночное фото — пик!
Решили, что закажем на завтрак пиццу в пиццерии рядом, пока ждали — еще немного погуляли. Памятник погибшим в Мировых Войнах (не буду язвить по поводу Второй):
1 из 4
Прямо за Собором, буквально в паре десятком метров — ворота Святого Петра, 1478 года постройки. Главное, украшение башни ворот — часы, тоже 15 века.
1 из 4
А Собор, вокзал, Ворота, и порт — все на одном пятачке.
1 из 2
2
Прямо перед привокзальной площадью, стоит на суше рыболовное судно «Amandine», в нем расположен музей морской истории.
1
Домой собрались совсем поздно, как говрят, уставшие, но довольные! Мне проще — я в машине досыпаю, а Сергей за рулем, герой! Тем более -завтра день рождения, надо морально готовиться.