«По воскресеньям наваливалась особенная тоска. Какая-то нутряная, едкая…» (В. М. Шукшин, рассказ «Верую!»)
Сергей, вот я и решил — чего тосковать-то? Съзжу-ка я пораньше на службу в Сергиев Посад. Дата в тот день была необычная — 02.02.2020. Жена сразу согласилась, и подруга её тоже — они знают, что если я их зову куда-то, то будет интересно. Тем более что на вечер у нас там по любому было намечено мероприятие.
Мы выехали рано, ведь воскресная литургия в 8:30 начинается. Ты думаешь мы в Лавру поехали? Как бы не так! Мы поехали в Спасо-Вифанский монастырь, что на окраине Сергиева Посада. В бывшем посёлке с названием Птицеград. Странное название, не правда ли? А чего странного? Здесь находится ВНИИ птицеводства — курей разводят, корма придумывают. Рядом с ним и находится мужской монастырь, аккурат между Вифанским прудом и Соловьиным озером.
Основал монастырь знаменитый митрополит Платон, учёный, богослов, придворный проповедник, митрополит Московский.
Поначалу он задумывался только как «кладбищенское отделение» Троице-Сергиевой Лавры — место захоронения братии. Но вскоре митрополит избрал это место своего рода «загородной резиденцией», в котором мог бы, отдыхая от дел, окончить свои последние годы в тишине.
При Платоне, в конце XVIII века, был построен первый собор. Он просто уникален по архитектуре и внутренней планировке. Овальное в плане здание, что само по себе не часто встречается. Во внутренний интерьер как бы встроена искусственная гора Фавор, на вершину которой ведут две лестницы. Наверху в круглой беседке-иконостасе находился верхний престол — естественно, в честь Фаворского Преображения Христа. Внизу, в самой «горе» — нижний престол, посвященный Воскрешению Лазаря. Произошло оно в Вифании, отсюда и название монастыря. Гора была украшена мхом, цветами, кустарниками и зверьками. Необычное устройство Спасо-Преображенского собора помогало богомольцам из простого народа, в большинстве своем людям неграмотным, зримо представить связь двух событий Нового Завета, дабы упрочилась вера в Христа, вера в то, что Сын Божий приходил в мир. По периметру храма на верхнем этаже располагались хоры. Храм был закрыт в 1929 году и вся территория монастыря была передана институту птицеводства. Сейчас идёт постепенное возрождение монастыря.
Сам до того дня я мало чего знал о Вифанском монастыре. А после того как туда добрался, купил брошюрку с кратким очерком, откуда все эти интересные сведения и почерпнул.
Сергей, а помнишь, как всё начиналось? Ты опубликовал здесь свой первый рассказ, и почти все фотографии были с заваленным горизонтом. Меня это очень коробило, всё время подмывало спросить — «почему ты заваливаешь горизонт только на три градуса, а не на тридцать?» Но осмелился спросить только через три года, когда твои фотографии были уже идеальными.
Из Птицеграда мы поехали в другой посёлок Сергиева Посада под названием Ферма. За ним находится Гефсиманский Черниговский скит. Мы вошли в храм, когда литургия заканчивалась. Об этом монастыре я знал несколько больше, чем о предыдущем. Обратился к служительнице в церковной лавке с просьбой разрешить посетить пещерный монастырь. Так-то они специально туда не водят, но если спросишь, то за небольшое пожертвование они с тобой туда спустятся и проведут небольшую экскурсию.
К нам подошёл экскурсовод в чёрном церковном облачении, не запомнил его имени. Рассказ его был интересен и информативен, потому как он преподаватель истории религии в семинарии. Меня отвлекало желание сфотографировать всё это на телефон. Фотографировать там не разрешается, поэтому я немного отставал от рассказа, чтобы сделать несколько снимков. На нижнем кадре у меня получилось какое-то голубое свечение. Вот точно помню, что ничего подобного там внизу не было. Абсолютно тёмный коридор, никаких отсвечиваний. Я сначала хотел заретушировать, потом передумал, пусть будет. Наваждение какое-то.
Серёга, я вспомнил как после второго рассказа я тебя в шутку «назначил смотрящим» по Сахалину? Так оно и вышло. Сколько я тебе рассказывал про Колыму, где провёл несколько лет своей жизни! Лучших лет. Сейчас живу в Москве, а душа рвётся туда. В тайгу! На свободу! А ты смеялся и говорил — «я тебя понимаю!»
Гефсиманский скит был основан в нескольких километрах от Лавры, в глухом лесу в 1844 году. Три года спустя в лесной сторожке на северном берегу пруда у этой обители поселился Христа ради юродивый Филипп. Вскоре он принялся копать «погребок», а затем и подземные кельи, наподобие пещер, увиденных им в Киево-Печёрской Лавре. Святитель Филарет (основатель скита), узнав об этом, благословил устроение Пещерного отделения словами: «Господь да просветит ищущих Его в темноте пещерной». Вскоре храму была пожертвована Черниговская икона Божией матери, образ которой до сих пор помогает исцелиться многим искренне и истинно верующим христианам.
В Черниговском скиту проходило служение старца-утешителя преподобного Варнавы. Старец ежедневно принимал десятки человек, помогал душеспасительными советами и утешениями.
В начале 1905 года преподобного Варнаву посетил даже император Николай II, которого старец благословил на грядущие испытания. Монах строгой аскетической жизни, пастырь, Преподобный Варнава предсказал будущие гонения за веру: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться, неслыханное доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. И настанет время рассвета. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет рассвет».
В те далёкие годы над пещерами располагалась небольшая деревянная церковь, но в виду огромного числа паломников, было принято решение о строительстве большого надпещерного храма.
Рядом с этим храмом в тени елей могилы русских религиозных философов В. В. Розанова и К. Н. Леонтьева.
Серёж, а помнишь нашу с тобой переписку? Если бы женщины нашего сайта вдруг её прочитали, у них бы волосы на голове дыбарем встали или они от смущения попадали бы в обморок! Ох, уж эти мужские разговоры…
Блаженный Филипп в окрестностях скита основал ещё один небольшой монастырь — Боголюбскую Киновию. На её территории располагалось братское кладбище Троице-Сергиевой Лавры. Почивший Филипп был похоронен в нижнем храме Киновии. По благословению Патриарха Алексия II его останки были перенесены в пещерную часовню Черниговского скита. После богоборческого переворота обители закрыли, братию выселили.
После войны строения Гефсиманского скита были отданы военному ведомству, и часть из них были взорваны.
В Черниговском монастыре была сначала тюрьма, потом интернат для инвалидов войны, затем хозяйственный склад и овощехранилище.
На берегу Скитского пруда заново отстроили надкладезную часовню. Здесь можно набрать воду из святого источника, располагающегося в пещерах.
Мы прошли вдоль высокого забора бывшего Гефсиманского скита. Сейчас здесь размещаются корпуса центрального физико-технического института Министерства Обороны (Загорск — 7).
Территория секретная, серьёзно охраняется. Здесь создавался ядерный щит России, о чём говорит этот необычный памятник Николаю Чудотворцу возле Святых ворот.
Сергей, я вспомнил, как мы с тобой сокрушались об оцифрованном сознании, о чипировании людей, о подслушивающих тебя смартфонах, об экспериментах по созданию искусственного интеллекта. Искали в этом свои плюсы: думали, что на Том Свете не придётся в длинной очереди стоять — туда прибудешь, а про тебя уже всё известно! и вместо Бога — огромный компьютер!
Посетили мы и Троице-Сергиеву Лавру. Исключительно для того, чтобы поклониться мощам Сергия Радонежского, поставить свечи всем святым и потрапезничать.
Сергей, ты не поверишь. Второго февраля, в три часа дня, когда ты в последний раз зашёл на свой блог, я стоял в церкви у мощей Преподобного Сергия, там же ставил свечи и оставил записки о здравии. Совпадение? Не думаю.
Что сказать, Лавра хоть и очень красива и величава, является не столько местом осмотра архитектурных творений и художественных произведений, сколько непревзойдённо намоленным и Святым местом. Сюда стоит приезжать не за радостью глазу, а за духовной подпиткой и укреплением Веры. Но не у всех получается. Человеку свойственно сомневаться.
«Вообще, мне трудно отвечать в комментариях на что-то общее. Ну, типа — «Какие красивые виды, здорово!» А ведь правила хорошего тона не позволяют не ответить…" (С. Первухин, из личной переписки).
«Пошел я спать, время первый час. Всегда завидую, что вам в Европе, там еще часов 8 бодрствовать…" (С. Первухин, из личной переписки)
«Где ты пропадал так долго, что пропустил две главы путешествия на мыс Анива? Блин, для кого я пишу?» (С. Первухин, из личной переписки)
Проходя по улице Валовая, мы заметили очень интересный старый деревянный дом. Через прозрачную дверь увидели полки, заваленные старинным барахлом. Дверь закрыта, свет горит. Позвонили в звонок и… Ты знаешь кто нам открыл дверь? Известный сергиевопосадский художник Виктор Юрьевич Багров. Я раньше что-то слышал о нём. Личность в городе очень авторитетная. Энтузиаст и не равнодушный к истории своего города человек. Подвижник. Он свой дом превратил в музей! Чего там только нет! Наряду с банальными вещицами есть настолько раритетные вещи, что диву даёшься! Про самые интересные он рассказал. Ты знаешь, это — вынос мозга! Вещи самые неожиданные окружали наших предков. И очень даже креативные.
Художник лелеет мечту сделать из своей улицы музейную. Новые панельные дома поджимают отовсюду. Пока он отстоял несколько деревянных домов, оставшихся на этой улице.
Он и живёт в этом же доме, пригласил к себе, показал кухню, свою студию-мастерскую, свои работы. Удивительный человек! Мы бы у него и ещё зависли на часок, но нам надо было торопиться в театр.
«Володя, привет! Я тут в рейтинге присоседился к тебе снизу. Не возражаешь? А то многие нервничают, *** даже заходить ко мне перестала, когда её обогнал… Я знаю, к тебе это не относится, написал просто так. Где твои новые рассказы? Где рубрика «нашёл…»? (С. Первухин. из личной переписки)
«Повезло тебе, Володя, ты в храм сходить можешь, а мне и сходить некуда, новый такой же *** и попы на лексусах. Везде одно и то же." (С. Первухин, из личной переписки)
«У меня был сосед, когда я на севере жил. Утром с жуткого похмелья, заглядывал ко мне, когда я на стук в дверь возникал в проеме, он кивал головой и спрашивал — «есть?». Я качал головой — «нет». Он немного стоял, потом поднимал указательный палец кверху и говорил: «ничего, в этой жизни мы победим!». И к вечеру нахерачивался вдрабадан. Проходя мимо моего балкона и видя меня, снова поднимал палец и говорил: «Я же говорил — победим»… Ну, и мы, живы будем — не помрём! Победим!))" (С. Первухин, из личной переписки, орфография сохранена)
У нас были заранее куплены билеты в «Театральный Ковчег». Давали самый подходящий для такого дня спектакль «Верую…" по мотивам рассказов Василия Макаровича Шукшина. Гениальная вещь!
Помнишь сюжет?
Максим мается от тоски и скуки, не находит себе места и определяет свою болезнь как душевную. Уходит в запои — не помогает, работа на износ тоже. Жена его понять не может — какая душа? какие муки? человек дурью мается! Смысл жизни утерян. Тут он вспоминает, что к его другу Илье приехал гость, настоящий поп. У священника было заболевание легких, и Илья продавал ему барсучий жир для лечения. Как раз в это время он приехал за очередной партией лекарства.
Когда Максим зашёл в дом, Илья и поп были уже выпившими — пили они спирт. Илья уснул за столом. Поп обрадовался новому собеседнику и сразу предложил Максиму выпить, на что тот ответил, что он может, конечно, и выпить, но пришел не за этим. Рассказал, что душа болит, и спросил, может ли она вообще болеть у верующих. Поп обрадовался такому вопросу и начал говорить.
Помнишь его длинный монолог?
«Как только появился род человеческий, так появилось зло. Как появилось зло, так появилось желание бороться с ним, со злом то есть. Появилось добро. Значит, добро появилось только тогда, когда появилось зло. Другими словами, есть зло — есть добро, нет зла — нет добра. Что такое Христос? Это воплощенное добро, призванное уничтожить зло на земле. Две тыщи лет он присутствует среди людей как идея, борется со злом. Две тыщи лет именем Христа уничтожается на земле зло, но конца этой войне не предвидится.
Итак, идея Христа возникла из желания победить зло. Иначе зачем? Представь себе: победило добро. Победил Христос… Но тогда зачем он нужен? Надобность в нем отпадает. Значит, это не есть нечто вечное, непреходящее, а есть временное средство, как диктатура пролетариата. Я же хочу верить в вечность, в вечную огромную силу и в вечный порядок, который будет.
Я говорю ясно: хочу верить в вечное добро, в вечную справедливость, в вечную Высшую силу, которая все это затеяла на земле, Я хочу познать эту силу и хочу надеяться, что сила эта победит. Иначе для чего всё? А? Где такая сила? Есть она? Я такой силы не знаю. Возможно, что мне, человеку, не дано и знать её, и познать, и до конца осмыслить. В таком случае я отказываюсь понимать свое пребывание здесь, на земле. Вот это как раз я и чувствую, и ты со своей больной душой пришел точно по адресу: у меня тоже болит душа. Только ты пришел за готовеньким ответом, а я сам пытаюсь дочерпаться до дна, но это — океан. И стаканами нам его не вычерпать. И когда мы глотаем вот эту гадость… когда мы пьем это, мы черпаем из океана в надежде достичь дна. Но — стаканами, стаканами, сын мой! Круг замкнулся — мы обречены.
Я — человек, и ничто человеческое мне не чуждо. Так сказал один знаменитый безбожник, сказал очень верно. Несколько самонадеянно, правда, ибо при жизни никто его за бога и не почитал. Теперь я скажу, что Бог есть. Имя ему — Жизнь. В этого Бога я верую. Это суровый, могучий Бог. Он предлагает добро и зло вместе — это, собственно, и есть рай. Чего мы решили, что добро должно победить зло? Зачем? Ты правильно догадался — у верующих душа не болит. Но во что верить? Верь в Жизнь. Чем все это кончится, не знаю. Куда всё устремилось, тоже не знаю. Но мне крайне интересно бежать со всеми вместе, а если удастся, то и обогнать других… Зло? Ну — зло. Если мне кто-нибудь в этом великолепном соревновании сделает бяку в виде подножки, я поднимусь и дам в рыло! Никаких — „подставь правую“. Дам в рыло, и баста! Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно — с песню! Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает…»
Сергей, иногда такие батюшки — необычные, выпивающие, на вид не смиренные и не постные, лечат души людей гораздо более эффективно, чем те, кто сидит в храмах, и пугают людей карой небес.
«Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.»
«Театральный Ковчег» в Сергиевом Посаде — это для меня большое открытие. Это один из лучших провинциальных театров, что я видел. Ярославская школа. Вообще, история театра в Сергиевом Посаде довольно сложная и интересная.
Сергей, я только что перечитал нашу с тобой переписку. Последнее слово было за тобой: Сергей Первухин, 19 ноября 2019 11:45 «Запарка Володя! Я вот тоже думаю — для кого я здесь пишу? Давай разгребайся, читаем друг друга, а то я скоро тоже исчезну…»
Если бы я знал тогда, что ты имеешь в виду! Насколько страшные слова ты мне сказал! А я сразу не придал этому значения, хотя немного насторожился. Потом стал догадываться, но боялся спросить. И мы почти два месяца провели в ненужном молчании. Мы столько всего не смогли друг другу сказать. Моя комната просто пропиталась нашим не разговором. Этот страшный статус на твоей странице. Серёжа, дорогой мой, я не знаю, что должен чувствовать человек, оставивший после себя такую запись. Не знаю!
Сергей, я очень ценю мою дружбу с тобой, которая имела мизерные шансы перерасти из виртуальной в реальную. Я очень ценю нашу бесконечную переписку, где было место радостям и печалям, восхищениям и обидам. Она была с первого дня искренней, честной и по-настоящему мужской.
Теперь вот отвечаю тебе этим рассказом. Ты когда будешь смотреть его, не обращай, пожалуйста, внимание на плохие фотографии. Да, я знаю, что они у меня получились никудышные. Так ведь у меня и фотоаппарата не было, всё на телефон и как-то впопыхах. И рассказ я поначалу не собирался писать. Я хотел, чтобы эта поездка просто осталась у меня в душе.
Мы вышли из театра, ошеломлённые постановкой и неожиданно изменившейся погодой. Наконец-то пришла настоящая зима. Город завьюжило. Маленький подмосковный городок накрыл тёмным небом- одеялом февральский вечер. Немногочисленные прохожие торопились домой. В Лавре активизировались попрошайки.
В старых домах, в квартирах загорелись светом окна. Ты не поверишь, не смотря на дурацкую промозглую погоду было так уютно! Я никогда не видел этот город таким славным и жизнеутверждающим, хотя был в нём уже десятки раз. Сергей, если бы ты приехал в Москву, я настоял бы, чтобы ты обязательно посетил Сергиев Посад.
Помнишь, как ты признавался мне, что любишь мои рассказы за душевность, что я путешествую ни как все, что мои рассказы не совсем туристические, что путешествия мои больше вглубь, чем вширь. Я отшучивался, говорил, что сентиментальность — это, мол, не всегда хорошо, это может быть и предвестником гормонального сбоя. Один раз в шутку тебе сказал, что рассказы твои читаю тоже с пребольшим удовольствием, но, япона мать, уже запутался в этих японских именах и названиях. Ты знаешь, если бы ты сейчас стал свои рассказы японскими иероглифами выводить, я всё равно бы их читал!
Сергей, тут конкурс на лучший новогодний рассказ затеяли. Я помню, что ты собирался его писать. Я бы за тебя голосовал двумя руками! Рассказа я, к великому сожалению, не обнаружил… так ты его с собой и унёс…
…и унёс.
…с собой.
Серёж, в голове сумбур. Со всех сторон мысли в голову лезут, а вылезают прямо сюда, как фарш из мясорубки. И наговорил тебе, может быть, лишнего. Но я не стану ничего менять. Ни слова. Прости.
Говорят, что наша с тобой переписка где-то в облаках. А ты там, будешь рядом. Напиши хоть пару строк!..
(написано в ночь с 6-го на 7-е февраля)
Скорбим и помним! Светлая память!
А что нам всем, временно здесь оставшимся, остаётся? просто Жить…
Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия